СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа «ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа «ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА»»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»









Исследовательская работа

«ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА»



Работу выполнила:

___________

Руководитель:

Брылякова В.В.











Троицк

2022 год

Содержание

Введение

1. Общая информация о хлебе

1.1. История появления хлеба

1.2. Кто потрудился, чтоб каравай на свет явился

1.3. О пользе хлеба

1.4. Интересные факты о хлебе

2. Практическая часть

2.1 Результаты анкетирования

2.2 Изготовление домашнего хлеба

Список литературы

Приложения


































Введение

Испокон века хлеб был не простой едой. Он являлся показателем благосостояния человека. Хлебом, как именем матери, клялись. Он был продуктом, вызывающим особое, святое чувство. Взрослые люди часто говорят, что хлеб нужно беречь. А народная мудрость гласит: «Хлеб – всему голова», «Хлеб дороже золота и алмазов».

Актуальность исследования: Хлеб всегда был важнейшим продуктом, мерилом всех ценностей. И в наш век великих научно – технических достижений он составляет первооснову жизни народов. Люди вырвались в космос, покоряют океаны, овладели энергией атома, владеют социальными сетями, а хлеб остается хлебом. Хлеб – это наш добрый друг, который сопровождает нас от рождения до глубокой старости. Его имя на всех языках люди произносят с теплотой и любовью. Я  задумалась, почему же люди с большим уважением относятся к хлебу, почему человек может обойтись без многого, а без хлеба нет?   

Цель: узнать о значении хлеба в жизни человека. А также изменить отношение моих одноклассников к хлебу.

Задачи:

- изучать и проанализировать литературные источники;

- узнать историю появления хлеба, о пользе хлеба;

- найти интересные факты о хлебе;

- провести анкетирование одноклассников;

- провести эксперимент по изготовлению хлеба.

Гипотеза исследования: предполагаю, что если дети будут знать о том, почему люди издавна так ценят хлеб, то будут бережнее к нему относиться.

Объект исследования: хлеб.

Предмет исследования: отношение одноклассников к хлебу.

Методы исследования:

- наблюдение;

- анкетирование;

- анализ и обобщение;

- эксперимент;







































1. Общая информация о хлебе

1.1 История появления хлеба

В русской культуре хлеб всегда занимал особое место. Считалось, что люди, разделившие между собой хлеб, становятся друзьями на всю оставшуюся жизнь. Именно хлеб был связующим звеном между народами.

По словарю С.И. Ожегова «Хлеб - пищевой продукт, выпекаемый из муки» Согласно утверждениям археологов, в приготовлении первого хлеба в качестве муки использовались тёртые жёлуди. Первые злаки впервые были использованы в пищу 15000 лет до нашей эры в Средней Азии. Находясь в постоянном поиске пропитания, люди они обратили внимание на необычные растения, которые обладали свойством насыщать и утолять голод. Они оказались предшественниками современных злаковых культур, таких как пшеница, рожь или овес. Изначально, люди поедали зерна в сыром виде, а затем стали растирать зерна камнями, получая муку грубого помола. Они ее варили и делали своеобразную кашу, включая зерновые в ежедневный рацион. Такой первобытный вид обработки является прообразом изготовления муки и выпекания хлеба. В примитивном своем виде, хлеб напоминал кашицу из зерновых, которые обычно были недоваренными. Люди считали, что полусырое зерно дольше усваивается организмом, и ощущение сытости сохраняется более продолжительное время. Прошло 14000 лет до того момента как в рецепте появился новый ингредиент – кислое молоко. Считается, что первыми дрожжевой хлеб, благодаря халатности пекаря, допустившего прокисание продуктов, испекли в Египте. Там же появились и первые специальные печи. Секрет приготовления от египтян попал к грекам, от греков – к римлянам, которые усовершенствовали его, улучшив процесс перемалывания зерён, и изобретя новые печи.

Времена меняются, однако хлеб также остается кормильцем и главным элементом культуры русского народа.




1.2 Кто потрудился, чтоб каравай на свет явился

Прежде чем попасть к нам на стол, хлеб проходит большой и сложный путь: от посеянного зёрнышка до прилавка магазина. Это даётся людям большим трудом. Хлеб – одно из главных богатств нашей страны. Его нужно беречь, с большим уважением относиться к людям, которые его растили.

Ещё с осени хлеборобы начинают заботиться о будущем урожае. Они глубоко вспахивают землю трактором. Не забывают и о пище для будущих посевов – разбрасывают в поле навоз, торф, минеральные удобрения.

Зимой при помощи снегопаха в поле запасают побольше снега, чтобы весной в почве накопилось много влаги. Весной по вспаханному с осени полю пускают железные бороны, потом культиваторы. Поле становится мягким, ровным, в нём хорошо сохраняется влага.

Теперь можно начинать сеять! К трактору прицепляют сеялки, и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зёрна пшеницы.

Солнце светит, дождик идет. Вскоре на полях появляются зеленые ростки – первые всходы. Но вместе с первыми всходами взошли и сорняки. Самолёт разбрасывает над посевами особую химическую жидкость – она уничтожает все сорные травы.

Летом посевы поливают, берегут от вредителей. За летний период вырастают колоски, а в них много- много зерен.

Наконец пшеница созрела, и хлеборобы начинают жатву. Комбайны срезают густую пшеницу и укладывают её в валки.

Когда пшеница в валках подсохнет, её подбирают и обмолачивают.

Чтобы зерно было чистым, отборным, его пропускают через зерноочистительную машину. А затем на грузовиках зерно отвозят в колхозные амбары, элеваторы и мельницы. Там зерно перетирают, перемалывают и получают муку.

С мельницы муку доставляют на хлебозавод. На хлебозаводе из муки делают тесто. А уже из теста пекут буханки, булки, батоны, баранки – всё то, что мы так любим. Мы еще спим в своих постелях , а машины с крытым кузовами развозят его по магазинам.


1.3. О пользе хлеба

Хлеб - один из важнейших продуктов питания. Природа заложила в пшеничное и ржаное зерно комплекс жизненно необходимых пищевых веществ.

В хлебе содержатся белки и сложные углеводы, поэтому он является хорошим источником энергии. Кроме того, цельнозерновой хлеб насыщает организм клетчаткой, которая регулирует работу кишечника: она как губка впитывает все ненужное и транспортирует его на выход. Также , в оболочках зерен пшеницы есть витамины А, Е, группы В, микроэлементы: натрий, кобальт, кремний, магний, йод и другие.


1.4. Интересные факты о хлебе

Хлеб — один из немногих продуктов, которые люди едят каждый день на разных уголках планеты. Мы настолько привыкли к этому угощению, что относимся к нему как к чему-то обычному и даже обыденному, а ведь он «всему голова»! Что мы не знаем о хлебе — продукте, который не так прост, как кажется?

  • За всю жизнь человек съедает в общей сложности 15 тонн хлеба.

  • Во время войн среди английских солдат было распространено убеждение, что насморк можно вылечить, нюхая буханку свежеиспечённого хлеба. Любопытно, что в древнем мире целебные свойства приписывались только чёрствому хлебу.

  • Излюбленным хлебным лакомством на Руси были пряники. В старину их дарили на именины, подносили невесте в виде свадебного подарка, потчевали дорогих гостей. Угощали ребятишек. Праздничные пряники весили порой около пуда (более 16 кг).

  • Существует хлебное дерево. Его родиной считается Новая Гвинея. Полинезийцы завезли хлебное дерево на острова Океании. Плоды этого дерева заменяют туземцам хлеб. Остаться голодным рядом с хлебным деревом невозможно. Плоды прокалывают и оставляют на ночь. К утру мякоть плода начинает бродить, и из нее можно печь хлеб. Одно дерево может прокормить семью из 5-6 человек.

Обычаи «Хлеб – соль» – это русский обычай, словно символ людской доброты. Хлебом и солью встречают дорогих гостей, новосёлов. На свадьбах жениха и невесту угощают хлебом и солью. «Хлеб вам да соль» - так говорят тем, кто ест.

Приметы

  • На квашню, покрытую подушкой, перед свадьбой усаживали невесту, чтобы новая семья жила весело, богато дружно и многодетно.

  • Хлеб из рук выпадет — значит, гость спешит.

  • Раздвоился вдруг хлеб в печи — к отлучке одного члена семьи.

  • Ешь хлеб с плесенью — хорошо плавать будешь.

  • А вот как в древней Англии определяли преступника: давали подозреваемому съесть сухую корочку хлеба. И если он внезапно давился, значит, был виноват.











2. Практическая часть

2.1. Результаты анкетирования

Изучив полученную информацию, я решила провести анкетирование одноклассников. В анкетировании приняли участие 30 учащихся. Приложение

1. На вопрос «Как часто вы едите хлеб?», респонденты ответили по-разному. 67% едят хлеб каждый день, 30 % - редко и только 3% (1 человек) не едят хлеб совсем.

2. На вопрос «Знаете ли вы, кто потрудился, чтоб каравай на свет явился?», 70% респондентов знают какой путь, проделывает хлеб, перед тем как оказаться на столе и 30% не знают.

3.На вопрос «Знаете ли вы, что к хлебу нужно относиться бережно?». Все респондент ответили: да. Но только 15% ответивших смогли объяснить, почему нужно к хлебу относиться бережно.

4. На вопрос «Часто ли вы не доедаете кусок хлеба?». Из участвующих в анкетировании, 60% всегда доедают хлеб, 40% - хлеб не доедают.

5. На вопрос «Куда девают в вашей семье несвежий, черствый хлеб?».

10% ответили, что вбрасывают; 33% - скармливают домашним животным; 50% - сушат сухари и делают гренки; 7% дали свой вариант ответа.

Сравнив результат анкетирования, я пришла к выводу, что большинство ребят едят хлеб каждый день и знают, как хлеб появился у нас на столе. Мои одноклассники знают, что к хлебу нужно относиться бережно. Тем не менее, это не мешает им выбрасывать остатки хлеба в мусорное ведро.



2.2 Изготовление домашнего хлеба

Конечно, хлеб можно приобрести в магазине, но мне захотелось попробовать испечь хлеб в домашних условиях. Получится или нет, будет ли он съедобным? Приложение

Для этого, я попросила маму помочь мне с экспериментом. Мы вместе стали искать простой рецепт приготовления хлеба, и мы его нашли. Самым простым в приготовлении оказался цельнозерновой хлеб.

Рецепт был следующий:

- мука цельнозерновая 450 г.

- сода ½ чайной ложки

- соль по вкусу

- кефир 400 г

А так как у нас дома оказалось 2 вида цельнозерновой муки, то и я решила испечь 2 вида цельнозернового хлеба: пшеничный и ржаной. А кефир мы дома делаем сами из молока и закваски.

Я взяла 2 разные чашки для приготовления двух видов хлеба. Для этого в каждой чашке сначала я смешала все сухие ингредиенты (мука, соль, сода ), затем залила все кефиром и вымесила до однородного состояния. Потом тесто выложила на пергамент, на противень и придала ему форму булки. Сделала надрезы ножом и для красоты посыпала кунжутом. Затем противень отправляем в предварительно разогретую духовку до 230 градусов Цельсия. При этой температуре выпекаем 15 минут, затем уменьшаем температуру до 200 градусов Цельсия и выпекаем еще 25 минут. Затем вытаскиваем хлеб и даем ему остыть.

В результате проведённого эксперимента у меня получился вкусный и ароматный хлебушек. Его мы съели всей семьёй. Теперь я знаю, как можно приготовить хлеб в домашних условиях.









Заключение

В ходе работы я открыла для себя много нового. Теперь я знаю, в чём ценность хлеба и почему взрослые говорят, что «Хлеб – всему голова», «Хлеб – дороже золота и алмаза». Ведь хлеб проделывает огромный путь, начиная с поля и заканчивая магазином. Люди многих профессий потрудились, чтобы у нас на столе всегда лежал свежий хлеб.

Провела анкетирование своих одноклассников и выяснила, что большинство ребят едят хлеб каждый день и знают, как хлеб появился у нас на столе. Мои одноклассники знают, что к хлебу нужно относиться бережно. Тем не менее, это не мешает им выбрасывать остатки хлеба в мусорное ведро.

Выводы

Таким образом, я смогла достичь своей цели исследования – я узнала о значении хлеба в жизни человека. Провела анкетирование и эксперимент о хлебе.

Выдвинутая гипотеза подтвердилась. Узнав о том, почему взрослые издавна так ценят хлеб, дети будут бережнее к нему относиться и ценить труд людей.





















Список литературы

  1. http://stihidetyam.ru/articles/article101.php .

  2. http://extusur.net/content/8_texnoxleb/3_1.html История возникновения хлеба и хлебопекарного производства.

  3. http://bd.fom.ru/report/cat/val_/dd063234 ФОМХлеб.

  4. http://weaft.com/documents/narodnye-pogovorka-poslovica-hleb-vzroslye-deti-shkolnikov-adult-kid-quotes-bread .

  5. http://images.yandex.ru/yandsearch.

  6. С. И.Ожегов "Словарь русского языка" Изд.6-е, стереотипное, 900 страниц, Издательство "Советская энциклопедия", Москва, 1964 г.

  7. Емельянова Э. «Расскажите детям о хлебе», «Мозаика – Синтез», 2011 г.





























14