Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
г. Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа № 121 имени Леонида Ивановича Сидоренко»
(МАОУ СОШ № 211 им. Л. И. Сидоренко)
г. Новосибирск
Калининский район
Секция: краеведение
Исследовательская работа по теме:
« Сокрытые тайны Обского водохранилища».
Выполнил: Ким Алексей
ученик 3Б класса
Руководитель: Васильева Елена Михайловна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
г. Новосибирск 2019
Содержание:
Введение.........................................................................................................3
1. Реферативно - исследовательская работа:
1.1 Цели и задачи работы......................................................................... 3
1.2 Актуальность исследовательской работы.........................................3
1.3 Моя малая Родина............................................................................... 3,4
1.4 История родного края.........................................................................4
1.5 Обское водохранилище......................................................................4,5
2. Проектно - исследовательская работа:
2.1 Интересные находки...........................................................................5
2.2 Знакомство с музеем...........................................................................5,6
2.3 Поисковые экспедиции.......................................................................6
3. Заключение................................................................................................6,7
Литература……………………………......................................................8
Приложение 1.Опрос учащихся 3 Б класса.
2.Презентация
3. Альбом: «Сокровища (находки) Обского водохранилища».
Введение.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Д.С. Лихачев
Краеведение, как знание о своих родных местах, зародилось ещё в далёком прошлом. У всех народов во все времена были люди, которые хорошо знали окружающую местность, особенности природы, истории и т.д. В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его культуре, традициям, обычаям, быту. «Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, музыке, живописи»,- отмечал Д. С. Лихачёв.
Почему я взял именно эту тему? Потому, что очень люблю свой край и мне интересна его история. Могу предположить, что моя работа будет интересна всем людям.
1. Реферативно - исследовательская работа.
Цель: изучение и исследование родного края, и развитие навыков исследовательской работы.
Задачи:
1. Овладеть методикой научного исследования.
2. Формирование любви и интереса к истории родного края, к творчеству и поиску истины. "Научиться видеть историю вокруг себя!"
3. Развитие совместной деятельности ребят и их родителей.
4. Формирование уважительного отношения к культуре родного края, чувства гордости за свою малую родину.
1.2 Актуальность исследовательской работы.
Я считаю, что актуальность моей работы состоит в том, что мы, подрастающее поколение, должны знать и узнавать свой край, беречь и уважать прошлое, настоящее и будущее.
1.3. Моя малая Родина.
"Где сосновый бор величаво глядится в хлебные поля,
в соседстве с землями Алтая лежит Ордынская земля.
Как малый уголок России, она на карте - медный грош,
но ни привольней, ни красивей ты в целом мире не найдёшь..."
Ольга Ким
Моя малая Родина - "Ордынское". Самое красивое и дорогое для меня место на земле, наверное, ещё и по тому, что я там родился. Красивейшая природа, самые добрые и родные люди постоянно окружали меня. Воздух в этом месте наполнен свободой так, что хочется дышать всей грудью! Здесь всё своё, такое родное и любимое. Где бы не был человек, куда бы не завела его судьба, он всегда будет вспоминать свой родной уголок нашей необъятной России.
1.4. История родного края.
Пожалуй, ни в одном районе Новосибирской области нет такой богатой и интересной истории, как в Ордынском районе. Здесь проходил со своим войском хан Кучум и ставили остроги первые сибирские казаки. Поочерёдно занимали позиции то на правом, то на левом берегу Оби армии Колчака и красногвардейцы. А по реке Орде проплывал некогда Николай II.
Ордынское находится на берегу новосибирского водохранилища, в 103-ем км от Новосибирска. Основано село было в 1721 году. Его название произошло от слова "орда", что уже говорит о его истории.
Слово «Орда» в переводе с тюркского - ставка или лагерь Хана. Когда-то территория современного района входила в состав Сибирского ханства, а маленькая речка, у которой стоял лагерь, получила название «Орда».
На территории Ордынского района произошло событие, важное для истории всей страны - разгром Сибирского ханства. По словам директора историко - художественного музей, Аллы Ланго: «В нашем районе находится памятное место битвы на реке Ирмень. Считается, что после этой битвы, Сибирское ханство прекратило своё существование. И началось заселение Сибири русскими крестьянами, а в дальнейшем - её присоединение к России. Битва состоялась 20 августа 1598года». Недалеко от места битвы, в селе Новопичугово, установлен поклонный крест и мемориал участникам сражения. Запись на кресте гласит: «Светлой памяти русских землепроходцев и воинов: казаков, стрельцов и служилых татар, освободивших Сибирь от ордынских завоевателей и положивших начало присоединения Сибири к России и её полномасштабному освоению».
Может быть, поэтому район и называется Ордынским.
С момента основания Ордынского прошлого немало времени, посёлок стал одним из самых крупных и богатых сёл в Новосибирской области. Интересной географической особенностью Ордынского района является его разделение Обским водохранилищем на правый и левый берег. Именно воды Оби помнят многие исторические события родного края.
1.5. Обское водохранилище.
Обское море образовалось в результате строительства ГЭС на Оби в 1956 году в южной части Новосибирска. Протянулось оно на 200 км от города Камень - на - Оби алтайского края и до Новосибирска. Его максимальная ширина - 22 км, а глубина - 25 м. В зону затопления попало 59 населённых пунктов с населением около 43 тысяч человек, 3 деревни оказались на островах.
Новосибирское водохранилище (Обское море) является одним из самых крупных искусственных водоёмов Сибири. Благодаря прекрасным песчаным пляжам, островам, плёсам, живописным окрестностям создаётся такое впечатление, будто это не водохранилище вовсе, когда-то созданное человеком, а настоящее море. Километров. Путешествие на данный водоём подходит тем, кто предпочитает отдыхать на природе, занимаясь рыбалкой и наслаждаясь великолепными видами. Площадь этого водоёма составляет более 1000 квадратных километров. Его протяжённость в длину равна 200 км, а в ширину до 22 км. Что касается уровня воды, то здесь всё зависит от времени года: летом он гораздо выше, нежели весной. В целом, самое глубокое место насчитывает порядка 25 метров. Новосибирское водохранилище отличается развитой системой судоходства и рыбного промысла.
2.Проектно-исследовательская работа.
2.1. Интересные находки.
Историей моего родного края я заинтересовался неспроста. Одна очень интересная находка позволила мне проникнуть в мир тайн и исследований.
Мы с отцом очень любим кататься на лодке, рыбачить. В начале лета, когда Обское водохранилище ещё не пополнилась водами с Алтайских рек, раскрывается интересное и неисследованное дно. Здесь то мы и нашли остатки многослойной истории этих мест. Были найдены и совсем недавние следы человеческого быта: ухваты, которыми хозяюшки вынимали из русской печи вкусный суп, различные украшения русских красавиц, обручальные кольца, элементы конской сбруи, иконы.
Море, как сокровищница, постепенно приоткрывает свои богатства.
Очень интересно было увидеть исторические пласты разных эпох. Мы обнаружили осколки керамических горшков с замысловатым орнаментом. Заинтересовал нас и камень, который был похож на орудие труда (скорее всего, его использовали как молотило). Ещё одной находкой для нас стали старинные монеты. Теперь у нас их целая коллекция. Найдено было много фрагментов предметов домашнего быта
2.2. Знакомство с музеем.
Увлекшись историей, мы решили посетить одну из главных достопримечательностей Ордынска - Краеведческий музей. В музее нас радушно встретили и рассказали много интересных историй. Музейные экспонаты нас поразили своим разнообразием. Время здесь определённо останавливается... Нам представили находки периода неолита, а также многочисленные предметы труда и быта древних поселений людей, останки животных: бивни и зубы мамонта, рог тура, череп бизона. Увидели мы керамические изделия железного и бронзового веков. Эти находки было очень похожи на наши. Так же в музее представлена коллекция монет.
2.3. Поисковые экспедиции.
После посещения музея, мы стали сотрудничать. Организовывали небольшие поисковые экспедиции с моими друзьями и родителями. Ребята во время экспедиции были очень увлечены поиском и изучением истории.
Целями краеведческих походов было:
а) изучение родного края,
б) обучение выживать на природе, формирование здорового образа жизни,
в) развитие эмоциональной сферы,
г) формирование коллективистических и лидерских способностей.
План похода на Елбанские острова:
1 день - прибытие. Разбиваем лагерь, устанавливаем палатки. Обед, отдых, распределение обязанностей. Обучение, ужин, костёр.
2 день - подъём. Завтрак. Сбор материалов. Исследование местности. Обед. Обучение.
3 день - подъём, завтрак. Сворачиваем лагерь. Сплав. Разбор находок. Работа с информационными источниками и изучением материалов.
Итоги нашего похода.
Мы были увлечены поиском и сохранением материалов этих мест. Были найдены предметы быта, орудия труда, пуговицы с шинелей военных лет, ухваты для русской печи, несколько монет СССР, Сибирская монета 1778 года, элементы конской упряжи VII век, остатки горшков с орнаментом VII века.
Я провёл опрос учащихся 3 Б класса Приложение 1.
Вывод: я смог заинтересовать ребят своей работой и привлечь их внимание к изучению своей малой родины.
3. Заключение.
Цели и задачи достигнуты. По итогам работы я сделал выводы:
1) Я с друзьями и родителями сходили в трёхдневный поход на Елбанские острова, мы получили опыт пребывания на природе, овладели навыками поисковой работы.
2) Мы были увлечены совместной деятельностью и испытали чувство гордости за результаты похода.
3) Найденный материал описан, учтён и передан в музей.
Чем больше изучаешь историю своего края, тем лучше начинаешь понимать исторические события, их влияние на судьбы людей.
У меня возникло желание - подробно изучить историю исчезающих деревень.
Практическая значимость моей работы в том, что она может быть востребована на уроках истории, на внеклассных мероприятиях. Она может заинтересовать других ребят, и они включатся в поисковую работу краеведческого музея по изучению своего родного края.
Литература
О. М. Ордынская хроника: в 3 кн. – Новосибирск: Сиб. Кн. Изд-во. – Кн.1 От Ордынской волости к Ордынскому району. – 2007. – 453 с. Повествование охватывает период от первых поселений на территории района до середины 20-х гг. XX столетия.
Лыков О. М. Звезда над Обью. – Новосибирск, 2006. – 378, [1] с.: ил. Книга посвящена 285-летней истории поселка Ордынское.
Алексеева, Е.С. Библиотечное краеведение: проблемы и перспективы развития [Электронный ресурс]
Краеведение. (letopisi54.ru/select.php)
Ордынское краеведение. bsk.nios.ru/nso/ordynskiy-rayon
Приложение 1.
Опрос учеников 3«Б» класса
Вопросы:
Знаешь ли ты место, в котором родился?
Интересовался ли ты историей своей малой родины?

1.90% ребят знают место рождения. 2. 30% интересовались историей.
10% не интересовались этим вопросом. 70% не интересуются.
3.Ходил ли ты в поисковую экспедицию (поход) по изучению родного края?
3. 25%-ходили в поисковую экспедицию. 75% не ходили.
Приложение 2
Презентация.
Приложение 3.
Альбом «Сокровища (находки) Обского водохранилища».