Исследовательская работа
«Цветик-семицветик – миф или реальность?»
Автор: Зинькова Анастасия
МБОУ СОШ №29, 2Ж класс
Руководитель:
Халтурина Елена Дмитриевна ,
учитель начальных классов МБОУ СОШ №29
Содержание
Введение.…………………………………………………..………………...……3
Строение цветковых растений……………………………….…...………4
Движение воды в растениях………………………………………...……..4
III. Цветик-семицветик миф или реальность…………………..………....….4
3.1. Выбор вида цветкового растения и способа его окраски……..…….…..4
3.2. Создание цветика-семицветика………………….………………………..5
Заключение……………………………………………………...…………………5
Список использованных источников………………………………….………....6
Приложение……………………………………………………...…….……...…..7
Введение
«Лети, лети лепесток
Через запад на восток
Через север через юг
Возвращайся, сделав круг…»
Все мы знаем эти слова из сказки Валентина Катаева «Цветик-семицветик». Меня заинтересовал цветок необычного цвета, который бабушка подарила Жене. Почему у цветка лепестки разного цвета? Такое может быть только в сказке? Или нет? Предположим, что этот цветок существовал на самом деле, и автор увидел его у кого-то в саду. Я тоже не раз видела необычные цветы: синие розы, зелёные и фиолетовые хризантемы. Мне захотелось выяснить, ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК может существовать или нет?
Цель исследования – подтвердить или опровергнуть возможность существование цветика-семи цветика.
Задачи исследования:
1. Изучить строение цветкового растения.
2. Выбрать вид растения, наиболее подходящего для создания цветика-семицветика.
3. Провести эксперимент по выбору вещества, меняющего окраску цветов.
4. Создать цветик-семицветик.
Объект исследования: цветы (тюльпан, хризантема, роза).
Предмет исследования: Вещество, меняющее цвет цветка.
Методы исследования:
1.сбор, анализ информации о строении цветкового растения и способов окрашивания растений.
2.проведение и обобщение результатов исследования - для подтверждения возможности создания цветка с разными лепестками.
Строение цветкового растения.
Сначала, я узнала строение цветкового растения.(Приложение1)
У цветкового растения различают два основных органа — корень и побег. Их главные роли связаны с питанием и дыханием растения, его ростом. Побег состоит из стебля, листьев и почек. Основная роль побега — образование на свету веществ необходимых для роста и развития растения. У большинства растений корень — подземный орган. Он закрепляет растение в почве, всасывает в организм воду и растворенные в ней минеральные вещества.
Движение воды в растении.
Чтобы растение могло расти, должны выполняться определенные условия: свет, тепло, вода, питание. Вода и растворенные в ней минеральные вещества передвигаются в растении от корней к цветку. (Приложение 2)
Вода поступает в растение через корневые волоски, затем вода по сосудам корня под давлением поднимается. Попав в листья, вода испаряется с их поверхности и в виде пара выходит в атмосферу. Этот процесс обеспечивает непрерывное движение воды по растению. Следовательно, если поставить уже срезанный стебель в стакан с водой, то растение будет питаться водой от срезанного стебля к цветку, а если воду окрасить?
III. Цветик-семицветик миф или реальность.
3.1. Выбор вида цветкового растения и способа его окраски.
Для нашего эксперимента мы взяли белые цветы: тюльпан, хризантему, розу. Но, решили также посмотреть, измениться ли окраска не белого цветка, например, если взять жёлтый и розовый тюльпаны. Стебель каждого цветка обрезали, чтобы он был свежим. Процесс окраски свежих цветов включает добавление в воду красителя. В качестве красителя взяли: гуашь, разведённую в воде, акварельную краску, раствор зелёнки, сок свеклы, растворённый в воде стержень фломастера и пищевой краситель для яиц. Нам необходимо было выявить, какой раствор лучше всего окрасит лепестки растения. Для каждого объекта, мы завели карточку, в которой фиксировали результат исследования. (Приложение 3) В ходе эксперимента было выявлено, что гуашь и акварельная краска не окрашивают цветок, так как они по истечении времени оседают, следовательно, и закупоривают проводящие ткани к цветку. Раствор с зелёнкой так же не дал результат, возможно из-за выбора нами цвета цветка. Жёлтый и розовый тюльпаны не поменяли оттенок. Самый быстрый результат показал опыт с растворённым стержнем в воде и свекольным соком. Окраска начала проявляться уже через один час. Раствор с зелёным пищевым красителем показал результат через пять часов. При проведении эксперимента с розой, мы использовали стержень ярко розового фломастера. Результат проявился через два часа. В течении суток мы проверяли и фиксировали результат. Затем мы пришли к выводу, что лучший краситель – это пищевой, он сохраняет цветок свежим и питает его. К пищевому красителю относится и свекольный сок. Стержень фломастера, растворённый в воде, окрашивает цветок быстро и в красивый цвет, но негативно влияет на сам цветок, цветок начинает быстро увядать. При проведении опыта с кустиком хризантемы, мы разрезали стебель на две части, опустили в раствор со стержнем разных фломастеров: голубого и оранжевого. Окраска изменилась только через 18 часов. С одной стороны кустика на лепестках появились полоски оранжевого цвета, с другой – синего. Затем цветок начал увядать. Таким образом, нами выявлено, что лучше всего использовать для окраски пищевые красители и цветы светлых оттенков. Лучше всего окрашиваются розы и тюльпаны.
3.2. Создание цветика-семицветика.
Для опыта с распределением цвета мы взяли цветы белого цвета: розу, тюльпан, хризантема. Пищевой краситель для яиц, сахар для усиления цвета окраски. Использовать сахар, нам подсказала бабушка. Обрезали цветы под углом. Разрезали вдоль стебли одной розы на две части, другой на три части. Тюльпаны на две части. Поставили каждую часть в разные растворы, чтобы получить разный цвет лепестков. В синий и зелёный, жёлтый и красный, синий и оранжевый – тюльпаны. В красный и зелёный раствор – хризантему. В оранжево-синий раствор и оранжево-сине-жёлтый – розы. Через восемь часов начал проявляться результат. Окраска у розы и хризантемы была менее заметной, чем у тюльпанов. Через 20 часов тюльпан и розы окрасились в красивые два цвета. У хризантемы результат был менее заметным. Через сутки розы и тюльпаны были полностью окрашены в красивые цвета. И результат больше не изменялся. Подробно ход эксперимента представлен в таблице. (Приложение 4.)
Заключение.
Изучив возможность окрашивания цветка, мы выяснили, что вода поступает к цветку по проводящим тканям. Проведя эксперимент, мы можем сделать вывод, что лепестки цветкового растения могут быть разного цвета. В сказке говорится, что цветик-семицветик рос на грядке у бабушки, значит, он не мог стоять в разных растворах. Мы знаем, что вода поступает в растение через корневые волоски, проведя эксперимент, мы можем уверено сказать, что бабушка из сказки поливала его регулярно с семи сторон окрашенной в разные цвета водой, используя пищевые красители. Следовательно, наша гипотеза подтвердилась. Цветик - семицветик может существовать.
Список использованных источников.
Том Пит. Научные забавы. Интересные опыты, самоделки, развлечения. Издательство: Издательский Дом Мещерякова, 2007.2.
Сергей Болушевский. Мария Яковлева. 100 научных опытов для детей и взрослых в комнате, на кухне и на даче. Издательство: Эксмо 2015г.
http://ves-mir.3dn.ru/news/kak_okrasit_cvety/2015-06-20-16658
http://kaz-ekzams.ru/826-peredvizhenie-po-steblyu-vody-i-mineralnyx-solej.html
http://de-ussr.ru/rast/rasten/znachenie-vody.html
Приложение 4
Сводная таблица по результату эксперимента.
ЦВЕТЫ | СПОСОБ ИЗМЕНЕНИЯ ЦВЕТА | ИСХОД-НЫЙ ЦВЕТ | КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ |
ТЮЛЬПАН | Срезать стебель цветка под углом. Разрезать стебель вертикально на две части. Погрузить каждую часть стебля в раствор. Один в пищевой краситель синий, вода и столовая ложка сахара. Второй в пищевой краситель зеленый, вода и столовая ложка сахара | БЕЛЫЙ | ЦВЕТОК ГОЛУБОГО ЦВЕТА |
ТЮЛЬПАН | Срезать стебель цветка под углом. Разрезать стебель вертикально на две части. Погрузить каждую часть стебля в раствор. Один в пищевой краситель желтый, вода и столовая ложка сахара. Второй в пищевой краситель красный, вода и столовая ложка сахара | БЕЛЫЙ | ЦВЕТОК С ЖЕЛТЫМИ И КРАСНЫМИ ЛЕПЕСТКАМИ. |
ТЮЛЬПАН | Срезать стебель цветка под углом. Разрезать стебель вертикально на две части. Погрузить каждую часть стебля в раствор. Один в пищевой краситель оранжевый, вода и столовая ложка сахара. Второй в пищевой краситель синий, вода и столовая ложка сахара | БЕЛЫЙ | ЦВЕТОК С ОРАНЖЕВЫМИ И СИНИМИ ЛЕПЕСТКАМИ. |
РОЗА | Срезать стебель цветка под углом. Разрезать стебель вертикально на две части. Погрузить каждую часть стебля в раствор. Один в пищевой краситель оранжевый, вода и столовая ложка сахара. Второй в пищевой краситель синий, вода и столовая ложка сахара | БЕЛЫЙ | ЦВЕТОК С ОРАНЖЕВЫМИ И СИНИМИ ЛЕПЕСТКАМИ. |
РОЗА | Срезать стебель цветка под углом. Разрезать стебель вертикально на три части. Погрузить каждую часть стебля в раствор. Один в пищевой краситель оранжевый, вода и столовая ложка сахара. Второй в пищевой краситель синий, вода и столовая ложка сахара. Третий в пищевой краситель синий, вода и столовая ложка сахара | БЕЛЫЙ | ЦВЕТОК С ОРАНЖЕВЫМИ, ЖЕЛТЫМИ И СИНИМИ ЛЕПЕСТКАМИ. |
ХРИЗАНТЕМА | Срезать стебель цветка под углом. Разрезать стебель вертикально на две части. Погрузить каждую часть стебля в раствор. Один в пищевой краситель красный, вода и столовая ложка сахара. Второй в пищевой краситель зелёный, вода и столовая ложка сахара | БЕЛЫЙ | ЦВЕТОК С ЖЕЛТЫМИ И РОЗОВЫМИ ЛЕПЕСТКАМИ. |