МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение башкирская гимназия имени народного поэта Н.Наджми города Дюртюли
Муниципального района Дюртюлинский район
Республики Башкортостан
Исследовательская работа
по теме:
«Влияют ли регулярные занятия физическими упражнениями, занятия спортом и танцами
на повышение уровня физической подготовленности?»
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………..3 стр.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Раздел I. Социологический опрос …………………………………………4 стр.
Раздел II. Влияют ли физические нагрузки на уровень физической подготовленности школьников?……………………………………………5 стр.
Раздел III. Виды тестирования уровня физической подготовленности, проводимых в республиканской олимпиаде на Кубок им. А.Ю.Гагарина по физической культуре для девочек и их сравнительный анализ .…….....6 стр.
Раздел IV. Наша дорога к победе…………………………………………….7 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….12стр.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….12 стр.
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….13 стр.
Введение
Мы (Айсылу и Рената) дружим с детского сада. У нас много общего: школа, друзья, увлечения, игры, хобби. А также, мы обе любим спорт. В дошкольном возрасте мы занимались акробатикой и плаванием. Став школьницами, мы продолжили заниматься в секции плавания и начали заниматься танцами. В настоящее время у нас второй юношеский разряд по плаванию и мы успешно обучаемся в третьем классе хореографии музыкальной школы. Каждый год мы принимаем участи в олимпиаде по физкультуре Кубок им. А.Ю.Гагарина. В прошлом году Айсылу заняла 2 место, а Рената 4 место на школьном этапе. Тогда мы задались вопросом: сможем ли мы за год улучшить свои результаты и занять 1 место в 2018 году? Для этого решили определять уровень физической подготовленности с помощью тестирования: ежемесячно записывать свои результаты и сделать выводы.
Актуальность данной работы в том, что в настоящее время дети недостаточно физически развиты. Так как много времени проводят у телевизоров, за компьютерами. Все это приводит к ухудшению состояния здоровья как физического, так и психологического. Немногие дети занимаются в спортивных секциях, не используют активные формы отдыха.
Гипотеза: дети, занимающиеся дополнительно физическими упражнениями, имеют более высокий уровень физической подготовленности по всем показателям физических качеств.
Цель работы: показать влияние занятий физическими упражнениями
и занятий спортом на повышение уровня физической подготовленности.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
изучить литературу;
провести социологический опрос
выяснить и проанализировать занятость учащихся в спортивных секциях.
Объект исследования нашей работы является тренировочный процесс, направленный на повышение уровня физической подготовленности
Предмет - показатели уровня физической подготовленности
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
I. Социологический опрос
В самом начале своего исследования мы решили провести социологический опрос среди учеников 3-х классов.
Нами были опрошены 45 обучающихся.
Анкета «Физическая культура и спорт в моей жизни»
На вопрос «Посещаешь ли ты спортивные секции?»
1 человек ответили «да»
12 человек ответили «нет»
21 человек ответили «редко»
На вопрос «Какими формами физической активности вы занимаетесь в семье»
Выбери нужный ответ:
Пешие прогулки и походы (20 чел.)
Плавание (12 чел.)
Лыжные прогулки (24чел.)
Катание на коньках ( 26 чел)
Езда на велосипеде (32 чел.)
Бег (9 чел.)
Спортивный уголок дома (13 чел.)
На вопрос «Принимал ли ты участие в олимпиаде Кубок им. А.Ю.Гагарина (предмет: физическая культура)?»
На вопрос «Если да, то готовился ли ты к ней систематически?»
50% посещают спортивные секции, почти все дети занимаются физической культурой в семье, 36% приняли участие в олимпиаде Кубок им. А.Ю.Гагарина, 88% принявших участие, систематически к ней готовились.
Подводя итоги нашего опроса, можно сделать вывод, что третьеклассникам будет интересным и полезным наш проект. Мы хотим доказать, что хореография, спорт, семейные занятия физической культурой обязательно приведут к победе.
II. Как влияют занятия хореографией, плаванием, занятия физической культурой в семье на уровень физической подготовленности школьников?
Изучив литературу, я узнала, что физическая нагрузка - это определенная мера влияния физических упражнений на организм человека. Физическая нагрузка, упражнения, физическая активность являются средством для повышения уровня физической подготовленности.
Под физической подготовленностью понимают состояние человека, которое приобретается в результате физической подготовки и характеризуется высокой физической работоспособностью, хорошим развитием физических качеств. Человек, имеющий хорошую физическую подготовленность, обладает достаточной устойчивостью к различным заболеваниям. У него хорошо развиты системы дыхания, кровообращения. Внимание, память и мышление устойчивы, менее подвержены процессу утомления. Все эти свойства позволяют человеку достигать высоких результатов в учебной трудовой и соревновательной деятельности. Высокая физическая работоспособность достигается развитием физических качеств человека.
Уникальным физическим упражнением является плавание. Оно физически развивает, закаливает и укрепляет здоровье. Занятия плаванием особенно полезны для детей и подростков, поскольку содействуют развитию сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что в свою очередь вызывает рост и укрепление опорно-двигательного аппарата ребёнка.
Плавание спортивными способами укрепляет мышцы рук и ног, мышцы туловища, что особенно важно для формирования правильной осанки у детей и подростков.
Непрерывная работа ног в быстром темпе с постоянным преодолением сопротивления воды, выполняемая в безопорном положении, тренирует мышцы и связки голеностопного сустава, помогает формированию и укреплению детской стопы. У пловцов подвижность в голеностопных суставах очень высока и они могут оттянуть носки почти как балерина.
Навыки приобретенные на секции плавания, нам отлично помогают на хореографии.
Занятия танцем имеют большое значение для физического развития детей. Они начинают легко и свободно двигаться, приобретают правильную осанку, избавляются от сутулости, опущенной при ходьбе головы, привычки ставить ноги вовнутрь носками, физические недостатки постепенно исправляются. Также улучшается координация движений, сила мышц, развиваются динамические возможности и дыхательная система, укрепляется сердечно – сосудистая система. Так же занятия танцами позволяют разработать позвоночник, его гибкость, накачать мышечный корсет и определённые группы мышц, помогает растянуть ребёнка, избавить или предотвратить «косолапие», сколиоз, кифоз.
А еще мы вместе с родителями занимаемся физической культурой. Из собственного опыта и изучив литературу, мы узнали, что совместные занятия родителей с детьми приносят следующие положительные результаты:
- позволяют с пользой проводить то свободное время, которое мать или
отец посвящают ребенку, служат взаимообогащению, способствует всестороннему развитию
- предоставляют возможность позаниматься физкультурой за короткий
отрезок времени не только ребенку, но и взрослому: родитель показывает ребенку те или иные упражнения и выполняет большинство из них вместе с ним;
- пробуждают у родителей интерес к уровню «двигательной зрелости» детей и способствует развитию у детей двигательных навыков в соответствии с их возрастом и способностями;
- углубляют взаимосвязь родителей и детей;
В сегодняшней круговерти дня это – минуты праздника, однако занятия должны быть не по-праздничному редкими и случайными, а регулярными и ежедневными. Только систематическая забота о двигательном развитии ребенка может принести желаемые результаты: систематическое повторение одних и тех же упражнений и логическая преемственность занятий являются основными предпосылками успеха.
III. Виды тестирования уровня физической подготовленности, проводимых в республиканской олимпиаде Кубок им. Ю.А. Гагарина по физической культуре для девочек 3 классов
Челночный бег 3x10 м(сек) |
Прыжки в длину с места (см) |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (количество раз) |
Подъем туловища из положения «лежа на спине» (количество раз за 30с.) |
Прыжки на скакалке (количество раз за 30 с.) Сравнительный анализ наших результатов 2017г. 2 класс | Результат | Кол-во баллов | Челночный бег 3x10 м(сек) | Салихова А.Т. | 10,3 | 2 | Мухамитова Р.Э. | 10,2 | 3 | Прыжки в длину с места (см) | Салихова А.Т. | 165 | 6 | Мухамитова Р.Э. | 135 | 4 | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (количество раз) | Салихова А.Т. | 11 | 1 | Мухамитова Р.Э. | 9 | 0 | Подъем туловища из положения «лежа на спине» (ко-во раз за 30 с.) | Салихова А.Т. | 24 | 2 | Мухамитова Р.Э. | 26 | 3 | Прыжки на скакалке (количество раз за 30 с.) | Салихова А.Т. | 43 | 6 | Мухамитова Р.Э. | 48 | 7 | Итого | Салихова А.Т. | 17 | Мухамитова Р.Э. | 17 | 2018 г. 3 класс | Результат | Кол-во баллов | Челночный бег 3x10 м(сек) | Салихова А.Т. | 9,9 | 3 | Мухамитова Р.Э. | 9.8 | 3 | Прыжки в длину с места (см) | Салихова А.Т. | 170 | 8 | Мухамитова Р.Э. | 140 | 4 | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (количество раз) | Салихова А.Т. | 16 | 4 | Мухамитова Р.Э. | 14 | 3 | Подъем туловища из положения «лежа на спине» (количество раз за 30 с.) | Салихова А.Т. | 27 | 6 | Мухамитова Р.Э. | 30 | 8 | Прыжки на скакалке (количество раз за 30 с.) | Салихова А.Т. | 47 | 7 | Мухамитова Р.Э. | 57 | 9 | Итого | Салихова А.Т. | 28 | Мухамитова Р.Э. | 27 | |
Результат Айсылу улучшен на 11 баллов.
Результат Ренаты улучшен на 10 баллов.
IV. Наша дорога к победе
Три года подряд мы принимали участие в школьном этапе олимпиады Кубок им. А.Ю.Гагарина. Свой результат Айсылу улучшила на 11 баллов, заняв 1 (первое) место в школьном этапе в 3 классе. Рената улучшила свой результат на 10 баллов, заняв 2 (второе) место. Как же мы этого добились? Что для этого сделали? Консультировались с учителем физической культуры МБОУ башкирская гимназия Нурлыгаяновой Еленой Васильевной. Она сказала: «Успехи в спорте невозможны без регулярных тренировок. Старайтесь уделять им 3-6 занятий в неделю. Не обязательно тренироваться дни напролёт. Даже 20 минут нацеленных упражнений улучшат ваши навыки, если выполнять их регулярно».
Для коррекции нормативов Елена Васильевна рекомендовала нам определённые упражнения. Вот некоторые из них:
- выпрыгивания из глубокого приседа на дальность («лягушка») – 2–3 серии по 6–10 прыжков;
- различные прыжки со скакалкой;
для повышения уровня физической подготовленности и увеличения объёма двигательной активности необходимо:
- регулярное выполнение утренней гимнастики;
- добросовестное отношение к урокам физической культуры;
- дополнительно заниматься физическими упражнениями во внеурочное время.
С сентября мы начали систематические тренировки с соблюдением всех рекомендаций Елены Васильевны.
Третий год мы посещаем секцию по плаванию. Сначала мы учились плыть с плотиком. Потом научились плавать разными стилями: брасс, кроль на груди и на спине, баттерфляй. Каждую тренировку мы работаем над выносливостью, техникой, скоростью. На соревнованиях по плаванию занимаем призовые места. Также мы учимся в третьем классе хореографии музыкальной школы. Здесь мы учимся как классическим, так и народным танцам. Еще осваиваем музыкальную грамоту. На репетициях мы занимаемся по 5-6 часов. Бывает, занимаемся даже в выходные дни. Танцы требуют много сил, труда, упорства. Иногда приходится работать сквозь слезы, потому что бывает очень тяжело и больно выполнять определенные движения. Зато наш ансамбль «Ак димгель» занимает призовые места в различных танцевальных конкурсах не только муниципального, но у районного масштаба. Танцы – это способ работы над собой, помогающий добиться успехов в любой сфере деятельности!
К победе мы двигалась: на роликах, коньках, велосипеде, лыжах. Помогли нам: правильное питание, танцы, гимнастика, семейный активный отдых, плавание. Нас всегда поддерживала наша семья.
Результаты наших тренировок:
| | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь олимп. |
Челночный бег 3x10 м(сек) | Салихова А.Т. | 10,3 | 10,2 | 10 | 9,9 |
Мухамитова Р.Э. | 10,2 | 10,2 | 10 | 9.8 |
Прыжки в длину с места (см) | Салихова А.Т. | 156 | 165 | 168 | 170 |
Мухамитова Р.Э. | 125 | 130 | 140 | 140 |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (количество раз) | Салихова А.Т. | 13 | 14 | 16 | 16 |
Мухамитова Р.Э. | 14 | 12 | 14 | 14 |
Подъем туловища из положения «лежа на спине» (количество раз за 30с.) | Салихова А.Т. | 22 | 20 | 25 | 27 |
Мухамитова Р.Э. | 25 | 23 | 28 | 30 |
Прыжки на скакалке (количество раз за 30 с.) | Салихова А.Т. | 33 | 38 | 43 | 47 |
Мухамитова Р.Э. | 40 | 46 | 52 | 57 |
Несмотря на то, что в спорте мы соперницы, мы очень дружны. Мы везде и во всём поддерживаем друг друга. Спорт объединяет!
На нашем примере можно сделать вывод, что спорт – это отличный способ поддерживать физическую активность и весело проводить время. В случае регулярных занятий спортом вы захотите улучшить свои результаты в любимом виде деятельности, даже если вы ни с кем не состязаетесь. Вне зависимости от спортивной дисциплины, можно развить свои навыки и улучшить достижения посредством эффективных тренировок и здорового образа жизни.
Заключение.
Подводя итоги, мы считаем, что наши задачи выполнены и наша гипотеза подтвердилась. Если заниматься дополнительно физическими упражнениями, спортом, танцами, имеешь более высокий уровень физической подготовленности по всем показателям физических качеств.
Мы считаем, что результатами своей исследовательской работы мы сможем привлечь учащихся нашего возраста к дополнительным занятиям физической культурой, спортом и танцами.
Главное – верить в себя и не жалеть своих сил!
Список изученной литературы
Бальсевич В.К. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2006. - №5. - С. 4-8.
.Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого - М.: Физкультура и спорт, 1988. 208 с.
Горбачева А.В. Особенности мотивационных компонентов психических состояний детей, занимающихся хореографией. Вестник Самарской гуманитарной академии. 2014.-№1(15). –с.16-26
Булатова М.М., Сахновский К.П. Плавание для здоровья. Киев , 1988
Приложение
Рекомендации для сохранения здоровья для тех, кто не занимается спортом.
1. Правильное питание.
В вашем питании обязательно должны присутствовать такие продукты, как кефир, гречневая и овсяная крупа, молочные продукты, разнообразные фрукты, свежие овощи и обязательно морепродукты.
2.Закаливание.
Закалённые люди не болеют ОРЗ, ОРВИ и гриппом! Закаливайтесь дома, начав с обычного контрастного душа! Чередуйте тёплую воду с холодной!
3.Активный образ жизни.
Начинайте утро с зарядки;
Ходите больше пешком;
Катайтесь на велосипеде;
Бывайте больше на свежем воздухе;
Во время прогулок не сидите на лавочках, а ходите;
Полноценный сон.
Желаем здоровья!
18