СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа на тему : Военные истории глазами моей семьи

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа на тему : Военные истории глазами моей семьи»

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Юмашево

Чекмагушевского района РБ













Исследовательская работа

Военные истории глазами моей семьи.


Выполнила: Гизатуллина Гульшат Илшатовна

ученица 8 класса

МБОУ СОШ с. Юмашево

Руководитель : Гизатуллина Ильвира Фанависовна










2019-20 у.г.



Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 3

Глава I Великая Отечественная война

1.1. Никто не забыт. Ничто не забыто!………………………………………… 4

1.2. Рукопись моего дяди……………………………………………………… 5 Глава II.Биография моего дяди.

2.1. Довоенные годы……………………………………………………………. 6

2.2.Военные годы……………………………………………………………….. 7

2.3.Послевоенные годы………………………………………………………… 8

Глава III. Афганская война.

3.1.Интернациональный долг………………………………………………….. 9

3.2.Биография моего папы…………………………………………………….10-12

Заключение.......................................................................................................... ..13

Выводы…………………………………………………………………………14-15

Список использованной литературы………………………………………….. 16

Приложения ……………………………………………………………………17-23














Введение

     В этом 2020 году наша страна будет праздновать 75-летие Победы над фашистской Германией. С самого начала учебного года в нашей школе проходят акции, посвященные этой великой дате: «Письмо ветерану», «Расскажи о герое», «Звезда Победы» и т.д.

Я никогда не видела войны, но она коснулась моей семьи дважды. Брат моего дедушки Гизатуллин Аглям Хабибуллович был ветераном Великой Отечественной войны, а о войне в Афганистане я знаю не понаслышке. Мой папа Гизатуллин Илшат Хазипович выполнил свой интернациональный долг в этой войне. Я считаю, что каждый человек должен знать историю своей родословной, историю своего народа, страны, в которой он живёт. Я тоже решила не остаться в стороне, потому что у меня есть о ком рассказать своим сверстникам. Так родилась идея этой исследовательской работы.

Цели моего исследования: изучить все найденные материалы и получить как можно больше информации о моих родственниках по папиной линии в годы Великой Отечественной войны и войны в Афганистане; выяснить, какой личный вклад внесли мои родные в Победу над врагом.

Задачи исследования:

1. Изучить документы,  фотографии, семейный архив;

2. Провести беседу с бабушкой, с родственниками, со старожилами нашей деревни и записать их воспоминания;

3. Раскрыть отношение дяди к профессии учителя;

4. Собрать информацию об Афганской войне.

5. Воспитывать уважение к ветеранам и защитникам нашей Родины.  

Актуальность.  К сожалению, всё меньше остаётся в живых ветеранов Великой Отечественной войны, и с каждым годом мы все дальше и дальше уходим от военной поры в Афганистане, поэтому наша задача – собирать, изучать и хранить материал о людях, защищавших нашу Родину.

Гипотеза. Каждый человек должен знать историю своего народа, историю малой родины и должен почитать предков за военные, трудовые подвиги.

Объект исследования: военные подвиги моих родных.

Предмет исследования: вклад моих родных в победу над врагами Отечества.

Методы исследования: изучение семейного архива, беседы с родственниками, анализ и обобщение собранной информации.

 Практическая значимость: Данная работа будет использована на классных часах, при проведении внеклассных мероприятий, пополнит архив школьного музея и семьи.

.Глава I. Великая Отечественная война.

1.1 Никто не забыт. Ничто не забыто.

Ранним утром, 22 июня 1941 года без объявления войны - Фашистская Германия напала на Советский Союз. На нашу страну обрушился удар. Весь Советский народ поднялся на Отечественную войну против фашистской Германии. Поэтому она названа Великой! Ее назвали Отечественной, потому, что это была война во спасение Отечества!

Перед войной год за годом наша Родина крепла и хорошела. Люди распахивали поля, строили новые города, заводы, фабрики, растили и учили детей, радовались своим успехам, гордились своей страной.

Великая Отечественная война – для меня и моих сверстников далекое прошлое, а для людей, ее переживших, годы тяжелых испытаний. Победа, так необходимая моей Родине и всему миру, досталась дорогой ценой.  

Самое главное я поняла, что всё уходит в историю. Страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы. Наше поколение лишь имеет возможность прикоснуться к прошлой войне в воспоминаниях живых свидетелей того времени, сохранившихся документах той поры. Это я и хочу показать в своей работе. Для меня очень важно, чтобы осталась память о них не только в виде нескольких фотографий и наград, а как целый рассказ, построенный на основе документов и воспоминаний.

75 лет минуло с той поры, когда коварный враг напал на нашу страну. Много народа не вернулось домой. Они остались на бесчисленных полях сражений, в пепле концлагерных печей, на суше и на море. Везде. Много без вести пропавших и среди моих односельчан.

Достоин восхищения подвиг советского народа в Великой Отечественной войне. Непосильное бремя тягот и страданий вынесли на своих плечах солдаты и офицеры, рабочие и колхозники.

Каким вырастет новое поколение? А способен ли наш народ и сейчас на повторение подвига единения, братства, выполнить священный долг защиты Отечества? Хорошо ли нам, живущим ныне, быть равнодушными к тому, чтобы бессмертные подвиги наших соотечественников, их имена и родные места остались неизвестными? Нет. «Не должно этого быть!».



1.2. Рукопись моего дяди.

Труден и долог был путь до Берлина. Тысяча четыреста восемнадцать дней и ночей не утихала огненная буря.

Помнят участники Великой Отечественной, как держали в руках автоматы, как на их головы летели снаряды и бомбы, как форсировали реки, пробирались по бездорожью и болотам, дрались за каждый клочок родной земли, освобождая от захватчиков.

Память об этих событиях не подвластна времени. Она учит и призывает, убеждает и предостерегает, дает силы и внушает веру, во что бы то ни было избегать войн, хранить мир во всём мире!

На всех фронтах воевали наши земляки. К величайшему сожалению, большей части защитников сегодня уже нет в живых. Осталась лишь малая часть ветеранов, которые сражались за Родину! Это и послужило выбору темы моей исследовательской работы.

Нет в живых и моего дяди. Он умер задолго до моего рождения. В доме, где он жил, сейчас никто не живёт. Это очень печально. Лишь маленькая табличка, висящая около входа, напоминает прохожим о том, что здесь когда – то жил ветеран войны и труда. Когда по нашей просьбе его дочери приехали из города и открыли дом, мы нашли среди старых фотографий и бумаг рукопись дяди. Прочитав, я поняла, что это его автобиография. Как будто он предвидел, что когда – нибудь, внуки или правнуки, найдя эту рукопись, обязательно покажут и расскажут своим сверстникам, какими тяжёлыми и ужасными были военные и послевоенные годы. Это был голос из прошлого.

Война! Какое страшное слово! Война - это смерть, боль, кровь, плач детей, страдания матерей, искалеченные судьбы…От этого слова веет ужасом! Но наш народ всегда был силён и бесстрашен, поэтому и победил.

Далеко не все вернулись домой. Многим солдатам не суждено было вновь ступить на родную землю. Такое горе миновало мою семью, но Великая Отечественная война оставила свой след и в биографии моей семьи. Ведь «Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой», - поётся в известной песне из кинофильма «Офицеры».

Глава II.Биография моего дяди.

1.1. Довоенные годы.

По ходу исследовательской работы мне удалось узнать следующие факты его биографии.

Гизатуллин Аглям Хабибуллович родился 27 февраля 1924 года в деревне Уйбулатово Уйбулатовского сельсовета Резяповской волости (по старому административному делению), а ныне Юмашевского сельсовета Чекмагушевского района республики Башкортостан. Родители - сельские труженики. В 1930 году дядя Аглям окончил Уйбулатовскую начальную школу, в сентябре1934 года поступил в 5 класс Резяповской неполной средней школы. В июле 1940 года, когда ему было 16 лет, он окончил эту школу. В семье, из семерых детей, он был третьим мальчиком, старшие два брата служили в рядах РККА (Рабоче - крестьянская Красная Армия). Родители хотели, чтобы дети получили высшее образование. Так и случилось, почти все братья и сестра окончили высшие учебные заведения. Трое в семье получили профессию учителя, двое стали юристами, дядя Ангам стал врачом, а дедушка – водителем. Один из братьев дедушки – Магсум Хабибуллович стал заслуженным учителем РСФСР и БАССР. Только из одной этой семьи четверо стали участниками Великой Отечественной войны.

Окончив школу только на хорошие оценки, дядя Аглям решил поступить в Казанский юридический институт. Вступительные экзамены выдержал, зачислился в число студентов. Правительство решило взимать от студентов плату за обучение в размере 300 рублей. Возможности платить не было, поэтому он ушел из института и поступил на курсы подготовки учителей.

1.2.Военные годы.

В июле 1941года он окончил курсы Наркомпрос Татарской АССР. Его направили учителем в Тойгильдинскую неполную среднюю школу Муслюмовского района. С 25 августа 1941 года по декабрь 1943 года работал учителем русского языка и литературы в этой школе. Дети его очень любили и уважали. С января 1943 года началась служба в рядах Советской Армии. Участвовал на фронтах Великой Отечественной войны в составе 15 артдивизии прорыва РГК. Дивизия состояла из 5 артбригад и была направлена Главнокомандующим на самые тяжелые участки на прорыв. Его фронтовое боевое крещение началось 13 февраля 1943 года на Северо-западном фронте и продолжалось до конца войны.

С 1.04.1943г. - Брянский фронт

С 20 октября1943г. - Второй Прибалтийский фронт

С10 декабря1943г.- Первый Прибалтийский фронт

С19 мая 1944 г.- Ленинградский фронт.

С 5 октября 1944г.- Второй Белорусский фронт

С 12.02.1945г. -Третий Белорусский фронт

С 25.04.11945г. - Второй Белорусский фронт

Во время боевых операций приходилось выполнять особые спецзадания, поэтому ему дали отпуск на 15 дней, и на 1 мая 1944 года он приехал домой, к родным. Тогда отец был в трудовой армии, старшие братья Габдулла и Карам были на фронте. А младший Магсум тоже служил в армии. Он увидел, как живут родные и мать, и ему показалось, что легче на фронте, чем здесь в тылу, даже глубоком.

После отпуска он приехал в свою дивизию и участвовал в освобождении Ленинграда от блокады, участвовал в штурме города Выборг. Освободив Эстонию, Литву и часть Польской земли, его дивизия остановилась вблизи границы Пруссии.12 января 1945 года началось наступление на Пруссию. Они двинулись на запад, освобождая города и села от фашистов. 9 апреля пошли на штурм города Кёнигсберг, который продолжался 2 дня. В эти дни были взяты в плен 25 тысяч немецких солдат и офицеров. Дивизия участвовала в форсировании Одера и взятии города Штеттин. День Победы праздновали в Свинемюнде, потом 15 артиллерийская дивизия дислоцировалась в Польше. Дядя Аглям демобилизовался по указу Верховного Совета СССР 25 сентября 1945 года как специалист учитель.

За участие в Великой Отечественной войне, за храбрость, стойкость и мужество, проявленном в борьбе с немецко- фашистскими захватчиками, он был награжден медалью «За победу над Германией в ВОвойне1941-1945 годах», медалью за отвагу, орденами «Красной Звезды» и « Отечественной войны 2 степени». За участие в героическом штурме и взятии Кёнигсберга медалью «За взятие Кёнигсберга».

1.3. Послевоенные годы.

В январе 1946 года дядя Аглям начал работать учителем русского языка и литературы в Уйбулатовской семилетней школе. 5 августа 1946года приказом по Чекмагушевскому РОНО был переведен учителем и завучем в Митро- Аюповскую среднюю школу.

В мирные послевоенные годы награжден медалями:20,30, 40,50.60,70 лет Вооруженных Сил СССР». За доблесть и отвагу «25 лет Победы в ВО войне».

В октябре 1946 года женился на Вахитовой Зулейхе Кадерлемухаметовне., учительнице Уйбулатовской семилетней школы. Вырастили четверых детей: Велерик, Розалия, Рида, Владик. В августе 1949 года его перевели в Уйбулатовскую семилетнюю школу. Работал директором, заведующим учебной частью, учителем до ухода на пенсию. В 1955 году окончил Уфимский учительский институт.

Сколько поколений учеников он выпустил за годы своей работы, и все отзываются о нём с благодарностью. За долголетний добросовестный труд указом Президиума Верховного Совета БАССР награждён медалью «Ветеран труда». Он умер в 1998 году.

Глава III.Афганская война.

1.1 Интернациональный долг.

Как много войн пережила наша страна! А сколько погибло солдат, мирных жителей! Сколько судеб искалечено, сколько крови пролито! Люди гибнут ради спокойной жизни на земле. На поле боя солдаты не думают о своей жизни, а думают о том, смогут ли они спасти жизнь своего народа. Солдаты войну не выбирают, они считают себя обязанными защищать Родину. Война – это боль невосполнимых утрат и вечных слез. Это искалеченные судьбы, оборванные жизни.

Одним из жестоких войн, я считаю, войну в Афганистане.

Афганскую войну называют по-разному: самой долгой, необъявленной, тайной. Но на самом деле была она самой молодой, и никакой в этом тайны нет. Средний возраст солдат – двадцать лет, и, когда смотришь на их фотографии, думаешь, сколько судеб не сбылось, не случилось. Девять лет шла война, день за днем умирали солдаты.

Это война для наших солдат была самой трудной. Все основные тяжести борьбы несли на своих плечах наши войска. Им трудно было сражаться в непривычных для них природно-климатических условиях. А соперник был очень серьезный. И он имел многолетний опыт боевых действий. А наши молодые солдаты прибывали в Афганистан, имея за плечами лишь краткосрочный курс военной подготовки. Но они всё равно, несмотря на слабую подготовку, смело выходили на поле боя. И достойно выполняли возложенную на них миссию.

Мой папа не любит вспоминать войну, не любит бередить раны. Если говорить о войне, то нужно говорить о погибших и раненых товарищах. Нужно вспоминать их глаза, полные надежды, их желание жить и вернуться на родину, любить и быть любимыми. Молодые ребята, совсем еще дети, не знавшие ни трудностей жизни, ни жестокости войны, мечтающие о любви, о прекрасном будущем, они попали в чужую страну, где все чужое: и язык, и традиции, и климат…. Где шла война.

Только сейчас говорят, что эта война была бессмысленной, не нужной. А тогда солдаты выполняли свой интернациональный долг, долг перед трудящимися и крестьянами Афганистана. Выполняли долг ценою пятнадцати тысяч, не начинавших еще жить, жизнями совсем юных ребят. И не найти на свете таких слов, которые могли бы утешить горе тех, кто потерял на войне близких.

Но никакой войне не отнять у нас одного – памяти, - светлой, трепетной и живой.



1.2 Биография моего папы.

Мой папа Гизатуллин Илшат Хазипович родился 9 июля в 1966 году в селе Уйбулатово Чекмагушевского района.

В 1973 году поступил в 1 класс в Уйбулатовскую восьмилетнюю школу. Затем продолжил учебу в Юмашевской средней школе. После чего в 1984 году папа поступил учиться в Уфу в ДОСААФ на водителя.

После окончания учебы, сразу же был призван в ряды Советской Армии. О том, что он будет служить в Афганистане, он узнал еще в Пензе на пересыльном пункте. Сразу был отправлен в Среднюю Азию в Туркестанский военный округ, где прошел учебку. Поздно ночью по тревоге их посадили в самолет, и утром в 4 часа они приземлились на аэродроме в городе Кабуле. Там их ждал военный вертолет. Погрузившись в него, вертолет взял курс в Газни. Стояла прохладная погода, высоко на горах был снег, а внизу снега не было.

Где-то за горами слышались разрывы снарядов, вой вертолетов и пахло недогоревшим керосином от истребителей-штурмовиков и гарью от пороха и металла. Дивизия стояла неподалеку от аэродрома, где их ждали машины.

Мой папа попал в артиллерию, водителем БТР. Был в различных операциях, выполнял сложные задачи, которые требовали мужество и героизма. По природе он скромный и не очень-то любит рассказывать о своих подвигах в Афганистане.(Приложение 2)

Он часто вспоминает своих друзей, которые не вернулись живыми с этой страшной войны…Восемнадцатилетние парни показали пример высочайшего мужества и героизма в чужой стране, свой долг, долг воина. Долг солдата-перед Отечеством, клятву на верность, которой произносит вместе со словами присяги. В памяти папы навсегда остались имена друзей, погибших на этой страшной войне. Демонстрируя образцы мужества, ни один из них не думал о почестях и наградах. Они верили, что занимаются нужным делом - помогают простому народу Афганистана отстоять своё право на лучшую жизнь.(Приложение 3)

Эта война унесла жизнь многих солдат, которые выполняли свой интернациональный долг перед Родиной. Но, что бы сегодня ни говорили, мы не должны забывать о погибших на афганской земле. Десять лет шла война. За десять лет Советская Армия в ходе военных действий в этой стране понесла самые большие потери со времен Великой Отечественной войны. Свыше 14000 солдат погибли, 6000 скончались от ран и болезней. Ведь они проявили подлинный героизм, самоотверженность, любовь к Отечеству. Они выполнили свой долг, сохранили верность воинской присяге.

С каждым годом мы все дальше и дальше уходим от военной поры. И помнить об этом надо не только в праздники или торжественные даты, так как эта война оставила неизгладимый след в умах, сознании и психики народа. Каждый год 15 февраля мой папа и его друзья собираются, чтобы вспомнить всех погибших на Афганской земле и возложить цветы на памятник Воину –Интернационалисту.

Пройдут годы, но не сотрутся в памяти людской воинская доблесть, совесть и честь. Искренне преклоняюсь перед героизмом воинов – афганцев.

И я горжусь своим папой! Он настоящий солдат, защитник Родины, и его военная судьба является лучшим подтверждением его патриотизма.



































Заключение.

Все дальше уходят вглубь истории грозные годы Великой Отечественной войны и войны в Афганистане. Но эти годы не выветрить из памяти. 27 миллионов советских людей – такова страшная цена победы в Великой Отечественной войне. А еще миллионы тех, кто умер от ран, от сердечных болей уже после войны. Свыше 14000 солдат погибли , 6000 скончались от ран и болезней на Афганской земле.

Мы вспоминаем о тех далеких войнах все реже, все меньше. Но забыть, вовсе не имеем права. Это все равно, что жестоко предать тех, кто добывал для нас мир, беззаботное детство, счастливую мирную жизнь. Кто умирал на поле боя с таким достоинством, что смерть становилась началом бессмертия.

Пройдут годы, но не сотрутся в памяти людской воинская доблесть, совесть и честь. Чем дальше они от нас по времени, тем живей и величественней развернутся они в нашей памяти, и снова сердце в груди будет биться сильно-сильно, снова выступят на глазах слезы. Слезы жалости и гордости. Лишь бы снова не было войны!

Люди, как и деревья, не могут жить без своих корней. Подвиги родственников, дедов, прадедов и отцов – это крылья для нас, источник нашей жизнестойкости. И нам, молодому, подрастающему поколению надо стараться быть достойными памяти своих родственников, отдавая дань уважения ветеранам и труженикам тыла.













Выводы.

Я – ученица 8 класса и в будущем постараюсь сделать всё возможное для укрепления благосостояния своей семьи, Родины. Я хочу стать достойным гражданином великой России. И кто знает, может быть, я сделаю что-нибудь значительное для своего Отечества. Но пока моя задача хорошо учиться, а кем стану, какую профессию выберу – не знаю. Я хочу быть хорошим и добрым человеком, а хороший человек всегда оставляет свой след в истории страны. Есть человек, есть его дела: есть история села, района, области, Отечества.

Хочу пожелать своей Родине, чтобы было больше счастливых людей, любящих её не на словах, а на деле.

Теперь я знаю, что моя семья внесла большой вклад в историю нашего села, района и страны. Мною была собрана информация, касающаяся родственников по отцовской линии. Я изучила сохранившиеся вещественные источники своего дяди. Много узнала об Афганской войне. Может быть, факты, изложенные в работе, помогут лучше узнать, как жили простые люди в годы войны и после её окончания, работая с утра до вечера не покладая рук на благо своей родины.

Чтобы на свет появилась семья нужно много встреч, свадеб, ссор, разлук, разочарований. Чтобы появилась я, нужно было многим людям встретиться, соединить свои судьбы, родить детей. На это ушло много лет, десятилетий и даже веков, но это случилось, поэтому сейчас я живу и радуюсь случившемуся. Собирая факты для этой работы, мне пришлось опросить родственников. Они с удовольствием делились своими воспоминаниями, это способствовало объединению семейной династии и создавало атмосферу тепла и дружбы. 

В моей родне было много умных, образованных, честных и справедливых людей. Я думаю, что и мной будут гордиться мои родители, бабушки и дедушки, а также все родственники.

Я посвящаю стихотворение, которое сочинила сама, всем тем, кто остался лежать на полях сражений, ради нашего светлого будущего.



Фотография в альбоме.

Фотография в альбоме,

Пожелтевшая с годами.

Лицо, такое молодое,

С лучезарными глазами.



Это прадед мой, я знаю,

На войну ушёл когда – то.

Защищать родную землю,

Долг каждого солдата.



Он был храбрым, сильным, смелым,

Бабушка мне говорила.

Жить мечтал, мечтал вернуться,

Но не знал, что им не сбыться.



Сколько горя и печали

Принесла война всем людям!

Всех, кто на войне остались,

Помним, чтим и не забудем!



Фотография в альбоме,

Пожелтевшая с годами.

Лицо, такое молодое,

Но осталась лишь на память.









Список использованной литературы.

1.Большая советская энциклопедия: М. 1970 г.

2.Богданов В.А. Афганская война. М. 2005 г.

3.Сахапова Р.Г Афганистан –боль души моей…2014г.

4.Тельпуховский Б.С. ВО война Советского союза 1941-1945 гг. 1984 г.

5.Интернет ресурсы.

















































Приложение 1

Никто не забыт. Ничто не забыто!



Приложение 2

Гизатуллин Аглям Хабибуллович



Приложение 3

Профессия – учитель.

Приложение 4

Семья Гизатуллиных.

Приложение 5

Афганская война





Приложение 6



Приложение 7









13