Использование сетевых информационных технологий в индивидуальной и коллективной деятельности школьников
Сницаренко Наталья Николаевна, учитель МБОУ «СОШ № 61»
г. Владивосток
2016 г.
Вызовы современности обусловили появление федеральных государственных образовательных стандартов, которые предъявляют новые требования к общеобразовательной школе – повышать качество образования через создание благоприятных условий для развития личности ребёнка, используя системно-деятельностный подход. Акцент делается не только на предметные, но и личностные, и метапредметные результаты.
Учителям информатики в какой-то степени повезло. Особенность самого курса «Информатика и ИКТ» заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности, которые ученики приобретают на уроках, значимы как для других предметных областей, так и для формирования личностных качеств, то есть уже являются метапредметными и личностными .
Тем не менее, поиск учителями новых эффективных видов деятельности, их апробация ведётся постоянно, ибо без этого удержать интерес современных детей к предмету становится всё сложнее.
И здесь нам на помощь приходит Интернет, который, при грамотном подходе, предоставляет уникальные возможности для школьного образования, воспитания личности и её творческой
самореализации.
Несмотря на то, что школьники много времени проводят в Интернете, разнообразием их деятельность не отличается. По данным сайта arbir.ru (Арсенал бизнес решений, http://arbir.ru/articles/a_3276.htm), 65% детей используют Интернет для общения (соцсети, мессенджеры и др.), 30% – играют, слушают музыку, смотрят фильмы и лишь 5% используют Интернет для учёбы. Не правда ли, широкое поле для деятельности учителя?
В данной работе я хочу представить свой опыт активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся через использование сетевых информационных технологий.
На уроках и дома, при выполнении творческих домашних заданий, мои ученики используют различные сервисы и ресурсы Интернета.
Я учусь!
Меня учат
- Поисковые системы Yandex и Google
При изучении в 7 классе темы «Поисковые запросы» ребята проводят виртуальное исследование, сравнивая количество страниц, найденных с использованием разных типов поиска (по любому из слов, по всем словам, точно по фразе).
При этом они лучше понимают смысл логических связок «И», «ИЛИ», «НЕ», что подготавливает их к последующему восприятию темы «Элементы алгебры логики».
2. Познавательный портал для детей и подростков «Блог школьного всезнайки» ( http :// e-parta.ru )
На этом портале в разделе «Техник» ребята 7-9 классов берут информацию для сообщений о новинках в области науки, техники и Интернет-технологий.
3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ( http:// sc.edu.ru )
На этом портале есть много полезных учебных материалов, которые я рекомендую учащимся как для самостоятельного изучения (например, электронный учебник по курсу «Компьютерная графика и дизайн»), так и для закрепления и расширения знаний, полученных на уроках, подготовки творческих заданий (например, электронное издание журнала «Наука и жизнь», раздел «Человек и компьютер»).
-
Хочу сказать подробнее о замечательном ресурсе «Краткая история моделирования», который знакомит учащихся с компьютерными математическими моделями, биографиями авторов моделей и историей моделирования с древнейших времен до наших дней в различных областях знания.
Он просто незаменим при изучении темы «Моделирование и формализация» в 9 классе. Что особенно ценно – закрепление материала можно проводить на информационных моделях из различных школьных предметов (астрономии, физики, географии и др.)
Так выглядит главное окно информационного источника сложной структуры «Краткая история моделирования»
4. Сервисы Google (сервисы второго поколения Web 2.0)
Web 2.0 – это социальные сервисы, позволяющее пользователям не только путешествовать по Сети, но и самим организовывать как индивидуальную, так и коллективную деятельность по созданию информационного контента.
В своё время я об этом ресурсе узнала на курсах в ПИППКРО (ныне – ПКИ РО) и очень благодарна за это преподавателям. Они научили меня, я учу детей. Что удивительно – абсолютное большинство учеников даже не слышали о возможности создания (тем более совместного) и размещения собственных документов в Сети.
При планировании организации работы по знакомству школьников с сервисами Web 2.0 я ставлю следующие цели:
- показать возможности использования открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;
- обучить использованию сетевых технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности;
- обучить организовывать как личное, так и совместное сетевое учебное пространство;
- воспитывать ответственное отношение к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности.
В рамках изучения темы «Интернет как глобальная информационная система» (11 класс) я делаю краткий обзор основных продуктов Google (документы, рисунки, презентации, формы, сайты, карты, планета Земля), говорю о преимуществах их использования, а затем показываю учащимся, как создать презентацию. Они объединяются в группы по 2-3 человека. В группе определяется Владелец документа, который открывает совместный доступ остальным участникам группы и мне, как учителю. Уже дома, к указанному сроку, ребята делают пробную работу на любую тему по информатике.
Требования к оформлению презентации стандартные (наличие титульного листа с названием работы и фамилиями авторов и т. д.), но я прошу, чтобы каждый ещё подписал свои слайды, над которыми он работал.
Пример работы
А вот эта работа – мой первый опыт, 2012 год. Сразу после курсов мне захотелось поделиться с ребятами новыми знаниями. И они с удовольствием сделали работу о Владивостоке в преддверии саммита (АТЭС).
При изучении темы «Информационное моделирование. Модели статистического прогнозирования» учащиеся 11 класса знакомятся с совершенно новыми для них понятиями статистики, регрессионной модели, тренда, учатся строить и исследовать регрессионные модели с помощью табличного процессора MS Excel.
Здесь очень ярко проявляется практическая направленность информатики и её связь с другими дисциплинами.
Для закрепления этой очень важной темы и её творческого осмысления учащиеся выполняют учебный проект под общим названием «Что может статистика».
Ребята объединяются в группы по 2-5 человек и проводят своё статистическое исследование по интересующей их теме. Проект оформляют в виде презентации Google и представляют его на большом экране непосредственно с Диска Google.
В своей работе они должны обосновать выбор темы; свести в таблицу статистические данные; построить точечную диаграмму; построить регрессионную модель, описывающую изучаемый процесс, оценить, насколько она удачна; сделать выводы; описать роль каждого участника группы. Ниже представлены примеры некоторых работ (основные этапы).
Это мой Диск Google с работами учащихся
Ссылка на работу «Что может статистика. ДТП с участием детей»: https://docs.google.com/presentation/d/1kQYjdSPiTMj1rslV8yK8bKmBypx2d1Rfudqaddd-ppU/edit#slide=id.p
Современная реальность диктует свои подходы к обучению школьников, заставляя нас, учителей, непрерывно учиться самим и учить детей так, чтобы они были готовы к жизни в постоянно меняющихся условиях, комфортно чувствовали себя в едином информационном пространстве.
Спасибо за внимание!