Министерство образования и науки Республики Адыгея
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования Республики Адыгея
«Центр дополнительного образования детей Республики Адыгея»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА «ОТЕЧЕСТВО»
Тема: «Дети и война»
Номинация «Великая Отечественная война»
Подготовила: Шелбаева Назима
Ученица 9 класса МБОУ СОШ11,
а. Ходзь, ул. Набережная,22
тел.89619713887
Руководитель: Атласкирова Ася Заурбековна
Педагог дополнительного образования
МО «Кошехабльский район»
385438,а.Ходзь,ул.Краснооктябрьская, 159,
89628830844, [email protected]
а. Ходзь 2023 г.
1. Введение
2. Основная часть
3. Выводы
4. Заключение
5. Источники
6. Приложения
I. Введение
Актуальность
С каждым годом всё дальше и дальше вглубь истории уходят события Великой Отечественной войны, а память вновь и вновь возвращает нас к грозным событиям 1941г. Понять и оценить настоящее можно, только сравнив его с прошлым.
Они уже седые, эти мальчишки и девчонки, выросшие и уцелевшие в военное лихолетье Великой Отечественной. И послевоенная пора была у них суровой, а подчас и жестокой. И пока эти люди живы, мы должны узнать от них самих о их судьбах и жизненной дороге. Это нужно нам, живым, сейчас. Моя работа актуальна, потому что и сейчас где-то тоже рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются от снарядов на крошки, пыль дома и горят детские кроватки. Вот поэтому я и хочу поговорить о детях войны, рассказать о своих исследованиях в этой области. Хотелось больше узнать о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом. Этим было продиктовано мое желание узнать от живых свидетелей того времени о жизни народа в годы Великой Отечественной войны, познакомить со своими исследованиями как можно больше людей. В этом заключается практическое значение моей работы.
Цель проекта:
1. Доказать на примере жизни односельчан, что наши военные сверстники так и не узнали настоящего детства, поэтому нашему поколению нужно научиться милосердию, состраданию и глубокому уважению к старшему поколению, еще раз доказать, что страшнее слова война нет ничего на свете.
2. Восстанавливать связь между поколениями, содействуя передаче позитивного семейного опыта старших поколений, духовных и моральных ценностей человека, как личности, возрождение интереса молодежи к истории своей семьи, к истории страны, укрепление духовно-эмоциональной связи поколений.
Задачи проекта:
ознакомление моих сверстников с отдельными судьбами детей в годы войны;
военно-патриотическое воспитание на примере жизни и подвига детей-героев, детей-участников военных действий, членов семей;
приобщение к истории и культуре своего народа;
воспитание уважения к ветеранам и участникам Великой Отечественной войны.
Объект исследования: образ жизни детей в годы Великой Отечественной войны.
Предмет исследования: жизнь и роль детей - наших земляков в Великой Отечественной войне.
Гипотеза исследования: поведение и образ жизни детей характеризовались патриотизмом, гражданской активностью, преданностью Родине.
Методы работы над проектом:
сбор, изучение и анализ материалов, документов (фото, воспоминания, анкетирование и др);
опрос одноклассников, односельчан
обработка результатов
соответствующие выводы.
Предполагаемые результаты:
- формирование и развитие у наших сверстников чувства сопереживания и гордости в отдельности за тех, кто пережил страшные годы, и за государство в целом;
- решение проблем формирования духовно-нравственных ценностей у учащихся;
- овладение содержанием таких понятий как «Родина», «патриотизм», «гражданский долг», «мужество»;
- проявление активности при проведении массовых мероприятий и организации коллективных дел;
Значимостью работы является то, что данный материал можно использовать как дополнительный на уроках и на внеклассных занятиях. Также собранные материалы будут переданы в историко –краеведческий музей имени А.Х.Афашагова. Надеемся, что наша работа будет интересна для учеников, учителей, местных жителей.
II. Основная часть
Тема детей и войны является, на мой взгляд, одной из самых малоисследованных в истории. И это вовсе не случайно: сражения, битвы и ратные подвиги испокон веку считались уделом взрослых мужчин. Детям предназначалось иное: учиться, играть, помогать по дому. А мне эта тема очень близка, потому что мой дедушка тоже ребёнок войны
Свою работу мы начали с поисковой деятельности. Мы обратились к руководителю историко- краеведческего музея имени А.Х.Афашагова Атласкировой Асе Заурбековне .У неё был список детей войны, проживающих в а. Ходзь. Получив этот список, мы организовывали встречи с людьми, о которых говорят: «Детство, опалённое войной».
Мой прадедушка, Юсуф родился 17 октября 1945года.
У него было послевоенное детство. Но, как говорит дедушка, тогда все жили одинаково, поэтому ему не казалось его детство тяжелым. Мой прапрадед Татлюстан в 1915 года рождения не попал на фронт из-за болезни, поэтому, может быть, их семье было немного легче. В 1952 году он пошел в школу, окончил начальную школу и поступил в училище, потом учился заочно в техникуме. С 1965 по 1968 служил в рядах Советской армии. В 1969 году женился, родилось трое детей: Зара, Азамат, Рузана. Мой дедушка всю жизнь работал. Начал он работать токарем, потом работал водителем, механиком, начальником мастерской.
Дедушка не любит рассказывать о себе, ему кажется, что ничего интересного или героического не было в его жизни, но я горжусь своим дедом!
Из воспоминаний Терчуковой Лиды Мазановны:
«Я родилась 27.08.1933г. Мне было 8 лет, когда отца забрали на войну. Мама осталась с 3-мя маленькими детьми и с престарелыми бабушкой и дедушкой. Когда мне исполнилось 10 лет, работала вместе со взрослыми . Страшно вспоминать то время, но ведь тогда все дети так работали. Мы думали только о Победе».
Слушая Жакшакулову Сарру Хизировну, удивляешься, как люди в то суровое время не очерствели душой. «02.1937 г. Отца взяли на войну на 40 дней, еще не было 1941 года. Мы с матерью остались : я, сестра с 1939г и еще сестра. Мама загородит нас на столе, я была за главного, нянчила их, а она уходила с другими женщинами на поле работать.
Слушаю уже седых и больных людей и вижу, как наворачиваются у них слёзы от воспоминаний. А что мы можем сделать для них? Мы поздравляем их с праздниками, оказываем им посильную помощь, слушаем их, учимся у них любить Родину.
События военных лет все дальше уходят в историю, все меньше остается живых свидетелей тех событий, поэтому сегодня важен каждый факт того страшного времени, необходимо сохранить память и о тех, кто из-за войны раньше времени расстался с детством.
Архивные материалы.
Из архивных источников, находящихся в историко–краеведческом школьном музее имени А.Х .Афашагова, я узнала, когда в стране развернулось движение по заготовке подарков для воинов – фронтовиков, ребята района в нём приняли активное участие.
Интервью учащихся
На мой вопрос « Что вы знаете о войне? Как жили дети во время войны? мои сверстники отвечали по-разному.
«О войне я знаю в основном из рассказов прабабушки. Период войны, как она говорила, стал самым тяжёлым периодом всей её жизни».
«О войне я знаю в основном из фильмов. Очень люблю смотреть кино на военную тему. Меня захватывает атмосфера военной эпохи.
«Война-это самая большая трагедия. Принесшая людям боль. Горе. Слёзы» .
Исходя из данных опроса можно сделать вывод, что мои сверстники владеют некоторой фактической информацией но, мало знают о чувствах, эмоциях детей войны, которые пережили эту страшную пору.
Есть поговорка: “На войне детей не бывает”. Что ж, верно, ибо противоестественно сближение самих этих понятий. Те, что попали в войну, должны были расстаться с детством – в обычном, мирном смысле этого слова. Ну а те, что выросли в послевоенном мире, – надо ли учить их памяти о войне, нарушать безмятежность их юных лет? Я убежден: необходимо.
Выводы
Через исследовательскую работу я поняла, что:
Проблема психолого-нравственных аспектов детского героизма в годы ВОВ в наше время не только не теряет своей актуальности, но приобретает всё большую значимость.
Дети, подростки несли все тяготы жизни не ради славы или награды, а просто потому, что не могли мириться с тем, что фашист ходит по нашей земле, т. е. из чувства любви и долга перед Отечеством.
Выслушав рассказы детей войны о тяжелых годах ВОВ, мы как будто соприкоснулись с живой историей. Проанализировав их рассказы о нелегкой работе в тылу и особенностях жизни в военное время, мы убедились в том, что образ жизни и поведение советских детей в годы войны характеризовались преданностью Родине, любовью к своему народу, небывалой стойкостью.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что поведение и образ жизни детей во время ВОВ характеризовались патриотизмом, гражданской активностью, преданностью Родине, нашла свое подтверждение.
IV. Заключение
Память – наша история. По-моему, помнить историю своего народа нужно не только потому, что память сохраняет человеческое достоинство, но и чтобы видеть смысл своей жизни, чтобы не быть одиноким и беспомощным. Память истории – это самоутверждение человека, поэтому и через сто лет школьники с гордостью и волнением будут писать о своём прадеде, который был фронтовиком. В основу своей работы я положил воспоминания старожилов нашего аула Ходзь. В выполнении работы мне помогали: учитель музыки, руководитель историко-краеведческого музея имени А.Х.Афашагова Атласкирова А.З, активисты музея и, конечно же, мои земляки – дети войны. Эту работу я намерен продолжать дальше, потому что в наследство от наших дедов нам досталось неимоверное богатство: мирное небо. В ответ нам необходимо сохранить память и признательность тем, кто сохранил нам нашу историю, наш народ, нашу страну. Ведь тот, кто не помнит своего героического прошлого, не имеет и будущего. А война живет в памяти народа. Это не должно повториться, но и забывать об этом нельзя.
Источники
Материалы из школьного историко-краеведческого музея имени А.Х.Афашагова
Каталог памятников детям Великой Отечественной войны. Копылова Н.В.
Википедия «Памятники детям войны» https://ru.wikipedia.org/wiki
14