11
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад «Богатырь» пгт. Зуя
Мастеркласс для педагогов дошкольных образовательных учреждений
Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ»
Музыкальный руководитель
Гривко Наталья Николаевна
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………2
Обоснование необходимости применения здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя……………....... 2
Воздействие музыки на человека……………………………………4
2. Конспект мастер-класса………………………………………………… 4
3. Список литературы………………………………………………………9
Пояснительная записка
«Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка – целитель здоровья. » Владимир Михайлович Бехтерев
Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание. Во всех существующих программах воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях ведущим декларируется тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением его функциональных возможностей, уровнем физического, психического развития.
К тому же федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает одну из важнейших задач - охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы.
Обоснование необходимости применения здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя
Система работы музыкального руководителя включает не только вопросы музыкального развития, но и вопросы физического здоровья. Только человек, живущий в гармонии с собой и миром, будет действительно здоров
Болезненный, отстающий в физическом развитии ребёнок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, слабая память, низкая работоспособность.
От здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
Ведущим фактором развития мотивационной сферы здорового образа жизни, в моей педагогической деятельности, является музыка. Таким образом, образовательная деятельность носит интегрированный характер, где комплексно решаются задачи музыкального и валеологического воспитания через организацию разных видов детской музыкальной деятельности.
Забота о здоровье детей - важнейшая задача всего общества. Музыкальное развитие ребёнка в аспекте физического имеет свою древнюю историю. Все многовековые исследования целебной силы музыки доказывают, что музыка - это одно из самых эффективных средств физического и эмоционального развития человека. Здоровьесберегающие технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на психофизическое здоровье детей.
Современные здоровьесберегающие технологии возможно и необходимо использовать в музыкальной деятельности следующим образом:
1) Использование здоровьесберегающих технологий в игровой форме в традиционной образовательной деятельности, праздниках и развлечениях.
2) Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни в интегрированной музыкально – валеологической деятельности.
3) Новые формы взаимодействия с семьей по музыкальному воспитанию и приобщению детей к здоровому образу жизни.
4) Активное сотрудничество музыкального руководителя с воспитателями, логопедами, медицинским работником ДОУ.
Воздействие музыки на человека
Целительные возможности музыки известны с древних времен. Исследования современных ученых подтверждают, что произведения П.И.Чайковского снимают нервное напряжение; музыка В.А.Моцарта и Ж.Бизе повышает общий тонус; упражнения В.В.Емельянова укрепляют голосовые связки, дыхательная гимнастика Стрельниковой увеличивает объём лёгких.
Воздействие музыки на человека проявляется следующим образом:
Итак, с одной стороны - музыка благоприятна для организма в целом, она является одним из средств физического развития ребенка. С другой стороны, здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, пальчиковые и речевые игры, игровой массаж, элементы танцетерапии), используемые в музыкальной деятельности, помогают развитию музыкальных способностей дошкольников.
Таким образом, становится ясно, что использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя выступает как необходимое условие полноценного развития детей.
Конспект мастер-класса
Познакомимся с некоторыми здоровьесберегающими технологиями на музыкальных занятиях.
Но сначала предлагаю начать наше знакомство с приветствия:
Вы друг другу улыбнитесь (смотрят друг на друга вправо-влево)
Здравствуйте, здравствуйте.
И прошу вас, подружитесь (берут друг друга за руки)
Здравствуйте, здравствуйте. (пропевают)
1) Психогимнастические упражнения я использую в начале занятия (чтобы помочь ребятам настроиться на рабочий лад), в конце занятия – на релаксацию (чтобы дети успокоились перед уходом в группу), в процессе игр-драматизаций (чтобы помочь детям войти в тот или иной образ).
«Воздушные шарики»
Цель: Снять напряжение, успокоить детей
Муз. руководитель: «Представьте себе, что сейчас мы будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам, и, раздувая щёки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится всё больше и больше. Представили? Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу.» Упражнение можно повторить несколько раз.
«Корабль и ветер»
Цель: Настроить группу на рабочий лад, особенно, если дети устали.
Все играющие стоят или сидят в кругу.
Муз. руководитель: «Представьте себе, что наш парусник плывёт по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно вдохните щёки. А теперь шумно выдохните через рот воздух, и вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем ещё раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!»
2) Валеологические песенки – распевки
Цель: подготовка голосовых связок к пению, укрепляя хрупкие голосовые связки детей.
«Доброе утро»
Доброе утро! Поворачиваются друг к другу.
Улыбнись скорее! Разводят руки в стороны.
И сегодня весь день будет веселее. Хлопают в ладоши.
Мы погладим лобик, носик и щечки. Выполняют движения по тексту.
Будем мы красивыми, Постепенно поднимая руки вверх,
Как в саду цветочки. Выполняют «фонарики».
Разотрем ладошки сильнее, сильнее! Движения по тексту.
А теперь похлопаем смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем. Разводят руки в стороны.
И здоровье сбережем.
Улыбнемся снова, будьте все здоровы! Кланяются и разводят руки в стороны.
3) Игровой массаж
Цель: обучение детей посредством правильного выполнения игрового массажа, благотворно влиять на внутренние органы: сердце, лёгкие, кишечник, воздействие на биологически активные точки тела.
а) с использованием су-джок терапии:
Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.
1-2-3-4-5,
Вышли пальцы погулять.
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик хоть и мал, очень ловок и удал.
Одновременно две руки выполняют разжимание сжимание пальцев. Затем на каждую строчку одеваем на палец кольцо и снимаем.
б) Использование ребристых карандашей, которые есть в каждой группе.
(Их можно использовать для массажа спины, пальчиков ног, в работе в паре.)
Карандаш в руках катаем и ладошки согреваем,
Очень быстро мы катаем, никогда не замерзаем.
Карандаш я покачу вправо-влево, как хочу.
Побежит по пальчикам веселый карандаш,
Постучит по пальчикам, порадует всех нас.
в) Детям очень нравится выполнять упражнения с орехами.
Мишка по лесу ходил, Двумя пальцами ведем вперед орехи.
Он орехи находил, Другой рукой.
Он орехи находил, Еще раз с одной рукой
В детский сад нам приносил. Другой рукой те же движения.
Раз, два, три, четыре, пять. Перекладываем из руки в руку.
Будем с орехом мы играть. Катаем орехом по одной ладони.
Будем с орехом мы играть, По другой.
По ладошечке катать. По тексту движения.
В ручку правую возьмем
И сильней ее сожмем.
Руку быстро разжимаем,
На столе ее катаем.
В ручку левую возьмем
И сильней ее сожмем.
Руку быстро разжимаем,
На столе ее катаем.
Пальчики свои встряхнем
И немного отдохнем.
4) Дыхательная и артикуляционная гимнастика
Цель: Выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
• Активный громкий короткий вдох - через нос
Пассивный свободный выдох - через рот, нос.
•Можно сочетать дыхательную гимнастику со словами:
Вот наши ладошки (показывают)
Звонкие хлопошки.
Мы ладошки все сжимаем, (сжимают ладошки)
Носом правильно вдыхаем, (вдох)
Как ладошки разжимаем, (ладошки разжимают)
То свободно выдыхаем. (выдох)
« Цветок»
Дети присоединяют ладони друг к другу, чуть раскрывая пальцы – «цветок»
«Цветок» - сделать вдох носом («понюхать цветок», задержать дыхание, плавно выдохнуть ртом через маленькую щелку («подуть на цветок»)
«Пыльца» - сделать короткий вздох, задержать дыхание, затем сделать легкий короткий выдох («сдуть с цветка пыльцу»)
«Подуем на каждый лепесток» - сделать короткий вдох, задержать дыхание, сделать пять коротких выдохов на пальцы правой руки («подуть на каждый лепесток», затем снова сделать вдох и пять коротких выдохов – на этот раз на пальцы левой руки.
Артикуляционная гимнастика позволяет осуществлять
развитие артикуляционной моторики:
Цель: обучение детей простейшим артикуляционным движениям по подражанию взрослому, выработка контроля за положением рта.
а) работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т. д.);
б) с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки, массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.
в) с языком
«Язычок проснулся» (толкать язычком в правую и левую щеку);
«Язычок, покажись!» (покусать кончик языка);
«Зубов не страшись!» (высовывать язык вперед и убирать назад);
«Зубы кусаются» (покусать нижнюю и верхнюю губу по всей поверхности);
«Губки хохочут» (в улыбке открыть верхние губы);
«Губки обижаются» (вывернуть нижнюю губу);
«Вкусный язычок» (пожевать язык боковыми губами);
«Чистые зубки» (провести языком между верхней губой и зубами и между нижней губой и зубами);
«Улыбка» (улыбнуться).
5) Логоритмика (речевые игры с движением) метод преодоления речевых нарушений путём развития двигательной сферы в сочетании со словом, движением и музыкой.
«Пограничники»
Тру-ту-ту! Тру-ту-ту! Имитировать игру на горне, поворачивая туловище вправо-влево.
По порядку стройся в ряд, Ходьба на месте.
Пограничников отряд.
Левая, правая, Топнуть сначала левой ногой, потом правой.
Бегая, Бег на месте.
Плавая, Имитация «брасса» в наклоне прогнувшись.
Мы растем смелыми, Встать на носки, руки вверх.
На солнце загорелыми. Стойка, руки за голову.
Ноги наши быстрые, Поднимание согнутых ног вперед.
Метки наши выстрелы, Рывки руками.
Крепки наши мускулы Сгибание рук к плечам.
И глаза не тусклые.
Кто шагает дружно в ногу? Ходьба на месте.
Пограничникам дорогу!
(Ж. Фирилева, Е. Сайкина)
6) .Пальчиковые игры: Эти игры развивают речь, чувство ритма, мелкую моторику рук.
• Пальчиковая гимнастика. Защитники Отечества
Бойцы-молодцы
Педагог.
Пальцы эти — все бойцы, Показать раскрытые ладони.
Удалые молодцы. Два — больших и крепких малых
И солдат в боях удалых.
Два — гвардейца-храбреца, Сжать пальцы в кулаки и поочередно разжимать пальцы на обеих руках одновременно, начиная с больших.
Два — сметливых молодца.
Два — героя безымянных.
Но в работе очень рьяных!
Два — мизинца-коротышки —
Очень славные мальчишки! (Е. Карельская)
Наша армия
Аты – баты! Аты – баты! (поочередно шагают указательным
и средним пальцами то правой, то левой руки)
На парад идут солдаты.
Вот идут танкисты,
потом артиллеристы,
А потом пехота
Рота за ротой. (по очереди соединяем подушечки пальцев, начиная с большого пальца)
7)Ритмопластика.
Цель: Развивать музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. Основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных занятиях, — психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного ("музыкального") инструмента. Поэтому я практикую ритмопластику. Танцы «Мишки», «Зайки», упражнение «Ветерок и ветер»
8) Музыкатерапия
Песня с движениями «Колыбельная»(1,2-я младшие группы)
Использую в играх-драматизациях и как заключительное упражнение на релаксацию.
Ой, люли-люшенки, Кладут руку на руку
Баиньки-баюшеньки. и покачивают ими.
Сладко спи по ночам
Да расти по часам. Поднимают руки вверх.
Музыкальный руководитель. Спит малыш. Свернулся клубочком кот и тоже задремал. И мы с вами отдохнем.
Дети ложатся на ковер, закрывают глаза и отдыхают под звучание колыбельной. Потом садятся, потягиваются, встают и спокойно выходят из зала.
.
Список литературы
Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду / О.Н. Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2013. – 204с.
Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие / Л.В.Гаврючина. - М.: Сфера, 2007. – 160с.
Еременко Н.И. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ / Н.И. Еременко. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2009. – 96с
Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим: Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада / М.Ю. Картушина. - М.: Сфера, 2004. – 384 с.
Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников / М.Ю.Картушина. - М.: Сфера, 2007. – 208 с.
Никанорова Т.С. Здоровячок: Система оздоровления дошкольников / Т.С. Никанорова, Е.М. Сергиенко. - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007. – 96 с.
Овчинникова Т.Н. Музыка для здоровья / Т.Н. Овчинникова. – С-Пб.: Союз художников, 2004. – 41 с.