Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Октябрьская основная общеобразовательная школа»
Районная научно- практическая конференция
«Школа поиска и открытий».
Секция: «Технология»
Исследовательская работа
«Эбру – танцующие краски на воде»
Работу выполнила
Сергеева Кира ученица 4 класса
Руководитель:
Власова Марина Леонидовна
учитель начальных классов
п.Онохой, 2024 год
И в десять лет, и в семь, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует.
Всё вызывает интерес:
Далёкий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски...
Всё нарисуем!
Были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на Земле.
Валентин Берестов
Актуальность.
Тема моей работы выбрана не случайно. Я очень люблю рисовать. Принимая участие в конкурсе «А ну-ка девочки» я показала технику Эбру своим одноклассникам. Это было волшебно! Краски плавали на поверхности воды и превращались в очень красивые рисунки. Почему краски не тонут, а красиво растекаются?- удивлялись мои одноклассники. Картины в этой технике получаются необычными, неповторимыми. Для этого не нужно быть волшебником, достаточно освоить технику Эбру!
Им очень понравились мои работы. Учитель попросила провести мастер – класс для моих одноклассников и изучить историю эбру..
Цели и задачи:
Цель: выявить, как изображения, созданные при помощи техники Эбру, можно использовать для оформления интерьера дома, для создания творческих работ, подарков друзьям и близким.
Задачи:
-Узнать историю искусства Эбру и разнообразие узоров;
-Показать мастер-класс среди своих одноклассников, провести анкетирование;
-Создать работы в технике Эбру, использовать данные работы для украшения интерьера комнаты, для создания подарков родным и близким.
В работе использованы следующие методы исследования:
теоретический - анкетирование, сбор и анализ изученной литературы.
практический – мастер-класс по созданию картин в технике Эбру.
Предмет исследования –«Техника «Эбру».
Объект исследования – «Эбру».
Гипотеза: предположим, что работы, выполненные в технике Эбру, можно использовать для украшения интерьера, создания неповторимых подарков.
Этапы исследования:
1 этап: исследовательский- изучение литературы по теме исследования.
2 этап: практическая работа- анкетирование, проведение мастер-класса.
3 этап: творческая работа- создание творческих работ для украшения интерьера комнаты или класса, для создания подарков родным и близким.
Введение.
Что такое эбру?
Искусство Эбру это древняя техника рисование красками на поверхности воды густой консистенции. Не смешивающиеся между собой краски наносят на поверхность воды, затем специальными кистями и палочками краскам придают различную форму. На разноцветный орнамент накладывают специальную бумагу, которая впитывает краски. Эбру является традиционным турецким искусством, передаваемым из поколения в поколение.
Название произошло от персидского слова “об” (вода) + “ру” (на). На турецком звучит как "эбру", что значит "на воде".
Эбру – это рисование, в основе которого лежат правильные природные формы, а именно круг. Каждая капля, которая попадает в воду, растекается в круг, который можно преобразовать в любую желаемую форму. «Танцующие краски», «облака и ветер», «плавающие краски», «бумага с облаками», – так по-разному называют искусство Эбру в странах Востока.
История возникновения Эбру
Достоверно не известно, в какой стране зародилось Эбру, но точно известно, что это характерный для восточных стран вид искусства. А в Россию техника Эбру пришла из Турции.
В Европу искусство Эбру пришло в 17 веке и в основном использовалось в книгоиздательстве. Переплёт книги, исполненный в технике Эбру, делал издание более ценным и дорогим.
В настоящее время технику Эбру в основном используют для создания картин, для оформления интерьера. Бумагу, расписанную в этой технике можно использовать для оформления творческих работ, например, открыток.
Секреты создания Эбру
Поверхностью для нанесения узора служит жидкость. Правда, это не обычная вода, да и краски тут нужны специальные. В жидкость добавляют экстракт гевеи – он делает ее густой и вязкой, благодаря чему цветные капли не тонут и не смешиваются, как в обычной воде.
Сами краски делаются на основе бычьей желчи и особых минералов. Эбру не предполагает, что рисунок должен получиться четким и ровным: вся техника основана на абстракции и произвольном узоре. Жидкие краски хорошо растекаются по поверхности, а с помощью тонких палочек и гребней художник придает кругам на воде форму.
По окончании рисунка его можно перенести на бумажный лист, а профессионалы способны использовать и другие поверхности: дерево, ткани, керамику, кожу.
Эбру можно освоить дома самостоятельно. Процесс создания картин методом Эбру настолько интересен, что увлечет даже взрослого.
Итак, чтобы рисовать на воде, будут необходимы: вода с загустителем; краски; емкость; кисти; гребни, шило или спицы; бумага.
Кисти для Эбру используют из конского волоса. Это могут быть обычные кисти и кисти-щетки. Для каждого цвета лучше использовать отдельную кисточку, так как краски нельзя смешивать.
По технике рисования кистями воды касаться не нужно. Они нужны для разбрызгивания и создания абстрактного фона. Капли, касаясь воды, растекаются по поверхности, создавая уникальный и неповторимый узор.
Гребни – это специальные инструменты, с помощью которых осуществляется сам процесс рисования. Внешне они представляют собой небольшие грабельки или расческу.
Шило тоже используется для рисования. С его помощью можно вырисовывать отдельные элементы: цветы, птиц и бабочек
Бумага нужна для того, чтобы перенести потом рисунок с жидкости и отпечатать его. Существует специальная грунтованная бумага для Эбру. Но можно брать и обычную бумагу для принтера или любую другую, которая окажется под рукой.
Процесс рисования на воде
Теперь, когда мы разобрались со всеми необходимыми приспособлениями, пора приступать к самому главному – рисованию! Готовим раствор по инструкции, настаиваем и выливаем в поддон. Переливаем краски в отдельные стаканчики, раскладываем перед собой весь инструмент и начинаем!
1.Создание фона . Перед тем, как приступить к созданию узоров – нужно подготовить фон для рисунка. Он будет удерживать краски, которые вы будете наносить потом.
2.Создание основного рисунка Вся суть рисования Эбру сводится к тому, чтобы создать на поверхности воды круг из краски, а затем при помощи шила всячески деформировать его, создавая удивительные узоры.
3.Перенос изображения на бумагу. Когда изображение готово, приступаем к переносу картинки на бумагу. Для этого осторожно приложите лист к поверхности жидкости и подождите 10-15 секунд. Можете аккуратно провести по бумаге с наружной стороны, чтобы помочь рисунку отпечататься. Теперь медленно достаем лист: цепляем край и как бы перетаскиваем через бортик емкости. Так лишняя влага стечет обратно в лоток. После этого осталось только высушить ваше творение, поставить его в рамку или поместить в альбом для сохранности.
Виды узоров в технике Эбру
Разнообразие узоров, создаваемых в технике эбру поражает.
Вот некоторые из них:
Баттал Эбру – разбрызгивание при помощи кисти краски на воду и переведение узора на бумагу.
Эбру Шаль – повторение S-образных форм.
Осветленное Эбру – заготовка для надписей.
Эбру Гребенка – позволяет создать при помощи гребня орнамент из волн и других повторяющихся линий.
Цветочный Эбру – изображение цветов.
Практическая часть:
Исследование результатов опроса учащихся и родителей
В целях выявления отношения взрослых и детей к изобразительному творчеству нами была разработана анкета для взрослых и анкета для детей.
В анкетировании принимали учащиеся 4 классов.
Мы задали такие вопросы (первичное тестирование)
1.Нравится ли вам рисовать?
-нравится
-не нравится
Не знаю
2.Умеете ли вы рисовать?
-умею рисовать
-немного умею рисовать
-не умею рисовать
3.Какой способ изображения предпочитаете?
-по фантазии - по заданию
-срисовывать - по настроению
4.Чем вы любите рисовать ?
-акварельные краски
-гуашь
-цветные карандаши
-простой карандаш
-мелки
-фломастеры
5. Какие нетрадиционные техники вам известны?
Результаты опроса в приложении № 1.
Проведение мастер-класса
После опроса была поставлена цель: привлечение внимания и интереса к нетрадиционным способам изображения. Для реализации данной цели был проведен мастер-класс для одноклассников..
Для этого мной было подготовлены поднос, различных цветов краски, кисточки, шило, чистая вода для мытья кисточек, бумажные салфетки для протирания шила. Сначала я продемонстрировала, как нужно рисовать, а затем предложила своим одноклассникам попробовать, что это значит рисовать на поверхности воды.
Удивления и радости не было предела! Весь класс с огромным удовольствием и вдохновением принялся за работу. Девочки пытались рисовать цветы, мальчики — корабли, волны и т. п. В результате каждый смог окунуться в мир творчества и загадки Эбру.
В мероприятиях приняло участие 8 учащихся 4 класса .
В ходе мастер-класса учащимися были изготовлены различные рисунки в нетрадиционной технике Эбру.
Творческая работа
В ходе проведения мастер-классов было создано много неповторимых шедевров. Я очень рада, что смогла заинтересовать своим новым увлечением одноклассников.
Некоторыми работами мы украсили пространство классного кабинета.
Но работ осталось еще очень много, и мы задумалась над тем, как же еще могут быть использованы картины?
Вот какие идеи у нас возникли:
Для создания подарков родным и близким: открытки, коробки для упаковки подарков, шкатулки.
Изготовление закладок в подарок одноклассникам на 8 марта или 23 февраля.
Раскрашивание пасхальных яиц.
Раскрашивание чехлов для телефона.
Заключение.
Таким образом, я делаю вывод, что моя цель достигнута. Я познакомила с нетрадиционными техниками живописи большинство своих одноклассников, увидела их в творчестве, увлекла их своим любимым делом. Даже самые неуверенные учащиеся, которые считали себя далеко не художниками, убедились, что нетрадиционные техники просты, доступны и интересны. Данные техники предоставят учащимся безграничные возможности для творчества.
Практическая значимость: изображение, созданное при помощи техники Эбру, можно использовать для оформления творческих работ, украшения интерьера комнат, изготовления украшений и подарков родным и близким.
Приложение № 1