"Использование в программах СПО познавательного, обучающего и вовлекающего контента".
Вовлекающий контент — это образовательный контент, который обеспечивает высокое качество образования за счёт поддержания внимания обучающихся к содержанию обучения на высоком уровне в течение всего периода обучения.
Основная функция вовлекающего контента – вовлечение обучающихся в образовательный процесс, повышение его эффективности, облегчение усвоения учебного материала.
Потребность в повышении качества образовательного контента с целью повышения его привлекательности для обучающихся обусловлена тенденцией снижения коллективной устойчивости внимания у обучающихся. Не секрет, что на уроках любим поговорить с соседом, «посидеть ВК».
Признаками вовлекающего контента выступают:
– наличие мотивационной составляющей, проявляющейся в желании возвращаться к содержанию и осваивать его на новом уровне;
– способность вызывать положительные эмоции и удовлетворение от процесса обучения;
– наличие новизны и эффекта неопределённости в содержании обучения.
Вовлекающая функция образовательного контента реализуется за счет:
– формирования содержания обучения, соответствующего интересам и потребностям обучающихся;
– использование принципа проблемности содержания;
– предоставления выбора форм содержания обучения, позволяющих добиться удобства образовательного процесса для обучающихся и педагогов;
– предоставления возможностей индивидуализации содержания обучения, способствующей повышению учёной мотивации;
– обеспечения вариативности при работе с содержанием обучения в разных условиях и ситуациях.
В каждый раздел программы по учебной дисциплине «Русский язык» включены практические работы, в которые наряду с изучаемым материалом включаю профессионализмы, касаемые выбранной специальности, данное мотивирует курсантов. Используя проблемное обучение, работу в парах, группах, беседы, диспуты, обсуждения, дебаты, выявляем значение слова, учимся правильно произносить, составлять предложения, тексты, работаем с готовыми (например, «Пять кораблекрушений, происшедших по вине капитана» или «Как по дурости капитана «Механик Тарасов» пошёл ко дну, отказавшись от помощи иностранных кораблей», параллельно изучая нормативно-правовую базу.
Работа в парах или группах помогает организации общения, так как каждый обучающийся имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения, уметь договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, быть в сотворчестве равных и разных. Групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.
Эффективными являются игры – соревнования, основанные на групповой деятельности: «Кто больше?», «Кто быстрее?». Подобные игры – соревнования развивают у ребят чувство личной ответственности за результат, быстроту реакции. Кроме того, подобная игровая деятельность насыщает урок эмоционально, поддерживает высокий уровень интереса к предмету.
В программе по русскому языку предусмотрен и прикладной модуль: особенности профессиональной коммуникации. Это и профессионально-ориентированное содержание, включающее основные аспекты культуры речи и практические работы. Так, например, язык специальности. Здесь, как я говорила уже озвучивала год назад, на помощь нам приходит Александр Николаевич Малков. Встреча со специалистом, экспертом перерастает в пресс-конференцию.
В программу по учебному предмету «Литература», помимо изучаемого материала, тоже включены практические работы (чтение, анализ, подготовка литературно-музыкальной композиции, инсцинировка) и профессионально-ориентированное содержание, нацеленные на развитие речи, работу с инфоресурсами (подготовка презентации / постер, коллаж / видеоролика). Но как всё успеть за полтора часа? Здесь на помощь приходит методика
1. «Перевёрнутый класс» (распространённая технология). Например, дома читают материал, записывают в тетрадь биографию писателя, поэта (у каждого есть доступ к личному кабинету онлайн-школы на «Инфоуроке», многие любят сайт «Образовака», где можно пройти и самоконтроль, на занятия приходят подготовленными, имеют вопросы: что понятно, что нет. Считается эффективной методикой, т.к. не нужно повторять то, что курсанты смогли усвоить самостоятельно, на уроке только компенсируются пробелы самоподготовки, а также увеличивается количество времени на учебную дискуссию, главной функцией которой является - стимулирование познавательного интереса; а также обучение навыкам диалогической и монологической речи, рассуждения, самостоятельного высказывания, развитие навыков общения в коллективе, воспитание положительных качеств личности, толерантного отношения к людям.
При проведении практических работ и работ по профессионально-ориентированному содержанию происходит живой обмен идеями, мнениями, взглядами, курсанты знакомятся различными точками зрения, учатся внимательно слушать товарищей, аргументировано отстаивать свою позицию, оттачивать речь. Формирование их коммуникативной компетенции способствует разностороннему развитию языковой личности обучающегося, а также предполагает необходимость гармоничного сочетания учебной деятельности с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков, их познавательной активности, творческого мышления, способности самостоятельно решать различные коммуникативные задачи.