СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследование на тему "Дети и война"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследование на тему "Дети и война"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Мармыжанская средняя общеобразовательная школа»

Советского района Курской области







Тема работы:

«ВКЛАД МОЕЙ СЕМЬИ В ПРИБЛИЖЕНИЕ ПОБЕДЫ»





Авторы работы:

Мезенцев Дмитрий,

ученик 8 класса

Руководитель работы:

Харина Ольга Викторовна,

учитель истории и обществознания





2018 год



Содержание





  1. Введение………………………………………………………………….…3

2.Раздел 1. Первые дни войны…………..……………..……………………...6

  1. Раздел 2. Вклад моей семьи в приближение победы………………………………………………………………………..8

  2. Заключение………………………………………………………………….14

  3. Список использованных источников…………………………………….....15

  4. Приложения………………………………………………………..………..16





























Введение

Чтобы на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память — наша совесть.
Она,
Как сила, нам нужна…
Ю. Воронов.

 

Война … Сколько боли несет это слово! Война - ровесница человечеству. Во все времена и эпохи люди чувствовали холодное дыхание войны у себя за спиной. Для жителей нашей страны слово «Победа» исполнено глубочайшем смыслом. В нем смешались память о выживших и погибших, слезы радости и скорби.

Каждый год мы с нетерпением ждем, когда наступит Великий праздник – День Победы. Он является для нас особенным. Это день памяти о воинах, которые подарили нам светлое будущее. Традицией для нашей школы стало участие 9 мая в акции «Бессмертный полк». Все школьники отправляются с портретами прадедов на могилу 140 воинам, погибшим в 1941-1943 годах.

Мне тоже захотелось принять участие в этом мероприятии. Я подумал, что кто-то из моих родственников тоже защищал Родину во время войны. Меня это особенно заинтересовало и я решил провести исследование.

Цель моего исследования: узнать какой вклад моя семья внесла в

Великую Победу.

Задачи исследования:

действий.

В процессе исследования была выдвинута гипотеза:

Подрастающее поколение будет настоящими патриотами своей

Родины, если:

 оно хорошо будет знать историю своего рода;

 оно бережно будет хранить память о своих предках.

Предмет исследования: биография членов моей семьи в военные годы

Цель исследования: узнать, какой вклад моя семья внесла в Великую Победу.

Актуальность исследования

На мой взгляд, выбранная мной тема является актуальной по ряду причин.

Во-первых, с каждым годом становится всё меньше и меньше ветеранов - живых свидетелей событий Великой Отечественной войны. Но мы не вправе забывать об этом и должны научиться быть патриотами своей Родины.

Во-вторых, со смертью ветеранов - участников войны исчезают и воспоминания, дающие нам возможность лучше понять события тех лет. Очень важно сохранить память о каждом ветеране.

В-третьих, на мой взгляд, каждый человек должен знать свою родословную: судьбу своих дедов и прадедов, а затем передать эти знания будущим поколениям. Это наш священный долг.

Задачи исследования:

  1. Узнать историю моей семьи в годы Великой Отечественной войны;

  2. Выяснить, кто из членов моей семьи был участником боевых действий;

  3. Собрать и систематизировать материал о том, какой вклад они внесли в приближение Победы.

В процессе решения поставленных задач я опирался  на следующую гипотезу:


Память о Великой Отечественной войне будет сохранена, если каждый человек будет знать и помнить о войне и передавать эти знания по наследству.



Предмет исследования: биография членов моей семьи в военные годы.


Этапы и методы исследования. Исследование проводилось в течение октября 2017 – февраля 2018 г.  и имело три этапа. 

На первом этапе я выбрал тему исследовательской работы, подобрал интернет-сайты по теме исследования.

На втором  этапе я побеседовал с родственниками,   в сельской библиотеке, изучил интернет-сайты, литературу, собрал документы.

На заключительном этапе материал оформлялся в работу.  

Методы исследования: сбор воспоминаний родственников, изучение литературы и интернет-сайтов по данной теме, анализ.

 Практическая значимость результатов исследования: Данную работу можно использовать на уроках истории, классных часах, посвященных Великой Отечественной войне.























































Раздел 1. Первые дни войны

22 июня 1941 года предрассветную тишину внезапно разорвали взрывы ревущих снарядов. Это было время, когда люди отдыхали после тяжелого трудового дня. Юноши и девушки встречали рассвет после выпускных балов. Они мечтали, верили в светлое будущее. Но исполниться их планам было не суждено. Началась страшная, беспощадная война. Никто и не мог предполагать, что советскому народу предстоит пройти через нечеловеческие испытания.

В этот же день - 22 июня в 12 часов дня Молотов выступил по радио с официальным обращением к гражданам СССР, сообщив о нападении Германии на СССР.

«Граждане и гражданки Советского Союза!
Советское правительство и его глава тов. Сталин поручили мне сделать следующее заявление: Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города — ЖитомирКиевСевастопольКаунас и некоторые другие, причем убито и ранено более двухсот человек…

Это неслыханное нападение на нашу страну является беспримерным в истории цивилизованных народов вероломством. Нападение на нашу страну произведено, несмотря на то, что между СССР и Германией заключен договор о ненападении, и Советское правительство со всей добросовестностью выполняло все условия этого договора. Нападение на нашу страну совершено, несмотря на то, что за все время действия этого договора германское правительство ни разу не могло предъявить ни одной претензии к СССР по выполнению договора
Уже после совершившегося нападения германский посол в Москве Шуленбург в 5 часов 30 минут утра сделал мне, как народному комиссару иностранных дел, заявление от имени своего правительства о том, что Германское правительство решило выступить с войной против СССР в связи с сосредоточением частей Красной Армии у восточной германской границы.
Теперь, когда нападение на Советский Союз уже свершилось, Советским правительством дан нашим войскам приказ — отбить разбойничье нападение и изгнать германские войска с территории нашей родины…
Правительство Советского Союза выражает непоколебимую уверенность в том, что наши доблестные армия и флот и смелые соколы Советской авиации с честью выполнят долг перед родиной, перед советским народом, и нанесут сокрушительный удар агрессору.

Правительство Советского Союза выражает твердую уверенность в том, что все население нашей страны, все рабочие, крестьяне и интеллигенция, мужчины и женщины отнесутся с должным сознанием к своим обязанностям, к своему труду. Весь наш народ теперь должен быть сплочен и един, как никогда. Каждый из нас должен требовать от себя и от других дисциплины, организованности, самоотверженности, достойной настоящего советского патриота, чтобы обеспечить все нужды Красной Армии, флота и авиации, чтобы обеспечить победу над врагом.
Правительство призывает вас, граждане и гражданки Советского Союза, ещё теснее сплотить свои ряды вокруг нашей славной большевистской партии, вокруг нашего Советского правительства, вокруг нашего великого вождя тов. Сталина.
Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами».1

В этой войне наша страна потеряла более 27 миллионов человеческих жизней…. Но наш народ выстоял. Ценой собственных жизней прадеды защитили Родину и подарили нам светлое будущее.

























Раздел 2. Вклад моей семьи в приближение победы

Жестокая, беспощадная Великая Отечественная война коснулась и моих родственников. Какой же вклад сделала моя семья в приближение победы?

Начать свое исследование я решил с анкетирования своих одноклассников. Они принимают активное участие в акции «Бессмертный полк». Очень интересно, откуда они узнали о прошлом своей семьи? Я предложил им ответить на ряд вопросов.

  • Вопрос №1 – «Есть ли в твоей семье участники Великой Отечественной войны?»

60 % учеников ответили, что в семье имеются участники Великой Отечественной войны. Результаты представлены на диаграмме. ( Приложение 1)

  • Вопрос №2 – «Знаешь ли ты, какие подвиги они совершили?».

Как видим в диаграмме, 30% учеников ответили «да». Конечно, нужно иметь ввиду, что так ответили те, кто знает о том, что в их семье есть участники Великой Отечественной. (Приложение 1)

  • Вопрос №3 анкеты особенно был мне интересен. Он состоял в следующем: «Откуда ты узнал о прошлом своей семьи?». (Приложение 1)

Ответы на этот вопрос распределились неравномерно. 25% опрошенных ответили, что получили информацию от родителей, бабушек и дедушек. 20% учеников - обратились к интернет – ресурсам. Большинство респондентов упоминали сайт «Подвиг народа». 15 % опрошенных узнали об участниках войны из архивов.

  • Вопрос №4 - «Хотелось ли тебе узнать о подвигах твоих земляков-участников Великой Отечественной войны?». (Приложение 1) На него все респонденты дали положительный ответ.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что большинство моих одноклассников знают о своих родственниках – участниках Великой Отечественной и понимают, насколько важно сейчас получить и сохранить эту ценную информацию.

Следующим этапом моей работы стало изучение родословной и составления генеалогического древа моей семьи. (Приложение 2). В этом мне помогла книга «История села Переволочное» и, конечно же, семейный архив. (Приложение 3). Проанализировав собранную информацию, мне удалось выяснить, что из всех родственников по линии отца в войне с фашистской Германией приняли участие четыре человека. Среди них:

  • Мезенцев Иван Павлович

  • Мезенцев Александр Павлович

  • Мезенцев Константин Павлович

  • Мезенцев Дмитрий Павлович

По линии мамы в войне принимал участие Носов Иван Павлович.

Работая с семейным архивом, я узнал, что Иван Павлович родился 12 июня 1915 года. (Приложение 4) В 1940 году он окончил Тамбовское пехотное училище, а в первой половине 1941 года – танковые курсы в городе Наро-Фоминске. С 1941 года он стал членом ВКП (б).

30 сентября 1942 года Ивану Павловичу было присвоено воинское звание старшего лейтенанта. В бою получил ранение. Пропал без вести в сентябре 1943 года. Этот факт подтверждается и в Книге памяти в томе №6. (Приложение 5)

Пропал без вести.…Это страшная фраза. Но в годы войны она внушала родственникам огромную надежду на то, что их близкие еще живы, что они обязательно вернутся домой. Но сейчас, по прошествии многих лет, мне особенно интересно, а с какого момента пропала связь с этим человеком, где состоялся его последний бой?

Для поиска ответа на этот вопрос я решил обратиться к сети интернет. Сегодня сайт «Память Народа» - это ценность, поскольку он предоставляет достоверную историческую информацию, повествующую о тяжелом времени военных лет. На этом сайте я набрал данные прадеда, который пропал без вести.

Мне удалось выяснить, что он был призван на фронт Советским РВК по Курской области в Советском районе. Командовал взводом с 11.06.41 по 1.09.41 года в 33-м танковом полку, с 4.09.41 по 5.11.41 года в 281-ом Отдельном разведывательном батальоне. Был командиром роты с 7.11.41 по 17.12.41 года в 125-ом танковом полку и с 12.07.42 по 4.02.43 года в 99 танковой бригаде. 24 июля 1943 года убыл в распоряжение майора Пудова из отдельного учебного полка начальствующего состава бронетанковых и механизированных войск Красной армии. Пропал без вести в сентябре 1943 года. Награжден орденом «Красная Звезда». (Приложение 6)

Орден «Красная Звезда». За какие заслуги военнослужащие удостаивались этой награды? Для поиска ответа на этот вопрос я обратился к Википедии и нашел следующую информацию: Орден Красной Звезды учреждён для награждения за большие заслуги в деле обороны СССР как в военное, так и в мирное время, в обеспечении государственной безопасности. (Приложение 6) Награждение орденом Красной Звезды производилось:

  • За личное мужество и отвагу в боях, отличную организацию и умелое руководство боевыми действиями, способствовавшими успеху советских войск;

  • За успешные боевые действия воинских частей и соединений, в результате которых противнику был нанесён значительный урон;

  • За заслуги в обеспечении государственной безопасности и неприкосновенности государственной границы СССР;

  • За мужество и отвагу, проявленные при исполнении воинского или служебного долга, в условиях, сопряжённых с риском для жизни;

  • За образцовое выполнение специальных заданий командования и другие подвиги, совершённые в условиях мирного времени;

  • За большие заслуги в поддержании высокой боевой готовности войск, отличные показатели в боевой и политической подготовке, овладении новой боевой техникой и другие заслуги в укреплении оборонной мощи СССР;

  • За заслуги в развитии военной науки и техники, подготовке кадров для Вооружённых Сил СССР;

  • За заслуги в укреплении обороноспособности государств социалистического содружества.2

Работа с копией наградного листа, я выяснил, что Иван Павлович за время боевых действий с 31 января 1943 года по 10 февраля 1943 года при освобождении населенных пунктов Орловка, Поповка проявил мужество и отвагу. На боевом счету роты за этот период имелось следующее: уничтожено 175 солдат и офицеров, подбито 75 автомашин с войсками и грузами, захвачено 20 повозок. Мезенцев Иван Павлович, по сведениям командира роты, на своем танке лично уничтожил 40 солдат и офицеров противника, подбил 5 автомашин и 7 повозок с различными грузами. Сведения представлены от 17 февраля 1943 года. (Приложение 7)

Родной брат Ивана Павловича – Александр Павлович, 1920 года рождения. Член ВКП(б) с 1939 года. (Приложение 8) На сайте «Память народа», я выяснил, что он был призван в ряды красной армии с 1939 года. Командовал стрелковым взводом 13 полка. 10 июня 1941 года ему было присвоено звание лейтенанта. Считается пропавшим без вести с 1941 года. К сожалению, больше никаких сведений о нем получить не удалось. (Приложение 6)

Практически никаких данных не осталось в моем семейном архиве о Мезенцеве Константине Николаевиче. Работая с сайтом «Память народа», я нашел некоторые сведения о нем. Мезенцев Константин Павлович родился в селе Переволочное в 1911 году. В 1943 году был призван в Красную Армию. Награжден медалью «За отвагу». (Приложение 5)

По сведениям, взятым из Википедии, Медаль «За отвагу была учреждена Указом Президиума ВС СССР от 17.10.1938 об учреждении медали «За отвагу». В Положении о медали говорится: «Медаль „За отвагу“ учреждена для награждения за личное мужество и отвагу, проявленные при защите социалистического Отечества и исполнении воинского долга. Медалью „За отвагу“ награждаются военнослужащие Красной Армии, Военно-Морского Флота, пограничных и внутренних войск и другие граждане СССР». «За отвагу» — высшая медаль в наградной системе СССР.3

Чтобы выяснить, за что именно был награжден мой прадед, что известно о его боевом пути, я обратился на еще один сайт «Подвиг Народа». Здесь мне удалось узнать, что Константин Павлович награжден за то, что он в боях город Кенигсберг с 6 по 9 апреля 1945 года по прямой наводке уничтожил: две артбатареи, три пулимета и 40 вражеских солдат. Этим помог наступающим стрелковым подразделениям. (Приложение 6)

Гораздо больше информации удалось получить о моем прадедушке по линии отца Мезенцеве Дмитрии Павловиче. Это связано с тем, что мне посчастливилось услышать лично от него воспоминания об этой страшной войне. Я успел задать ему интересующие меня вопросы.

Мой прадедушка Мезенцев Дмитрий Павлович родился в селе Переволочное 29 января 1925 года. (Приложение 9) Когда в ноябре 1941 года село было захвачено немцами, дед столкнулся со страшным словом война. Ему вместе с семьей пришлось покинуть стены родного дома и переселиться к родственникам, поскольку в нем расположился штаб вражеского артдивизиона.

21 декабря наши войска вошли в село и первая оккупация закончилась.

Вторая оккупация длилась с 28 июня 1942 года по 1 февраля 1943 года. Так была установлена немецкая власть. Прадеду пришлось, как и всем жителям, очищать от снега железную дорогу, собирать урожай. Через две недели после освобождения Дмитрия Павловича, восемнадцатилетнего парнишку призвали на службу.

Первое время он строил железный мост на станции Кшень. 27 марта 1943 был отправлен на станцию Касторное, а потом его отправили в 42-й гаубичный полк, где он послужил несколько месяцев. Затем полк присоединился к 88-му зенитному дивизиону. Окончил курсы дальномерщиков и был направлен в 34 зенитную дивизию, которая располагалась под Москвой. До окончания службы он находился в этой дивизии. На фронт прадед попал 25 августа 1943 года. Сражение под Спас-Деменском, под Ельней.

Потом полная оборона. «В январе 1944 г нас перебросили под Витебск, в самые болота, - вспоминает он, - а в феврале мы уже вели наступление: каждый день 2 часа артподготовка. За месяц боев продвинулись до 10 километров, а в глубь до 18 километров. Вот в таком мы были мешке!». Так простояли они до 23 июня 1944 года. Потом началось наступление 3-го Белорусского фронта... в составе которого прадед участвовал в освобождении Витебска, Орши, Бобруйска и других городов и сел Белоруссии. В августе 1944 г вышли на берег реки Неман. Полк охранял переправу от налетов самолетов противника. 18 октября 1944 года наши войска перешли в новое наступление. Перешли границу Восточной Пруссии. Дед вспоминал, что дороги там были хорошие, асфальтированные, по зеленям ходили черно-рябые коровы. Но жителей - ни души. Все ушли до прихода наших солдат.

6-9 апреля 1945 года состоялся штурм Кенигсберга. 23 апреля город Пиллау. День победы он встретил на немецкой земле, в Восточной Пруссии. Радость победы можно было увидеть на лице наших солдат. Но в голове у прадеда была только одна мысль: Домой, скорее домой, только домой!. Добраться б до дому, отмыться, отдохнуть…» Но вернулся домой только через три года. Всю войну прадед прошел рядовым солдатом, но очень гордился теми наградами, которые получил: медаль «За отвагу» за освобождение Орши, «За взятие Кенигсберга», медаль от имени президента Белоруссии А. Лукашенко. Но, даже вернувшись, домой, отдыхать не пришлось. Нужно было восстанавливать хозяйство. Дмитрий Павлович работал в колхозе учетчиком в тракторно-полеводческой бригаде. Знал каждое поле, вел строгий учет выполненных работ за каждым механизатором.

В 1949 г Дмитрий Павлович женился на односельчанке Репринцевой Нине Ивановне. Вскоре появились дети. Двух сыновей в честь погибших на войне старших братьев назвали Иваном и Александром.

Прадедушка прожил долгую и трудную жизнь. 29 января 2015 года Мезенцеву Дмитрию Павловичу исполнилось 90 лет. Воспоминания о войне, о том, как был призван молодым парнишкой в Красную Армию, он рассказывал всегда с особой теплотой, волнением и трепетом.

Прадедушки не стало. Но память о нем навсегда останется в моем сердце. В 2015 году в честь 70-летия Великой победы была выпущена книга «Будут помнит поколения». В ней содержится информация о защитниках нашей малой Родины. Там я нашел отдельную статью, посвященную моему прадеду. А в книге «Великая Отечественная война в нашей памяти», которую я бережно храню в своей домашней библиотеке, брат моего деда – Мезенцев Сергей Дмитриевич, напечатал статью, в которой рассказал о боевом пути Мезенцева Дмитрия Павловича. (Приложение 10)





Заключение

Проведя исследовательскую работу, я пришел к следующим выводам:

  • Великая Отечественная война – это героическая страница нашей истории.

  • Для каждого человека семья – это самое ценное, что есть в жизни. Человек должен не только знать родственников, но знать историю своего рода. История семьи – это корни, без которых человек не может существовать.

  •  Я очень горжусь своим прадедушкой, родственниками. Они ценой собственной жизни старались приблизить победу, освободить Родину от немецко-фашистских захватчиков и подарить нам светлое будущее. Они для меня пример для подражания, символ мужества, чести, отваги.

  • Мы обязаны сохранить чувство благодарности, преклонения перед Подвигом наших предков в годы Великой Отечественной войны. Мы – носители этого Святого Знания.























Список использованных источников

Источники

  1. «Известия» № 147 (7523), 24 июня 1941 г.

  2. Книга памяти. Курская область. Том № 6

  3. Семейный архив



Литература

  1. Волков А.А, Молокова Т.А. Великая Отечественная война в нашей памяти. М., 2015 г.

  2. Горюшкин В.И. История села Переволочное Курского Края. М., Директмедиа. 2008 г.

  3. Малофеева Н.Н., Зайцева Н.И., Теремязева Е.В., пос.им. Ленина. 2015 г.

Электронные ресурсы

  1. www.pamyat-naroda.ru

  2. www.podvignaroda.ru

  3. www.wikipedia.ru














Приложения

Приложение 1

Диаграмма 1- Распределение ответов на вопрос: «Есть ли в твоей семье участники Великой Отечественной войны?»



Диаграмма-2 - Распределение ответов на вопрос: «Знаешь ли ты, какие подвиги они совершили?»



Диаграмма-3 - Распределение ответов на вопрос: «Откуда ты узнал о прошлом своей семьи?»

Диаграмма-4 - Распределение ответов на вопрос: «Хотелось ли тебе узнать о подвигах твоих земляков-участников Великой Отечественной войны?»











Приложение 2







Приложение 3

Книга «История села Переволочное»



Приложение 4

Мезенцев Иван Павлович



Приложение 5

Сведение из Книги памяти о Мезенцеве Иване Павловиче







Приложение 6

Работа по поиску информации в Интернете









Приложение 7

Копия приказа о награждении Мезенцева Ивана Павловича





Приложение 8

Мезенцев Александр Павлович





Приложение 9

Мезенцев Дмитрий Павлович



Приложение 10

Статья про Мезенцева Дмитрия Павловича

Статья Мезенцева Сергея Дмитриевича в книги «Великая Отечественная война в нашей памяти»













1«Известия» № 147 (7523), 24 июня 1941 г.



2 www.wikipedia.ru



3 www.wikipedia.ru



14