УДК 371.72
Использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом менеджменте тренера с детьми младшего школьного возраста
© 2018
А.В. Алексеева, магистрант,
Самарский спортивный лицей, Самара (Россия)
Аннотация: В настоящее время системообразующим фактором педагогической системы является педагогический менеджмент, с целью повышения его качества и соответствия меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям. В статье рассматриваются сдоровьесберегающие технологии в педагогическом менеджменте тренера с детьми младшего школьного возраста.
Ключевые слова: педагогический менеджмент; тренер; педагогический менеджмент тренера, младший школьный возраст, здоровьесберегающие технологии.
В настоящее время одним из базовых направлений реализации государственной политики в области образования является модернизация и инновационное развитие системы образования с целью повышения его качества и соответствия меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям. В этой связи в качестве важнейших задач рассматривается развитие вариативности образовательных программ, создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей. При этом одной из актуальных продолжает оставаться задача воспитания подрастающего поколения. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» подчеркивается, что с учетом наличия негативного влияния на развитие детей различных факторов, новая образовательная парадигма должна быть направлена на личностное развитие и ценностное становление ребенка.
Организация развития системы начального образования возможна лишь при освоении инноваций, способствующих качественным изменениям деятельности образовательных учреждений и выражающееся в их переходе на качественно новый этап – режим развития.
В данном случае, системообразующим фактором педагогической системы является управление, а искусством управления процессом обучения – это педагогический менеджмент, т.е. совокупность принципов, методов, организационных форм, технологических приемов управления образовательным процессом, способствующих повышению его эффективности и качества [3, с. 309].
Тренер (англ. trainer, от train — воспитывать, обучать) — человек, профессионально занимающийся тренировкой спортсменов, который осуществляет учебно-тренировочную работу, направленную на воспитание, обучение и совершенствование мастерства, развитие функциональных возможностей своих подопечных.
Специалист в области педагогического менеджмента А. Я. Корх выделяет в деятельности тренера следующие управленческие функции:
1) материально-технического обеспечения;
2) организации и проведения спортивных соревнований и учебно-тренировочных сборов;
3) функцию представительства — формирование сборных команд, оформление официальных заявок на участие в соревнованиях, писем на освобождение спортсменов от учебы или работы, приобретение проездных билетов, оформление командировок, составление смет на спортивные соревнования и сборы, автотранспорт, получение подотчетных денег и т.п.;
4) организации набора в учебно-тренировочные группы;
5) руководства старшего тренера деятельностью подчиненных ему тренеров [2, с. 87].
Все сказанное требует, чтобы специалисты физической культуры и спорта владели основами эффективного менеджмента, научного управления физкультурными и спортивными организациями в современных рыночных условиях России. А для этого, естественно, нужно знать современные функции, принципы, методы и технологию эффективного педагогического менеджмента.
Наличие таких управленческих направлений в работе позволит тренеру оперативно определять характер, поведение и реакции спортсмена или команды на тренировочные воздействия. Получаемая объективная обратная связь позволяет эффективно оценивать и успешно прогнозировать действие спортсмена или игроков. Наряду с этим, тренер должен обладать исчерпывающими знаниями в технологии тренировочного процесса, а также учитывать требования, предъявляемые к спортсмену данными видами спорта. Управлять тренировочным процессом намного сложнее, чем физическими объектами, т.к. ответные реакции спортсмена, его мотивации, стремление, желание и другие проявления очень разнообразны [3, с. 308].
Успешность управления в значительной степени зависит и от того, насколько ясные и четкие формулировки получает спортсмен от тренера [3, с. 307]. Немаловажным является также и то, насколько спортсмены правильно и точно понимают требования и задачи, которые необходимо решить в тренировочном процессе. Сообщая конкретное содержание плана тренировки, тренер обязательно должен удостовериться и том, как спортсмены понимают его. Только после этого можно формулировать персональные задания в четких и доступных для понимания выражениях, количественных критериях и технических нюансах.
Результативность профессиональной деятельности тренера зависит от следующих основных параметров:
– ощущения вероятности достижения успеха;
– наличие мотива поведения у спортсмена как личностного фактора целеустремленной системы;
– последствий успеха или неуспеха в решении управленческих тренировочных задач, в данном случае неуспех является поводом для коррекций или пересмотра тренировочных планов.
Таким образом, анализ и обобщение теоретического материала позволило конкретизировать сущность содержания понятия педагогический менеджмент тренера как комплекса принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления учебно-тренировочным процессом, направленный на воспитание, обучение и совершенствование мастерства, развитие физических возможностей детей младшего школьного возраста.
В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. С целью достижения новых образовательных результатов в своей работе с детьми младшего школьного возраста тренер использует здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – такая организация образовательного процесса на всех его уровнях, при котором качественное обучение, развитие и воспитание детей происходит без ущерба их здоровью [1, с. 117].
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это знакомые большинству тренеров-преподавателей психолого-педагогические приемы и методы работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого тренера-преподавателя к самосовершенствованию. Мы только тогда можем сказать, что учебно-тренировочный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья обучающихся и тренеров-преподавателей.
Реализация здоровьесберегающих технологий в спортивных организациях становится эффективным средством сохранения и укрепления здоровья детей. Здоровьесберегающие технологии представляют собой систему мер по охране и укреплению здоровья детей.
Принципы здоровьесберегающих технологий – это системность и последовательность всестороннего и гармоничного развития личности, принцип сознательности, активности и непрерывности здоровьесберегающего процесса, учет доступности, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка [1, с. 63].
Традиционная система физического воспитания, ориентированная на рекомендуемую (подчеркиваю - не обязательную к исполнению, а рекомендуемую) Министерством образования РФ программу, рассчитана на определенное обеспечение помещениями, специализированными оборудованием и инвентарем.
Ознакомившись с анатомо-физиологическими и психологическими особенностями, необходимо обратить внимание на правильную организацию и построение дополнительных занятий физическими упражнениями с детьми младшего школьного возраста. Упражнения должны даваться с учетом физической подготовленности учеников. Нагрузка не должна быть чрезмерной. Занятия проводятся не более 1-2 раз в неделю с учетом того, что ребята 2 раза занимаются на уроках физкультуры. Обучение должно носить наглядный характер с простым и доходчивым объяснением [4, с. 626].
Младший школьный возраст ребенка - это возраст, когда проходит очередной период глубоких качественных изменений всех систем организма, его совершенствование. Вместе с тем, младший школьный возраст наиболее благоприятен для формирования у детей практически всех физических качеств и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности. Чтобы качественно строить работу с этой категорией учащихся тренеру необходимо иметь глубокие знания по анатомии, физиологии, психологии ребенка. [4, с. 627].
Таким образом, тренеру, работающему с детьми младшего школьного возраста, необходимо хорошо знать их анатомо-физиологические и психологические особенности. Недостаточное знание особенностей детского организма может привести к ошибкам в методике физического воспитания и, как следствие, к перегрузке детей, нанесению ущерба их здоровью, тем самым эффективность и результативность педагогического менеджмента снижается.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Горбашко Е. А., Колесников А. А., Менеджмент качества в образовательном учреждении. Часть 1. / Е.А. Горбашеко— СПб.: Издательско-полиграфический центр СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2017. – 189 с.
Cмирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе / Н.К. Смирнов. – М.: АПК и ПРО, 2015. – 121 с.
Паперная Н. В., Шатилова А. С. Педагогический менеджмент в образовании/ Н. В. Паперная, А. С Шатилова // Молодой ученый. — 2017. — №25. — С. 307-309.
Поливаев А. Г. Психолого-педагогический аспект в процессе совершенствования подготовки современного педагога по физической культуре с детьми младшего школьного возраста[Текст] / А. Г. Поливаев // Молодой ученый. — 2016. — № 18. — С. 627–629.
Якимов А. М. Основы тренерского мастерства [Текст]: Учебное пособие для высших учебных заведений физической культуры / А.М Якимов. — М.: Терра-Спорт, 2016. — 176 с.
УДК 371.72
Use of health-saving technologies in pedagogical management of the trainer with children of primary school age
© 2018
A. V. Alekseeva, master's student,
Samara sports Lyceum, Samara (Russia)
Annotation: At present, the system-forming factor of the pedagogical system is pedagogical management, in order to improve its quality and meet the changing needs of society and socio-economic conditions. The article deals with the health saving technologies in the pedagogical management of a coach with children of primary school age.
Keywords: pedagogical management; trainer; pedagogical management of the trainer, younger school age, health saving technologies.
3