Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы
Многие учителя русского языка сталкивались с проблемой отсутствия мотивации к изучению русского языка. Часто школьники среднего и старшего звена считают, что свой родной (русский) язык знают с детства, умеют выражать мысли, читать и писать, и этого вполне достаточно. Отсюда и нежелание погружаться в более серьёзное изучение предмета. Вот здесь и должен учитель русского языка продемонстрировать умение заинтересовать обучающихся изучением литературного, нормированного русского языка с множеством правил и исключений.
Как же заинтересовать учащихся?
Важно найти способ, который помог бы научить ребят мыслить, дойти до сути, делать нужные и правильные выводы и обобщения, применять знания на практике. Систематическое формирование потребности каждого ученика получить глубокие и прочные знания развивает определённые мыслительные операции, в том числе логическое и аналитическое мышление, повышает результативность обучения, сохраняет интерес к предмету.
Организация уроков русского языка в системе интеллектуального развития основана на следующих принципах:
1. Разностороннее развивающее воздействие на интеллект ребёнка. (Учитель подбирает и составляет упражнения и задания, в процессе выполнения которых у учащихся формируются лингвистические знания, умения и навыки, развиваются внимание, мышление, память, речь.)
2. Действенный подход к обучению. (Поиск детьми собственных путей решения проблемы.)
3. Обоснованный ответ.(Задания формулируются и формируются таким образом, что школьникам необходимо обосновать свой ответ, отстоять свою точку зрения.)
4. Принцип сотрудничества учителя и обучающегося.
Что же необходимо сделать, чтобы урок русского языка и литературы был интересным и увлекательным, чтобы дети могли выражать собственные мысли и принимать нужные решения?
Необходимо внести изменения в содержание и организацию учебного процесса, процесса обучения.
В этом помогут современные образовательные технологии.
Какие же технологии я использую на своих уроках?
Информационно-коммуникационные технологии.
Технология "Метод проектов".
Технология проблемного обучения.
Технология модульного обучения.
Игровые технологии.
ИКТ (информационно-коммуникационные технологии)
Прежде всего на уроках русского языка я использую ИКТ. Использование ИКТ является эффективным средством активизации познавательной, рефлексивной деятельности учащихся.
Основные преимущества ИКТ: разнообразие форм работы, деятельность учащихся, активизация внимания, повышение творческого потенциала личности.
Я считаю применение информационных технологий необходимым на уроках русского языка и литературы и мотивирую это тем, что они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу, индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам, активизируют познавательную деятельность учащихся.
ИКТ целесообразно использовать при изложении нового материала, закреплении изученного, в системе контроля и проверки, для самостоятельной работы учащихся, проведения нитегрированных уроков.
Необходимо помнить, что применение информационных технологий в учебном процессе по русскому языку и литературе не должно заменять традиционные методы и приёмы обучения.
С какой целью применяю компьютер на уроках?
- Формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;
- обогащение словарного запаса;
- овладение нормами литературного языка;
- организация самостоятельной работы учащихся;
- тестирование (тестовый контроль с помощью компьютера ).
Активно использую интерактивную доску и мультимедийный проектор. Использование доски позволяет учитывать возрастные и психологические особенности учащихся разных классов, создавать благоприятный психологический климат на уроке, сохранять интерес детей к предмету. Зная возможности интерактивной доски, учитывая индивидуальные особенности учащихся конкретного класса, я готовлю необходимый текстовый и графический материал заранее и в нужном темпе использую его на уроке. В несколько раз повышается эффективность урока, исчезает монотонность в преподавании.
Использую следующие формы работы с интерактивной доской:
- работа с текстом и изображениями;
- коллективная работа с электронными образовательными ресурсами;
- демонстрация презентаций, созданных учащимися;
- создание с помощью шаблонов и изображений собственных заданий для занятий;
- создание текстов с помощью электронных чернил.
Как и любое техническое средство, интерактивная доска используется на уроке не более 20 минут. Наблюдения и опрос показали, что у обучающихся сократилось время на выполнение домашнего задания. Обусловлено это тем, что ребёнок лучше стал усваивать материал на уроке. Улучшается внимание и память, снимается эмоциональное напряжение.
Совершенствование методики преподавания русского языка и использованием компьютера позволяет интенсифицировать процесс обучения: повышает темп урока, увеличивает долю самостоятельной работы учащихся.
ИКТ можно использовать на уроках всех типов:
- изучение нового материала и формирование новых умений;
- практическое применение знаний, умений;
- обобщение и систематизация изученного;
- контроль, коррекция знаний;
- комбинированные уроки.
Дифференцированный подход на уроках состоит в сочетании индивидуальной и групповой форм работы. Поэтому использование ИКТ помогает осуществлять разноуровневое обучение.
Технология "Метод проектов"
Суть данной технологии заключается в том, что обучающиеся получают знания в процессе планирования и выполнения творческих заданий - проектов.
Метод проектов решает следующие задачи:
- развитие познавательных навыков учащихся;
- развитие умения ориентироваться в информационном пространстве;
- развитие критического и творческого мышления.
Одна из трудных задач, которая стоит перед учителем и учащимися, - поиск проблемы. Ядро проекта - исследовательская работа учащихся. Отличительная черта метода проекта - поиск информации, которая будет отработана, осмыслена, представлена. Завершение проекта - презентация своего продукта. На своих уроках, во внеклассной работе метод проектов реализую в полной мере, позволяю ученикам создавать качественные и интересные проекты, как в групповой, так и в индивидуальной форме. Пример, 5-6 классы - краткосрочные индивидуальные проекты, 7-8 классы - групповые проекты, 9-11 классы – в основном, проектные работы по литературе.
Считаю, что проектная деятельность - один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Обращение к методу проекта возможно и на уроке при проверке домашнего задания (сообщение, доклад), при изучении новой темы (защита реферата, выполнение творческой работы и т.д.), при закреплении изученного (сочинение, создание сборников, презентаций).
Опираясь на собственный опыт, могу заметить, что метод проекта лучше реализуется с опережающей подготовкой консультантов групп. С помощью учителя сильные ученики-консультанты готовят перечень вопросов, требующих освещения, а также рубрики для оценки вклада каждого в конечный результат проекта. Решение правильно поставленных исследовательских задач существенным образом может изменить весь процесс обучения и резко повысить интерес учеников к предмету. К концу работы учащиеся представляют оформление своих идей, презентацию, рекламный проспект и т.д.
Технология проблемного обучения очень актуальна на уроках литературы в процессе анализа произведений ("Евгений Онегин", "Обломов", "Отцы и дети"...) или в организации исследовательской работы учащихся.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо используется в работе с учебными текстами (приём "инсерт", "синквейн" и др.)
Приём "Составление синквейна"("синквейн",фр.,- стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определённым правилам).
Составление синквейна требует от учеников в кратких выражениях подытожить учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать. Это форма свободного творчества, но по определённым правилам.
Приём "Составление инсерта". Инсерт - приём, развивающий критическое мышление. Очень важен приём при работе над формированием навыков изучающего чтения. Ребята внимательно читают текст, делают пометки, затем кратко заносят ответы в таблицу, что позволяет пройти путь от "старого" знания к "новому".
"V" - уже знал
"+" - новое
"-" - думал иначе
"?" - не понял, есть вопросы
Технологию модульного обучения применяю в старших классах и в среднем звене, чаще на уроках повторения и обобщения материала. Это такая организация процесса обучения, при которой ученик работает с учебной программой, состоящей из модулей, основывающейся на индивидуально-дифференцированном подходе. Роль учителя на модульном уроке - управление работой учащихся: консультировать сильных учеников, помогать слабым.
Игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов, интеллектуальному развитию, активизации деятельности.
"Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности", - писал Сухомлинский. Считаю, что применение игры возможно для школьников всех возрастов. Занимательность - необходимое средство пробуждать и поддерживать внимание и интерес к предмету, ведь в процессе игры затрагивается не только память, но и интеллект, аналитические возможности.
В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности.
На уроках русского языка я использую самые разнообразные методы и приёмы, помогающие результативно и в интересной форме осваивать сложные темы. Это могут быть весёлые стихи, облегчающие усвоение правописания, лингвистические сказки, уроки- путешествия, уроки - КВН, экскурсии.
На литературе особое место занимает творческая мастерская и театрализация.
Во внеклассной деятельности: выпуск тематических газет, конкурсы эрудитов и знатоков русского языка и литературы, конкурсы чтецов, олимпиады. Всё это помогает ребятам реализовывать свои творческие способности, развивать интеллектуальные способности.
Задачи, стоящие перед учителем - словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей - предметников. Наша главная цель - это душа ребёнка, это проблемы нравственности, это развитие творческой личности. Заинтересовать, увлечь обучающегося, научить не бояться трудностей, превратить урок в процесс сотворчества нам помогают современные образовательные технологии.
3