СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "История отечественной авиации"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "История отечественной авиации"»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Бодеевская средняя общеобразовательная школа»

Лискинского муниципального района

Воронежской области


























Выполнили: учащаяся XI класса

МКОУ «Бодеевская СОШ»

Лискинского района

Корнева Валерия Михайловна

учащаяся X класса

МКОУ «Бодеевская СОШ»

Лискинского района

Бакулина Ольга Николаевна


Руководитель: учитель физики

Воронина Ирина Николаевна





Бодеевка





Содержание


Введение ……………………………………………………………………4


История развития………………………………………………………….5


Авиаконструкторы………………………………………………………..6


«Первым делом, первым делом - самолеты…»……………………..…9


Заключение ……………………………………………………………….14































Введение.

Всю свою историю существования на земле человека безудержно манило небо. Что-то мистическое и необъяснимое всегда было в нём…

Негласным доказательством тому может служить тот факт, что у многих народностей обителью богов было не что иное, как небесная высь.

Во все века голубая бездна над головой являлась своеобразным символом свободы и безмятежности.

Ушедший в историю ХХ век называют веком авиации. Давняя мечта человека о покорении Вселенной получила начало именно в минувшем столетии. Примечательно, что наша страна во все времена занимала достойное место в освоении пятого океана. На протяжении нескольких веков русские люди стремились подняться в воздух и покорить воздушную стихию.

Исторические документы неопровержимо доказывают, что первый в мире самолет был создан в России. Создателем первого в мире самолета является Александр Федорович Можайский. Он построил и испытал первый самолет на двадцать лет раньше американцев братьев Райт, которым до последнего времени совершенно незаслуженно приписывалось это изобретение. 

Развитие авиации достигло таких захватывающих высот, что теперь нашу жизнь даже трудно представить без самолётов. Авиация используется в самых различных сферах человеческой деятельности - от перевозки людей и грузов до наблюдения за загрязнением окружающей среды, от  изучения живой природы до ведения боевых действий. Темой данной работы является общий обзор, краткий экскурс в  часть истории развития и применения  авиации. Рассказать обо всех без исключения летательных аппаратах практически невозможно. Мы рассмотрим лишь некоторые наиболее известные. Также попытаемся рассказать о выдающихся авиаконструкторах, которые внесли неоценимый вклад в историю развития отечественной авиации.

Актуальность работы: Наша страна, как ни странно, имеет грандиозные авиационные традиции, более того, мы первыми вышли в космос. Это невозможно понять и объяснить сегодняшней молодежи. Ребята, которые отлично усвоили, что все нормальные машины делаются за бугром, никогда не поймут, за счет чего в 30-е годы в голодной стране была создана мощнейшая научная школа во главе с Жуковским, Чаплыгиным, Туполевым, воспитаны выдающиеся конструкторы: Ильюшин, Антонов, Сухой, Яковлев, и самый молодой из этой плеяды — Королев. Кто сейчас может себе представить, какой титанический труд был основой прорыва в Космос через двенадцать лет после окончания войны, которая унесла 30 млн. жизней россиян. Но у России настолько мощный потенциал, что при малейшем улучшении условий для жизни, люди начинают активно развивать и осваивать новые отрасли знания. Этот процесс сейчас и происходит в науке, информационных технологиях, в бизнесе. Техника в России тоже развивается.

Объектом исследования является изучение литературы по данной теме, поиск информации в Интернете.

Методами исследования являются наблюдение, использование интернета, изучение литературы. 

Целью работы является изучение исторического развития отечественной авиации.


Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

- изучить историю развития отечественной авиации, начиная с деревянных летательных аппаратов;

- изучить литературу об авиаконструкторах;

- расширить кругозор в вопросах истории российской науки и техники






История развития


Первые чертежи летательных машин найдены в рукописях Леонардо да Винчи, великого итальянского ученого, художника и инженера эпохи Возрождения. После Леонардо да Винчи многие изобретатели в различных странах работали над созданием самых причудливых летательных аппаратов. Некоторые копировали птиц, приделывали к рукам крылья и так пытались подняться в воздух. Но человек полетел, опираясь не на силу своих мышц, а на силу своего разума.

В 1885 г. по проекту русского морского офицера А. Ф. Можайского построили летательный аппарат, у которого были все основные части современного самолета: корпус, крыло, оперение, шасси, управление, моторная установка. Во время одного испытания при пробеге аэроплан приподнялся, но тотчас же накренился и поломал крыло. После этого работы над самолетом Можайского прекратились. Тем временем во многих странах стали создавать крылатые машины. Всех опередили американцы братья Райт: 17 декабря 1903 г. их аэроплан с двигателем, работающим на керосине, поднялся в воздух и пролетел 36,5 м. Первый полет человека на самолете продолжался 12 с. Но это уже был настоящий полет со взлетом и приземлением.

Так родилась авиация (от латинского слова "авис" — птица). В 1910—1911 гг. первые русские летчики С. И. Уточкин и П. Н. Нестеров, основоположник высшего пилотажа, совершили демонстрационные полеты по городам Европы. В это время в России появились оригинальные самолеты и первый вертолет, построенный Б. Н. Юрьевым в 1910— 1912 гг. В 1913 г. в России инженер И. И. Сикорский создал уникальный тяжелый самолет "Русский витязь", а затем первый четырехмоторный бомбардировщик "Илья Муромец", получивший мировую славу. Самолеты тогда строили без научных расчетов, и поэтому было много аварий. В дальнейшем авиация в нашей стране продолжала развиваться.

В 1918 г. был создан Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). Его возглавил русский ученый Н. Е. Жуковский. Вместе со своим учеником С. А. Чаплыгиным они создали науку аэродинамику, которая объясняла, почему аппараты тяжелее воздуха могут летать, какие конструкции аппаратов будут иметь лучшие летные качества. Первые самолеты делали из дерева. В дальнейшем использовали алюминиевые сплавы, а затем сплавы стали и сплавы титана. 26 мая 1924 г. в воздух поднялся первый советский самолет, построенный целиком из металла, — АНТ-2 конструкции А. Н. Туполева.

Летом 1924 г. на воздушной линии Москва— Нижний Новгород успешно начал летать пассажирский самолет АК-1. В 1928 г. Н. Н. Поликарпов сконструировал учебный самолет У-2, позже переименованный в По-2. Этот самолет использовали в сельском хозяйстве. А в годы Великой Отечественной войны У-2 был и санитарным самолетом, и самолетом связи, и легким ночным бомбардировщиком. Лучшим самолетом времен Отечественной войны признан противотанковый Ил-2 конструкции С. В. Ильюшина.

В 1947 г. был создан первый советский реактивный истребитель МиГ-15 конструкции А. И. Микояна и М. И. Гуревича. В следующем году в воздух поднялся вертолет Ми-1 конструкции М. Л. Миля. Конструкторы самолетов С. А. Лавочкин, А. И. Микоян, М. И. Гуревич, П. О. Сухой, А. Н. Туполев, С. В. Ильюшин, А. С. Яковлев, О. К. Антонов и другие создали много самолетов, вертолетов, амфибий — военных и гражданских. Из конструкторских бюро А. Н. Туполева, А. С. Яковлева, М. Л. Миля вышли первый в мире реактивный пассажирский самолет Ту-104, первый в мире реактивный трехдвигательный самолет для малых и средних линий Як-40, самый грузоподъемный в мире вертолет В-12, первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144. В воздушном флоте славно послужили народному хозяйству Ил-12, Ил-14, Ил-18, Ту-104, Ту-124, Ту-134, Ту-154, Як-40, вертолеты марок Ми и Ка, ан-10, Ан-24, гигант "Антей". Им на смену приходят новые лайнеры: Ту204, Ил-86, Ил-96-300, Ил-114, супергигант "Мрия" конструкторского бюро имени О. К. Антонова и многие другие, которые за короткое время могут доставить пассажиров и груз в любую точку земного шара.




Авиаконструкторы


Авиаконструкторы России – дореволюционной и советской – какими они были?
Как всё лучшее русское – гениальными и невероятно стойкими.
Пожалуй, ко многим из них применима фраза Чаплыгина, сказанная о легендарном «отце русской авиации» Н.Е.Жуковском: «Он был лучшим соединением науки и техники. Он был почти университетом». Механика твёрдого тела, астрономия, гидравлика, аэродинамика, математика – практически нет областей, где бы так или иначе не встречались имена авиаконструкторов России.  Неудивительно. Требуются поистине энциклопедичные знания для того, чтобы трансформировать простые труды «О парении птиц» в сложные вихревые теории воздушных винтов. Конечно, история первых российских авиаконструкторов – это скорее история научного чутья и предугадывания. Чутья, которое авиаконструкторы России следующих поколений переложат в чертежи. Так, А.Черёмухин построит в 1924 году самую большую аэродинамическую трубу в мире, в основе которой будет лежать маленькая «воздуходувка» Циолковского. А в трубах легендарного ЦАГИ будут продувать крайнюю модель первого русского самолёта Можайского с тем, чтобы доказать – да, он мог взлететь!


Можайский Александр Федорович

(1825-1890)


Разработал первый самолет.








Сикорский, Игорь Иванович

(1889- 1972 гг.)

С оздатель первых в мире: четырёхмоторного самолёта «Русский витязь» (1913 год), тяжелого четырёхмоторного бомбардировщика и пассажирского самолета «Илья Муромец» (1914 год), трансатлантического гидроплана





Туполев Андрей Николаевич

(1888-1972 гг.)

В период 1937-41 гг. создает лучший фронтовой бомбардировщик ВОВ — Ту-2. Модификации самолетов А.Н. Туполева Ту-16, -95, -22М заложили основу стратегической оборонной триады вооружения Советской армии. Реактивные самолеты Ту-104, -114, -124, -134, -154 обеспечили до 75% пассажирских перевозок гражданской авиации.
А.Н. Туполевым созданы первые серийные тяжелые реактивные сверхзвуковые самолеты Ту-128 и Ту-22, разработаны сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144 и первые варианты стратегического самолета Ту-160. Под его руководством спроектировано свыше 200 типов самолетов, из них 70 — серийно.
На самолетах ОКБ  А.Н. Туполева установлено около 80 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелетов.

Антонов Олег Константинович

(1906-1984)


В послевоенные годы под руководством Антонова созданы транспортные самолеты Ан-8, Ан-12, Ан-22, Ан-26, Ан-32, Ан-72, Ан-124 для решения задач военно-транспортной авиации, ВДВ и обеспечения грузовых перевозок Аэрофлота; многоцелевые Ан-2, Ан-14, Ан-28, отличающиеся способностью базироваться на неподготовленных площадках длиной до 500 м. 


Гуревич Михаил Иосифович

(1892-1976)


В годы войны Гуревич участвовал в создании опытных самолетов, после войны — в разработке скоростных и сверхзвуковых самолетов-истребителей, которые длительное время находились на вооружении СССР. В 1940 году А.И.Микоян и Гуревич создали истребитель МиГ-1, а затем его модификацию МиГ-3.



Ильюшин Сергей Владимирович

(1894-1976)



Под его руководством созданы строившиеся серийно штурмовики Ил-2, Ил-10, бомбардировщики Ил-4, Ил-28, пассажирские самолёты Ил-12, Ил-14, Ил-18, Ил-62, а также ряд опытных и экспериментальных самолётов. 




Лавочкин Семён Александрович

(1900-1960)

К онструктор истребителей Ла-5Ф, Ла-5ФН, Ла-7, широко применявшихся в годы Великой Отечественной войны.  На истребителях конструкции Лавочкина И. Н. Кожедуб сбил 62 фашистских самолёта.





Микоян Артем Иванович

(1905-1970)

М икоян — один из пионеров реактивной авиации в СССР. В 1940 под его руководством (совместно с М.И. Гуревичем) были созданы истребитель МиГ-1 и его модификация МиГ-3. В 1940-41 МиГ-3 строился большой серией и участвовал в боевых действиях в начальный период Великой Отечественной войны. После войны Микоян разрабатывал скоростные и сверхзвуковые фронтовые реактивные самолёты, многие из которых изготовлялись большими сериями и длительное время находились на вооружении ВВС. Среди них МиГ-9, МиГ-15, МиГ-17 (достигавший скорости звука), МиГ-19 (первый серийный отечественный сверхзвуковой истребитель), МиГ-21 (с треугольным крылом тонкого профиля и скоростью полёта, вдвое превышающей скорость звука).

Поликарпов Николай Николаевич

(1892-1944)

В 1923 г. Поликарповым был создан первый советский истребитель И-1 (ИЛ-400). В 30-х гг. им были созданы истребители И-15, И-16, И-153 «Чайка», составившие основу советской истребительной авиации в предвоенные годы. Одной из последних его работ был проект ракетного истребителя «Малютка». Всего Поликарповым было разработано свыше 80 самолётов различных типов. 



Сухой Павел Осипович

(1895-1975)

П од его руководством разработан ряд серийных боевых машин, в числе которых истребитель Су-7  со скоростью полёта, вдвое превысившей скорость звука, истребители-перехватчики Су-9, Су-11, Су-15, истребители-бомбардировщики Су-7Б с лыжным и колёсно-лыжным шасси для базирования на грунтовых аэродромах и Су-17 с изменяемой в полёте стреловидностью крыла, фронтовой бомбардировщик Су-24, штурмовик Су-25, истребитель Су-27 и другие самолёты. 


Яковлев Александр Сергеевич

(1906-1989)

П од руководством Яковлева созданы многие широко известные самолёты, в том числе массовые учебные самолёты УТ-2 и УТ-1, бомбардировщик Як-4, истребители Як-1, Як-7, Як-9, Як-3, которые составили около 60% (свыше 36 тысяч экземпляров) построенных в годы Великой Отечественной войны истребителей и были в числе лучших самолётов своего класса. Под руководством Яковлева создано более 100 серийных типов и модификаций самолётов, достроенных в количестве около 70 тысяч экземпляров.

Туполев Алексей Андреевич

(г.р. 1925)

П ринимал активное участие в разработке конструкций первого реактивного пассажирского самолета ТУ-104, самолетов ТУ-114, ТУ-124, ТУ-134; ТУ-154. Под руководством Алексея Туполева заканчивалось создание сверхзвукового пассажирского лайнера Ту-144. Являлся генеральным конструктором одноступенчатого многоразового воздушно-космического самолета (ВКС), известного как проект «Буран».




В данном разделе рассказано только о некоторых наших великих соотечественниках и их достижениях. Но даже краткий рассказ наглядно свидетельствует, как богато наше Отечество смелыми идеями, конструкторскими замыслами, талантливыми людьми, их вынашивающими и реализующими


«Первым делом, первым делом - самолеты…»


«Илья Муромец» (1913)

П ервый в мире пассажирский самолет и первый российский бомбардировщик.

Самолеты «Илья Муромец» были основой бомбардировочной авиации Российской империи во время Первой мировой войны и стали одним из ее символов.

Максимальная скорость: 110 км/ч

Длина: 18 м

Размах крыла: 21 м

Первый полет: 1913 г.

Начало эксплуатации: 1913 г.

Конструктор: Игорь Иванович Сикорский



П о-2 (У-2, 1928)

Один из самых массовых самолетов в мире.

Произведено: свыше 33 000 экземпляров.

Создававшийся как учебный самолет для массового обучения советских летчиков во время Великой Отечественной войны По-2 выполнял, в частности, функции легкого ночного бомбардировщика и прославился благодаря летавшим на нем женщинам-пилотам.

Максимальная скорость:  150км/ч

Д лина: 8,17м

Размах крыла:  11,4м

Первый полет: 1928 г.

Начало эксплуатации: 1828 г.

Конструктор: Николай Николаевич Поликарпов



И-16 (1933)

С имвол предвоенной авиации СССР, первый в мире высокоскоростной низкоплан с убирающимся шасси.

Произведено: 19 292 экземпляра

И-16 был основным истребителем советских ВВС накануне и в первый период Великой Отечественной войны. Последние самолеты были сняты с вооружения в 1952 году ВВС Испании, куда машины были поставлены СССР во время гражданской войны 1938-1939 годов

Максимальная скорость: 440 км/ч

Длина: 6,13м

Р азмах крыла: 9 м

Первый полет: 1913 г.

Начало эксплуатации: 1913 г.

Конструктор: Николай Николаевич Поликарпов



АНТ-20 «Максим Горький» (1934)

С амый большой самолет своего времени с сухопутным шасси.

Произведено: 1 экземпляр.

Использовался как агитационный самолет, разбился 18 мая 1935 года в результате столкновения с самолетом сопровождения.

Т ип: многоцелевой транспортный самолет.

Максимальная скорость:220 км/ч

Длина: 33 м

Размах крыльев: 63 м

Первый полет: 1934 г.

Начало эксплуатации: -

Конструктор: Андрей Николаевич Туполев







Як-18 (1946)

Символ массовой авиации СССР.

Произведено: более 4800.

Як-18 сменил в качестве учебно-тренировочного самолета По-2 и был первым самолетом практически для всех советских послевоенных летчиков и пилотов-любителей, занимавшихся в аэроклубах.

Максимальная скорость: 250 км/ч

Длина: 8,03 м

Размах крыльев: 10,6 м

Первый полет: 1946 г.

Н ачало эксплуатации: 1947 г.

Конструктор: Александр Сергеевич Яковлев








Ан-2 (1947)

До появления Ан-3 был самым большим в мире одномоторным бипланом за всю историю авиации.

Произведено: 17 000 экземпляров.

Выпускался в СССР и Польше (по лицензии, поставлялся в СССР), до сих пор производится в Китае (стоимость — около $75 000).
Максимальная скорость: 250 км/ч

Длина: 12,74 м

Размах крыльев: 18,18м

П ервый полет: 1947 г.

Начало эксплуатации:

Конструктор: ОКБ Антонова




Ил-18 (1957)

П ервый советский самолет, массово продававшийся на внешнем рынке.

Произведено: 675 экземпляров.

Эксплуатировался помимо СССР в 17 зарубежных авиакомпаниях, сегодня остается в эксплуатации в четырех странах мира, не считая России.

Тип: Дальнемагистральный пассажирский самолет

Максимальная скорость:685 км/ч

Длина: 35,90 м

Р азмах крыльев: 37,42 м

Первый полет: 1957 г.

Начало эксплуатации: 1957

Конструктор: ОКБ Ильюшина



МиГ-21 (1959)


Самый распространенный сверхзвуковой самолет в мире.

Произведено: 11 496 экземпляров, не считая построенных по лицензии в КНР.

Состоял на вооружении более 40 государств, в настоящее время остается в составе ВВС 22 стран мира.

Тип: многоцелевой истребитель

Максимальная скорость: 2125км/ч

Длина: 14,10м

Размах крыльев: 7,15м

Первый полет: 1959 г.

Начало эксплуатации: 1959 г.

Конструктор: ОКБ Микояна и Гуревича



В М-Т «Атлант» (1981)

Уникальный самолет, предназначенный для транспортировки элементов ракетно-космического комплекса «Энергия-Буран». Эксплуатировался в составе ВВС.

Произведено: 3 экземпляра.

Цилиндрический груз над фюзеляжем ВМ-Т — установленный задом наперед кислородный бак ракеты-носителя «Энергия» в специальном обтекателе

Тип: тяжелый транспортный самолет

Максимальная скорость: 925км/ч

Длина: 58,70м

Размах крыльев: 53,14м

Первый полет: 1981 г.

Начало эксплуатации: 1981 г.(списан 1989)



Ан-225 «Мрия» (1988)

Самый большой в мире транспортный самолет, совершающий регулярные полеты.

Произведено: 1 экземпляр.

Как и ВМ-Т, проектировался для перевозки ракетно-космического комплекса «Энергия-Буран». В настоящее время находится в коммерческой эксплуатации.

Тип: тяжелый транспортный самолет

Максимальная скорость: 850 км/ч

Длина: 11,49 м

Размах крыльев: 88,40 м

Первый полет: 1988 г.


Ан – 140 (1997)


Пассажирский самолет, предназначенный для региональных перелетов, а также в эксплуатации на мало оборудованных взлетно-посадочных полосах

Тип: пассажирский

Максимальная скорость: 540км/ч

Длина: 22,6м

Размах крыльев: 24,5м

Первый полет: 1997







Як – 130 (1996)

У чебно-боевой самолет ЯК-130 предназначен для обучения курсантов летных училищ навыкам пилотирования и решения боевых задач при действии по наземным и воздушным целям.

Тип: учебно-боевой самолет

Максимальная скорость: 1050 км/ч

Длина: 14,10м

Размах крыльев: 9,72м

Первый полет: 1996 г.

Начало эксплуатации: 1997 г.

Конструктор: ОКБ им. Яковлева






Су – 35 (2007)


Многофункциональный сверхманевренный истребитель Су-35 предназначен для завоевания господства в воздухе путем уничтожения пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов управляемыми ракетами средней дальности и в ближнем воздушном бою, поражения надводных и наземных целей с использованием бортового вооружения, в первую очередь высокоточного в ходе ведения автономных и групповых действий в любых метеоусловиях.
Тип: реактивный сверхманевренный многоцелевой истребитель

Максимальная скорость: 2500 км/ч

Длина: 22,18 м

Размах крыльев: 14,70 м

Первый полет: 2008 г.

Начало эксплуатации: 2009 г.

Конструктор: ОКБ Сухого

Заключение.


XX век стал веком бурного развития всех средств транспорта. Особенно быстрый прогресс продемонстрировал воздушный транспорт. Авиация менее чем за 50 лет прошла путь от легких планеров - «этажерок» - до реактивных скоростных самолетов, перешагнувших через звуковой барьер.

Особенно приятно то, что среди выдающихся создателей авиационной техники присутствует очень много отечественных конструкторов, которые внесли огромный вклад в развитие авиации, как военной, так и гражданской. России есть чем гордиться еще с дореволюционных времен: самолеты И.И. Сикорского произвели сенсацию в мире своими размерами, грузоподъемностью и надежностью. В тяжелые для нашей страны 20-30-е годы нашлось немало авиаконструкторов, поддержавших престиж отечественной авиации: Н.Н. Поликарпов, Д.П. Григорович, А.Н. Туполев.

В период Великой Отечественной войны выдвинулась целая плеяда молодых, талантливых конструкторов, создавших отличные самолеты, не уступавшие немецким: С.В. Ильюшин, С.А.Лавочкин, А.И.Микоян, В.М. Петляков, А.С.Яковлев. Их вклад в победу был высоко оценен и правительством, и народом. Великая отечественная война способствовала быстрому развитию советской авиации.

Послевоенный период характеризовался началом «холодной войны» между СССР и США. Гонка вооружений поставила перед советской авиацией новую задачу: обеспечить паритет по вооружениям с США. Нашелся адекватный ответ: реактивные самолеты А.И. Микояна, П.О. Сухого, А.Н. Туполева, А.С. Яковлева, долгие годы надежно охраняли небо нашей страны. С другой стороны, отечественные авиаконструкторы смогли создать новые, комфортные и надежные пассажирские самолеты. Лучше всего они получились у С.В. Ильюшина, О.К. Антонова, А.С. Яковлева. Именно в 60-80-е годы пассажирский транспорт в нашей стране стал массовым, доступным большинству населения. Авиалинии соединили все крупные города Советского Союза, связали его со многими зарубежными странами.

Именно отечественные авиаконструкторы, инженеры, летчики сумели завоевать почет и уважение для российской авиации во всем мире, сделать Россию великой авиационной державой.

16