СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа по музыке Вредные и полезные звуки

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит результаты исследований по теме влияние музыки на организм человека,практические работы учеников по теме 

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по музыке Вредные и полезные звуки»

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Килимово муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан











Исследовательская работа

по музыке на тему:

Вредные и полезные звуки











Выполнила: Чанышева Г.

Проверила: Габдуллина Г.Н.





2018 г.

Оглавление

Введение

1.Почему человек слышит звук …………….4-5

2.Вредные звуки …………………………………...5-6

3.Музыка и математика (эксперимент)…8-10

4.Практическая работа. Методика «Градусник»..

5.Заключение…………..

6.Приложение №1(таблица «Градусник»)………

Приложение 2























Цель и задачи

Я определила цель моей работы – определить роль звуков в жизни человека, выяснить, как именно влияют различные жанры музыки на душевное состояние людей, их здоровье.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Собрать и проанализировать информацию по заданной теме.

  2. Проследить влияние разной музыки на влияние человека.

  3. Провести тестирование и сравнительную диагностику оценки функционального состояния человека учащихся до и после прослушивания музыкальных произведений.

  4. Предложить рекомендации по оздоровлению организма средствами музыкального искусства.

  5. Установить связь между звуками и способностями личности.

  6. Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, эксперименты, социологический опрос, метод математической статистики.























Введение

В жизни нас окружает множество разнообразных звуков: шум деревьев, жужжание пчёл, раскаты грома, городской шум, голоса людей и животных. Влияние звуков на людей изучено давно наукой.

Я заметила, что в нашей школе на первом этаже звонок очень громкий. Ученики, когда спускаются на первый этаж, во время звонка закрывают уши. Учителя иногда пугаются от громкого звука звонка. Моих одноклассников и друзей постоянно раздражает этот звук. Может дело не только в громкости звука? В производстве рабочим выдаются специальные устройства для ушей. Допустимый уровень звука в школе должен быть 50 ДБ, а при измерении уровень громкости звонка на первом этаже превышал норму н 30 ДБ.Значит, я сделала вывод: звуки бывают и полезные, и вредные. На уроке музыки мы решили исследовать, как влияет разная музыка на людей.

Но сначала надо было познакомиться с научными исследованиями на эту тему. Много интересного узнали мы об опытах с растениями, с животными.

Особенно заинтересовал моих одноклассников опыт с кошками, некоторые удивились тому, что на одной ферме у животных испортился вкус мяса из-за того, что рядом обосновалась рок-группа и постоянно репетировала. Несколько учеников решили исследовать влияние музыки на животных, после того, как прочитали газету «Республика Башкортостан» 11.01.19.Там напечатана статья «Бурёнки геофизиков предпочитают Моцарта». Бурёнки

голштинской породы в сельхозпредприятии «Маяк» Миякинского района нашей республики слушая музыку Моцарта дают 20л и более в сутки молока.

Современная коммерческая музыка – хип-хоп, рок, хард-рок, электронная и поп-музыка пишется на низких частотах, что, согласно исследованиям, оказывает воздействие схожее с грохотом землетрясения. Человек подсознательно ощущает угрозу, кроме того, может почувствовать упадок сил и депрессию.

Многие исследования подтверждают, что длительное воздействие низких частот вызывает изменение функционирования желез, ответственных за гормональный фон, изменяется уровень инсулина в крови, а также снижается или исчезает полностью способность к самоконтролю.

Бранная и нецензурная речь, тексты песен с негативным посылом, оказывают на человека сильнейшее влияние. Вода меняется в зависимости от сказанных ей слов. Человек, постоянно слышащий вокруг нецензурные выражения, крики, негативные речи, просто зачахнет, если не задумается о том, чтобы защитить себя.

1.Почему человек слышит звук.

А почему человек слышит звук? Ответить на этот вопрос смогли не больше половины моих одноклассников. Почему один слышит лучше, а другой хуже? Почему у одного музыкальный слух, а другого нет?

Звук-это упругие волны или колебания молекул воздуха. Если человек плохо слышит – говорят, что ему наступил на ухо медведь. Ведь это не так. Человек слышит не ухом, а мозгом.

Звуковая волна (или по-другому вибрация молекул воздуха) через ушную раковину, проводит в колебания барабанную перепонку, которая через сложный механизм передаёт колебания нервным окончаниям, которые в свою очередь передают нервные сигналы непосредственно в мозг.





2.Вредные звуки.

Музыка! Каждый день большинство из нас слушает разную музыку, которая, так или иначе встретится где-нибудь, независимо от того, хотим мы этого или нет – в машине, автобусе, супермаркете, кинотеатре, на улице, на дискотеке, - везде, где бы мы не находились, нас сопровождают звуки музыки. При этом вряд ли кто-то задумывается, какое огромное влияние она оказывает на наш внутренний мир, наше поведение и здоровье.

Музыка сопровождает человека с давних пор, без неё немыслима современная жизнь человека. Музыка от классической пьесы до популярной эстрадной песни – нужна всем.

Я считаю тему своей работы актуальной, ведь музыка существовала, и будет существовать всегда. Она является неотъемлемой частью жизни человека, даже больше – музыка является частью человеческой души.

В силу особенности средств музыкальной выразительности, их влияния на психику музыка имеет исключительно сильное нравственное воздействие на эмоциональную сферу и нравственный мир человека, что приобретает сегодня особую актуальность.

Музыка появилась очень давно, ещё в доисторические времена. Собираясь на охоту, человек играл музыку для того, чтобы созвать сородичей и поднять их дух. Человек бил палкой по бревну и получался звук. Потом появилась шаманская музыка. Шаманы призывали усмирить погоду. Так человек понял, что, используя музыку можно создавать определенное настроение и влиять на эмоции. Древние люди верили, что музыка не только влияет на погоду и способствует хорошему урожаю, но и способна лечить.

Великий врачеватель Авиценна называл мелодию «нелекарственным» способом лечения наряду с диетой, запахами и смехом.
Известный хирург академик Б. Петровский использовал музыку во время сложных операций: согласно его наблюдениям, под воздействием музыки организм начинает работать более гармонично.

В Швеции существует музыкально-терапевтическое общество. Благодаря сотрудникам этой организации стало известно всему миру, что звуки колокола за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа.

В известном московском центре «Эйдос» музыкальная терапия используется для лечения сахарного диабета. В этом большую помощь оказывают звуки природных шумов: прибоя, шума дождя и особенно — пения птиц. Здесь было установлено, что между уровнем сахара в крови и психическим состоянием существует прямая связь. Таким образом, изменяя и регулируя своё психическое состояние при помощи звуков, человек может изменить уровень сахара в крови.

Медики установили, что регулярное звучание музыкальных инструментов эффективно при лечении многих болезней. Так, например, кларнет — улучшает работу кровеносных сосудов, флейта оказывает положительное воздействие на лёгкие и бронхи, а труба эффективна при радикулитах и неврит. В Китае, можно обнаружить в аптеках музыкальные альбомы – пластинки или диски – с названиями «Пищеварение», «Бессонница», «Печень», «Почки». Примерно тоже самое, существует в Японии и в Индии.

Совсем недавно старейший в мире британский научный журнал «Nature» опубликовал статью американских исследователей о положительном влиянии музыки Моцарта на человеческий интеллект. После 10-ти минутного прослушивания музыки Моцарта тесты показали повышение так называемого «коэффициента интеллектуальности» у студентов – участников эксперимента в среднем на 8-9 единиц.

Интересным фактом являлось то, что эта музыка повышала умственные способности у всех участников эксперимента – как у тех, кто любит музыку Моцарта, так и у тех, кто слышал её впервые. Этот музыкальный феномен назвали – «эффект Моцарта».

Музыкальная терапия может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня всё больше поражают учащихся, как в процессе получения образования, так и в современной жизни в целом.

3. Музыка и математика (эксперимент).

В своей работе я хочу поделиться с очень интересными и необычными для меня открытиями – о связи музыки и математики. Математика и музыка – два совсем разных школьных предмета. Слушая, музыку мы попадаем в волшебный мир звуков. Решая математические задачи, мы погружаемся в строгое пространство чисел. И не задумываемся о том, что мир звуков и пространство чисел издавна тесно связаны друг с другом.

Первым исследователем музыки был, кто бы вы думали?.. Пифагор!

Пифагор был не только математиком и философом, но и теоретиком музыки. Он занимался поисками музыкальной гармонии, поскольку верил в то, что такая музыка необходима для очищения души и врачевания тела и способна помочь разгадать любую тайну.

Однажды, проходя мимо кузницы, Пифагор случайно услышал, как удары молотов создают вполне определённое созвучие, и после этого занялся экспериментами, пытаясь найти соотношения между высотой тона и числами. Следуя теории Пифагора, числа обладают абсолютной властью над всеми событиями, над всеми живыми существами, а значит, что числа правят музыкой.

Вот и я решила провести такое исследование и попробовать установить связь между числами и музыкой. Мною были исследованы даты рождения 7 учащихся 8 класса. Как известно, день рождения - набор цифр. Мы переложим даты на ноты.

Если сыграть все ноты вместе, то у каждого из ребят получится аккорд.

Если аккорды звучащие гармонично (в музыке гармоническое звучание тонов называется консонансом) и аккорды, звучащие безобразно и резко (диссонанс). На рисунке, где под аккордом стоит знак “-“, аккорд звучал негармонично, а значит, звучит диссонанс. А если мелодично, то знак “+” – это консонанс.

Каждой ноте мы присвоили номер ступени (До – 0, ре – 1, ми – 2, фа – 3, соль – 4, ля – 5, си – 6, до – 7, ре – 8, ми – 9).

После того, как мы переложили даты рождения на аккорды, попробуем установить связь между звучанием даты рождения и способностями человека. Методом опроса я выяснил, чем каждый ученик увлекается. Таким образом, 5 учащихся класса, по звучанию разделились на две

группы.

1 группа (дети, у которых аккорды благозвучные):

Яппаров Эмиль 17.02.2004г – увлекается музыкой, творчеством;

Кильмухаметов Ильнар 23.09.2004г – увлекается слушанием музыки и рисованием.

2 группа (дети, у которых аккорды не звучат):

Вильданов Ильназ 30.08.2004г – увлекается спортом;

Надршин Вадим 28.10.2004г – увлекается спортом и кулинарией;

Чанышева Луиза 06.08.2004г – увлекается рисованием.

В первой группе, где аккорды звучали мелодично, оказалось большинство детей с творческими наклонностями. Данная группа детей обладает творческими способностями, косвенно или напрямую связанные с музыкой.

Во второй группе, где аккорды звучали «резко», большинство детей занимаются различными видами спорта. То, что музыка отражает в себе закономерность числового ряд и как следствие имеется связь между звучанием дат рождений и наклонностями человека находит подтверждение в моём исследовании. Но для утверждения того, что звучание даты рождения определяют определённый тип особенностей человека, необходимо большее

количество исследуемых. Если про глубоком и многочисленном исследовании, моё предположение будет доказано, то это даст человеку ещё один способ открыть себя, определить род знаний, выбрать профессию, наиболее полно раскрыть потенциал личности.

4.Практическая работа. Методика «Градусник».

Мои одноклассники не очень хорошо знают, откуда появилась музыка и как она влияет на человека. Моя работа поможет им узнать больше о музыке и её влиянии.

Материалы данного проекта могут быть использованы в целях пропаганды оздоровления человека средствами музыки. Результаты исследования и предложенные рекомендации будут интересны учителям, учащимся и их родителям, а также тем, кто заботится о своём здоровье и просто любит музыку.

См. Приложение №1.





5.Заключение.

Подводя итог своей исследовательской работы, следует отметить, что данная тема может не только заинтересовать людей, но и позволит им значительно больше узнать о пользе или вреде своих музыкальных пристрастий.

Проводя исследования, мы еще раз убедились в многогранности музыки и ее важности в жизни человека. Для меня музыка имеет такое же значение, как для любого человека, но, иногда мне кажется, что без музыки я не прожила бы и дня. И это действительно так.

Каждый из нас должен чётко понимать только одно: для каждой музыки есть своё место и своё время. Запрещать слушать одно и заставлять слушать другое – нелепо. Человек, одарённый душевно и понимающий значение музыки в нашей жизни, поистине счастлив. Мы поняли, как много значит музыка для человека и как она влияет на различные аспекты его жизни. Полученные результаты тестирования и диагностики это подтвердили. А это значит, что цель нашей работы достигнута.

Подводя итог нашему исследованию, хочется пожелать всем: слушайте музыку на здоровье! Она напомнит о любви к людям и поддержит в горе, научит восхищаться красотой человеческой души и величием природы, откроет неведомые стороны богатейшего мира творчества, принесёт радость, здоровье и наслаждение.















6. Приложение №1(таблица «Градусник»).

До прослушивания:

Функциональное

состояние.

1.

2.

3.

4.

5.

С.

(самочувствие)




+


А.

(активность)




+


Н.

(настроение)





+

После прослушивания:

Функциональное

состояние.

1.

2.

3.

4.

5.

С.

(самочувствие)



+

А.

(активность)





+

Н.

(настроение)





+

Значения цифр: 1- очень плохое, 2- плохое, 3- удовлетворительное, 4- хорошее, 5- отличное.

Мною была проведена анкетирование среди одноклассников:

Вопросы

Да

Нет

Не знаю

1.Нравится ли тебе слушать музыку?

8

-

-

2.Меняется ли твоё настроение слушая музыку?

8

-

-

3.Нужна ли музыка в жизни?

6

-

2

Приложение 2

Я мечтаю стать врачом и мне очень интересно было провести обследование состояния давления и пульса моих товарищей, которые послушали классическую музыку. Для прослушивания было предложено музыка Моцарта, Баха. Время отводилось каждому участнику 5-7 минут. Для прослушивания использовали удобное кресло, изолированное помещение и наушники. Измерение давления и пульса проводилось на автоматическом аппарате B/Well. Результаты занесены в таблицу.

Ф.И. участника эксперимента

До прослушивания

После просл.

Давление

Пульс

1

Латыпова Диляра


120/69

106/68

71

78

2

Мухаметзянова Илсияр


96/62

102/64

96

91

3

Галлямова Айгуль


116/72

112/70

81

78

4

Шагабутдинов Айнур


109/62

120/65

69

67

5

Газизова Алина


99/65

93\66

82

81

6

Ганиев Ранис


110/56

115/72

70

65








Проанализировав полученные оценки функциональных состояний моих одноклассников, можно сделать вывод о том, что восприятие классической музыки дало положительный эффект. В результате улучшение самочувствия отмечено у 7 учащихся, повысилась степень активности у 4 учащихся, а положительное изменение настроения наблюдалось у 5 учащихся. Влияние

на давление отмечалось таким образом: повышение незначительно-3 из 6 ч.,

пульса-1 из 7чел., понижение давления-2 из 7,пульса-5 человек из 7ч.

Таким образом, мы доказали, что классическая музыка благотворно влияет на здоровье и можно сделать вывод о том, что преобразующая сила музыки велика, многогранна, удивительна, и необходимо расширять сферы её использования.