СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Мой прадед - герой войны"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Мой прадед - герой войны"»

Министерство образования и науки РБ

г. Улан-Удэ

МАОУ «СОШ №63 г. Улан-Удэ»





VI городские Верхнеудинские чтения школьников

«История и личность», посвященных Году добровольца и волонтера в РФ







Направление: Бессмертный полк



Тема: Мой прадедушка – герой войны













Автор: Ванданова Ксения Александровна, ученица 5г класса

Руководитель: Ринчинова Наталья Цыбикдоржиевна,

учитель русского языка и литературы





г. Улан-Удэ

2018 г.


СОДЕРЖАНИЕ


  1. Введение………………………………………………………………. 3

  2. История боевого пути прадеда Ванданова Чагдаржапа

Забуновича ……………………………………………………………...4

  1. Заключение………………………………………………………………7

  2. Литература……………………………………………………………….8

  3. Приложение………………………………………………………………9












































Введение

Бились отважно и стойко с врагами

Вы за Отчизну свою.

Вечная слава и память

Живущим и павшим в жестоком бою.


Одной из самых страшных войн в истории человечества была Великая Отечественная. Четыре долгих года продолжалась она. Поколение наших дедов и прадедов, бабушек и прабабушек, потеряв в пучине войны 27 миллионов самых сильных, самых здоровых, не только выстояло тяготы военной поры, но и выжило.

Война! Она грубо ворвалась в жизнь многих миллионов советских людей. Тысяча лучших сынов Бурятии с оружием в руках поднялись на борьбу против немецко – фашистских захватчиков. Своей жестокой рукой война коснулась каждой семьи. В каждом семейном альбоме сохранились фотографии военных лет. Мои дедушка и бабушка тоже бережно хранят фотографии, медали, военный билет моего прадедушки Ванданова Чагдаржапа Забуновича. Особенно меня заинтересовала статья из газеты «Правда Бурятии» под названием «Вы», где автор статьи И.И Кузнецов, доцент Иркутского университета, обращается к воинам-бурятам, в частности, к тов. Ванданову. (Приложение 2)

Это подтолкнуло меня изучить историю Великой Отечественной войны, изучить боевой путь моего прадеда. К сожалению, очевидцев этой страшной войны с каждым годом становится меньше. Хотелось больше узнать о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом. Мой прадедушка, как и все молодые люди того времени ушёл на фронт.

Тема исследовательской работы: «Мой прадедушка – герой войны»

Цель: Выяснить, какова роль участия моего прадеда Ванданова Чагдаржапа Забуновича в Великой Отечественной войне и изучить его боевой путь.

Задачи:

1.Изучить сохранившиеся документы и фотографии в семейных архивах прадедушки.

2. Проследить боевой путь моего прадеда Ванданова Чагдаржапа Забуновича в ходе Великой Отечественной войны.

3. Собрать сведения об истории 225 подвижной авиаремонтной базы в Великой Отечественной войне, где служил мой прадед.

4.Изучить материалы о ветеране в средствах массовой печати.

Гипотеза исследования: познакомившись с участием в Великой Отечественной войне моего прадеда, я больше узнаю об истории своей семьи и ее героическим прошлым.

Предмет исследования: вклад прадеда в победу над фашисткой Германией.

Методы исследования: работа с источниками, изучение семейного архива, беседы с родственниками, сопоставление полученных фактов биографии прадедушки с историей страны, анализ и обобщение собранной информации.

Данная работа может быть использована на уроках истории.

2. История боевого пути прадеда Ванданова Чагдаржапа Забуновича

Тема Великой Отечественной войны - необычная тема. Необычная, потому что никогда не перестанет волновать людей, тревожа старые раны и душу болью сердца. Необычная, потому что память и история в ней слились воедино. Война… Как много говорит это слово. Война - это горе, слезы. Война- страдание матерей, сотни погибших солдат, сотни сирот и семей без отцов, жуткие воспоминания людей. Солдаты служили честно, без корысти. Они защищали отечество, родных и близких. Война - это смерть каждый час, каждую минуту, но тогда они об этом не думали, для всех было главным остановить врага. Огромное количество солдат осталось лежать в чужой земле, сколько пропало без вести, сколько вернулось домой искалеченными на всю жизнь. Сколько людей побывало в плену, пережило унижение на оккупированной фашистами территории. А сколько невинных стариков, женщин, детей было замучено в лагерях смерти. Оттого долгожданный День Победы - «это праздник со слезами на глазах».

А какую роль война сыграла и в нашей семье. Война не обошла стороной и дом моего прадедушки Ванданова Чагдаржапа Забуновича 1910 года рождения. Родился он в селе Верхний Торей Джидинского района Бурят-Монгольской АССР. Окончил 9 классов. Призван по мобилизации Джидинским РВК БМАССР и зачислен в 255 Отд. Автомобильную роту с 07.41 по 10.42 года. (Приложение 1)

Я выяснила, что призвали Чагдаржапа Ванданова в ряды Красной армии в июле 1941 года. Тогда для него, по сути, и началась война. Был направлен в автомобильную роту трактористом. Там находился с 07.1941 по 10.1942 года. Затем его переправили в 784 авиационную дивизию, где они должны были идти за 16-ой воздушной армией Центрального фронта.

В начале 1943 года в полевой ремонтной сети для выполнения полевого ремонта техники создаются подвижные авиаремонтные базы (далее ПАвиаРБ), на которые возлагались ремонт самолётов и моторов, а позднее были добавлен и ремонт оборудования самолётов (далее СПАвиаРБ). ПАвиаРБы придавались авиадивизиям, следовали с ними при перебазировнии и сыграли ведущую роль в восстановлении авиационной техники с повреждениями средней тяжести. Эти меры, проведённые в ходе войны, в большой мере укрепили полевую ремонтную сеть.

В начале 1943 года стационарная ремонтная сеть уже была большой и выполняла сложные виды ремонта авиатехники на своей базе, а в случае затруднения доставки авиатехники из авиадивизий в АвиаРБы и САвиаМы и на местах базирования самолётов с помощью своих подвижных подразделений ПАвиаМ (ж.д.) и ПАРМ-10.

Одновременно с усилением производственной базы ремсети ВВС совершенствовалась и её организационная структура. В 1943 году при главном инженере ВВС были созданы Управление полевого ремонта и Управление капитально-восстановительного ремонта авиатехники. Управление полевого ремонта возложены учётом реморганов, планомерным учётом всех неисправных и восстановленных самолётов, осуществлением манёвра ремонтными органами. Благодаря организации этого управления полевая ремонтная сеть быстро росла не только количественно, но и качественно. В августе 1943 года в войсках уже работали 113-ть ПАРБ и 25-ть СПАРБ, росло качество и культура ремонта, велась борьба за сохранение аэродинамических качеств самолётов. В 1944—1945 годах подвижные авиаремонтные мастерские в ремонтной сети ВВС входили в единый комплекс стационарных и подвижных формирований. На завершающем этапе войны в ВВС функционировало более 1600 подвижных авиаремонтных органов различных типов.

Подвижные авиаремонтные органы восстановили сотни тысяч единиц техники, тем самым сократив безвозвратные потери поврежденной техники. Советское правительство за ратный труд десятки тысяч ремонтников наградило орденами и медалями.1

Ему и другим ремонтникам приходилось работать по 12 — 15 часов в сутки, нередко под вражескими бомбёжками, восстанавливать повреждённые в боях и на аэродромах самолёты, чтобы снова передать их в авиаполки. Ремонтировали в мастерских моторы, пробитые осколками снарядов крылья и фюзеляжи самолётов советского производства и иностранного — английские «харрикейны» и американские «кобры», заменяли приборы пилотских кабин. Подвижные авиаремонтные мастерские, в которых служил Ванданов Чагдаржап Забунович, продвигались по железной дороге вслед за наступавшими войсками и прошли путь от Советского Заполярья до Германии и закончили его в мае 1945 года в районе города Берлин. За вклад в общую победу над врагом Ванданов Чагдаржап Забунович был награждён орденом Отечественной войны и несколькими медалями В тексте наградного листа: "…то­варищ Ванданов в части находит­ся с февраля 1943 года, работает столяром по ремонту самолетов. В часть прибыл из далекого Севе­ра. По национальности бурят. Он не имел представления о работе самолетного столяра. За два года работы и учебы в части товарищ Ванданов освоил все сто­лярные работы на боевых самоле­тах: ЯК-1. ЯК-6. ЯК-7, ПО-2. Ил-2 и других. Чагдаржап Забунович обла­дает упорством и настойчивостью, благодаря чему довольно быстро овладел русским языком, освоил все, что относится к ремонту тех­ники деревянных конструкций, выполняет ок­раску, обтяжку и стал прекрасным универсалом - ремонтником. За время нахождения в части вместе с бригадой им отремонтировано 85 самолетов. Качество отремонтированных самолетов только отлич­ное и в сроки, установленные нар­комом . Работая, не считаясь со вре­менем, товарищ Ванданов перевы­полнил нормы на 136 %, вместо 55 самолетов отремонтировано 111. Товарищ Ванданов получил 11 бла­годарностей и 8 денежных наград. Удостоен правительственной на­грады "За боевые заслуги". .

Мы с восхищением и глубочайшим уважением вспоминаем своего прадедушку, который прошёл через ад войны. Каждый раз, идя в бой, он вспоминал своих близких, и это придавало ему сил. Он знал, что нельзя отступать, что надо сражаться и живым вернутся домой. Нелегко досталась эта Великая Победа. Но он так же, как и все те, кто прошел эту страшную войну на фронте и в тылу вышел победителями в жестокой схватке с фашизмом. Мы преклоняемся перед подвигом и великой любовью к Родине. Мы гордимся теми, кто защищал нас, не боясь и не страшась ничего на своем пути. Ценой своей жизни наши деды и прадеды защищали Родину, детей, стариков, жен.

Какое же отношение современных людей к войне. Каждый современный юноша или девушка могут о ней рассказать, основываясь лишь на исторических фактах. Вторая Мировая война жирной чертой разделила мировоззрение многих миллионов людей на две части: жизнь до войны и после нее. Великая отечественная унесла с собой в небытие сотни тысяч душ, переломала немало человеческих судеб и оставила глубокий след в сердцах тех, кому довелось жить в это страшное время и участвовать в кровопролитном помешательстве мирового масштаба. Но русские люди объединились, оставили в стороне свои личные страхи и одержали победу над жестоким врагом.


Заключение

Выбранная мной тема исследовательской работы не только актуальна, но и интересна и имеет практическую значимость. Все дальше и дальше от нас годы войны. Сегодня сидят за партами правнуки тех, кто воевал... Новые поколения знают о войне только из кинофильмов, из рассказов старших да из книг. Прошло много лет с тех пор, как отгремели залпы войны. Путь к победе был трудным и долгим. Тысяча четыреста восемнадцать дней... И каждый из них – это кровь и смерть, боль и горечь утрат, гибель лучших сынов и дочерей нашей Родины, радость больших и малых побед. Идут годы... Мое поколение родилось под мирным небом, но в наших сердцах живет память о тех, кто отдал свою жизнь для того, чтобы у нас была счастливая жизнь.

Благодаря этой работе нам удалось проследить весь боевой путь моего прадеда Ванданова Чагдаржапа Забуновича и глубже изучить историю своей семьи. Так нам удалось узнать некоторые интересные факты из его биографии. Данная работа доказала, что в нашей семье есть предок, которым мы гордимся. Память о нем служит нам примером силы, отваги, мужества и любви к своей Родине. Работая над раскрытием вопросов, поставленных в ходе изучения темы, мы сделали вывод о том, что память остается жива, по сей день. С каждым годом остается все меньше живых свидетелей кровавой схватки, и на торжественный парад почти не приходят ветераны войны. Несмотря на это, дети и внуки, те, за кого проливали кровь русские солдаты, помянут минутой молчания светлую память погибших героев. Мы помним Ваш великий подвиг, великую победу над врагом, ваши мужество и самоотверженность. И в наши обязанности входит донести до следующих поколений осознание того, что их беззаботное детство омыто кровью миллионов людей, оставивших свои жизни на поле боя в далеких сороковых годах.


























ЛИТЕРАТУРА


  1. Академия наук СССР. Институт истории СССР. Советский Союз в годы Великой Отечественной войны. Издательство М., «Наука», 1978.

  2. Большая книга вопросов и ответов. фактов. М., 2006.

  3. Великая Отечественная война 1941—1945. Военно-исторические очерки. Кн. 2. М., 1998.

  4. Военная энциклопедия. Т. 4 — М.: Воениздат. 1999.

  5. "История Великой Отечественной Войны Советского Союза 1941-1945" под ред. Поспелова П.

  6. Материалы из газеты «Правда Бурятии». – страница 2 №110 23 сентября 1960.

  7. Мировые войны ХХ века. Кн. 4. Вторая мировая война. Документы и материалы. М., 2002.

  8. Энциклопедия для детей . История России, ч. 3.- М.: Аванта, 2009































Приложение 1









Приложение 2



  1. 1 "История Великой Отечественной Войны Советского Союза 1941-1945" под ред. Поспелова П.


8