ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТЕРЛИТАМАКЕ»
Стерлитамак
Содержание
1. Введение
2. Становление школьного образования в Стерлитамаке в 1829 – 1940гг.
3. Школьное образование в годы войны
4.Школьное образование в Стерлитамаке в 1946-1976гг.
5. Школьное образование в Стерлитамаке на современном этапе
6. Заключение
7. Литература
8. Приложение
1. Введение.
Школьные годы являются очень важными в жизни каждого человека. В современном обществе образованию и воспитанию подрастающего поколения уделяется значительное внимание. Развитие нашего государства во многом зависит от того, какие знания получают сегодня ученики, от профессиональной деятельности учителя, от работы каждой школы.
Образование в нашем городе имеет большую историю. В 2012 году в нашем городе праздновала свой столетний юбилей с момента открытия школы № 3(это одна из первых школ не только в Стерлитамакском районе, но и в РБ). Нам, сегодняшним школьникам, интересно узнать, какой была школа в разное время, кто работал учителями, как учились в годы войны, как и почему изменялось в школьное образование.
Актуальность темы.
Школьное образование – это существенная часть культуры. Школа играет очень важную роль в жизни общества, влияет на социально- экономическое развитие страны. Власть и общество, всегда обращали значительное внимание на развитие и функционирование школ.
Цель работы: чтобы на основе использования архивных и опубликованных материалов воссоздать историю развития школ города Стерлитамака с IX-XX в., сопоставить выявленные факты с историческими событиями, происходящими в стране.
Для достижения этой цели мы поставили следующие задачи:
- изучить, проанализировать краеведческий и архивный материалы по развитию школ в Стерлитамаке;
- исследовать учебно-воспитательный процесс в школах того времени;
- обобщить информацию по истории школьного образования в городе и показать связь его истории с событиями, происходящими в стране.
В своей работе мы исходили из следующей гипотезы: образование играет важную роль в жизни страны и в судьбе каждого человека; система подготовки молодых поколений в нашей стране постоянно развивается, совершенствуется.
Объектом и предметом исследования в ходе работы были: история развития школ Стерлитамака, в истории развития страны.
Гипотеза: если мы изучим историю создания и развития школ, то выясним, как исторические события, происходящие в стране, влияли и влияют на развитие школьного образования.
При проведении работы мы использовали различные методы: поисково-исследовательский, аналитический, интервью, фотографии. Мы познакомились с краеведческой литературой, проанализировали статистические сведения о распространении грамотности в нашей местности IX-XX вв., познакомились с материалами по истории школ в нашем городском краеведческом музее и школьных музеях.
В ходе работы мы систематизировали и обобщили тот материал, который уже был собран.
Становление школьного образования в Стерлитамаке в 1829 – 1940гг.
Более ста семидесяти лет назад большинство стерлитамаковцев расширяло свой кругозор тем, что пялилось в окошко да слушало базарные сплетни. В городе не было ни одного общеобразовательного учреждения. Недоросли из «высшего общества» - дети дворян и немногих зажиточных горожан – постигали азы науки в уфимских училищах и гимназиях.
Так продолжалось до 27 февраля 1839 года, когда в городе было торжественно открыто приходское училище. И вплоть до последней четверти века оно оставалось единственным светочем науки для отпрысков уездных обывателей. Первыми его учениками стали восемнадцать счастливцев из купеческих и мещанских семей. В 1846 году там обучалось уже сорок пять человек. В том же году» Оренбургские губернские ведомости» сокрушались по поводу незавидного образования «постоянных жителей горда, то есть купцов и мещан». Купцы ещё кое-как смогли бы по слогам прочесть эту информацию о себе, попадись им эта газетёнка, а мещане же были «большей частью неграмотны».
Автор заметки, учитель приходской школы А.И. Максимов, посвятил обучению стерлитамакских детей, в общей сложности, около сорока лет. Учительствовать начал в год открытия училища, откуда ушел в 1873 году помощником заведующего частного двухлассного приходского училища.
Через три года эту «частною лавочку» закрыли , и Андрей Иванович в чине коллежского асессора вышел в отставку. Но далеко не ушел. В том же 1876 году его приглашают помощником классных наставников в только что открывшуюся четырехклассную мужскую гимназию с окладом в 200 целковых в год. Откуда и ушёл на «особую пенсию».
К середине века из 57 учащихся приходского училища шестеро представляли дворянское и чиновничье сословие города, тридцать пять были отпрысками купеческих и мещанских семей, шестнадцать из разночинцев и крестьян.
Запрет на «нехристей» начинают снимать и в уездных учебных заведениях. Во второй половине XIX века в Стерлитамакском приходском училище уже мелькали скуластые лица детей башкирских чиновников, офицеров и мулл, А поскольку помимо письма, чтения и арифметики в обязательном порядке штудировали и Закон Божий, то мулла городской мечети вещал учащимся о тонкостях Корана.
Училище то было, а вот помещения училища не было. Площади под учёбу город арендовал в домах горожан. Городскому бюджету было не до шика, а поэтому арендовали по очень простому принципу: у тех. Кто заломит меньшую сумму. Училище кочевало из одного здания в другое и разбухало, задыхаясь в тесноте.
К 1 сентября 1878 года оно вмещало в себя 123 ученика. Количество преподавателей почти не изменилось. Зато изменилось качество преподавания. Нетрудно догадаться, в какую сторону. В том же году из этой оравы учеников училище закончило лишь 32 человека( с учётом того, что обучение было двухлетним, выпускников должно было быть примерно вдвое больше).
К тому времени вопрос об улучшении образования в городе не то что назрел – перезрел. Начиная с 1851 года, когда в городе была открыта Ратуша. Господа депутаты то и дело поднимали вопрос об открытии мужской прогимназии. Внезапный пожар 1861 года спалил половина города. Мечта о прогимназии надолго улетучилась вместе с дымом пожарищ.
В 24 сентября 1876 года в присутствии министра народного просвещения и попечительского Оренбургского учебного округа открылась четырёхклассная мужская гимназия. Место под строительство выбрали как раз напротив собора ( сейчас в этом здании располагается физкультурный техникум).
Как сказано в «Извлечениях из Высочайше утвержденного 30 июля 1871г. Устава гимназий и прогимназий ведомств МНП», туда принимались мальчики в возрасте от восьми до десяти лет. Выпускники прогимназии должны бегло читать «гражданский» текст и уметь его пересказывать, а также знать главные церковные молитвы. Прогимназия рассчитана была на 40 человек, а через два года были открыты ещё дополнительные классы. Теперь в ней насчитывалось около ста учащихся.
За двенадцать лет своего существования Стерлитамакская прогимназия успела дать «путёвку в жизнь» более чем пятистам ребятам. Надо отдать должное и местным меценатам: дворянину Н.В. Бухвостову, купцам К.Ф. Пономарёву, А.Н. Владимерцеву, которые помогали прогимназии средствами.
В 1888 прогимназия была преобразована в четырёхклассное городское училище с изучением столярного, слесарного и сапожного ремесел. Слегка подсократив часы на немецкий язык и ненавистную всей гимназической братии латынь , ввели курс коммерческого счетоводства, что в купеческом городке, надо полагать, был встречено весьма одобрительно.
Дореволюционный Стерлитамак не блистал чистотой и опрятностью своих улочек. Сто лет назад на содержание и ремонт, к примеру, мостовых в течение одного года тратилось меньше средств, чем на содержание городского правления в течение месяца. А освещение улиц ежегодно обходилось городской казне дешевле, чем те же городские чиновники… в день.
Зато на финансирования системы образования вкачивалось до 29 процентов городского бюджета. Так, в 1893 года на содержание учебных заведений города было выделено 6206 рублей. Это немного меньше, чем на тех же всемогущих чиновников, зато вдвое больше, чем на полицию и на пожарников и в семь с половиной раз больше, чем на медицину.
В революцию Стерлитамак вступил сравнительно образованным городом. К этому времени только по линии Министерства народного просвещения насчитывалось две одноклассные приходские школы («одноклассный» означает однопараллельный; обучение в них было трёхгодичным), двухклассная мужская татаро-башкирская и старообрядческая смешанная ( для мальчиков и девочек) школы с пятилетним обучением.
Это не считая мектебов и медресе при мечетях.
Земская и городская управы содержали ещё одну начальную женскую, две приходские школы, одна из которых носила имя царя-батюшки АлександраII , растерзанного бомбой народовольцев и татарскую женскую школу. Во всех из них срок обучения составлял три года. На средства городского бюджета существовали первая и четвёртая приходские школы им. Николая II. Помимо школ у города были и свои «средне» учебные заведения, что-то наподобие современных техникумов и колледжей: реальное училище, преобразованное из прогимназии и женская гимназия.
Кроме всего прочего, в ведении духовного управления находилась ещё одна богадельня: одноклассное женское училище.
До семидесятых годов прошлого века стерлитамакские обыватели довольствовались в обучении девочек домоводством. Куклы, тряпки, пелёнки - таков был удел многих местных красавиц даже из зажиточных семей.
Однако жизнь берёт своё. Перелом в общественном сознании произошёл в начале семидесятых. Кухня, как перспектива замужества, перестала устраивать не только купеческих дочерей, но и их толстосумых «папенек». Под давлением купечества и зажиточных мещан, в 1874 году городская Дума решается на открытие женского училища. Это значит, что наряду с мужской, в городе появилось и женская прогимназия. Девочки, окончившие её, могли продолжить обучение в Уфимской гимназии. Позднее, с открытием в 1908 году женской гимназии, появилась возможность продолжить обучение дома.
В подготовительный класс гимназии принимали тех, кто уже умел читать и считать, по меньшей мере, до тысячи. А это- уровень начальных классов приходских школ. Восьмилетний гимназический курс включал в себя тринадцать дисциплин, среди которых, помимо традиционных предметов, таких как русских язык. Закон Божий. Арифметика. Латынь, греческий, французский, чистописание… были домоводство и рукоделие…
Шесть лет гимназия ютилась в небольшом одноэтажном здании по ул. Базарной (Комсомольская), пока в 1914 году Министерство народного просвещения не расщедрилось на 41 тысячу рублей серебром под строительство нового здания женской гимназии(ныне факультет начальных классов Стерлитамакского государственного педагогического института, в которой по иронии судьбы, учатся в основном девушки).
Бессменной начальницей заведения была М.А.Максимова. Сегодня бы сказали так:» Закончив Уфимскую гимназию, М.А. Максимова начала свою трудовую деятельность в родном Стерлитамаке и прошла путь педагога от помощницы учителя до начальницы гимназии. Её самоотверженный труд отмечен высокой правительственной наградой: серебреной медалью «За усердие» ( по-нашему- « За трудовую доблесть»).
Правила для учащихся средних учебных заведений Оренбургского учебного округа предписывали гимназистка обязательное посещение богослужений в воскресные и праздничные дни, но по заявлению родителей, при наличии уважительных причин (болезнь, отдаленность квартиры ученицы от церкви…) с разрешения педсовета их могли освободить от этого.
Остальные пункты правил знакомы каждому со школьной скамьи: «недопустимые и без всякого опаздывания «являться на занятия, покидать класс во время уроков «лишь в исключительных случаях и не иначе, как с разрешения преподавателя», исполнять указания своих начальников и наставников, быть вежливыми со старшими, так и в отношении своих подруг».
Такую памятку, отпечатанную типографским шрифтом, с печатью гимназии и подписью начальницы выдавали каждой гимназистке. За исполнением этих правил следили «надзирательницы».
Наиболее усердные гимназистки получали стипендию – целых 20 рублей в месяц. Правда таких счастливиц было немного. Так, 1914/15 учебном году на всю гимназию их набралось всего пять. Но и среди лучших были ещё лучше, им давали стипендию в 30 рублей и называлась «романовской».
Средства на гимназию поступали как из земского и городского бюджетов, так и из карманов местных «попечителей». Попечительский совет, состоял из купцов, мещан и чиновников, возглавляла представительница обнищавшего уездного дворянства, госпожа Н.Д.Дурасова.
Как и в любой школе были любимые предметы. Например, домоводство, премудрости которого девочки постигали все пять лет, а так же обучали хорошим манерам.
Гимназия наряду с училищем, была для девочек самым светским учебным заведением города своего времени. Правда, из ста девочек, которых принимали в училище в начале века, заканчивали лишь каждая пятая. Не каждой дано было закончить учёбу из-за финансовых и житейских проблем. Обычно они шли в горничные или няньки. Стерлитамаковские девочки могли получать образование не только в «однополых» учебных заведениях. В пятом и шестом приходских училищах, находящихся в введении Министерства народного просвещения, мальчики и девочки целых три года сидели за одной партой и ничего , учились не хуже « благородных» девиц женской гимназии.
Не удивительно, что по уровню «женского» образования Стерлитамак занимал ведущее место среди городов Уфимской губернии.
После революции финансирование гимназии прекратилось, почти все попечители были арестованы. Но учебный процесс не прекращался ещё почти два года. По данным на 4 марта 1919 года в Стерлитамаке, наряду с двенадцатью русскими и одиннадцатью мусульманскими школами продолжала функционировать и женская гимназия.
Потом в здании высшего начального училища (ныне физкультурный техникум) расположили лазарет, мальчиков из училища выгнали к девочкам в гимназию, во вторую смену. Последний выпуск гимназисток состоялся в 1919 году.
К 1927 году восстановительные процессы в промышленности Башкирии в основном завершились.
В восстановительный период местные органы Советской власти огромное внимание уделяли школе.
По отчётам правительства БАССР в 1927 году приводятся цифры по расходам
1924-25гг. | . 1925-26гг. | 1926-27гг. |
100% | 100% | 100% |
27,0 | 27,1 | 28,6 |
В 30-е годы наиболее заметным был прогресс в области культурного строительства и образования. Главной задачей города было была ликвидация неграмотности, особенно среди коренного населения.
Школам не хватало специального оборудования, наглядных пособий, даже парт. Стерлитамакские школы были укомплектованы партами на 80%. Ввиду нехватки школьных зданий, обучение велось в две-три смены.
В городе было создано несколько специализированных детских учреждений и школ для глухонемых детей, в которых обучались не только из Башкирии, но и Оренбургской области. Была также создана национальная школа для башкирской молодёжи – Стерлитамакская башкирская школа имени В.И.Ленина
В этот же период проводится массовые антирелигиозные компании , т.о была разрушена система традиционного образования коренного населения, осуществлявшаяся через медресе и мектебе (Стерлитамакская мечеть на ул.Крымской было передано в введение районо.
В эти годы ЦК ВКП(б) принимает постановление « О всеобщем обязательном начальном обучении». И в ходе этой компании школами охвачено 2000 тысяч человек.
Школьное образование в годы войны
В годы Великой Отечественной войны в городе имелось: средних, 4 неполных средних, 5 начальных школ, 2 детских дома. Это число менялось: на август 1941 года было 6 средних школ.
Июнь 1943 года- 5 средних школ, а в январе 1944 года снова 6. Так было с неполными средними школами, и с начальными школами.
Трудно начался 1941- 42 учебный год, в городе тяжело стало устроить эвыакуированных детей в школы. Тем не менее, была проведена большая работа по недопустимости отсева учащихся. Несмотря на это, в первом полугодии 1941-42 учебного года по городу школу не посещали 631 учащийся.
В более спокойной, но не менее трудной обстановке начался 1942-43 учебный год. Учёбой в школах города должно было охвачено 6312 детей. Из них 1 сентября 1942 года явились в школы 5916 детей. По болезни не явились 66 человек, из-за неимения обуви и одежды – 284, по другим причинам -46, всего 396 человек.
За октябрь-ноябрь, после выдачи обуви, было возвращено в школу 128 учащихся. Однако из-за плохого материального положения семьи школу так и не смогли посещать 178 ребят.
С сентября 1942 по январь 1943 года в четырёх школах города были организованы горячие завтраки. Особо нуждающихся детей кормили два раза в день. В буфете школ учащиеся получали по 50 гр. хлеба.
Кое-что было сделано для улучшения материального положения учителей: часть особо нуждающихся учителей обеспечена валенками и другими промтоварами. Всего было роздано 164 промтоварных талона для учителей, хлебом учителя стали снабжаться через школьные буфеты
Занятия начались своевременно 1943-44 и в 1944-45 учебных годах. Улучшалась и учебная, и воспитательная работа. Резко улучшилась успеваемость. Возросло количество отличных и хороших оценок. Так, к концу 1943-1944 учебные годы из 4771 учащегося 1829 имели отличные и хорошие оценки, отличников возросло с 360 до 478 человек.
В 1944-1945 учебном году в школах города обучалось 6100 детей. Это было намного больше, чем в предыдущем учебном году. Вместе с тем , всё-таки по разным причинам 170 детей не посещали школу.
Школьное образование в Стерлитамаке в 1946-1976гг
Пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг., предусматривал осуществление обязательного семилетнего обучения детей и подготовку необходимых условий для перехода к всеобщему среднему образованию. Планом предусматривалось дальнейшее развитие системы народного образования, довести число начальных, семилетних и средних школ в 1950 г. до 193 тыс. и количество учащихся в них до 31,8 млн человек, обеспечив всеобщее обязательное обучение детей с семилетнего возраста, как в городе так и в деревне.
В этот период главная задача была направлена на восстановление разрушенной школьной сети как за счет строительства новых типовых зданий, так и возвращение школьных зданий, занятых в годы войны под госпитали и ремесленные мастерские.
Важное место в развитие народного образования города Стерлитамака отводилось переходу в середине 40-х годах к всеобщему семилетнему образованию. Разрешение этой проблемы требовало проведение дополнительных мер по укреплению материально-хозяйственной базы школ, (если в 1946 году только три школы проводили занятия в три смены, то к 1949 году 50% школ занимались в три смены, что отрицательно отражалось на учебно-воспитательной работе среди учащихся), сохранению контингента учащихся и охвату обучением всех детей. 4 апреля 1950 года был разработан трехлетний перспективный план развития народного образования города Стерлитамака на 1949 по 1952 учебные годы. В целях реализации перспективного плана по переходу к семилетнему всеобучу и в связи с тем, что контингент, выпускаемых из начальных школ, не мог разместить учащихся в существующих семилетних школах. Отдел образования города и Совет Министров БАССР с начала 1950-х гг. реорганизуют начальные школы в семилетние.
Первая половина 1950-х гг. отмечена серьезными изменениями в сети школ. Ликвидировались малокомплектные школы, крупные начальные школы реорганизовывались в семилетние, а семилетние в средние. В этот период существенно увеличилось строительство новых типовых школ. За три года пятой пятилетки в городе Стерлитамаке было построено 5 новых типовых школ на 2040 мест, открыто 4 средних и 2 семилетних школы. Из года в год рос контингент учащихся, особенно 8-10 классов, если в 1949/1950 учебном году обучалось в 8-10 классах 586 человек, то в 1952/1953 учебном году – 1780 учащихся.
Переход к всеобщему семилетнему образованию осуществлялся на основе использования новых учебных планов и учебных программ. С 1954 учебного года в школах стали вводить трудовое обучение в учебных мастерских.
Архивные источники свидетельствуют, не смотря на то, что реорганизация сети школ носила в целом позитивный характер: сокращались малокомплектные, не имеющие прочной материальной базы и кадрового обеспечения начальные и семилетние школы, возросло количество школ
Вместе с тем имели место и некоторые просчеты. Необоснованное сокращение малокомплектных начальных школ приводило к ухудшению обслуживания ими населения, а поспешное преобразование семилетних школ в средние без надлежащих материальных условий – к снижению уровня подготовки учащихся.
Основные направления совершенствования учебно-воспитательной работы, политехническое трудовое обучение, физическое и эстетическое воспитание.
Реформирование системы образования было предпринято с целью повышения престижа профессионального образования и привлечения молодежи к специальностям необходимым для развития экономики страны. В городе Стерлитамаке в 1962-1963 учебному году было завершено преобразование всех семилетних в восьмилетние школы, а в 1964-1965 учебному году средних школ с одиннадцатилетним производственным обучением. Однако увеличение срока обучения учащихся в средней школе на один год, который затрачивался на профессиональное обучение, себя не оправдало.
Введение обязательно профессиональной подготовки учащихся при слабой материальной базе не позволяло выбирать профессию с учетом склонностей интересов учащихся. В городе Стерлитамаке в каждой школе обучение организовывалась по нескольким специальностям. Но, к сожалению, не всегда определялись потребности народного хозяйства. Сокращение часов на общеобразовательные предметы связи с обучением производственному труду резко снизило качество образования, тем самым осложнила поступление в вузы и техникумы значительной части школьников. Таким образом стало очевидным, что средняя школа должна представлять молодежи широкую общеобразовательную подготовку, а не возможность более ранней специализации, которая отставала от научно-технического прогресса. Поэтому в 1964 году принимается закон о реорганизации одиннадцатилетних средних школ в десятилетние.
Идет о динамике роста количества школ и учащихся в 1958-1965 годах. 29 мая 1959 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление о мерах по развитию школ-интернатов 1959-1965 годах. В городе Стерлитамаке создается школа-интернат № 1. В ней обучались учащиеся близлежащих деревень и поселков Стерлитамакского района БАССР. А в феврале 1960 года принимается постановление «Об организации школ с продленным днем». Школы такого типа развивались быстрыми темпами. В связи развитием сети школ продленного дня и организации в массовом масштабе групп продленного дня требовало решение многих организационных, педагогических вопросов и материальных условий.
Впервые послевоенные годы неуспеваемость учащихся и второгодничества приобрели массовый характер. Школа должна была в этих условиях сосредоточить внимание на повышении качества знаний учащихся, преодолении неуспеваемости и второгодничества, воспитать в них добросовестное отношение к учению. На решение этих задач были нацелены школьные комсомольские и пионерские организации. В этих целях осуществлялись меры организационного укрепления школьных комсомольских организаций. В 1946 году уже более 50% учащихся были членами ВЛКСМ. Эта организация работала во всех средних и семилетних школах страны.
Ученические комсомольские организации активно работали в школах, ими создавались посты всеобуча, которые следили за посещаемостью занятий, организовывали группы товарищеской взаимопомощи в учении. В эти годы появились новые формы работы по пропаганде достижений науки и техники, формирования у школьников интереса к знаниям, навыков самостоятельной работы: научные кружки и общества, клубы по интересам, лектории, олимпиады и конкурсы юных математиков, физиков, химиков, биологов, встречи с учеными и передовиками производства. Во многом этом дало положительные результаты: сокращался процент второгодников и неуспевающих. Вместе с тем пионерские и ученические организации недостаточно помогали учителю в работе по осуществлению всеобуча и повышению успеваемости. Распространенным явлением было увлечение массовыми мероприятиями в ущерб учебным занятиям, отвлекающие комсомольцев и пионеров от уроков для выполнения различных общественных поручений.
Введение всеобщего обязательного среднего образования обосновывалось необходимостью подготовки молодежи к условиям научно-технической революции, возникшими новыми потребностями экономики, развитием народного хозяйства. С 1966/67 учебного года в городе Стерлитамаке начался переход к всеобщему среднему образованию. Между переходом на всеобщее среднее образование и выполнение Закона о восьмилетнем всеобщем обязательном обучении существовала прямая связь. Педагогические коллективы школ города выполняли следующие задачи: сохранение контингента учащихся, работа групп продленного дня, своевременное разумное использование средств, создание специальных фондов учебников и т.д.
Возросший экономический потенциал города в 1960-е годы создал базу для повышения культурного уровня жизни горожан. На основании плана перестройки школьного образования в БАССР в городе Стерлитамаке стала осуществляться реорганизация школьного дела, строились новые типовые школьные здания. Необходимость ускоренного строительства школ требовала увеличения ассигнований. К сожалению, это не всегда понималось руководством города. Средства выделяемые из городского бюджета на развитие просвещения, росли, но их не хватало на строительство новых школ. За 1966-1970 годы планировалось построить 10 школ на 9640 мест, а ряд школ расширить. Это позволило бы утолить «школьный голод», не допустить увеличения разрыва между имеющимся и необходимым количеством школьных мест.
В указанный период было построено несколько школ на 7172 места и расширено 7 школ. К концу 1970 года в Стерлитамаке насчитывалось 30 школ на 24 тысячи школьных мест. Таким образом, было введено в строй почти столько же школьных мест, сколько было во все предшествующие годы существования города. В этом была огромная заслуга городского отдела народного образования, заведующим которого в те годы был В. И. Криницын.
Руководители гороно и партийные органы города понимали взаимосвязь экономических успехов с подъемом образовательного уровня подрастающего поколения. Поэтому в исследуемый период в городе Стерлитамаке проводилась работа по максимальному охвату детей школьного возраста обучения. Поскольку осуществление всеобуча стало делом государственной важности, то в деятельности отдела гороно и Министерства просвещения Башкирской АССР проявлялась типичный для системы административный нажим, выполнение заданий определялись волевыми и командными мерами. Сохранение «контингента» учащихся стало одним из важнейших показателей работы отделов и учреждений образования, и это привело к негативным последствиям. Стал рождаться курс на максимальный перевод учащихся следующий класс вне зависимости от успеваемости школьников. Основным в работе педагогов становились сокращение числа второгодников, процент успевающих учеников.
Таким образом, учителя оказались под мощным прессом вынужденные завышать оценки и снижать требования к учащимися. В результате произошло снижение качества знаний, о чем говорилось в выступлениях учителей на ежегодных августовских совещаниях.
Проведение реформы в общеобразовательных школах города Стерлитамака требовала значительного количества педагогов. В Башкирской АССР и в частности в городе Стерлитамаке остро ощущалась нехватка педагогических кадров. Местные власти стремились исправить положение за счет открытия в городе Стерлитамаке педагогического института, которой готовил необходимые педагогические кадры. Гороно совместно с институтом привлекали будущих специалистов к работе в школах. Также гороно организовывали курсы по подготовке учителей и повышения квалификации, а так же через систему внутренних кадровых перестановок: переподготовки учителей начальных классов для работы в среднем звене, посылки учителей из городов в сельскую местность.
Меры, предпринятые руководителями системы образования в области подготовки учительских кадров, способствовали постепенному их количественному и качественному росту. К середине 70-х годов XX в. два раза увеличилось количество учителей, имеющих высшее образование.
Война нанесла огромный ущерб школьной системе. Восстановление ее началось с возвращения школьных зданий, строительство новых, решать вопрос с педагогическими кадрами, подбирать контингент учащихся. Огромную помощь школе оказали Минпрос БАССР, гороно Стерлитамака, предприятия и учреждения. Вся эта работа позволила в 1957 году иметь в городе 25 общеобразовательных школ, где обучалось более 11 тысяч учащихся и в них работали до 700 учителей.
Проведенные реформы в школьной системе исследуемого периода положительно отразились на развитии школ города Стерлитамака, о чем говорят также данные. В 1970-е годы в городе функционировали 31 различных типов общеобразовательных школ, где обучалось свыше 28 тысяч школьников, в 8 вечерних (сменных) школах – 3,5 тысячи молодых тружеников предприятий и учреждений.
Вместе с тем можно отметить, что проводившиеся преобразования не в полной мере ограничилось рамками реально существовавшей образовательной модели.
Реформы в образовании, проводимые в городе Стерлитамаке дали положительный резулбтат. Именно в этот период активизировалось деятельность местных партийных и советских органов, общественности. Школы города получили огромную финансовую поддержку промышленных предприятий, укрепили свое материальное положение. В школах города был осуществлен переход к всеобщему среднему образованию.
Школьное образование в Стерлитамаке на современном этапе
На период 2012 г. в Стерлитамаке:
- обучается в учреждениях среднего образования – 27 666 чел.
- 36 общеобразовательных школ с количеством обучающихся 26 567 чел.,
- 3 общеобразовательные школы-интерната с количеством воспитанников 622 чел.,
- 1 специальная (коррекционная) школа-интернат с количеством учащихся 125 чел.,
- 1 специальная (коррекционная) школа с количеством учащихся 224 чел.,
- 1открытая сменная общеобразовательная школа с количеством учащихся 128 чел.,
- 1 Межшкольный учебный комбинат – 2 395 чел.
В школах города ведется обучение детей с ограниченными возможностями. Для учащихся 9-11 классов введены предпрофильная подготовка и профильное обучение (69,5% старшеклассников).
Все первоклассники и второклассники города обучаются по новым образовательным стандартам. С целью удовлетворения национальных запросов горожан организовано изучение родных языков.
Для обучающихся, проявляющих интерес к углубленному изучению отдельных предметов, работают городские школы «Олимпионик» и «Эрудит» по 22 предметам: русскому, башкирскому и татарскому языкам, ИЗО, информатике, математике, географии, физике, экономике, химии, обществознанию, праву и др.; проводятся турниры юных физиков, химиков. В дни осенних, зимних, весенних каникул организуются профильные лагеря, курсы с привлечением преподавателей ВУЗов, лучших учителей города и республики. Увеличивается охват детей в этих школах.
Заключение
Анализ информации об истории развития школьного образования, подтвердил мою гипотезу: исторические события, происходящие в нашей стране в различные периоды времени оказывали свое влияние на развитие школы. Она всегда шла в ногу со временем, а принятые государством законы отражались на жизни школы и ее развитии.
Проводя исследовательскую работу, я выяснила, что развитие школьного образования - непрерывный процесс. При его анализе, нельзя обойтись без обращения к историческим событиям, происходящим в стране. Я думаю, что, изучая историю школ своего города, я получила большой опыт. Узнала много нового из прошлого своей страны, пообщалась с множеством интересных людей.
Полученные результаты исследования могут использоваться как дополнительный материал на уроках Истории, Культуры Башкортостана при оформлении школьного музея, для ознакомления учащихся с историей школ г.Стерлитамак на классных часах, внеклассных мероприятиях.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. История города Стерлитамак / Ответственные редакторы Аюпов Р.С., Минеев М.И.-Уфа: Башкирский университет, 1994г.- 278с.
2. Стерлитамак. /Ответственный редактор Насибуллина Насибуллина Л.У. - Уфа, Башкирское книжное издательство.
3. Минеев М.И. Стерлитамак. Страницы истории.- Уфа: Китап,1993.
4. Юмагузин Ф. / Шёлъ по городу фотографъ…// сентиментальное путешествiе в прошлое по старым фотографиямъ. //- Стерлитамак: Стерлитамакский гос. пед. 2000.
5. Т.Морозовой./Пристань поколений/
6. Стерлитамакский рабочий. /2012, 16 февраля./
7. Стерлитамакский рабочий. /2012, 15 мая./
8. Стерлитамакский рабочий. 2012. 14 апреля.
9. Стерлитамакский рабочий. 2012. 28 февраля.
10. Стерлитамакский рабочий. 2011 22 октября.