СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа на областной конкурс "Палитра ремесел"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мне было интересно узнать о  знаках-символах в народном орнаменте на примере украшений, которые дают представление о художественной культуре русского народа, народных традициях, национальном своеобразии. И хочется остановиться на одном из видов народных - художественных промыслов - бисероплетении.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа на областной конкурс "Палитра ремесел"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа » с. Куракино Бабынинский район Калужская область















Учебно-исследовательская работа

«Бисероплетение как вид народного творчества: Браслеты с орнаментными узорами»









автор: Гулиева Ася ученица 8 класса руководитель: Коновалова Татьяна Николаевна















2023 г.

Введение   Сегодня русские, а также этносы (большие и малые), входящие в состав Российской Федерации, составляющие многонациональную Россию, озабочены возвращением к своим корням, к своим основам, истокам своей культуры, когда она различалась яркостью национального костюма, глубиной смысла орнамента. Эти орнаменты украшали, как обереги, так и жилища, посуду и вышивку. В мире, когда идут процессы сглаживания этнических различий, сохранение символов культуры это особенно актуально. Что такое символы культуры? Это те яркие явления, артефакты культуры, по которым мы различаем народ - фольклор, песни, музыка. И они интересны теми уникальными явлениями материальной культуры, которые нам удалось сохранить. Т.е. это ремесла – то, что мастера делают руками, то, что передается от мастера к ученику на протяжении тысячелетий. И в этом плане этностиль в одежде, предметах быта приветствуется, потому что он идентифицирует (показывает) глубину наших этнических корней, восходящих к славянам и глубокому язычеству. Поэтому все, что сделано руками народных умельцев – это живое, внесенное в наш быт. Это делает пространство нашего быта более живым, теплым, уютным и помогает нам оставаться в этом пространстве живыми и не пользоваться только предметами техностиля. Через эти небольшие, пусть даже сувенирного плана, изделия мы соединяемся с нашими глубинными корнями, с нашим духовным наследием, с истоками нашей русской славянской культуры. Мне было интересно узнать о знаках-символах в народном орнаменте на примере украшений, которые дают представление о художественной культуре русского народа, народных традициях, национальном своеобразии. И хочется остановиться на одном из видов народных - художественных промыслов - бисероплетении.

Цель моей работы: Составить свой орнаментный узор для браслета и изготовить браслет из бисера. Задачи: 1.Найти подробную информацию о культурных традициях русского народа, о знаках-символах в народном орнаменте, возрождении русского орнамента.  2.Познакомиться с произведениями крестьянского искусства и народных художественных промыслов, классического и современного декоративно-прикладного искусства. 3.Разработать свой собственный орнаментный узор, выбрать цветовую гамму, составит схему для плетения изделия, изготовить изделие из бисера – браслет с орнаментным узором

Ожидаемый результат: Изделие из бисера – браслет с орнаментом. Практическая значимость изделия: Данное изделие – браслет с орнаментным узором – является оригинальным, неповторимым украшением, которое можно носить как повседневно, так и с праздничным нарядом.



 История русских украшений.

 

         На территории нашей страны изделия из стекла, бусы и бисер были известны у народов, населявших ее еще в VI–V вв. до н. э. Уже тогда скифы и сарматы украшали вышивкой из бисера одежду и обувь, предметы женского туалета, а в начале нашей эры – древние славяне. Во времена Киевской Руси IX–XII вв. женщины и дети носили украшения в виде стеклянных бус и браслетов разной формы и цвета. Женщины и девушки низали ажурные воротники и длинные ленты подвесок, косоплеты и косники, пояса и сережки, украшали головные уборы бахромой и поднизями, ряснами и позатыленями. Разные по форме и размерам, орнаментальным мотивам и колориту, эти украшения придавали праздничность одежде, раскрывали неповторимый талант, вкус и мастерство их создателей – тысяч неизвестных самобытных мастериц. Изготовляли украшения, нанизывая бисер на одну и более нитей (иногда до 30), вручную и ткали на специальном станке с нитяной основой. Набирали бисеринки на суровую вощеную нитку, конский волос или тоненькую проволоку. Переплетая нити с нанизанными по счету бисеринками, мастерицы создавали яркие, красочные узоры, чередуя геометрические, стилизованные растительные или зооморфные орнаменты. Шейное украшение из бисера в виде ажурного воротника разной ширины украшало женскую рубаху. Такие украшения из очень крупного бисера, снизанные сеткой с большими ячейками в виде ромбов или квадратов, в России называли борода, жерелок, подшейник, подгорлок, ошейник, зажельник, разметка и т. п. В праздники носили наручные украшения – заручья и браслеты.          Человек, постоянно живший среди природы, уже в глубокой древности начал создавать несложные узоры, условные знаки–символы, которыми он выражал свое отношение к непонятным явлениям природы, свое восприятие окружающего мира. Смысл каждого знака, каждой линии были понятны ему, служили одним из средств общения. Многие знаки–символы (узоры) не только украшали одежду, жилища и предметы обихода, но должны были охранять, защищать, оберегать человека и его хозяйство от злых духов,

         Орнамент – от латинского ornare (украшать) – повторение, чередование, варьирование одних и тех же элементов. Для народного орнамента характерна обобщённость образов, повторяемость одного мотива, природный ритм и симметрия. Орнамент русского народного костюма может изображать растения, животных, птиц, людей и геометрические фигуры. Ромб – символ плодородия, возрождения жизни; цепочка ромбов – «древо жизни»; квадрат, разделенный на четыре части с кружочками или точками в каждой - усадьба и засеянное поле. Горизонтальная волнистая линия – вода. Прямая горизонтальная линия - поверхность земли, сулившая наступление весны, урожай и богатство; идея неба. Вертикальная волнистая линия – дождь. Треугольник – горы. Скрещивающиеся линии – огонь и молния. Птица – символ счастья и радости.

         Последовательные повторения отдельных узоров или целой их группы создавали орнаменты, что в переводе с латинского значит "украшать".

         Наибольшее распространение орнамент нашел в народном творчестве, где на протяжении веков складывались свои формы и принципы его построения, самобытные национальные черты, местные особенности, эстетические вкусы, понятие о красоте того или иного народа. Орнамент своим построением, формой и цветом подчеркивает назначение украшаемого предмета. Существует понятие раппорт – ритмическое повторение одного или нескольких элементов (мотивов) орнамента.

         По своим мотивам орнаменты бывают геометрические, растительные, животные, антропоморфные (изображение людей).

         Наиболее распространённой фигурой геометрического орнамента является ромб с разнообразными вариациями: продлённые стороны, пересечения диагоналями, присоединение к вершинам большого ромба маленьких ромбиков или рогоподобных фигур и др. В большинстве своем ромб составляет основу композиции, но может служить и дополнением к другим мотивам.

         Орнаментальный мотив дополняют линии – прямые, ломаные, перекрещивающиеся. Довольно часто промежутки между отдельными фигурами одного орнамента заполняются другими фигурами, которые создают не только фон, но приобретают вид узора.

Ознакомившись с произведениями крестьянского искусства и народных художественных промыслов, с орнаментами русского народного костюма и украшений, я решила разработать свой собственный орнаментный узор, выбрать цветовую гамму, составит схему для плетения изделия, изготовить изделие из бисера – браслет с орнаментным узором. Я составила три орнаментных узора для браслетов, подобрала цветовые гаммы и составила схемы плетения для каждого из трех браслетов:


схема к браслету № 1

браслет №1


схема к браслету №2


браслет № 2


схема к браслету № 3




браслет №3


 

Заключение

В последние годы бисероплетение из всех видов народного творчества, пожалуй, наименее известно. Но сейчас мир переживает новую волну интереса к бисероплетению. Бисер нашел широкое применение у модельеров в отделке женской одежды, различных аксессуаров. Бисер доступен любой рукодельнице, разнообразие видов и цветов предоставляет широкий простор для творчества. Занятие бисероплетением стало моим любимым делом. Работая с бисером, я получаю не только положительные эмоции. Разбираясь с бусинками бисера, нанизывая их на нитки, выкладывая их ровно на столе, я развивала мелкую моторику.  Разглядывая цветные мелкие детали, я училась тонко различать оттенки и тренировала зрение. Создавая украшения из бисера, я развивала свои творческие способности и фантазию. Иногда задумываешься, как можно из бисера и проволоки создать такую красоту? Главное, запастись терпением и выдержкой. И старания всегда будут вознаграждены по достоинству.

Список литературы

 

1.     Арнина Н.Л. Уроки прекрасного. М., 2001г.

2.     Русский традиционный костюм: Иллюстрированная энциклопедия Н. Соснина, И. Шангина; СПб., 2007.

3.     Моисеенко Е.Ю., Фалеева В.А. Бисер и стеклярус в России XVIII – начала ХХ века. Л., 1990.

4.     Русский традиционный костюм: Иллюстрированная энциклопедия / Авт. - сост.: Н. Сосина, И. Шагина. - СПб.: Искусство - СПб ”, 2008.

5.     Журнал «Праздник в школе».

6. М.Я.Ануфриева. Искусство бисерного плетения. Современная школа. – М.: Культура и традиции, 2012;

7. Магина А. "Бисер" - С-Пб. и М., 2009;

8. Петрунькина А. "Фенечки из бисера" - С-Пб, 2008;

9. Котова И.Н. и Котова А.С. "Школа современного бисероплетения" - С-Пб, 2009;

10. Бондарева Н.И. "Рукоделие из бисера" - Ростов-на-Дону, 2015;

11. Шорис М. - "Техники плетения из бисера" - М., 2018.



Приложение Браслет «Солнечный узор»

Браслет «Волшебный ромб»

Браслет «Змейка»