Исследовательская деятельность как способ формирования личностных результатов обучения в условиях реализации ФГОС.
Автор: Тесленко Инесса Александровна
учитель химии,
МБОУ СОШ №36 г.Воронежа
Новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) является революционным в системе образования. Он изменил подходы к образованию. Новый ФГОС выступает развивающим и прогностическим инструментом модернизации системы образования. Если раньше в основу клали знаниевую парадигму, то теперь во главу угла ставится развитие личности школьника. Отличительной особенностью нового стандарта является внедрение системно-деятельностного подхода. Ребенок в процессе обучения должен приобрести опыт самостоятельного решения проблем. Учитель должен не просто дать знания, а научить ребенка способам деятельности, показать и объяснить на конкретном примере как он, используя тот понятийный аппарат, те знания, которые он приобрел в школе, может решить те или иные жизненные проблемы.
Создать проблемную ситуацию может учитель, но может и сам ученик, и в таком случае, он (ученик) выполняет активную роль в педагогическом процессе. Ребенок по новым стандартам такой же активный участник образовательного процесса как и учитель. Он сам может модулировать ситуации, требующие проблемного подхода. И форма взаимодействия ученика и учителя в этом процессе это сотрудничество.
Однако активная роль учащегося часто вызывает вопросы. В истории педагогики были моменты, когда, так называемые педологи, предлагали убрать из системы образования урочную систему обучения, изучение конкретных предметов и заменить их неким решением проблем. Новый стандарт предполагает появление новых форм проведения урока и внеурочной деятельности, средств обучения, контроля знаний, проведения диалога учителя и ученика, нацелен на то, чтобы дети научились думать, а не получать готовый материал и действовать по шаблону.
Одной из форм достижения личностной цели является организация проектной и исследовательской деятельности. Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Главной его целью является развитие личности, а не получение нового результата, как в «большой» науке. Цель исследовательской деятельности – в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного ученика).
В развитии исследовательской деятельности учащихся в России имеются давние традиции. Повсеместно создавались и функционировали юношеские научно-технические общества и иные подобные организации. Главной целью этой деятельности была подготовка абитуриентов для вузов и формирование молодой смены для научно-исследовательских институтов. В современных условиях, когда актуален вопрос о снижении учебной нагрузки детей, значение термина «исследовательская деятельность учащихся» приобретает несколько иное значение. В нем уменьшается доля профориентационного компонента, факторов научной новизны исследований, и возрастает содержание, связанное с пониманием исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования.
Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Специфика выполнения исследовательских работ в школе состоит в том, что для юношеского возраста характерны еще невысоких общий образовательный уровень, несформированность мировоззрения, неразвитость способности к самостоятельному анализу, слабая концентрация внимания. Поэтому далеко не каждая задача, привнесенная из науки, пригодна для реализации в образовательном учреждении.
Целями и задачами проведения такого вида работы с учащимися, на мой взгляд, следует определить:
развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся;
развитие у школьников умения излагать мысли, применять знания в нестандартной ситуации;
повторение и закрепление основного материала, выраженного в решении проблем в реальной жизненной ситуации;
воспитание умения выступать перед публикой, отстаивать свою точку зрения, стойкости, воли к победе, находчивости, умения применять знания на практике;
Представление исследований имеет решающее значение во всей работе. Наличие стандартов представления является атрибутом исследовательской деятельности и выражено достаточно жестко:
оформление результатов исследования в виде стендового доклада, устного доклада, оформление тезисов и описания работы;
участие в конференциях научных обществ учащихся.
В каждом из стандартов определены характер языка, объем, структура. При представлении результатов работы и руководитель, и учащийся должен строго следовать этим требованиям.
Выполнение исследовательской работы неизменно проходит ряд этапов. Рассмотрим каждый из них на примере выполненной учащимися 9 класса исследовательской работы по химии на тему «Сравнение механизма действия некоторых популярных антацидных лекарственных препаратов».
Этап 1. Выбор темы и актуальность работы. Тема работы возникла после решения ситуационной задачи (Пичугина Г.В. Ситуационные задания по химии. 8-11 классы. – М.: ВАКО, 2014. – 144 с.)
Тема работы актуальна, так как кислотозависимые заболевания занимают ведущее место в структуре заболеваемости. В нашем исследовании мы сравнили механизм действия антацидных препаратов и сделали попытку объяснения, какие преимущества и недостатки есть у каждого из них.
На этом этапе работы руководитель предлагает учащимся подобрать литературные данные о причинах желудочно-кишечных заболеваний, методах лечения, имеющихся в арсенале врачей лекарственных препаратах.
Этап 2. Постановка цели работы. Изучив литературные источники по интересующей нас тематике, учащиеся определяют цели своего исследования: 1) Изучить механизм действия лекарственных препаратов на кислотность желудочного сока; 2) Сравнить действие некоторых лекарственных препаратов на кислотность желудочного сока; 3) Изучить ассортимент предлагаемых современной фармацевтической промышленностью лекарственных препаратов; 4) Выявить наиболее эффективные антацидные лекарственные препараты.
Этап 3. Формирование гипотезы исследования. Учащиеся предположили, что процессы происходящие в желудке можно смоделировать в пробирке (метод «in vitro»). В состав лекарственных препаратов входят вещества, имеющиеся в нашей лаборатории. Можно ли их использовать для изучения механизма действия лекарственных препаратов? В процессе обсуждения возникла гипотеза: «возможно действие препаратов основано на реакции нейтрализации соляной кислоты».
Этап 4. Разработка метода исследования. Руководитель направляет деятельность учащихся, совместно разрабатывается метод исследования, выбираются объекты исследования (подбираются химические вещества и лекарственные препараты, удовлетворяющие условию поставленной задачи с учетом возможностей школьной лаборатории). Учащиеся предлагают возможные пути решения задачи, самостоятельно составляют план работы, прогнозируют результат и пути его достижения.
Этап 5. Получение собственных данных. А) Накопление и обработка статистических данных. С целью изучения ассортимента предлагаемых современной фармацевтической промышленностью препаратов, учащиеся самостоятельно изучили ассортимент интернет-аптек города, составили перечень предлагаемых препаратов разных ценовых групп. И провели опрос среди фармацевтов. Б) Выполнение химического эксперимента. На базе школьной лаборатории под контролем руководителя учащиеся провели собственное исследование. Путем постановки химического эксперимента увидели результат взаимодействия лекарственных препаратов и их компонентов с разбавленной соляной кислотой, делают необходимые расчеты.
Этап 6. Анализ полученных результатов. Получив результаты собственных исследований, учащиеся делают выводы, соответствующие целям исследования.
Этап 7. Оформление результатов работы и ее защита. По результатам исследований учащиеся:
оформили стендовый, устный и печатный доклад, составили тезисы;
защитили результаты своей работы конференциях НОУ разного уровня.
Таким образом, исследовательская деятельность в условиях реализации ФГОС позволяет достичь следующих личностных результатов обучения:
умение самостоятельно находить, отбирать, анализировать необходимую информацию;
овладение знаниями, умениями целеполагания, планирования, анализа учебно-познавательной деятельности;
умение представлять результаты своей деятельности;
умение работать творчески, предпринимая действия и поступки по собственному почину;
умение разумно планировать и организовать свою деятельность;
приобретение коммуникативных навыков группового общения;
приобретение опыта коллективного планирования и анализа деятельности.