Использование технологии коммуникативного обучения
иноязычной культуре
Технология коммуникативного обучения - обучение на основе общения. Разрабатывал эту технологию Ефим Израилевич Пассов, профессор Липецкого педагогического института, доктор педагогических наук, заслуженный деятель культуры. Принципы построения содержания технологии: речевая направленность (правомерны уроки на языке, а не о языке, обучение языку через общение), функциональность (как слова, так и грамматические формы усваиваются сразу в деятельности), ситуативность, (ролевая организация учебного процесса, ситуации должны мотивировать общение, предпочтение ситуациям из жизни), новизна речевых ситуаций, форм и видов урока, приемов работы на уроке, личностная ориентация общения (учет личных характеристик говорящего), коллективное взаимодействие (способ организации обучения, при котором ученики активно общаются друг с другом), моделирование (отбор информации о стране изучаемого и ее культуре в сжатом, но полном виде, создание страноведческой модели, при этом содержательную сторону языка должны составлять проблемы, а не темы).
Считаю коммуникативный подход одним из эффективнейших в изучении языка на сегодняшний день, а данную технологию органичной для его усвоения. Поэтому широко и активно ее использую на своих уроках.
Во-первых, стараюсь проводить уроки «на языке, а не о языке»: веду урок с учениками на английском, начиная с момента начала урока, когда звенит звонок. Ввожу учеников в мир чужой речи не только с помощью стандартных вопросов ‘How are you?’ (хотя этот вопрос использую тоже), но начинаю диалог с учениками, опираясь на реалии жизни или руководствуясь пройденными или изучаемыми темами. Могу задать вопрос о погоде: ‘What is the weather like today?’, о времени ‘What time is it now?’, о том, что делал ученик вчера в 7 вечера или что будет делать завтра в 7 утра –‘What were you doing yesterday at 7 o’clock in the evening?’, ‘What you will be doing at 7 o clock in the morning tomorrow?’
Во-вторых, для развития речевых навыков выбираю задания и активности, направленные на коммуникацию, в том числе спонтанную («речевые» упражнения). Это разыгрывание диалогов или составление своих диалогов и их представление классу; описание картинок, вопросы по прочитанному тексту (от учителя к ученикам и от ученика к ученику); это игровые ситуации или игры, где ученики раскрепощаются, входят в роль и пытаются создавать собственную речь: интервью с героем шоу-проекта, для младших школьников игра ‘Have you got?’/’There is/there are’, ‘Snowball’, ‘In a shop’, для учеников 7-9 классов - «Безголосый постоялец» и др.
В-третьих, использую нестандартные формы уроков: урок-дискуссию, урок-экскурсию, диспут, урок-театрализацию.
В-четвертых, выбираю такие формы деятельности, которые лучше способствуют коммуникации учащихся – работа в парах, группах. Но вместе с тем оставляю фронтальную работу и индивидуальные ответы учеников.
В-пятых, использую технические средства – компьютер и программу Power Point, а также видео и аудио материалы, мотивирующие учащихся комментировать увиденное/услышанное, давать свою оценку, пересказывать или рассказывать что-то из своего жизненного опыта (‘Using mobile phones’, ‘Charity’, ‘Nice toys’).
В-шестых, использую проблемные вопросы, побуждающие учеников к размышлению, ответам и дискуссии: ‘What is less dangerous for our environment –paper bags or plastic bags?’, ‘Is your appearance important in socializing with people?’ etc.
В-седьмых, использую средства наглядности для активизации коммуникации учеников – картинки, слайды, фото, плакаты, рисунки.
В-восьмых, выбираю для урока тексты, интересные по содержанию (‘Can unhealthy be healthy?’, ‘The Pilgrims-Sailing to a new life!’).