СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучающиеся проводят исследовательскую работу над группой слов, имеющих близкое лексическое значение и переносный смысл

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа на уроках русского языка»

г. Старый Оскол, Белгородская область

МБОУ НОШ №31

Учитель: Паршуткина Н.А.

Класс: 1

Тема: Загадки в словах.

Задача: Провести исследовательскую работу над группой слов, имеющих близкое лексическое значение и переносный смысл.

Цели: Обогащать словарный запас; учить объяснять лексическое значение слов с использованием толкового словаря; наблюдать Толковый словарь русского языка В.И. Даля над переносным значением слов по смежности и сходству.

Оборудование: Толковый словарь русского языка В.И. Даля; презентация.



1. - Сегодня на уроке мы проведем исследование. Что изображено на экране?

(глаза)


- А как называли глаза в старину? (Очи, око)

- Что это за предложения? Объясните, как вы понимаете смысл.


  • Не доглядишь оком, доплатишь боком.

  • Око видит, да зуб неймет.

  • Око за око, зуб за зуб (Моисеев закон)

  • Видит око далеко, а ум (думка) еще дальше


2. Работа над синонимами.

- Что мы скажем о словах глаза, очи (око)? (Имеют одинаковое значение)

- В русском языке, ребята, эти слова называются синонимами.

- Запишем слова с изученными буквами. (Глаза). Поставим ударение, поведем слогораздел.

3. Работа над переносным значением слов. Исследовательская деятельность.

- Определите по картинке специальность врача.


- Верно, это врач-окулист. Почему так названа специальность врача? (От слова око)

- Как называют черточки на клубне картофеля? (Глазки)

- Запишем, найдем «Опасные» места в слове. Докажем правильность написания сильными позициями слова.


- Что изображено на следующем слайде? (Очки)



Работа с толковым словарём. Очки – это прибор для глаз. Очи – форма множественного числа слова око.

- Как называется это блюдо? (Глазунья). Почему блюдо получило такое название?



- Посмотрите на следующий слайд. Что изображено?



- Окна в старину называли глазами дома.

3. Подведем итог нашей работы и сделаем выводы о словах русского языка.

- Как называются слова, имеющие близкое лексическое значение?

- Какие слова получили переносное значение по сходству и какие по смежности?


- Закончить наше занятие хочу словами К.Г. Паустовского:

«Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли».


3