Пушкин и православие
работу выполнила
ученица 9б класса
Степанова Валентина
2019
Проблемные вопросы исследования
Что можно почерпнуть из осмысления Пушкиным собственной духовной жизни и жизни народа?
Как Пушкин осмысливает роль православия в жизни русского человека и государства?
Детские и юношеские годы
Молодость Пушкина
«То, что написано пером, - подлинно никаким топором не вырубишь. Это скоро стало предметом скорбного раздумья для Пушкина, ложась камнем на его совести. К концу его короткой жизни нельзя было причинить ему большего огорчения, как напомнив ему об этих проказах юности»
Архимандрит Кирилл
«Гавриилиада»
- «Легкое вольнодумство»
- Кощунство
- Период «исканий себя»
«Если его вольные стихотворения обращали на себя большее внимание, то именно потому, что они отвечали общему настроению умов, и вследствие его дара каждое его слово разносилось эхом по всей России. Сам же он не только не пытался передать их печати, но стремился изъять их из обращения в рукописных копиях»
Митрополит Анастасий
Трагедия «Борис Годунов»
«Пушкин уразумел своим русским чутьем, что здесь запечатлена от века лучшая часть нашей народной души, видавшей в монашестве высший идеал духовно-религиозной жизни. Ее неутомимая тоска по горнему отечеству находила отклик в его собственном сердце, звавшем его туда, «в заоблачную келью, в соседство Бога Самого»
митрополит Анастасий
Статья «О народности» (1826)
« Климат,
образ правления ,
вера
дают каждому народу особенную физиономию, которая более или менее отражается в зеркале поэзии. Есть образ мыслей и чувствований, есть тьма обычаев, поверий и привычек, принадлежащих исключительно какому-нибудь народу».
Осмысление Пушкиным молитв
:
Ни одна из них меня не умиляет.
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого Поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прогрешенья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
Святогорский монастырь
Выводы
- Жизненный путь Пушкина был борьбой со страстями в поисках религиозного мировоззрения и утверждения в вере.
- «Языческий, мятежный, чувственный и героический» Пушкин (как его определяет К. Леонтьев) при глубоком анализе творчества обнаруживается читателю как один из глубочайших гениев русского христианского духа.
- Анализ образа Пимена в трагедии «Борис Годунов» показал, что произведение было создано православным поэтом на основе истории русского православного государства и предназначалось для православного читателя
Выводы
4. Пушкин пришел к православию не в силу своего воспитания и образования, а вопреки им, вопреки окружавшей его среде.
5 . Религия (по Пушкину)- является одной из трех составляющих (климат, образ правления, вера) менталитета нации
Использованная литература
1. Андреев И. М. А. С. Пушкин: (Основные особенности личности и творчества гениального поэта) // А. С. Пушкин: Путь к православию. - М.: Отчий дом, 1996. - С. 7-65.
2. Анастасий (Грибановский; 1873-1965). Пушкин в его отношении к религии и Православной Церкви / Митр. Анастасий (Грибановский) // Там же. - С. 66-129.
3. Антоний (Храповицкий; 1863-1936). Пушкин как нравственная личность и православный христианин / Епископ Антоний (Храповицкий) // Там же. - С. 130-144.
4. Василий (Зеньковский; 1881-1962). Памяти А. С. Пушкина / Протоиер. Василий (Зеньковский) // Москва. - М, 1991. - № 2. - С.3-5.
5. Ильин И. А. Пророческое призвание Пушкина // А. С. Пушкин: Путь к православию. - М.: Отчий дом, 1996. - С. 213-242.
6. Константин (Зайцев; 1887-1975). Жив ли Пушкин? / Архим. Константин // Москва. - М., 1992. - № 2. - С. 3-8.
7 http://ru.wikipedia
8. http;//www.philology.ru/literature2/bobrova-98.htm
Благодарю за внимание!