СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование проектной методики на уроках английского языка как эффективного пути пополнения словарного запаса у учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья рассказывает об использовании проектной методики на уроках английского языка как эффективного пути пополнения словарного запаса у учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Использование проектной методики на уроках английского языка как эффективного пути пополнения словарного запаса у учащихся»

УДК Е.В.Войт-Лонгус, учитель

немецкого и английского языков

1 категории,

МОУ «Ержовская СОШ»

г.Рыбница, Приднестровье


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ

В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

КАК ЭФФЕКТИВНОГО ПУТИ ПОПОЛНЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА


Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности учащегося остаются приоритетными в современной методике преподавания иностранного языка.

Реформа школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения является важнейшим условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающегося. Именно развитие становится ключевым словом процесса обучения, сущностным, глубинным понятием.

Проектная методика предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить любую проблему в результате самостоятельных действий учащегося с обязательной демонстрацией этих результатов. Работая самостоятельно над проеектом, учащийся одновременно выполняет несколько задач. Он анализирует определённый объём информации, синтезирует её, обрабатывает, занимается её переводом и адаптацией к использованию. При этом он работает с различной по сложности лексикой. Определённую часть информации ему приходится переводить. Таким образом учащийся в работе над проектом легко может пополнять свой словарный запас по определенной теме. Проектная работа и обучение в сотрудничестве находит все большее распространение и признание в образовательных системах разных стран мира. Проектная работа обусловлена следующими причинами:

- необходимостью не столько передавать учащимся набор определенных знаний, в том числе и пополнение своего словарного запаса, но и научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться полученными знаниями для решения новых задач в процессе обучения;

- актуальностью приобретения коммуникативных навыков и умений, то есть умений работать в разнотипных группах, исполняя при этом различные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника, работать в группе или самостоятельно);

- актуальностью коммуникативного процесса, что означает знакомство с разными культурами, нравами, обычаями, разными точками зрения на одну проблему, знакомство с новым словарным запасом;

- значимостью умения использовать исследовательские методы: собирать, переводить и синтезировать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, делать выводы и заключения а также уметь в будущем аппелировать новыми лексическими единицами. На уроках иностранного языка изучается активная лексика по учебным темам. Но небольшое количество времени, отведённое на изучение темы, не всегда позволяет учителю познакомить учащихся с большим количеством слов, словосочетаний и речевых клише. Учащиеся изучают лищь малую, основную,базисную лексику по теме. Из своего долгого педагогического опыта могу утверждать, что ребята не любят учить лексику.Выполнение различных лексических упражнений на закрепление изучаемой лексики не всегда приносят стопроцентный результат. Как же заинтересовать учащихся пополнять свой словарный запас? Как сделать этот процесс интересным и непринуждённым? На помощь приходит метод проектов.

Содержание метода проекта раскрывается через его принципы. К важнейшим из них относятся:

  1. связь идеи проекта с реальной жизнью (проект должен быть актуальным). С точки зрения пополнения словарного запаса данный принцип держит тесную связь между тематикой проекта и обрабатываемой информацией учащимися;

  2. интерес к выполнению проекта со стороны всех его участников (проект должен заинтересовать каждого участника проектной группы). Я предлагаю своим ученикам вести отдельный словарь, в который они вносят дополнитнльную лексику по теме, которую они нашли в ходе работы над проектом. Им становится интересно находить новые "нужные" слова и выражения. Отдельный урок я посвящаю знакомству с найденной ребятами лексикой.;

  3. ведущая роль консультативно-координирующей функции преподавателя (учитель становится координатором действий проектной группы). Учитель остается координатором всех действий ребят и помогает каждому на любом этапе проекта. Особенно эта помощь нужна им именно в работе с новой лексикой. Большая часть дополнительной информации неадаптирована, содержит аутентичные тексты. Ребята сталкиваются с трудностями именно при её переводе. Тут важна партнёрская помощь, а не тотальный перевод материалла со стороны учителя;

  4. самоорганизация участников проекта (участники самостоятельно распределяют между собой обязанности по работе над проектом).Очень часто ребята параллельно с продуктом своего проекта демонстрируют и продукт лексической работы. Они готовят словотаблицы, куда вносят наиболее интересную и полезную на их взгляд лексику, с которой они столкнулись в ходе своей работы над проектом и которую они предлагают взять на вооружение остальным ребятам из других групп;

  5. умение ставить цель на создание конкретного продукта (цели и задачи должны быть реальными для выполнения, четкими и лаконичными);

  6. монопредметный и метапредметный характер проектов (проект должен быть связан с другими учебными предметами по своей тематике);

  7. временная и структурная завершенность проекта (проект должен в итоге быть завершенным).

Для успешной работы необходимо соблюдать не только принципы, но и этапы работы над проектом.

Оценку следует выставлять за проект в целом:

- за лингвистическую (языковую) правильность;

- за многоплановость характера проекта;

- за уровень творчества;

- за стиль и чёткость презентации.

В процессе сбора и подбора материала по тематике проекта,повторюсь, ребятам приходится сталкиваться с аутентичными материалами. В наши дни это стало возможным не только благодаря наличию большого количества учебных материалов, но и возможностью доступа к сети Интернет. Безусловно, такие материалы содержат большой лингвострановедческий потенциал, работа при подготовке проектов обогащает знания школьников о культуре, быте, нравах и обычаях, этике страны изучаемого языка. Таким образом, помимо обогащения словарного запаса, происходит развитие лингвострановедческой компетенции. Ведь работа над проектами предусматривает не только сбор информации о стране изучаемого языка, но и непринуждённое, творческое и в духе соревнования повышение уровня лексико-грамматической компетенции. Вспомогательными компонентами являются также тестирование, анкетирование, поиск и сбор необходимой информации, анализ и синтез информации, опрос и исследование, проводимые в родной стране, с возможностью последующего сравнения двух культур. Поэтому можно положительно констатировать о развитии межкультурной компетенции учащихся в процессе выполнения проектной работы.

При выполнении проектной работы школьникам приходится много читать, пополняя свой пассивный лексический запас, часть которого затем переходит в активный, так как некоторые новые слова и речевые структуры учащиеся должны употреблять в процессе презентации работы. Таким образом, происходит их изучение и закрепление. Мною замечено, что самостоятельно изученная лексика в ходе работы над проектом, лучше усваивается учащимися. они устойчиво употребляют её в своей речи и потом. В ходе подготовки презентации предусмотрены беседы и дискуссии по теме, дополнительные вопросы. Тут можно говорить об использовании неподготовленной или частично подготовленной диалогической и монологической речи. Это может происходить благодаря тому, что, во-первых, проект делается в группе и учащийся чувствует поддержку группы без вмешательства преподавателя; во-вторых, тем, что речевая деятельность школьника приобретает мотивированный характер, так как общение происходит на актуальную и интересную для него тему на основе собранной им информации, фактов и дополнительных материалов. В группе с низким уровнем обучения не предусмотрены дискуссии и устные обсуждения. Однако, таким группам тоже нужно применять элементы дискуссий по тематике проекта, постепенно увеличивать речевую нагрузку, что подталкнет ребят к говорению на иностранном языке.

На мой взгляд, в проектной методике заложен большой потенциал для решения таких задач, как преодоление инертности, боязни публично выступать и говорить на иностранном языке из-за возможных ошибок в речи. Проектная методика развивает у школьников самостоятельность, творчество, активность, так необходимые им в процессе обучения. Использование этого метода реально превращает учащегося из объекта обучения в субъект учебной деятельности. Учитель же в свою очередь выступает в роли помощника и наставника. Ребята чувствуют его поддержку, получают от учителя необходимую помощь, но при этом они самостоятельно работают. Уникальность проектной методики заключается в том, что ребята работают самостоятельно. Они выбирают для себя способы работы, находясь в рамках поставленной цели. Учитель «дает детям холст и рамку, а краски и технику живописи дети выбирают сами» - так можно охарактеризовать принцип работы проектной методики. Немаловажно также и то, что в работе над проектом дети учатся совместно работать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные ценности, как взаимопомощь, сопереживание, взаимовыручка, формируются творческие способности, то есть идет неразрывный процесс обучения и воспитания. Сегодня социальное общение очень важно для детей как никогда еще прежде. Метод проектов формирует и совершенствует общую культуру общения школьников и их социального поведения в целом.

















Литература

1. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка: Методическое пособие. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004. – 96 с.

2. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка//Иностранные языки в школе. – 2000. – № 2-3.

3. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве// Иностранные языки в школе. – 2000. – № 1.