Доклад на тему:
«Использование воспитательного потенциала образовательных событий»
Педагог дополнительного образования
Крылов К.В.
Каждый взрослый приходит в свою теперешнюю жизнь из детства. От того,
каким ,оно было, зависит наша сегодняшняя жизнь. От этого зависит и то,
что мы сможем оставить в наследство нашим детям, как воспитаем их. Ведь
именно в детстве воспитываются умы и сердца наших детей. А воспитание
ребёнка начинается прежде всего с самовоспитания взрослого человека. Роль
пап, мам, бабушек и дедушек с каждым годом становится всё сложнее и ответственней. Всё более творческой становится работа педагога.
Воспитание – одно важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности ребёнка.
Содержание современных учебных программ обладает значительным воспитательным потенциалом. Его реализация зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, предоставляющего воспитанникам образцы подлинной нравственности, патриотизма, духовности, гражданственности, гуманизма. Профессионализм педагога заключается не столько в методической грамотности, сколько в умении отбирать материал к занятию, определять его образовательные и воспитательные возможности. Талант педагога - в тонком чувствовании возможностей своего предмета в формировании моральных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств личности.
Исследователи: такие как Людмила Васильевна Байбородова и др. выделяют ряд идей, реализация которых существенно повышает воспитательный потенциал учебного процесса и обеспечивает успешное решение воспитательных задач.
Усиление воспитательных аспектов содержания учебного материала, которое предусматривает:
− определение вариативной части изучаемого предмета с учетом интересов и потребностей региона, конкретного социума, интересов и потребностей детей. Например как у нас в Республике уроки гражданственности, либо уроки по безопасному поведению при обстрелах и т.д
− аксиологический подход к отбору содержания учебного материала, акцентирование внимания на ценностных и нравственных аспектах его составляющих
Формирование субъектной позиции учащихся в учебном процессе, которая является результатом, условием и средством индивидуально-ориентированного обучения и воспитания. Здесь больше подходит пример по самоуправлению, когда воспитанники могут влиять на процесс обучения.
Организация взаимодействия детей разного возраста в учебной деятельности. Как раз это касается наших Дюков (Т.к. к нам ходят дети разных возрастов) Такое взаимодействие имеет большие воспитательные возможности и обеспечивает следующее:
− успешность освоения учащимися социальных ролей;
− преобразование имеющегося опыта старших, развитие и обогащение опыта младших детей;
− формирование ряда социально значимых качеств личности (чуткость, толерантность, заботливость, коммуникативность, ответственность, организованность и др.).
Воспитательные возможности ценностей состоят в том, что ими поддерживаются определенные аспекты общезначимого гражданского воспитания и развития личности детей и молодежи, в частности:
-воспитание гражданственности, сознание себя гражданами единого
общества;
• воспитание патриотического сознания, любви к нашей общей гражданской
Родине - Республики на основе знания ее исторического прошлого и культуры.
• уважения прав и свобод сограждан, прав личности
• развитие национального самосознания молодежи, приобщение к ценностям
национальной культуры;
• развитие нравственных начал личности, этической культуры, моральных
принципов поведения, принятых в нашем обществе;
• семейное воспитание - выработка уважения к семье, старшим,
самостоятельности и ответственности в области семейной жизни;
Для воспитательного потенциала образовательных событий можно использовать следующие приёмы, такие как:
интервью;
(например, взять интервью по определенной теме у членов своей семьи, ветеранов ВОВ, ветеранов нашей уже войны ). Вопросы для интервью должны
быть разработаны самими учащимися и направлены на раскрытие
определенной проблемы, которую они выбирают самостоятельно или вместе
с педагогом. Это могут быть праздник посвящённые 9 мая, 14 февраля День памяти воинов-интернационалистов либо 11 мая день республики.
-экскурсия;
Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет
кругозор и углубляет знания учащихся. Это может быть экскурсия в библиотеку (Республиканский день библиотек 27 мая), либо в театр ко всемирному дню театра в конце марта и т.д.
-чтение художественных произведений;
Убеждение в воспитательном процессе достигается при использовании
различных приемов и методов: чтение и анализ притч, басен, назидательных
рассказов; этические беседы, разъяснения, внушения, диспуты: например на
Международный день родного языка: 21 февраля, либо Республиканская неделя детской и юношеской книги
которая пройдёт с 24-30 марта Это может быть Викторина либо беседа на такие тематики как : Республиканская неделя музыки для детей и юношества 24-30 марта Или Республиканская неделя здоровья. Международный день спорта на благо развития мира. Всемирный день здоровья
1-8 апреля
Также к этому относятся выставки детского рисунка и других работ декоративно-прикладного творчества;
Республиканская неделя культуры. Международный день культуры. Международный день памятников и исторических мест 15-20 апреля День Конституции Донецкой Народной Республики 14 мая День славянской письменности и культуры24 мая День государственного флага ДНР 25 октября.
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность.
Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в
современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем нашей Республики, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Различными способами вытравливаются из сознания детей, подростков самые святые имена, ярчайшие даты и подвиги, тем самым
рвутся нити, которыми молодое поколение должно быть связано с предками,
с историей, с Отечеством. Поэтому в современных условиях большая
ответственность за воспитание детей ложится на семью и Нас, педагогов. На наше обучение и воспитание, где собственно и закладываются личностные
основания гражданственности и патриотизма будущих поколений.