СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская деятельность -метод проблемного обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важнейшей характеристикой научно-исследовательской работы  является ее творческий потенциал (креативность). Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие про­блемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и необходимо­стью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. Чем на­стоятельнее потребность общества в творческой инициативе личности, тем острее необходимость в разработке проблем творчества, изучении его при­роды и форм проявления, его источников, стимулов и условий.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская деятельность -метод проблемного обучения»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ –МЕТОД ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ  на уроках биологии и во внеурочное время

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ –МЕТОД ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ на уроках биологии и во внеурочное время

«Знать необходимо не затем, чтобы только знать,  но для того, чтобы научиться делать».  М. Горький Стандарт устанавливает «личностную ориентацию содержания образования;  деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности»

«Знать необходимо не затем, чтобы только знать, но для того, чтобы научиться делать». М. Горький

Стандарт устанавливает «личностную ориентацию содержания образования;

деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности»

Проблемное обучение в какой-то степени отражает путь научного исследования и имеет определенные возможности для формирования готовности к исследовательской деятельности.

Проблемное обучение в какой-то степени отражает путь научного исследования и имеет определенные возможности для формирования готовности к исследовательской деятельности.

 Готовность обучающихся к исследовательской деятельности средствами проблемного обучения:    КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Мотивационный , характеризующийся осознанием значимости знаний об исследовании, наличием положительного мотива к занятиям исследовательской деятельности; Ориентационный , включает в себя представление о логике в этапах научного познания, структуре исследований, этапах исследовательской деятельности, способах получения и обработки результатов; Деятельностный , определяющийся умениями планировать, работать с литературой, анализировать, выглядеть главное, видеть проблему исследования, осуществлять подбор соответствующих средств для проведения исследования, делать выводы; Рефлексивный , предполагающий способность к самоанализу, самооценке, самокритике, готовность к преодолению трудностей

Готовность обучающихся к исследовательской деятельности средствами проблемного обучения:

КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  • Мотивационный , характеризующийся осознанием значимости знаний об исследовании, наличием положительного мотива к занятиям исследовательской деятельности;
  • Ориентационный , включает в себя представление о логике в этапах научного познания, структуре исследований, этапах исследовательской деятельности, способах получения и обработки результатов;
  • Деятельностный , определяющийся умениями планировать, работать с литературой, анализировать, выглядеть главное, видеть проблему исследования, осуществлять подбор соответствующих средств для проведения исследования, делать выводы;
  • Рефлексивный , предполагающий способность к самоанализу, самооценке, самокритике, готовность к преодолению трудностей

Педагогическое условия формирования готовности к исследовательской деятельности средствами проблемного обучения .

Готовность к исследовательской деятельности формируется, если:

  • реализуются возможности проблемного обучения, способствующие формированию у обучающихся познавательного интереса, самостоятельности, творческой активности, стремления овладеть исследовательскими умениями и навыками;
  • Обеспечивается формирование мотивации исследовательской деятельности обучающихся посредством целенаправленного отбора учебного материала для создания проблемных ситуаций, организации субъект-объектных отношений педагога и обучающихся, основанных на принципах взаимного доверия, соучастия, равноправного партнерства;
  • Осуществляется активизация исследовательской деятельности обучающихся на основе создания и разрешения проблемных ситуаций, включения обучающихся в активную мыслительную деятельность, направленную на развитие логических форм мышления;
  • Включается в деятельность по овладению обучающихся исследовательскими умениями и навыками на основе сочетания традиционного и проблемного обучения.
Реализация исследовательской деятельности на уроках биологии и во внеурочное время методами проблемного обучения. Формы исследовательской деятельности Внеурочная деятельность Учебная исследовательская деятельность    На кружковых занятиях, дома, факультативах, модуль курса ОПД «От проблемы к цели»; Выбор темы исходя из интересов обучающихся, предложений учителя; Преобладание группового и индивидуального формы; Исследовательский метод; Среднесрочная и долгосрочная по срокам выполнения; Оформление в письменном виде, презентация, представление работ на конкурс различного уровня; Поощрение: грамоты, дипломы. Во время учебного процесса; Выбор темы определяет содержание учебного материала; Преобладает метод наблюдения; Индивидуальная работа; Краткосрочная по срокам выполнения; Оформление результатов в виде таблиц, рисунков, кратких выводов. Поощрение: оценка

Реализация исследовательской деятельности на уроках биологии и во внеурочное время методами проблемного обучения.

Формы исследовательской деятельности

Внеурочная деятельность

Учебная исследовательская деятельность

  • На кружковых занятиях, дома, факультативах, модуль курса ОПД «От проблемы к цели»;
  • Выбор темы исходя из интересов обучающихся, предложений учителя;
  • Преобладание группового и индивидуального формы;
  • Исследовательский метод;
  • Среднесрочная и долгосрочная по срокам выполнения;
  • Оформление в письменном виде, презентация, представление работ на конкурс различного уровня;
  • Поощрение: грамоты, дипломы.
  • Во время учебного процесса;
  • Выбор темы определяет содержание учебного материала;
  • Преобладает метод наблюдения;
  • Индивидуальная работа;
  • Краткосрочная по срокам выполнения;
  • Оформление результатов в виде таблиц, рисунков, кратких выводов.
  • Поощрение: оценка
Подготовка педагога к исследовательской работе с обучающимися средствами проблемного обучения Определение готовности обучающихся к исследовательской деятельности с помощью наблюдений, бесед; Предварительная подготовка обучающихся на уроках и во внеурочное время для проведения полноценного исследования; Изучение учебного материала, выделение вопросов, рассмотрение которых составляет предмет исследования; Определение числа исследовательских работ (занятий) с учетом:  - содержания материала;  - учебного оборудования;  - подготовленности обучающихся;  - возрастных особенностей. ;

Подготовка педагога к исследовательской работе с обучающимися средствами проблемного обучения

  • Определение готовности обучающихся к исследовательской деятельности с помощью наблюдений, бесед;
  • Предварительная подготовка обучающихся на уроках и во внеурочное время для проведения полноценного исследования;
  • Изучение учебного материала, выделение вопросов, рассмотрение которых составляет предмет исследования;
  • Определение числа исследовательских работ (занятий) с учетом:

- содержания материала;

- учебного оборудования;

- подготовленности обучающихся;

- возрастных особенностей.

;

Наблюдение- органическая часть биологического исследования Факты. Например, лабораторные и исследовательские работы по следующим теме: «Строение растительной клетки». Все живые организмы, за исключением вирусов, состоят из клеток. Кожица лука Все клетки имеют сходное строение. Какое исследование кожицы лука может быть проведено, чтобы подтвердить эти факты? Пользуясь текстом и рисунками учебника изучите строение растительной клетки. Выполните лабораторную работу «Приготовление и рассматривание препарата кожицы лука под микроскопом». Нарисуйте несколько клеток в тетради, подпишите части клетки. Сделайте вывод, подтверждающие факты: -кожица лука состоит из клеток; - клетки имеют оболочку, цитоплазму, ядро.

Наблюдение- органическая часть биологического исследования

Факты.

Например, лабораторные и исследовательские работы по следующим теме: «Строение растительной клетки».

Все живые организмы, за исключением вирусов, состоят из клеток.

Кожица лука

Все клетки имеют сходное строение.

Какое исследование кожицы лука может быть проведено, чтобы подтвердить эти факты?

  • Пользуясь текстом и рисунками учебника изучите строение растительной клетки.
  • Выполните лабораторную работу «Приготовление и рассматривание препарата кожицы лука под микроскопом».
  • Нарисуйте несколько клеток в тетради, подпишите части клетки.
  • Сделайте вывод, подтверждающие факты:
  • -кожица лука состоит из клеток;
  • - клетки имеют оболочку, цитоплазму, ядро.
Лабораторная работа по теме:  « Внешнее строение листа. Разновидности листьев» Проблема. Цветковые растения объединены в класс Двудольные и в класс Однодольные, которые различаются по типам корневой системы, особенностями цветка. Различаются ли листьями? Какое исследование нужно провести? Предлагаются способ решения проблемы: изучить строение листьев представителей класса двудольные и однодольные растения. Изучить внешнее строение листа. Сделать рисунок в рабочей тетради. Изучить разновидности листьев у двудольных и однодольных растений, определите тип листа, жилкование листьев, края листовой пластинки. Для правильного определения сравните с рисунками учебника . Результаты оформить в виде таблицы. Сделайте вывод. Формы проведения: Лабораторная работа в классе; Самонаблюдение дома. Определить по особенностям листьев к какому классу относятся комнатные растения;

Лабораторная работа по теме: « Внешнее строение листа. Разновидности листьев»

Проблема.

Цветковые растения объединены в класс Двудольные и в класс Однодольные, которые различаются по типам корневой системы, особенностями цветка. Различаются ли листьями? Какое исследование нужно провести?

  • Предлагаются способ решения проблемы: изучить строение листьев представителей класса двудольные и однодольные растения.
  • Изучить внешнее строение листа. Сделать рисунок в рабочей тетради.
  • Изучить разновидности листьев у двудольных и однодольных растений, определите тип листа, жилкование листьев, края листовой пластинки. Для правильного определения сравните с рисунками учебника . Результаты оформить в виде таблицы. Сделайте вывод.

Формы проведения:

  • Лабораторная работа в классе;
  • Самонаблюдение дома. Определить по особенностям листьев к какому классу относятся комнатные растения;

Решение биологических и генетических задач

Задача. Отсутствие потовых желез у человека передается по наследству как рецессивный признак, сцепленный с Х-хромосомой. Наличие потовых желез – доминантный признак. Гетерозиготная здоровая женщина вышла замуж за здорового мужчину. От этого брака родилось девять детей, из них четыре мальчика.

  • Сколько детей не имели потовых желез?
  • Сколько мальчиков не имели потовых желез?
  • Сколько девочек от этого брака будут гетерозиготами?
  • От брака гетерозиготной дочери с юношей, у которого отсутствовали потовые железы, родилось четверо детей, в том числе два мальчика. Сколько мальчиков, девочек могли иметь нормальные потовые железы?

ПРОБЛЕМНАЯ ЗАДАЧА- ТРЕНАЖЕР МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Задача. Самое маленькое млекопитающее – землеройка съедает за день пищу, превосходящую по массе в 2-4 раза ее собственную массу. А тигр, имеющий массу 250-300 кг, довольствуется 10-12 кг мяса в сутки. Объясните такое несоответствие.

Ответ: Потеря тепла происходит всегда с поверхности. Запас тепла в теле пропорционален объему тела. При уменьшении размеров поверхность убывает медленнее, чем объем, поэтому малые организмы менее экономичны в сохранении тепла, чем крупные.

ПОПС  – формула-метод . Задача (жизненный опыт)при изучении темы «Отряды млекопитающих». Одна хозяйка содержит козла и коз в разных помещениях, другая – только в одном. Какая хозяйка поступает правильно и почему? При изучении темы: «Простейшие. Жгутиконосцы». Некоторые ученые относят эвглену зеленую к растениям, а другие- к животным, третьи – к промежуточной форме. Какие исследования (опыты) могли бы провести? ( ситуация такова, что не может быть решена детьми опытами. Решение проблемы создается на основе анализа текста и рисунка, логического мышления) - Изучите текст учебника, рассмотрите рисунок эвглены зеленой и выскажите свое мнение. Кто прав? П – позиция (В чем заключается точка зрения). «Я считаю, что…». О – обоснование  (Доводы в поддержку позиции). «Потому, что…». П – пример  (Факт, иллюстрирующий вывод). «Например…» С – следствие (вывод) «Поэтому….».

ПОПС – формула-метод .

  • Задача (жизненный опыт)при изучении темы «Отряды млекопитающих».
  • Одна хозяйка содержит козла и коз в разных помещениях, другая – только в одном. Какая хозяйка поступает правильно и почему?

При изучении темы: «Простейшие. Жгутиконосцы».

Некоторые ученые относят эвглену зеленую к растениям, а другие- к животным, третьи – к промежуточной форме.

Какие исследования (опыты) могли бы провести?

( ситуация такова, что не может быть решена детьми опытами. Решение проблемы создается на основе анализа текста и рисунка, логического мышления)

- Изучите текст учебника, рассмотрите рисунок эвглены зеленой и выскажите свое мнение. Кто прав?

П – позиция

(В чем заключается точка зрения).

«Я считаю, что…».

О – обоснование

(Доводы в поддержку позиции).

«Потому, что…».

П – пример

(Факт, иллюстрирующий вывод).

«Например…»

С – следствие

(вывод)

«Поэтому….».

Анализ ситуации При изучении темы урока :  «Значение физических упражнений для формирования опорно-двигательной системы»; «Первая медицинская помощь при кровотечениях»; Ситуация 1. «Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломов костей» (ситуация 1). «Осанка. Предупреждение плоскостопия»  Когда Нина с Наташей поднимались по лестнице, навстречу им шли шумной толпой старшеклассники. Они даже не заметили, что толкнули Нину. Она упала на руку. От болим чуть не заплакала. Через некоторое время Нина сказала Наташе, что кисть руки опухает. Они не знали что делать.    Проанализируйте ситуацию. Что необходимо сделать в подобных случаях?

Анализ ситуации

При изучении темы урока :

  • «Значение физических упражнений для формирования опорно-двигательной системы»;
  • «Первая медицинская помощь при кровотечениях»;

Ситуация 1.

  • «Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломов костей» (ситуация 1).
  • «Осанка. Предупреждение плоскостопия»

Когда Нина с Наташей поднимались по лестнице, навстречу им шли шумной толпой старшеклассники. Они даже не заметили, что толкнули Нину. Она упала на руку. От болим чуть не заплакала. Через некоторое время Нина сказала Наташе, что кисть руки опухает. Они не знали что делать.

Проанализируйте ситуацию. Что необходимо сделать в подобных случаях?

Выявление нарушения осанки  Ситуация 2.   Ученица А. на улице встретилась со школьной подругой м., которую не видела 3 года. М. шла на согнутых ногах усталой, шаркающей походкой. Грустное выражение лица, голова опущена, плечи сведены, спина сгорблена. По каким признакам в данной ситуации можно судить о нарушении осанки? Как вы можете выявить у себя самостоятельно наличие нарушения осанки? Как вы думаете, у других одноклассников, учащихся школы имеется нарушение осанки? Выдвижение предположений обучающимися (выявление недостатка знаний способ исследования, умений). Определение нарушения осанки по методу предложенному в учебнике. ( Домашнее задание ). Сделайте вывод: Я считал(а), что у меня…, после исследования на выявление нарушения осанки пришла к такому выводу: у меня …. Учитывая результаты анализа ситуации, считаю. Что у школьников имеется нарушение осанки, но это требует отдельного исследования.  (создание группы для дальнейшей работы над проблемой во внеурочное время)

Выявление нарушения осанки

Ситуация 2.

Ученица А. на улице встретилась со школьной подругой м., которую не видела 3 года. М. шла на согнутых ногах усталой, шаркающей походкой. Грустное выражение лица, голова опущена, плечи сведены, спина сгорблена.

По каким признакам в данной ситуации можно судить о нарушении осанки?

Как вы можете выявить у себя самостоятельно наличие нарушения осанки?

Как вы думаете, у других одноклассников, учащихся школы имеется нарушение осанки?

  • Выдвижение предположений обучающимися (выявление недостатка знаний способ исследования, умений).
  • Определение нарушения осанки по методу предложенному в учебнике. ( Домашнее задание ).
  • Сделайте вывод: Я считал(а), что у меня…, после исследования на выявление нарушения осанки пришла к такому выводу: у меня …. Учитывая результаты анализа ситуации, считаю. Что у школьников имеется нарушение осанки, но это требует отдельного исследования.

(создание группы для дальнейшей работы над проблемой во внеурочное время)

Исследования биологических объектов  на экскурсии Проблема . Ранней весной расцветают много красивых растений, о которых нет достаточных знаний. Цель :  наблюдение за весенними явлениями в природе. Изучение объектов исследования. Морфологическое описание. ( практическая работа).  План морфологического анализа растения. Расположение побега в пространстве. Внешняя форма стебля. Тип листьев. Листорасположение. Продолжительность жизни. Корневая система. Соцветие. Цветок9обоеполый, однополый, двудомный, однодомный) Форма жизни ( определение по ключу) Определение систематического положения: класс, семейство, вид ( с помощью учителя). Выводы: в нашей местности произрастают такие раннецветущие растения: горицвет весенний, ветреница дубравная, первоцвет лекарственный, ветреница лютичная, ландыш майский и др.

Исследования биологических объектов на экскурсии

  • Проблема . Ранней весной расцветают много красивых растений, о которых нет достаточных знаний.

Цель :

  • наблюдение за весенними явлениями в природе.
  • Изучение объектов исследования. Морфологическое описание. ( практическая работа).

План морфологического анализа растения.

  • Расположение побега в пространстве.
  • Внешняя форма стебля.
  • Тип листьев. Листорасположение.
  • Продолжительность жизни.
  • Корневая система.
  • Соцветие. Цветок9обоеполый, однополый, двудомный, однодомный)
  • Форма жизни ( определение по ключу)
  • Определение систематического положения: класс, семейство, вид ( с помощью учителя).
  • Выводы: в нашей местности произрастают такие раннецветущие растения: горицвет весенний, ветреница дубравная, первоцвет лекарственный, ветреница лютичная, ландыш майский и др.
Поисковая Иллюстративное исследовательская работа с учебниками и другими источниками информации и поисковое наблюдение Например: «Строение головного мозга». Сообщается учителем факт о том, что известны случаи, когда человек, у которого полностью поражен спинной мозг, парализовано туловище и конечности- продолжает жить и заниматься умственным трудом. Как вы думаете, почему у человека сохраняется сознание, мышление, работают внутренние органы , хотя у него «включен» спинной мозг? Правильность высказанных гипотез проверяется после изучения темы. Например, подготовка устных и письменных работ в форме доклада, сообщения и реферата по следующим темам: «Морфология и физиология желез внутренней секреции»; «Нарушения функций желез внутренней секреции» «Витамины»; «Темперамент и типология»; «Борьба за существование» и др.

Поисковая

Иллюстративное

исследовательская работа с учебниками и другими источниками информации

и поисковое

наблюдение

Например:

  • «Строение головного мозга».

Сообщается учителем факт о том, что известны случаи, когда человек, у которого полностью поражен спинной мозг, парализовано туловище и конечности- продолжает жить и заниматься умственным трудом. Как вы думаете, почему у человека сохраняется сознание, мышление, работают внутренние органы , хотя у него «включен» спинной мозг? Правильность высказанных гипотез проверяется после изучения темы.

Например, подготовка устных и письменных работ в форме доклада, сообщения и реферата по следующим темам:

  • «Морфология и физиология желез внутренней секреции»;
  • «Нарушения функций желез внутренней секреции»
  • «Витамины»;
  • «Темперамент и типология»;
  • «Борьба за существование» и др.
 Исследовательская работа во внеурочное время Примеры работ. 1.Влияние фитонцидов на гнилостные бактерии.

Исследовательская работа во внеурочное время

Примеры работ.

1.Влияние фитонцидов на гнилостные бактерии.

Современные образовательные технологии Крахмалистость картофеля  Определение веса картофеля в воздухе Йодная проба Щелкните для добавления заметок

Современные образовательные технологии

Крахмалистость картофеля

Определение веса картофеля в воздухе

Йодная проба

Щелкните для добавления заметок

Влияние воды на рост и развитие растений

Влияние воды на рост и развитие растений

Биологический возраст человека  ( взаимодействие с родителями)

Биологический возраст человека ( взаимодействие с родителями)

Современные образовательные технологии  Отвары органов растений как природные индикаторы  (межпредметная связь: биология и химия)  Авторы работы Щелкните для добавления заметок

Современные образовательные технологии

Отвары органов растений как природные индикаторы

(межпредметная связь: биология и химия)

Авторы работы

Щелкните для добавления заметок

Современные образовательные технологии  Домашние биостимуляторы Щелкните для добавления заметок

Современные образовательные технологии

Домашние биостимуляторы

Щелкните для добавления заметок

Современные образовательные технологии  Влияние температуры на распускание почек Щелкните для добавления заметок

Современные образовательные технологии

Влияние температуры на распускание почек

Щелкните для добавления заметок

Современные образовательные технологии  Математика и питание  Вычисление калорийности пищи и энергозатрат. Щелкните для добавления заметок

Современные образовательные технологии

Математика и питание

Вычисление калорийности пищи и энергозатрат.

Щелкните для добавления заметок

Современные образовательные технологии  В процессе решения цепи проблемных ситуаций, в ходе проблемно-исследовательской деятельности учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а в результате этого формируются творческие способности, продуктивное мышление, воображение, интерес к познанию.  Щелкните для добавления заметок

Современные образовательные технологии

В процессе решения цепи проблемных ситуаций, в ходе проблемно-исследовательской деятельности учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а в результате этого формируются творческие способности, продуктивное мышление, воображение, интерес к познанию.

Щелкните для добавления заметок

Современные образовательные технологии Итогом своей работы считаю  Расширение кругозора учащихся Повышениие интереса к предмету биология Усиление мотивации учебной деятельности Проявление большей самостоятельности в учебной деятельности Продвижение учащихся по пути познания себя, понимание им природы человека и его возможностей Щелкните для добавления заметок

Современные образовательные технологии

Итогом своей работы считаю

Расширение кругозора учащихся

Повышениие интереса к предмету биология

Усиление мотивации учебной деятельности

Проявление большей самостоятельности в учебной деятельности

Продвижение учащихся по пути познания себя, понимание им природы человека и его возможностей

Щелкните для добавления заметок

Спасибо за сотрудничество!

Спасибо за сотрудничество!