Воспитатель: Морозова Ю.А.
Стаж: 5 лет
Квалификационная категория: высшая
Тема: «Использование сюжетно – ролевой игры как средство ранней профориентации детей младшего дошкольного возраста».
Дата начала работы:1 сентября 2021 года
Предполагаемая дата окончания работы:31 мая 2022 года
Актуальность: Профессиональная ориентация детей– это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике; сложная и многогранная проблема по масштабам- государственная, экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам. Так как профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. ДОУ является первой ступенью в формировании базовых знаний о профессиях и начинает формировать предпринимательские навыки в разных профессиях. Поэтому ранняя дошкольная профориентация - это система мероприятий, направленных на прогнозирование
личностного роста ребенка, выявление его способности, наклонности, определенной потребности в той или иной деятельности. Она преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы). Мир, в котором мы сейчас живем, существенно изменился и продолжает интенсивно меняться по сравнению с предыдущими годами. Сегодня на первом месте для многих людей стоит ценность получения благ и удовольствий от жизни. Молодое поколение рассматривают профессиональный труд в большем случае как средство и источник получения возможностей (денег) для реализации потребительских ценностей и желаний. Формирование системных знаний о труде взрослых начинает уже в дошкольном возрасте и предполагает знакомство дошкольников с конкретными трудовыми процессами. Освоение знаний о результатах труда, представленных вещественным продуктом является важным для формирования интереса к труду, бережного отношения к его результатам. Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий, формирование предпринимательских навыков представляет собой необходимый процесс. Современный педагог – это педагог профессионально владеющий всеми современными инновационными педагогическими технологиями, уверенный в эффективности применения их в практике своей работы, умеющий импровизировать, творить, обучать и воспитывать.
Цель: Повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности по вопросу использование сюжетно – ролевой игры как средство ранней профориентации детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
Повысить свой уровень самообразования путём изучения новой нормативно-правовой, научной, организационно-методической, учебной, справочной литературы, интернет- источников по вопросу использования сюжетно – ролевой игры как средство ранней профориентации детей младшего дошкольного возраста;
Разработать многофункциональный кейс «Изучаем профессии», направленный на раннюю профориентацию детей в игре с применением кейс-технологии
Расширить свои знания о разнообразных методах по формированию ранней профориентации у детей дошкольного возраста»
Закреплять умение моделировать работу на основе изученных видов, приемов и способов;
Повысить заинтересованность воспитанников к профессиям и профессиональной ориентации
Привлечь родителей воспитанников к активному взаимодействию и разработать модель взаимодействия с родителями;
Активизировать взаимодействие в системе «педагог-ребёнок-родитель», используя нетрадиционные формы в работе с родителями для повышения компетентности в вопросах воспитания детей; и формирования у детей ранней профориентации»
Подготовить методический материал, картотеку «Профессии»; разработать перспективный план работы с детьми.
Обеспечение психологического, эмоциональное благополучие участников и повышение общекультурного уровня участников образовательного процесса;
Организовать в группе ДОУ РППС и условий для активизации и обеспечения всестороннего развития детей дошкольного возраста по формирование у детей ранней профориентации
Планируемый результат:
У детей:
Образовательные: уточнены, обобщены и расширены знания детей об особенностях некоторых профессий; сформировано значение трудовой деятельности в жизни человека; выработаны положительные отношения и уважение к труду и начальной профориентации.
Воспитательные: созданы условия для воспитания уважительного и доброго отношения к людям разных профессий; дети умеют работать в коллективе; развита эмоциональная сфера детей и психологический комфорт; развиты познавательные, коммуникативные, творческие способности детей.
У педагога:
- повысится профессиональная компетентность по вопросам ранней профориентации через сюжетно – ролевые игры, по использованию инновационных образовательных технологий и т.п.; активизируются умения использования форм и методов работы, способствующих привлечению родителей (законных представителей) к сотрудничеству в процессе реализации целей и задач образовательной программы; систематизируется опыт работы по направлению
ранней профориентации;
У родителей:
- повысится компетентность по вопросам ранней профориентационной работы, в соответствии с индивидуальными, возрастными особенностями детей через сюжетно – ролевые игры; сформируются партнерские взаимоотношения с участниками образовательных отношений; расширятся формы взаимодействия с педагогами ДОУ; будет развиваться способность определить интересы, способности своего ребенка
Для ДОУ/группы:
- составлена картотека «Профессии», Многофункциональный кейс «Изучаем профессии»
- обогатится предметно-развивающаяся образовательная среда, позволяющую решать различные задачи ранней профориентации.
Практические выходы:
Оформление консультации для родителей
Оформление многофункциональной дидактической кейс - игры «Изучаем профессии»
Отчет о проделанной работе за учебный год
Перспективное планирование
Раздел плана | Сроки | Формы работы | Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.) |
Изучение методической литературы | Сентябрь - Апрель | - Изучение нормативных документов, научно – методической литературы, подготовку практического материала. - Подбор дидактический игр, картотек; - Разработка кейс – игры «Изучаем профессии»; - Подбор стихов, загадок, художественной литературы. - Изготовление атрибутов к играм. - Изготовление ширм. - Обзор информации по теме в интернете. | Картотека «Профессии»; дидактические игры, картотеки; кейс – игра «Изучаем профессии»; стихи, загадки, художественная литература. Пополнение предметно-развивающей среды группы |
Работа с детьми | Октябрь Знакомство с профессией «воспитатель», «младший воспитатель» | - наблюдения за трудом младшего воспитателя. - рассматривание иллюстраций, - ЧХЛ А.Барто «Игрушки», Н.Кашнина «Первый день в детском саду» | Игровые ситуации «Накроем на стол», «Оденем Катю на прогулку». С – р игра «Детский сад» |
Ноябрь Знакомство с профессией «врач», «медсестра» | - беседа «Кто такой врач» - экскурсия в медицинский кабинет, - Дид.игра «Какие инструменты нужны врачу» - рассказ медсестры - наблюдение за работой медсестры (бинтует, мажет мазью, взвешивает), - изготовление ширмы | С – р игра «Детский сад. Больница» |
Декабрь Знакомство с профессией «повар» | - беседа «Кто такой повар?», «Что он готовит?» - рассказ воспитателя, - дид.игра «Инструменты повара» - рассматривание иллюстраций. | Игра – инсценировка «Сварим суп из овощей». С – р игра «Повар в детском саду» |
Январь Знакомство с профессией «прачка» | - беседа «Кто такая прачка и что она делает?» - экскурсия в прачку, - наблюдение за трудом прачки (глажка белья), - рассматривание иллюстраций, - рисование «Красивое полотенце» | С – р игра «Стирка кукольного белья» |
Февраль Знакомство с профессией «парикмахер» | - рассказ воспитателя о труде парикмахера, - дид.игра «Чем работает парикмахер?», - рассматривание иллюстраций, - игра «Сделай прическу кукле», «Завяжи бантик», - изготовление ширмы «Салон красоты», - рисование «Мамина прическа». | С – р игра «Парикмахерская» |
Март Знакомство с профессией «шофер», «капитан» | - Беседы «Кто такой шофер?», «Кто такой капитан?», - рассматривние иллюстраций о транспорте, - игра «Что нужно шоферу для работы», «Инструменты капитана», - ЧХЛ – А.Барто «Грузовик», «Кораблик», - рассматривание иллюстраций «У кого какая форма». - рисование «Транспорт» | С – р игра «Шофер», «капитан на корабле» |
Апрель Знакомство с профессией «строитель» | - беседа «Кем быть?», «Кто такой строитель?», - рассматривание иллюстраций, - ЧХЛ – С.Баруздина «Кто построил дом?», - дид.игра «Опиши предмет», - аппликация «Домик для куклы Кати», - конструирование «Мебель» | С – р игра «Строители» |
Май Знакомство с профессией «продавец» | - рассматривание иллюстраций, - рассказ воспитателя, - дид.игра «Какие продукты продают в магазине?», «Подбери овощи по цвету», - и/у «Поможеи Кате выбрать покупку», - изготовление ширмы | С – р игра «Магазин продуктов», «Овощной магазин» |
Работа с родителями | В течении года | Консультирование родителей, рекомендации, буклеты, участие в выставках, в изготовлении атрибутов к играм | Консультации: «Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте» "Сюжетно-ролевые игры в жизни детей", «Сюжетно – ролевая игра как инструмент ранней профориентации дошкольников». Рекомендации для родителей «Сюжетно – ролевая игра в семье» Выставка «Профессии в кукольной моде», изготовлены атрибуты к сюжетно – ролевым играм |
Работа с педагогами | Февраль | Памятки Консультация | «Памятка воспитателю к планированию сюжетно – ролевой игры» Консультация «Сюжетно-ролевая игра как средство профессиональной ориентации дошкольников.» |
Самореализация | В течении года | Изготовление кейса «Изучаем профессии» | Кейс «Изучаем профессии» |
Самоанализ | Май | Анализ деятельности за период работы по самообразованию | Творческий отчет по самообразованию на педагогическом часе |