Межрегиональный практико-ориентированный семинар «Смысловое чтение как основа читательской компетентности при формировании функциональной грамотности»
Использование современных цифровых продуктов для оценки читательской грамотности на примере материалов издательства «Просвещения»
Автор: Любимская Оксана Романовна
По словам Н.Н. Сметанниковой («Стратегиальный подход к обучению чтению») «Грамотность - базовая учебная компетенция, позволяющая человеку непрерывно учиться и осваивать новое, получать доступ к богатствам мировой и национальной культуры и тем самым расширять свой внутренний мир. Грамотность определяет способность и готовность человека к активному усвоению знаний и их применению в каждодневной жизни». В свою очередь грамотность делится на функциональную, включающую бытовую, компьютерную, финансовую и т.п. и читательскую.
• «Читательская грамотность - способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать и использовать ее при решении учебных, учебнопрактических задач и в повседневной жизни».
• В исследованиях PIRLS - «способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм для целей, определяемых обществом и/ или ценных для индивида…»
• В исследованиях PISA - «способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
В своём докладе мне бы хотелось поделится опытом нашей школы в оценки читательской грамотности в основной школе с применением пособия «Метапредметные результаты. Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации» издательства «Просвещение» для 5-8 классов.
Данное пособие используется для оценки сформированности важнейшего метапредметного результата – основы обучения в школе – читательской грамотности (смыслового чтения и умений работать с информацией). В пособие представлены комплексные работы для учащихся 5-9-х классов, включают тексты и задания по математике, русскому языку, естественнонаучным и общественно-научным предметам.
На выполнение работы отводится 90 минут (с перерывом).
В каждой части работы даётся один или несколько текстов и несколько заданий, связанных с ними. Для выполнения заданий требуется использовать знаний, полученные при изучении разных предметов.
Каждый вариант измерительных материалов должен включать ситуации и тексты с разных предметов с целью создания общего поля для оценки умений работать с текстом независимо от предмета. В связи с этим в комплексной работе для 5 класса представлены четыре содержательные области: математика, русский язык, естествознание и обществознание/история. Данные области в целом охватывают возможности формирования метопредметных результатов, создаваемых различными школьными предметами.
В работе оценивается сформированность трёх групп умений:
Умение работать с текстом: общее понимание текста и ориентацию в нём;
Умение использование информацию из текста для различных целей: для решения различного круга задач без привлечения или с привлечением дополнительных заданий.
Умение глубокого понимания текста и выявления детальной информации.
Среди основных умений можно выделить следующие: анализ, интерпретация и обобщение информации.
В пособии содержатся методические рекомендации по проведению комплексной работы, проверке и оценке результатов выполнения заданий и работы в целом, а также рекомендации по интерпретации и использованию результатов.
К книгам прилагается компакт-диск, на котором содержится компьютерная программа для ввода и обработки результатов выполнения работы, а также задания четырёх вариантов комплексной работы.
Сейчас мне бы хотелось перейти к текстам и заданиям, относящимся к содержательной области – русский язык. В первую очередь, хотелось бы поговорить об особенностях текстов:
Соответствие возрастным особенностям восприятия ученика каждого класса: тексты, задания должны затрагивать эмоциональную сферу ребёнка, чем-то удивлять, вызывать естественное любопытство;
Соответствие читательским и жизненным интересам пятиклассников;
Опора на содержание школьного курса русского языка в 5-ом классе;
Информационная насыщенность текстового материала.
Теперь давайте рассмотрим особенности заданий данной работы.
Задания по русскому языку рассчитаны не на механическую работу по приведенному образцу, стандарту, а на активизацию мыслительных способностей; они развивают умение организовать работу (например, умение пользоваться справочными материалами для решения поставленной в задании проблемы).
В центре внимания ребят оказывается текст – традиционный по форме предъявление или предложенный в форме таблице, схемы; текст на лингвистическую тему.
Результаты мониторинга представлены в четырёх формах:
1) Результаты по классу;
2) Результаты индивидуальных достижений учащегося;
3) Результаты по отдельным заданиям;
4) Результаты индивидуальных достижений по отдельным заданиям.
1) Результаты выполнения комплексной работы для оценки сформированности учащимися 5 классов метапредметных результатов (смыслового чтения и умений работать с информацией) по классу
В форме представлены показатели сформированности метапредметных результатов по смысловому чтению и работе с информацией по классу, а именно: общая успешность сформированности умений работать с текстом, успешность сформированности умений работать с текстом, связанным с предметными областями (математикой, русским языком, естествознанием или историей и обществознанием), успешность сформированности отдельных групп умений работать с текстом и уровням достижений. Приведены данные о проценте учащихся, продемонстрировавших базовый и повышенный уровни сформированности метапредметных результатов по смысловому чтению и работе с информацией.
Данная форма позволяет учителю получить информацию о результате выполнения комплексной работы классом в сравнении с результатами классов, составляющих выборку стандартизации. Для наглядности используется графическое представление результатов. На диаграмме можно определить положение класса по показателю «Успешность выполнения работы» среди всех классов выборки стандартизации.
Успешность выполнения работы учащимися данного класса составила 48%. Это означает, что в среднем учащиеся данного класса набрали 48% от максимального балла, который можно было получить за выполнение всей работы.
2) Результаты оценки индивидуальных достижений учащихся по комплексной работе для оценки сформированности учащимися 5 классов метапредметных результатов (смыслового чтения и умений работать с информацией)
Данная форма позволяет учителю получить информацию о выполнении работы каждым учащимся. Для каждого учащегося успешность выполнения работы представлена общим баллом, успешностью выполнения заданий по четырем предметным областям и трем группам умений. По результатам выполнения работы каждому учащемуся определен уровень достижения (базовый, повышенный, пониженный или недостаточный).
3) Результаты выполнения комплексной работы для оценки сформированности учащимися 5 классов метапредметных результатов (смыслового чтения и умений работать с информацией) по отдельным заданиям
Данная форма включает в себя информацию о результатах выполнения конкретным классом каждого задания четырех вариантов комплексной работы с описанием проверяемых умений. Для сравнения полученных результатов приводятся данные о выполнении комплексной работы классом в целом и классами, составляющими выбору стандартизации.
В колонке «Результаты выполнения задания (в %)» по классу и выборке стандартизации представлены проценты учащихся, которые набрали 1 или 2 балла за выполнение заданий. Например, задание 3 в первом варианте, которое оценивало умение второй группы распознавать фигуру на основе описания из текста и обосновывать свой выбор, успешно выполнили 66,7% учащихся класса (в выборке стандартизации – 63,5%).
4) Результаты оценки индивидуальных достижений учащегося по комплексной работе для оценки сформированности учащимися 5 классов метапредметных результатов (смыслового чтения и умений работать с информацией) по отдельным заданиям
По каждому ученику, выполнявшему комплексную работу, формируется следующая информация:
– результаты выполнения работы (общий балл, проценты выполнения заданий по четырем предметным областям и трем группам умений) учеником, классом в целом и классами, составляющими выборку стандартизации;
– результаты выполнения отдельных заданий классом в целом, классами, составляющими выборку стандартизации, и балл учащегося за выполнение каждого задания комплексной работы.
Данная форма может быть выдана родителям, использована учителем для организации индивидуальной работы с учащимся.
В приведенной форме, ученик, для которого была подготовлена форма, не смог выполнить три задания из первого блока по математике (2, 4 и 8) на общее понимание текста и нахождение информации в тексте, а также на использование информации из текста для решения задачи и обоснования своего решения.
Для работы с программой ввода и обработки результатов требуется установленное приложение Microsoft Access (версии 2000, 2003, 2007, 2010).
Далее вы вводите список класса, после у вас появляется такое окно, куда вы уже вводите результаты задания по каждому ученику:
Затем вы нажимаете кнопку «Обработать» и у вас появляются все четыре формы отчёта, о которых мы с вами ранее говорили.
С помощью данной программы учитель получает полную картину