Использование технологии исследовательского обучения на уроках истории и обществознания, во внеурочной деятельности.
«Знание только тогда знание,
когда оно приобретено усилиями
своей мысли, а не одной памяти»
Л.Н. Толстой.
Современный этап развития общества характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности. В качестве одной из основных задач выдвигается формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира. Такие люди будут определять успехи нашей страны в будущем.
Организация исследовательской деятельности обучающихся
Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Поэтому образовательный процесс в школе должен быть поставлен таким образом, чтобы выпускники могли ориентироваться в мире профессий, умели не только адаптироваться в быстроменяющемся мире, но и были способными к преобразованию этого мира, а значит они должны владеть не только знаниями, но уметь применять их в процессе собственной самостоятельной научной, исследовательской и творческой деятельности.
Важно так организовать учебный процесс, чтобы ученик не просто запоминал факты, которые он сможет использовать позже, но и жил, учась тому образу жизни, в котором ему предстоит жить в будущем и, одновременно, учился его целесообразно преобразовывать. Поэтому одним из результатов правильно организованного образовательного процесса должно явиться развитие способности обучающихся к исследовательской, творческой деятельности. А для этого они должны овладеть соответствующими умениями.
Таким образом, важной задачей школы является включение ребенка в исследовательскую деятельность, т.е. в процесс познания мира, своего «я» и себя в меняющемся мире. Основой включения в такую деятельность выступает развитие исследовательских умений обучающихся.
Знакомство школьников с основами исследовательской деятельности возможно через уроки различной направленности, в том числе и через обществознание и историю, внеклассные мероприятия, подготовку и презентацию своих проектов и творческих работ. В рамках внедрения методов исследования педагогу необходимо действовать системно и проводить поэтапный процесс приобщения школьников к исследованию с учетом их возрастных особенностей. На таких уроках возможно целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника.
Исследовательский метод обучения дает возможность:
обеспечить овладение методами научного познания в процессе поиска;
сформировать мотивацию, потребность в таком роде деятельности;
дать полноценные, хорошо осознанные, оперативно и гибко используемые знания;
помочь развитию творческого мышления.
Учебно-исследовательская деятельность обучающихся – процесс совместной работы ученика и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов, предполагающий наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Любое исследование имеет подобную структуру.
Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его целями является развитие личности обучающегося, приобретение функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции ученика на основе самостоятельно получаемых знаний.
Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный, творческий продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате исследования.
Исследовательская деятельность непосредственно на уроке имеет отличия от внеурочного исследования. Она ограничена во времени, носит более узкий характер. Здесь не может быть использовано большое количество литературы. Но при этом соблюдаются почти все правила и принципы, как при любом исследовании. Во время исследования на уроке учитель создает такую ситуацию, которая требует разрешения со стороны учащихся.
Например, постановка гипотезы на уроке при изучении темы: «Социально – экономическое развитие России после отмены крепостного права».«Отмена крепостного права способствовала успешному социально-экономическому развитию России».
Учащиеся должны либо опровергнуть, либо подтвердить данную гипотезу. Обучающиеся делятся на три группы, каждая из которых получает свое задание. Первая группа исследует уровень развития сельского хозяйства в пореформенное время. Вторая группа исследует уровень развития промышленности в пореформенное время. Для этого она использует также текст учебника, данные сравнительной таблицы, предложенной учителем, карту, помещенную в учебнике или атласе «Экономическое развитие России во второй половине Х1Х в». Третья группа исследует развитие в России железнодорожного строительства в пореформенный период. Кроме этих трех групп, создается и экспертная группа. В её задачу входит анализ предложенных таблиц и ответов одноклассников во время работы трех обозначенных групп. В ходе обсуждения предложенной гипотезы обучающимся можно предложить сравнить пореформенный период в России XIX века с современностью. Ученики могут обнаружить некоторые сходства. Будет понятно, что при проведении каких – либо реформ в обществе изменения могут наступить не сразу, а с течением времени.
Например, тема: «Древнерусское государство»
Проблемное задание: Официальная дата образования древнерусского государства – 882 год, однако некоторые историки называют более позднюю дату. Установите, когда было окончательно оформлено древнерусское государство?
Однако, прежде вспомним какой источник является основным по изучению истории древнерусского государства? (Повесть временных лет)
- Предлагаю для решения проблемного задания использовать именно этот документ.
- Чтобы говорить о формировании государственности мы должны точно знать, что такое государство?
- Что такое государство?
- Назовите основные признаки государства? (на доске)
-Заметьте, что только при наличии этих пяти признаков можно говорить о наличии государства
Таким образом, по Повести временных лет, мы проследим становление государственности у восточных славян в периоды правления первых русских князей: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга.
В результате вы должны будете заполнить таблицу:
князь | годы | Признаки государства |
Рюрик | 862 - 879 | 1. Наличие территории и населения 2. Публичная власть |
Олег | 879-912 | 1.Наличие территории и населения 2. Публичная власть |
Игорь | 912-945 | 1.Наличие территории и населения 2. Публичная власть |
Ольга | 945-962 | 1. Наличие территории и населения 2. Суверенитет публичной власти 3. Единая система законов 4. Единая система налогообложения 5. Применение мер принуждения |
|
Работа по группам:
1 группа – Отслеживаете признаки государства в период правления Рюрика
2 группа – правление Олега
3 группа – правление Игоря
4 группа – правление Ольги
Вывод: государство было оформлено в период правления Ольги, т.к. основные признаки государства прослеживаются именно в эти хронологические рамки.
Княгиня придала прежнему аморфному объединению племен государственные черты: обозначила границы, реформировала налогообложение и разработала основы законодательства.
Исследовательская технология используется на различных этапах комбинированного урока: повторение, изучение нового материала, рефлексия и при выполнении домашнего задания.
Домашнее задание исследовательского характера позволяет провести небольшое учебное исследование. Большое значение для развития творческих и исследовательских качеств имеют домашние сочинения по истории.
Смысл поисковой беседы в том, чтобы привлечь учащихся к решению выдвигаемых на уроке проблем с помощью подготовленных заранее вопросов. Эту форму использую в тех случаях, когда ученики обладают необходимыми знаниями для активного участия в решении выдвигаемых проблем. Например, в начале урока «Политическая раздробленность на Руси» формулирую и записываю на доске основные проблемные вопросы темы:
1. Была ли неизбежна политическая раздробленность на Руси?
2. Могла ли Русь в 13 веке противостоять монголо – татарскому нашествию?
Особенно интересны учащимся уроки, на которых обсуждаются личностно значимые проблемы. Например, на уроках обществознания обсуждаем проблемы, которые актуальны для каждого ученика:
- Проблема «отцов» и «детей»: кто прав?
- Жестокость в обществе: как жить дальше?
- Как стать гением? и т. п.
- легко ли быть молодым?
- Ранние браки: за и против?
- Гражданские браки: за и против?
Технология организации исследовательской работы в школе:
Выявление учеников, желающих заниматься исследовательской работой. Индивидуальная работа учителя-предметника с учеником.
Утверждение тем на школьных методических объединениях учителей.
Выступление учеников со своими работами на школьной конференции. Наиболее удачные работы рекомендуются к участию в районной научно-практической конференции.
Выступление учеников с лучшими работами на областной научно-практической конференции.
Исследовательские работы обучающихся могут быть различны по уровню трудности, целевым установкам, степени самостоятельности. При распределении между школьниками тем исследований педагог должен учитывать возраст ребенка, его интерес, уровень познавательной активности, индивидуальные и психологические особенности. Работа должна быть организована таким образом, чтобы ребенок участвовал в ней с желанием, проявлял инициативу, чувствовал, что исследовательская работа – это не урок, который он обязательно должен выучить для получения оценки, а интересная работа.
Приведу примеры из опыта работы.
Классификация творческих работ обучающихся:
Информационно-реферативные – творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников с целью наиболее полного освещения какой-либо проблемы («Поход Ермака в Сибирь»).
Проблемно-реферативные - написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы . Например, в 2021 году мы работали с учеником 8 класса Лутковым Георгием над темой «Судьбы военнопленных в годы Великой Отечественной войны». При написании работы были использованы материалы сайтов «Мемориал», «Подвиг народа», «Память народа», Справочник Захаровой Н.Г. «В фашистских застенках», материалы школьного музея, статья Борисовой Т.Л., из районной газеты «Сельская правда» «Время летит неумолимо …», из Курганской областной общественно-политической газеты «Новый мир» «Зауральцы в Великой Отечественной войне» Мокеевой Т., а также воспоминания родственников военнопленных и старожилов села. Георгий изучив источники, выяснил причины пленения советских солдат в начале войны. Гипотеза, что неготовность СССР к современной маневренной войне, трагическое начало привели к массовому пленению советских воинов, а также неточная информация о погибших подтвердилась. Мы приняли участие в районной исследовательской конференции школьников, заняли 3 место. А в 2022 г на региональном конкурсе исследовательских краеведческих работ обучающихся «Отечество», она победила в номинации «Уважительное отношение к национальным и культурным ценностям»
Описательные творческие работы – направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Например, в 2020 году мы работали с учеником 7 класса Карлышевым Николаем по теме «Парк Победы» , приняли участие в районной исследовательской конференции школьников, заняли 2 место. Затем эта работа была представлена на региональном конкурсе исследовательских краеведческих работ обучающихся «Отечество», она победила в номинации «Уважительное отношение к национальным и культурным ценностям»
Исследовательские творческие работы – выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный собственный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления («О чем поешь частушка?»). Исследовательская деятельность доказала, что поэтапное развитие познавательных интересов, включенное в цель учебных занятий, наряду со знаниями, умениями и навыками, делает весь процесс обучения более эффективным и значительным для учеников, способствует развитию их способностей и, при благоприятных условиях, приводит к положительному результату. Уверена, что исследовательский навык, приобретенный в школе, поможет выпускникам реализовать личный творческий потенциал в их дальнейшей деятельности.