СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Шахматы ум в порядок приводят"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Шахматы ум в порядок приводят"»

12 открытая юношеская

научно-исследовательская конференции

имени С.С. Молодцова





Секция Математика





Исследовательская работа

Шахматы ум в порядок приводят

Тюканова Анастасия

4б класс, МБОУ «СОШ № 11», г. Нижнекамск





Научный руководитель

Федянина Ирина Анатольевна

учитель начальных классов первой кв. категории







Нижнекамск, 2014 г.

СОДЕРЖАНИЕ.


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ТОЛКОВАНИЕ СЛОВА ШАХМАТЫ……………………….……5

1.1 Лексическое значение слова «шахматы» в различных словарях и

энциклопедиях……………………………………………………..5

    1. Разновидности шахмат……………………………………………..5

1.3 Шахматы, история их возникновения и развития…………..……7

1.4 Превращение шахмат в международный вид спорта……….……..9

1.5 Шахматы в 20 веке и современные шахматы………………………9

ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ШАХМАТ НА СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ……….…11

2.1 Анкетирование. ……………………………………………………11

2.2 Социологический опрос……………………………………….…12

2.3 Контрольная по математике……………………………………..13

2.4 Тест Равена…………………………………………………………14

2.5 Участие в конкурсах, олимпиадах……………………………….15

2.6 Мой вариант шахматных фигур………………………………….....15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...……………..17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….18











ВВЕДЕНИЕ

Шахматы интересовали меня всегда. Будучи совсем маленькой, я часто играла с ними: просто переставляла шахматы по доске, воображая себе невероятные бои чёрных против белых. Прошло время и мне очень захотелось научиться играть в шахматы. Я полностью согласна с высказыванием американского государственного деятеля Бенджамина Франклина о том, что: «Игра в шахматы – это не просто праздное развлечение, некоторые очень ценные качества ума, необходимые в человеческой жизни, требуются в этой игре и укрепляются настолько, что становятся привычкой, которая полезна во многих случаях жизни». Но так ли это? Для начала я решила изучить шахматы, узнать их историю, а потом провести исследование. Итак, что же такое шахматы?

Актуальность темы. Во все времена, в далекие прошлые и в настоящие современные, шахматы привлекали и привлекают к себе большое внимание как детей, так и взрослых. Мудрость, увлекательность и спортивный азарт этой игры никогда не позволят ей стать неинтересным и скучным занятием. Шахматы были, есть и будут всегда! Я хочу, чтобы как можно больше ребят играло в эту игру. Считаю, что начальная школа, нуждается в учебном предмете, где могут быть использованы шахматы, так они воспитывают умение быть внимательным, сконцентрированным, учат думать, размышлять, находить верное решение даже в трудной ситуации.

Объектом нашего исследования: учащиеся начальных классов, умеющие и не умеющие играть в шахматы.

Предметом исследования: шахматы как игра.

Гипотеза: мы предположили, что «шахматы - это не только увлекательная игра, но и оригинальный способ развития мышления, памяти, познания себя и окружающего мира».

Цели исследования: Выявить знания и наличие интереса к игре в шахматы у детей начальной школы. Доказать позитивное влияние шахмат на развитие детей.

Задачи, которые мы решали:

  1. Прочитать и изучить информацию, касающуюся происхождения шахмат;

  2. Провести анкетирование и социологический опрос среди учащихся и выяснить, почему надо дружить с шахматами;

  3. Провести исследование и выяснить, как шахматы влияют на развитие математических способностей детей.

  4. Разработать свои виды шахматных фигур.

Методы исследования: анализ литературы по данной теме, метод анкетирования и наблюдения (анкетирование учащихся своего класса), метод исследования, обобщение данных и составление работы.




















Глава 1. ТОЛКОВАНИЕ СЛОВА ШАХМАТЫ.

1.1 Лексическое значение слова «шахматы» в различных словарях и энциклопедиях.

В самом начале исследования мы обратились к толкованию слова шахматы.

Из Википедии мы узнали, что ша́хматы — настольная логическая игра со специальными фигурами на 64-клеточной доске для двух соперников, сочетающая в себе элементы искусства (в части шахматной композиции), науки и спорта. Название берёт начало из персидского языка: шах и мат, что значит буквально: "шах умер", а адекватно - передает смысл игры: "Смерть королю!".

 Большом энциклопедическом словаре: шахматы –игра 32 фигурами (по 16 - белого и черного цвета) на 64-клеточной доске для двух партнеров. Цель - поставить мат королю противника.

Обратившись к словарю синонимов С. Ожегова узнали, что шахматы – это игра белыми и черными фигурами и пешками на доске в 64 клетки, состоящая в том, что каждый из двух партнеров стремится объявить мат первым королю соперника, а также соответствующий вид спорта.


    1. Разновидности шахмат.

В настоящее время в мире существует несколько десятков разновидностей шахмат, дошедших до наших дней. О наиболее интересных из них кратко расскажу:

Боевые шахматы. Можно расставить в произвольном порядке фигуры на своей половине доски. После этого две половинки доски сдвигаются, и начинается битва!

Цилиндрические шахматы. Вариант игры в шахматы, в котором игровая доска считается развёрткой цилиндра. Единственное различие находится между вертикалями «а» и «h» — они «связаны», таким образом игрок может использовать их, как будто вертикаль «а» была бы рядом с вертикалью «h» (и наоборот).

Шахматы на круглых досках. Игрались на круглой (кольцеобразной) доске периметром 16 клеток и шириной 4 клетки. Фигуры ходили по правилам шатранжа: слон перескакивал одну клетку по диагонали, пешки первый ход выступали только на одну клетку вперед (превращения пешек в фигуры не было), ферзь ходил только на одну клетку по диагонали, напоминая слона в обычных шахматах.

Р усские шахматы. Русские шахматы — игра, возникшая на основе древнерусской игры таврели. Данный вид шахмат был распространен на Руси в IX — X веках. Позднее христианская церковь запретила все виды шахмат, приравняв их к азартным играм и пьянству. Петр I ввел моду на классические шахматы, тем самым полностью предав забвенью старорусскую игру. Лишь в 1997 году (к 850-летию Москвы) были созданы Международная и Межрегиональная федерации по русским шахматам. Ими были сформулированы новые правила.

Китайские шахматы, Сянцы, Xiangqi . Xiangqi играется на прямоугольной доске 9x10. В отличие от западных шахмат, фигуры помещены в пересечения линий, а не в поле. Каждый игрок начинает игру со следующими фигурами: 1 король (или генерал), 2 охранника (или советники), 2 слона, 2 коня, 2 ладьи (или колесницы), 2 пушки и 5 пешек.

Японские шахматы, Сёги, Shogi. Сеги играется на доске 9x9. Каждый игрок начинает игру со следующими фигурами: 1 король, 1 ладья, 1 слон, 2 золотых генерала, 2 серебряных генерала, 2 коня, 2 улана и 9 пешек. В отличие от западных шахмат все фигуры одного цвета и одной пятигранной формы. Принадлежность к игроку определены заголовками на фигурах.

Шахматы Капабланки. Этот вид шахмат был предложен Хозе Раулем Капабланкой, для ухода от «ничейной смерти», которая, по его мнению, ждала шахматы. Капабланка использует доску 10х8, повернутую 10-тиклеточной стороной к игрокам. Вводит две комбинированные фигуры: Канцлера — сочетающего свойства коня и ладьи и Архиепископа — сочетающего свойства коня и слона.

Одноцветные шахматы. Обе стороны используют фигуры одного цвета. Правила начальной расстановки — ферзь любит свой цвет, белое поле должно быть справа внизу, необязательны, главное чтобы ферзи стояли на одной вертикали.

Бильярдные шахматы. Вариант прогрессивных шахмат, который ведется на бильярдной шахматной доске, слоны и ферзи, при ходе по диагонали, могут отразиться от края доски под прямым углом и продолжить движение.

Шашматы. Смесь шахмат и шашек, фигуры ходят только по черным полям доски. Пешки ходят как шашки в шашках: перемещаясь на одно поле по диагонали, и бьют, прыгая через одно поле.

Астрономические шахматы. Игра велась на круглой доске с концентрическими кругами. Небо, знаки Зодиака и планеты — элементы этих шахмат. Планеты располагались по системе Птоломея (от центра) — Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн. В некоторых частях Зодиака обозначены исходные позиции отдельных фигур-планет.


1.3. Шахматы, история их возникновения и развития.

История шахмат насчитывает не менее полутора тысяч лет. Изобретенные в Индии в V-VI веке, шахматы распространились практически по всему миру, став неотъемлемой частью человеческой культуры. Существует легенда, что некий древний раджа жестоко притеснял подданных. Мудрый брамин, чтобы научить деспота хорошему отношению к людям, изобрел чатурангу. В этой игре, как и в шахматах, король хотя и являлся главной фигурой, со смертью которой гибло государство, но не мог существовать без охраны и помощи своих соратников – других фигур. Раджа был восхищен мудростью игры, уразумел ее смысл и дал брамину клятву не притеснять своих подданных. (см. приложение № 1). За свое изобретение брамин попросил у раджи незначительную, на первый взгляд, награду: столько пшеничных зерен, сколько окажется на шахматной доске, если на первую клетку положить одно зерно, на вторую – два зерна, на третью - четыре зерна и т. д. Оказалось, что такого количества зерна нет на всей планете. Так это было, или не совсем, сказать сложно, но, так или иначе, родиной шахмат является Индия.

В том же VI или, возможно, в VII веке чатуранга была заимствована арабами. На арабском востоке чатуранга была преобразована. Получившаяся игра называлась у арабов – шатранж. Позднее, попав к таджикам, шатранж получил на таджикском языке название «шахмат» ( в переводе – «властитель повержен») (приложение № 1) В 8 - 9 веках, при завоевании Испании арабами шатранж попал в Испанию, затем в течение нескольких десятилетий – в Португалию, Италию и Францию. Игра быстро завоевала симпатии европейцев, к 11 веку она уже была известна во всех странах Европы и Скандинавии. 
Можно отметить появление досок с попеременно окрашенными полями (на Востоке поля были одноцветными). Европейские мастера продолжили преобразование правил, в конечном итоге превратив шатранж в современные шахматы.
Приблизительно в 820 году шахматы (точнее, арабский шатранж под среднеазиатским названием «шахмат», в русском языке превратившемся в «шахматы») появились на Руси, придя, как считается, либо прямо из Персии через Кавказ, либо от среднеазиатских народов, через Хорезм. цуРусское название игры созвучно среднеазиаткому «шахмат», русские названия фигур более всего соответствуют арабским или персидским. Например, ладья, по одному из предположений, получила такое название, потому что, соответствующая арабская фигура «Рух» изображала мифическую птицу, и была похожа на русскую ладью. Изменения в правилах, позже внесенные европейцами, с некоторым опозданием проникали на Русь, постепенно превратив старые русские шахматы в современные. Считается, что европейский вариант шахматной игры попал в Россию в 10 -11 веках, из Италии, через Польшу.


1.4. Превращение шахмат в международный вид спорта.

С 16 века начали появляться шахматные клубы, где собирались любители этой игры. В течение двух последующих веков распространение шахмат привело к появлению национальных турниров в большинстве европейских стран. (см. приложение № 1)

В 19 веке начинают проводиться международные матчи (с 1821 года). Во второй половине 19 века на шахматных турнирах начали использовать контроль времени. Сначала для этого применяли обычные песочные часы, что было довольно неудобно, но вскоре в Англии были изобретены специальные шахматные часы, которые позволяли ограничивать время на всю партию или на определенное число ходов. . (см. приложение № 1)Одновременно с появлением контроля времени появилось понятие «цейтнот», благодаря чему возникли специальные формы шахматных турниров – «быстрые шахматы» и «блиц».


1.5. Шахматы в 20 веке и современные шахматы.

В конце 19 – начале 20 века развитие шахмат в Европе и Америке шло весьма активно, шахматные организации укрупнялись, проводилось все больше международных турниров. В 1924 году была создана Международная шахматная федерация (ФИДЕ).

До 1948 года сохранялась система преемственности звания чемпиона мира: претендент вызывал чемпиона на матч, победитель которого становился новым чемпионом.

Первым чемпионом по шахматам был Вильгельм Стейниц (1886—1894г.) . (см. приложение № 1) До 1921 года чемпионом оставался Эммануил Ласкер, до 1927 – Капабланка, до 1946 – Александр Алехин. В 1946 году организацию первенства мира взяла на себя ФИДЕ. Формула матча за титул несколько менялась. Сейчас победители зональных турниров участвуют в едином турнире с лучшими игроками мира, победитель становится чемпионом мира. Огромную роль в истории шахмат, в особенности второй половины 20 века, сыграла советская шахматная школа. После окончания второй мировой войны СССР вступил в ФИДЕ, а советские шахматисты стали доминировать на мировой шахматной арене. Из восьми шахматистов, которые в послевоенные годы были увенчаны лаврами чемпиона мира по шахматам, семь гроссмейстеров представляли СССР: Михаил Ботвинник, Василий Смыслов, Михаил Таль, Тигран Петросян, Борис Спасский, Анатолий Карпов, Гарри Каспаров. Чемпионками мира среди женщин становились советские шахматистки Людмила Руденко, Елизавета Быкова, Ольга Рубцова, Нона Гаприндашвили, Майя Чибурданидзе. Из 18 розыгрышей звания чемпиона мира за 40 лет лишь однажды победителем стал не советский шахматист (это был американец Роберт Фишер).
Последнее десятилетие 20 века в шахматах ознаменовались еще одним важным событием – компьютерные шахматы достигли достаточно высокого уровня, чтобы превзойти человека – шахматиста. В 1996 году Гарри Каспаров впервые проиграл компьютеру партию, а в 1997 – с перевесом в одно очко проиграл и матч компьютеру Deep Blue. Лавинообразный рост производительности и объема памяти компьютеров в сочетании с улучшением алгоритмов привели к тому, что в 21 веке появились общедоступные программы, способные в режиме реального времени играть на уровне гроссмейстеров. Таким образом, мы вступили в 21 век - век компьютерных шахматных программ.

В настоящее время чемпионом мира по шахматам является Вишванатан Ананд, победивший в 2010 году Веселина Топалова. (см. приложение № 1)





ГЛАВА 2 ВЛИЯНИЕ ШАХМАТ НА СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ.

2.1 Анкетирование.

Узнав о пользе игры в шахматы, мы решили поинтересоваться у своих одноклассников, как они относятся к этой игре, и вообще играют ли они в шахматы. Среди одноклассников мы провели анкетирование и социологический опрос.

Анкетирование:

1. Играешь ли ты в шахматы?

2. Играют ли в шахматы твои родные?

3.Считаешь ли ты, что шахматы развивают память, логическое мышление, пространственное воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность?

4.Хотелось бы тебе посещать шахматный клуб ?

5.Считаешь ли ты, что шахматы – это пустое время провождение?



Таким образом, обработав результаты, мы получили следующие данные:

82% моих одноклассников считают, что шахматы развивают память, логическое мышление, пространственное воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность.

9% - умеют играть в шахматы

6% - хотели бы посещать шахматный клуб

3% - составляют родные моих одноклассников, которые умеют играть в шахматы.

0% - считают, что что шахматы – это пустое время провождение


2.2 Социологический опрос

  1. Как ты считаешь, шахматы развивают логическое мышление?

  2. Как ты считаешь, нужны ли специальные способности, чтобы играть в шахматы?

  3. Как ты считаешь, нужен ли в начальной школе такой учебный предмет, как шахматы?

  4. Есть ли у тебя желание научиться играть в шахматы?

  5. Как ты считаешь, тренируют ли шахматы память?



Обработав результаты, мы получили следующие данные:

36% моих сверстников считают, что шахматы развивают логическое мышление

18% - думают, что для того, чтобы играть в шахматы, нужны ли специальные способности

16% - желают научиться играть в шахматы

13% - считают, что шахматы тренируют память

Таким образом, выяснилось, что в классе есть группа ребят, которая на протяжении нескольких лет занимается шахматами. Мы присмотрелись к ним и сделали такие выводы: они хорошо учатся, участвуют во многих олимпиадах и конкурсах, занимая при этом призовые места. Они внимательны, сконцентрированы на уроке. Неужели в этом есть заслуга шахмат? Неужели и правда «шахматы ум в порядок приводят?» Мы решили провести испытания и разделить наших ребят на две группы: шахматисты и ребята, которые не умеют играть в шахматы, далее – простые ребята.


2.3 Контрольная по математике.

Сегодня на уроке математики у нас была контрольная работа по математике. Результаты мы можем увидеть в таблице:


Как видно, шахматисты успешно справились с поставленной задачей: на 100% - решены основные задания и задания со звёздочкой. Простые же ребята основные задания выполнили на 80%, а задание со звёздочкой только лишь на 20%.



2.4 Тест Равена.

Для своих одноклассников мы приготовили ещё одно нелёгкое испытание - это тест Равена (см. приложение № 2). Он предназначен для изучения логичности мышления. Ведь, чтобы играть в шахматы, как считают мои одноклассники, нужно уметь мыслить логически. Испытуемому предъявляются рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры не достает, а внизу она дается среди 6-8 других фигур. Задача испытуемого - установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и на опросном листе указать номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов. Вот и проверим, как обстоят дела с интеллектом в нашем 4 «Б» классе.

Мы получили следующие результаты: не все ребята из нашего класса смогли успешно ответить на вопросы. Я записала в таблицу общее количество баллов каждой группы.


15 человек

Простые ребята


9 человек

Шахматисты

А

АВ

В

А

АВ

В


144

150

110


108

103

101

Итого

404

Итого

312


Затем нашла среднее арифметическое:

144 + 150 + 110 = 404 : 3 = 134,6

108 + 103 + 101 = 312 : 3 = 104

Так, группа играющих в шахматы (их 9 человек) набрала 134.6 баллов, а не играющих в шахматы (их 15 человек) всего 104 балла.

Исходя из результатов, лучше справились с задачами те дети, которые играют в шахматы.


2.5 Участие в конкурсах, олимпиадах.

В нашем классе ребята принимают активное участие в различных конкурсах, викторинах, олимпиадах, начиная с первого класса. С каждым годом у нас появляется всё больше возможностей гордится за ребят, за их успешные выступления:



Я думаю, что добиваться таких результатов им помогает игра в шахматы.


2.6 Мой вариант шахматных фигур.































ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Таким образом, шахматы — старинная и очень увлекательная игра, и мы убедились в том, что она помогает нам, современным детям. Как доказали наши исследования шахматы очень благоприятно воздействуют на развития интеллекта ребенка, а именно:

Развивают память, логическое мышление, пространственное воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность. Ребенок учится делать логические выводы – мыслить самостоятельно.




ШАХМАТЫ

Шахматы развивают в ребенке способность принимать решения в условиях неопределенности и отвечать за них, а значит, и самостоятельность.

Шахматы учат правильно относиться к неудачам и ошибкам – анализировать причины неудач, делать выводы и применять их в будущем.

Шахматы учат мыслить системно и стратегически, развивают способность к анализу, а самое главное – дети учатся создавать внутренний план действий

Помимо интеллекта, развивается изобретательность и творческие способности, этому особенно способствует решение комбинаций, задач


































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Авербах Ю.Л., Бейлин М.А. Путешествие в шахматное королевство. – М.: «Физкультура и спорт», 1976. – 288 с.

2.Балаян Э.Н.1001 олимпиадная и занимательная задачи по математике.-3-е изд.-Ростов н/Д: Феникс, 2008.-364 с.

3. Я познаю мир: Шахматы: Дет. Энцикл. / И.М. Линдер. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 395 с.

4. Шахматы в образовании. – http://pedsovet.

5. http://ru.wikipedia.org/wik



























ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Чатуранга. Начальная позиция. Цвета фигур на разных сторонах доски были различными. Буквенно-цифровых координат на доске, конечно, не было.

Шатранж.

Путешествие шахмат по миру.

Шахматные клубы.

Шахматные часы



Вильгельм Стейниц (1886—1894г.)

Вишванатан Ананд



















ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Анкетирование:

1. Играешь ли ты в шахматы?

2. Играют ли в шахматы твои родные?

3.Считаешь ли ты ,что шахматы развивают память, логическое мышление, пространственное воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность?

4.Хотелось бы тебе посещать шахматный клуб ?

5.Считаешь ли ты, что шахматы – это пустое время провождение?



Социологический опрос

1.Как ты считаешь, шахматы развивают логическое мышление?

2.Как ты считаешь, нужны ли специальные способности, чтобы играть в шахматы?

3.Как ты считаешь, нужен ли в начальной школе такой учебный предмет, как шахматы?

4.Есть ли у тебя желание научиться играть в шахматы?

5.Как ты считаешь, тренируют ли шахматы память?