СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование современных оценочных средств на уроках русского языка и литературы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сейчас всё чаще говорят об использовании современных оценочных средств на уроках. Известно, что чем интереснее и разнообразнее формы контроля знаний, тем прочнее изученный материал закрепляется и дольше сохраняется; чрезвычайно эффективны наглядно-образные компоненты контроля; методика контроля должна соответствовать возрастным особенностям мышления учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Использование современных оценочных средств на уроках русского языка и литературы.»

Использование современных оценочных средств на уроках русского языка и литературы.


Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. 
Известно, что формирование любых личностных новообразований − умений, способностей, личностных качеств − возможно лишь в деятельности (Л.С. Выготский). 
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Любой урок имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. 
Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. 

Одним из путей повышения качества обучения является контроль знаний, представленный в виде дидактической системы контроля знаний. С помощью различных методов проверки знаний можно получить полную информацию об уровне достигнутых результатов; готовности к дальнейшему обучению; знаниях, умениях и навыках, полученных в процессе изучения нового материала, его повторении, закреплении и систематизации; памяти, мышлении, речи учащихся; понимании общих подходов к учению; эффективности методов обучения. Проверкой можно и стимулировать учение: положительная оценка нацеливает на успешную дальнейшую учебу; справедливая критика - желание подтянуться. Известно, что чем интереснее и разнообразнее формы контроля знаний, тем прочнее изученный материал закрепляется и дольше сохраняется; чрезвычайно эффективны наглядно-образные компоненты контроля; методика контроля должна соответствовать возрастным особенностям мышления учащихся.

Нетрадиционные формы контроля значительно повышают уровень владения знаниями, поскольку дают школьнику мотивацию обучения, прививают интерес.

В чём актуальность нетрадиционной формы оценивания в рамках ФГОС?

  • система контроля и оценки является средством обратной связи, которое предоставляет информацию о состоянии и проблемах образования на конкретном этапе развития

  • контроль знаний, умений, навыков даёт возможность установить, что усвоили ученики, какими умениями они овладели

  • применение нетрадиционных форм контроля в организации обучения способствует совершенствованию учебного процесса

1. Социальный аспект.

Образование - это особый социальный институт, с помощью которого государство готовит будущих специалистов и профессионалов. Через диагностику и оценивание (комплексная проверка, мониторинг, автоматизированный контроль) можно судить о степени готовности учащихся к той или иной социально значимой деятельности.

Оценка выполняет определённые функции:

  • эмоционально-мотивационную

  • информативную

  • функцию управления

  • социальную

2. Педагогический аспект.

Учитель оценивает степень владения учебными умениями, навыками, а учащийся помнит о затраченных усилиях в процессе выполнения задания, о концентрации воли на встретившихся трудностях.

Учитель может похвалить ученика, подчеркнуть его достижения, тем самым стимулируя его к дальнейшей деятельности, либо намеренно поставить ученика в ситуацию неуспеха, чтобы он почувствовал радость не столько от оценки, сколько от самого процесса открытия истины, то есть ученик преодолеет определённые трудности учебного, нравственного, коммуникативного характера.

Очень важно отметить достижения учащегося, показать своё уважительное отношение к его труду, чтобы у него появилось желание учиться дальше.

3. Психологический аспект.

Опросные этапы урока, диктанты, контрольные задания воспринимаются учениками как стрессовые ситуации. Это связано с оценкой и её последствиями. Нетрадиционные формы контроля, например, тестирование ставит учащихся в изначально равные условия и обеспечивает равенство в итоговой оценке работы. Таким образом, избегая образования барьеров в учебных взаимодействиях и взаимоотношениях учителя и учащегося, не порождает соперничество между одноклассниками, не провоцирует ссоры в семье.

4. Методический аспект.

Чтобы контрольный этап процесса обучения мог стать не приговором, а стимулом к дальнейшей учебной работе, нужно через оценку и взаимооценку подвести учащегося к самооценке. Для этого надо предоставлять учащимся право на самостоятельный выбор сложности заданий;

  • давать учащимся возможность выбирать ту часть работы, которую он хочет сегодня предъявить учителю для оценки (это приучает учащихся к ответственности оценочных действий);

  • постепенно вводить систему самоконтроля, позволяющую самому ученику и его родителям прослеживать динамику учебной успешности относительно его самого.

Поэтому организация чётко спланированной, тщательно продуманной, гибкой, неформальной системы контроля является одним из резервов повышения эффективности процесса обучения.

Различают следующие нетрадиционные формы и методы контроля:

зашифрованный диктант, перфокарты, поэтическая пятиминутка, «ассоциативный кроссворд», «пятиминутки»-самодиктанты, викторины, кроссворды, опорные конспекты, составление словарей, создание компьютерных презентаций.

Перфокарты используют в качестве упражнений, углубляющих, закрепляющих, а также контролирующих знания, умения учащихся, их применение даёт возможность установить степень усвоения учащимися нового материала или пробелы в изученном ранее. Обязательно проводится работа в классе над всеми допущенными ошибками.

Как показывает практика, при использовании перфокарт для отработки написания приставок на -з, -с через три-четыре урока даже слабо успевающие по предмету ученики успешно справляются с темой. Из 27 слов на класс к четвёртому уроку остаётся 4-5 ошибок. Необходимо постоянно помнить обязательное условие: должна проводиться работа над всеми допущенными ошибками.

Таким образом, данный вид работы выполняет не только контролирующую, но и обучающую функцию. Планируя, например, работу по изучению новой темы и заранее определяя, какой диктант будет предложен школьникам в конце её изучения, предусматриваю попутное повторение орфограмм, которые встретятся в диктанте и написание которых может вызвать затруднения у учащихся.

Еще один вариант контрольных работ, который можно использовать на уроках русского языка, - это зашифрованные диктанты. Ученики должны записать только условные обозначения, которые оговариваются. «Шифровать» учитель может новые понятия, изученные в данном разделе, части речи, члены предложения, морфологические признаки и многое другое. Например, на обобщающем уроке по теме «Глагол» в 6-м классе я таинственно сообщаю ребятам: «Необходимо зашифровать все, что вы знаете о наклонениях, чтобы информация не просочилась к ученикам, которые еще их не изучали». На доске записываются условные обозначения: И – изъявительное наклонение, П – повелительное, У – условное. Довольно медленно следует диктовать:

«Не кричи, - сказала мама , - был бы ты воспитанным человеком, ты никогда не повышал бы голоса». «А я и не кричу, - ответил я, - просто мне нравится, когда голос звучит по-командирски. Эх, если я стал бы вдруг генералом, мне никто тогда не сказал бы: «Не кричи!» В тетрадях появляется запись: п и у у и и и и у у п. Конечно, комментируя оценки за диктант – «шифровку», учитель не забудет об элементах игры и скажет: «Жаль, что не все поняли наш тайный шифр. Чтобы стать настоящими разведчиками (агентами и т.д.) нужно обязательно еще раз прочитать параграф и выполнить упражнение номер…»

Для того, чтобы заинтересовать ребят, можно составить диагностические карты по темам, на изучение которых отводится не один урок (например, «Причастие», «Наречие», «Глагол», Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» и т.д.)

Этап учёта знаний, умений, навыков школьников является необходимым звеном в цепи процесса обучения и позволяет "отслеживать" результаты этого процесса.

Всегда неожиданным оказывается эффект в процессе проведения на уроке литературы в любом классе контрольной работы, которую условно называют «ассоциативный кроссворд», хотя, возможно, это название не совсем точно отражает содержание работы. Само по себе включение в структуру уроков литературы составления и отгадывания кроссвордов, сканвордов, чайнвордов и т.д. вряд ли можно назвать новаторским приемом: учителя-словесники уже давно используют их в своей практике. Если необходимо проверить, усвоен ли фактический материал по данной теме (чаще всего это очерк жизни и творчества писателя, вводные уроки), можно составить подобный кроссворд, вписывая в клеточки подготовленной «решетки» (размеры произвольные) слова, которые имеют отношение к этой теме: названия произведений, фамилии героев, круг общения писателя, ключевое слово из цитаты., названия журналов, в которых публиковались произведения писателя и т.д. Слово вписывается без пробелов, только по горизонтальным или вертикальным линиям, а сама контрольная работа напоминает тайнопись: вся решетка заполнена буквами, которые, на первый взгляд, не образуют слова. Достаточно найти хотя бы одно знакомое слово, зачеркнуть его карандашом, а потом уже не представляет большого труда найти остальные. Но самое главное не это. Ребята должны дать им толкование, объяснить свои литературные ассоциации.


К сожалению, готовя выпускников к экзаменационному сочинению, мы уделяем все больше внимания непосредственно анализу стихотворений, чем живому, звучащему поэтическому слову, которое приносится в жертву узким практическим целям. Старшеклассникам в качестве проверки знания текстов лирических произведений я устраиваю поэтические «пятиминутки»: читаю в начале каждого урока, даже не предполагающего изучение поэзии, отрывки из стихотворений, уже изученных и совсем еще незнакомых, а ученики записывают, кому принадлежат эти строки. Ребятам без труда дается «узнавание» стилистической манеры поэта, потому что, кроме заучивания наизусть стихотворений, определенных программой, они готовят к уроку выразительное чтение не менее 10-15 стихотворений. «Пятиминутки» можно составлять и по тематическому принципу: «Любовная лирика поэтов XIX века», «Образ Родины в поэзии XX века», «Мой Пушкин». Чем больше строк вспомнит ученик, чем точнее их воспроизведет, тем выше оценка. Параллельно на уроках русского языка можно проводить поэтические «пятиминутки»-самодиктанты по тем же произведениям, которые изучаются на литературе. Это могут быть всего лишь 2-3 строфы, которые нужно диктовать про себя. А какая удивительная тишина царит на уроке! Зная о такой системе контроля, учащиеся более внимательно относятся к орфографическому и пунктуационному оформлению стихотворения.

Составление опорных конспектов. Чаще всего используется этот вид контроля при изучении учащимися жизни и творческого пути писателя. Ученики должны после изучения материалов учебника, дополнительной литературы отразить в одном конспекте взаимосвязь между событиями жизни писателя, его мировоззрении, личностью и творчеством.

Опорный конспект по литературе – это форма фиксирования результатов анализа текста. Такая форма работы может быть с успехом использована с разной целью: во время анализа произведения на уроке, как вид самостоятельной работы учащихся дома, помогающий проверить их знание содержания текста; при повторении основных понятий теории литературы, при подготовке к экзамену для повторения вопросов, связанных с данным произведением и т.д.

Создание словарей крылатых выражений, афорисмов, высказываний. Например: Словарь афоризмов Базарова; словарь «Эзопова языка» в сказках М.Е. Салтыкова – Щедрина, словарь неологизмов В.Маяковского, словарь крылатых выражений Пушкина в романе "Евгегий Онегин"

Викторина – это совокупность не менее десяти вопросов по определенной тематике, на которые необходимо дать краткие и емкие ответы.

Викторины как средство обучения имеет смысл включать в учебный процесс на начальной стадии урока или на стадии его закрепления. Первый вариант позволяет реализовать контроль или актуализацию знаний, второй способствует закреплению и контролю уровня усвоения материала. Отводимое на работу с викторинами время не должно превышать 5 - 6 минут. На стадии закрепления материала вопросы викторины составляют сами учащиеся.

В качестве проверки знания текстов лирических произведений я устраиваю поэтические графические диктанты. Например, на уроках по творчеству А.Блока, В.Маяковского, С Есенина одно из заданий звучит следующим образом: определить авторов стихотворных строк и начертить графический диктант:

1) На земле - огней до неба, в синем небе звёзд - до чёрта. Если б я поэтом не был, Я бы стал бы звездочётом…2) Заметался пожар голубой, позабылись родимые дали..3) Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые, как слёзы первые любви..4)Вагоны шли привычной линией, Подрагивали и скрипели…5) Ты по-собачьи дьявольски красив, С такою милою доверчивой приятцей…6) В наших жилах кровь, а не водица. Мы идём сквозь револьверный лай…

В итоге должна получиться ломаная, и достаточно одного взгляда, чтобы определить, кто абсолютно правильно выполнил задание, а у кого есть ошибки.

Графические диктанты, занимая минимальное время, позволяют оперативно проверить знания учащихся во время повторения и подготовки к изучению нового материала, в процессе занятия, в конце, во время изучения нового материала. Такие диктанты можно проводить как на уроках русского языка, литературы, так и ну других уроках гуманитарного цикла.

В конце каждой учебной темы можно проводить «Предметный футбол». К вопросам викторины, которые готовятся как учителем, так и учениками, особые требования: они должны быть интересными, познавательными и лаконичными.

Часто такой вид контроля знаний, как домашнее задание, имеют творческий характер. Например, после изучения темы «Стили речи» часть учащихся ( обычно слабые) должны составить карточки с отрывками из текстов разных стилей, а другая часть - изложить какую-нибудь известную сказку в публицистическом, научном, разговорном или в официально-деловом стиле. Приведу небольшие отрывки из работ: «Из милицейского протокола: «…обвиняемый Волк в отсутствие гражданки Козы обманным путём проник в жилище потерпевшей и по отношению к несовершеннолетним детям потерпевшей Козы …совершил преступные действия, нанеся тем самым потерпевшей материальный и моральный ущерб..» («Волк и семеро козлят») или же следующий отрывок : «Мучное изделие округлой формы совершало вращательные движения по наклонной плоскости. В направлении, противоположном данному телу, передвигалось хищное животное семейства псовых…» («Колобок»). С такой работой справятся только сильные учащиеся. Потому что помимо того, что они знают об особенностях и функциях каждого стиля речи, они должны иметь навыки владения этими стилями речи.

Можно предложить учащимся среднего звена задание на дом следующего типа: показать правила наглядно, т.е. нарисовать. Ведь недаром китайская мудрость гласит: «Я слышу - я забываю. Я вижу - я запоминаю. Я делаю - я понимаю». Если ребенок успешно справился с заданием - это говорит о том, что материал урока он усвоил. Эти самодельные пособия и рисунки помогают мне и при проведении уроков-повторений.

Для проверки грамотности можно предложить своеобразный диктант. Он состоит всего-то из одного предложения. Почти все слова в предложении непроверяемые, трудные для написания, в них чаще всего допускают ошибки. Это своего рода тест на хорошую грамотность.

На (досчатой, дощатой, досщатой ) (террасе, терассе, террассе) близ (конопляника, коноплянника, коннопляника)(веснушсчатая, веснущатая, веснушчатая) (Агриппина, Агрипинна, Агриппинна) (изподтишка, исподтишка, из подтишка) (почевала, подчевала, потчевала) (венегретом, винегретом, венигретом) и прочими (явствами, ясствами, яствами) (коллежского, колежского, колледжского) (ассесора, ассессора, асессора) (Викентия, Векентия, Виккентия) (Аполлоновича, Апполоновича, Аполонновича) под (акомпанемент, аккомпонемент, аккомпанемент) (виолончелли, виолончели, виоланчели).

(На дощатой террасе близ конопляника веснушчатая Агриппина исподтишка потчевала винегретом и прочими яствами коллежского асессора Викентия Аполлоновича под аккомпанемент виолончели).

2 ошибки и менее. Ваша грамотность достойна удивления. Вас уже сейчас можно приглашать на работу в Академию наук.

3-5 ошибок. Уровень вашей грамотности - как у хорошего учителя русского языка из средней школы. Это отличный результат.

6-8 ошибок. У вас хороший уровень грамотности для обычного человека. Если вы не работаете корректором или педагогом, то большего от вас и не требуется. Все-таки в жизни нам редко попадаются такие сложные диктанты.

9-11 ошибок. Средний результат. Ваша грамотность немного хромает, но разобрать, что вы пишете, можно без труда.

12-14 ошибок. У вас довольно низкая грамотность. Вы часто пишете слова наугад. С этим диктантом вы не справились.

15 ошибок и более. Надо было хорошо постараться, чтобы написать с ошибками абсолютно каждое слово в этом диктанте, включая, наверное, слово «и». Грамотность у вас практически отсутствует, но не унывайте. Очень многие гении и просто талантливые люди пишут с грубейшими ошибками, и ничего. В крайнем случае, можно изъясняться жестами. Кстати, если кто-нибудь вздумает над вами посмеяться, покажите зубоскалу какой-нибудь жест.

Формы рефлексии

Практикую на уроках рефлексию с использованием фразеологизмов с целью развития речи учащихся

Продолжи предложения

  1. На занятии для меня было важно_________________________

  2. Занятие помогло задуматься о ___________________________

  3. Я научился___________________________________________

  4. К моим достижениям можно отнести_____________________

Выбери фразеологизм, который отражает твою работу на уроке

  1. Превзошёл сам себя

  2. Это ещё цветочки, а ягодки будут впереди

  3. Не ударил лицом в грязь

  4. Бил мимо цели

  5. Язык плохо подвешен

  6. Из кожи вон лез

Внедрение нетрадиционных форм наряду с традиционными методами и приёмами контроля знаний, умений, навыков значительно повышает уровень владения этими знаниями, поскольку даёт школьнику мотивацию обучения, прививает интерес к предмету. В результате такой работы учащиеся с удовольствием идут на урок, активно работают, отстаивают свою точку зрения, любят творческие задания, умеют работать с кроссвордами, являются авторами викторин, с удовольствием выполняют разнообразные виды работ и улучшают свои показатели по предмету.





Денисюк И.М. Страница 8