СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Возродим наследие прошлого"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Возродим наследие прошлого"»

Министерство Образования РД

Хунзахский район



Отечество 2009


























Выполнили: учащиеся 9 класса


Руководитель: Хваджаева Халисат Х






Богат и разнообразен краеведческий материал Дагестана: легенды и предания, традиции и обычаи, богатейший фольклор, памятники, документы, фотографии. Они отражают важные события в истории Дагестана. В них ум и мудрость народа, беззаветная любовь к родному краю, Родине.

Краеведение в Хариколинской СОШ ведется с 1990 г. Согласно Всероссийскому туристко - краеведческому движению учащихся «Отечество» и по республиканским акциям: «Намус», «Я – дагестанка», «Они были первыми», «Учитель на фронте и в тылу», «Отчий дом», «Уходящие села», «Национальная одежда и современная форма», «Имамат», «Они защищали Дагестан».

Краеведческий материал используется на уроках истории, КТНД, русского языка и литературы, географии, родного языка и литературы, на внеклассных мероприятиях и т.д.

Формы и методы ведения разнообразны. Учащиеся пишут письменные работы по поисковому материалу, проводятся вечера, конкурсы, викторины по краеведению. Участвуют все классы, учителя.

Одной из задач этнографической науки является изучение и популяризация культурного наследия этносов. Исследование форм хозяйствования, материальной и духовной культуры, семейного и общественного быта на определенном этапе времени помогает лучше понять историю и этнографию народа, а также осознать многие процессы, происходящие в наши дни. Это особенно актуально в связи с повышением уровня национального самосознания и национальной гордости, возрастанием интереса народа к своему культурному и историческому прошлому, возрождением традиционных духовных ценностей, свойственных менталитету горцев ( понятия о ях!-намусе, добре и зле , женской чести, культ мужественности, уважение к старшим и женщине, гостеприимство, взаимопомощь и т.п.) и общественных институтов управления (сельский сход, совет старейшин, третейский суд), связанные с деидеологизацией общественных отношений и построением нового правового демократического государства.

Настоящая работа явилась в результате совершенной нами в апреле и в ноябре 2008 года экскурсии по селам Гунибского и Шамильского районов. К сожалению фотографии, от первой поездки не получились. Первый маршрут поездки был такой: Хариколо- Гергебиль ГЭС- Гунибский ГЭС – Чох – Согратль – Гамсутль – Гуниб.

На земле Дагестана сохранилось множество памятников различных эпох, в которых глубоко и ярко запечатлелось материальная и духовная культура предшествующих поколений. Одним из таких памятников являются руины древнего Бакдаб-Кахиб, Гоор, Корода, Хиндах, Т!огьахъ, Гьоц!об. Когда мы по телевизору увидели передачу «Гоор-аул башен», возникло большое желание узнать, когда и почему было оставлено это село. Решили совершить экскурсию по маршруту « Хариколо-Гоцатль Б – Корода – Датуна – Кахиб - Гоор». Это была незабываемая экскурсия. Был солнечный день. Мы сперва завернули сел. Хиндах. Там мы увидели три заброшенных селений. Попросили у старожилов рассказать о селах, это старый Хиндах, Т1огьахъ и Гьоц1об. Какие крепкие, красивые стены стоят на крутом склоне скалистого горного отрога. Крыша ниже расположенного образуют дворы вышерасположенных домов. Все строения башенного типа.

Далее мы выехали из Хиндаха в сторону Кахиба. В Кахибе у нас состоялась очень интересная встреча с бывшим секретарем райкома комсомола Хунзахского района Мухтаром Сулеймановым. Он очень был рад нашей встрече, тем более он был хорошо знаком с нашим директором Хваджа Магомедовичем. Мы коротко изложили цель нашего визита. Он как историк рассказал коротко об истории уходящих сел. Затем он нам дал проводника 3-ка классника Шамсудина и мы начали свой путь в старый Бакдаб-Кахиб. Это село уникальное зодчество, творчество человеческих рук. На самой вершине ступенчатых строений господствует дома с тремя многоэтажными башнями, чуть ниже мечеть- башня и боевая башня. Старый Бакдаб-Кахиб построен на двух крутых склонах горы Жалах и имеет три квартала: Ракулитль, Бакдаб, Кульзат. При постройке села учтены три фактора: близость воды, хорошее обогревание солнца и естественная защищенность села. Рядом с селом течет красивая речка с холодной, вкусной водой. Мы в старой части Кахиба побывали около двух часов. А какие там великолепные башни! Высота самой большой башни 25 метров. Это сотворение 16 века. Размеры башни у основания 4.6 х 4.6. семь этажей, сообщающихся между собой при помощи люков и лестниц. А какая здесь, оказывается, была башня-мечеть! Ее, по словам старожилов, построили 1876 году. Высота мечети 18 метров. Это уникальный памятник, охраняемый государством. В старой части Бакдаб-Кахиб мы нашли 85 летнюю бабушку Написат. Она оказывается каждый день приходит сюда наслаждаться солнцем. Мы поговорили с ней, спросили, помнит ,ли она как они жили здесь раньше, и каковы причины переселения на новое место. Она рассказала, что земель мало в старой части, часто падали большие камни, были случаи, когда сразу разрушили 15-20 домов после обвала камей и скал. И еще она сказала, что уже было в мирное время, не было угроз нападения врагов внешних.

Слово «Кахиб» объединяют три села: Рахьурикь, Бакдаб, Кульзалъ, а также села верхней горы: Х!амак!к!алихъ, Верхнее колоб, Нижнее колоб, Х!орода,Мокода, К!иг1инихъ. Эти все села заброшенные, уходящие села. Все они построены на высоких скалах, чтобы враги не смогли осадить села. А были у них очень много врагов. Это и Хунзахский хан, и Шамхал Гидатлинский. Также по Кахибской земле шла дорога под названием «Великий путь народов». Это дорога ведет начало от Азейрбаджана – Кумух – Чох – Гидатль – Ведено. Это дорога имела большое значение для сел Кахиба в развитии торговли, сельского хозяйства. Но с другой стороны с этой дороги была и опасность нападения внешних врагов. Не всегда могли защищать сельские жители своих близких и родных от нападений. По этому они построили села –крепости.

Как Кахиб известен еще тем, что оттуда вышли три великих устаза: это Х!асан Х!ильми Афанди, Х!абибулагь-Х!ажи Афанди и Мух!амадг!арип Афанди. Благодаря баракату Х!асан Афанди Шамильского района вышли известных 12 устаза. Один из них сын Х!асан Афанди Мух!амадг!арип Афанди. Великий устаз Х!асан Х!ильми и Хважа Х!ажи, а также великий ученый арабист из Хариколо Х!ажиясул Мух!амад были друзьями. Позднее их сыновья Хважал Мух!амад, Мух!амаднаби и Мух!амадг!арип общались между собой. Внук Мух!амадг!арипа Мух!амадх!ажи женат на внучке Х!ажиясул Мух!амад и Хважал Мух!амад Зайнаб. Вот такая связь Хариколинцев и Кахибцев.

Может,поэтому Кахибцы нас приняли очень добродушно, гостеприимно. Мы поблагодарили старожилов и друзей из Кахиба и мы двинулись в сторону селения Гоор.

По характеру возникновения и развития, а также особенностям строении к Кахибу, близко соседнее село Гоор. Это селение покинуто и представляет архитектурный ансамбль с системой улиц, прямоугольно – ступенчатой планировкой жилых, хозяйственных и культовых строений. В селении близко друг от друга расположены три башни, чуть подальше еще одна, но ее разрушили молнией. Отдельные башни имеют пять и более этажей с бойницами. Этажи были соединены приставными лестницами. По словам местных старожилов башни, были тухумные. Село основали три брата: Гази, Сурхат и Марзи. Самая высокая башня – высота 25 метров принадлежала тухуму Сурхатилал. Вторая башня принадлежала тухуму Марзил, для защиты от внешних внутренних врагов. Высота башни 20метров. Третья башня принадлежала тухуму Газилал. Башня имела 4 этажа, при высоте 15 метров. Башня это стоит на самом краю пропасти. Она служила для защиты единственной дороги со стороны Гидатлинского общества.

Возраст первой башни, как определил академик архитектуры Мовчан,400 лет, остальных 250 – 300.

По преданиям, Гоор четырежды выстраивался заново в разных местах. Дважды ее разрушили Гидатлинцы. На окраине селения Гоор, как и в старой Кахибе, находится могильник с каменными ящиками. Самым удивительным для нас было, что среди разрушенного селения мы обнаружили зиярат. Когда мы вошли внутрь, там сидели три старика. Они нам рассказали, что там похоронено, пять устазов, в том числе один устаз по национальности лакец. Идет реставрация зиярата.

Наше путешествие в эти древние села было коротким, и не исчерпано всего, то, что можно было увидеть и услышать об этих селах. Впечатление огромное, не хотелось уезжать с этих благородных мест.



Предисловие


Авары являются самым многочисленным и культурным из горских народов Дагестана. Вопрос о происхождении аваров нельзя считать окончательно решенным; многие говорят, что авары являются потомками албанского народа, населявшего некогда Кавказскую Албанию.

Главное занятие аваров – земледелие. Сеяли кукурузу, пшеницу, ячмень. На крутых горных склонах, насыпая искусственный почвенный слой, разделывая крутые горные склоны, проводили оросительные каналы. Пахали и до сих пор пашут примитивным аварским плугом, в который напрягается пара быков или лошадь. Сеяли и сеют от руки; жнут хлеб серпами, причем это работа выполняли и выполняют женщины. Молотили большею частью широко распространенным на Кавказе снарядом, состоящим из соединенных вместе двух деревянных досок с слегка приподнятыми передними концами и с вбитыми с нижней стороны острыми камешками. По аварски – это «Лулби». Мельницы у аваров были водяные. За помолу брали с мешка сах!. У аваров мельница считалось, что-то вроде обиталища злых духов, «заколдованным местом», как говорил великий русский ученый П.Услар, а мельник до известной степени колдуном. В Шамильском районе тоже было очень много мельниц.

Важную роль в хозяйственной жизни аваров играло скотоводство. Во всех посещенных нами районов овцеводство составляет одно из важнейших занятий населения. По рассказам старожилов раньше пастухам плата производилась натурой 15-16 баранов в год, для счета баранов и овец неграмотный пастух имел обыкновенно палку, на которой зарубками отмечали количество баранов на одной стороне, на другой овец. В связи с овцеводством в некоторых селах Шамильского района получило значительное развитие кустарное производство сукон.

Как и раньше говорили аварские аулы в большинстве случаев располагались по склонам гор на большой высоте, что объясняется стремлением обезопасить себя о вражеских набегов. Серые каменные постройки, при полном отсутствии зелени придают аварским аулам издали вид каких-то пещерных поселений. Дома аварских аулах большею частью двух этажные. В верхнем этаже располагались жилые комнаты, в нижнем хлев. Крыши аварских домов плоские, гладко-укатанные землей. В основном посуда была медная, деревянная, глиняная, иногда и эмалированная. В качестве топлива употребляли дрова, а большинстве аулов, в виду недостатка леса, главным образом топили кизяком. Кизяк сушат, налепляя его на каменные стены построек, а иногда раскладывая навоз на земле и потом разрезывая на плитки лопатой или топором. На многих крышах сеновалов с.Кахиб старой части мы увидели целые кучи сложенного слоя кизяка.

Во всех кварталах селений были общественные печи для печения хлеба и толокна. По аварски называется «кор». Этих печей устраивали бедные, но веселые старухи за весьма скудную плату, за позволение желающим спечь 2-3 хлеба. Пищу, авары принимали обыкновенно в 3 раза день – рано утром, днем и вечером. Наиболее обычную пищу аваров составляло хинкал из ячменной, кукурузной или пшеничной муки.

Одежда мужчин общекавказский характер и мало чем отличался от одежды других горских народов Кавказа. На тело надевали гурде из бяза, поверх нее гужгат; верхнем платьем служила черкеска (чухъа), брюки шили из местного сукна. Обувь состояла из чувяк (мачуял или чакмаби), а также буртинадул хьитал. Буртина и т1имугъ носили зимой и летом. В одежде аварской женщины заслуживает особого внимания головной убор «чохт1о».

Во всех аварских селах очень почитали стариков. Их кормили хорошо, освобождали от работы, очень заботились о них.

Очень хороший обычай был взаимопомощи при выполнении различных хозяйственных работ, в случаях свадьбы или несчастия, во время рождения ребенка, что и практикуется у аваров широко и сегодня.


Немые свидетели старины.


Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета,

Будущее выстрелить в тебя из пушки.

Расул Гамзатов.


Есть народы большие, есть малые, но каждый народ имеет свою историю, древнюю и интересную, богатую и поучительную. Пусть от старых времен до наших дней был длительным и трудным, много жертв осталось на этом пути. Народный поэт Дагестана Расул Гамзатов писал: «Не пером написана история горских народов, она написана кинжалами, серпами, копытами коней, надмогильными памятниками.

Знать историю своего народа – это значит мысленно пройти вместе с ним его долгий трудный путь. Если хочешь знать хорошо настоящее, если хочешь строить будущее – надо знать прошлое.

Предлагаемая работа посвящена материальной культуре – зодчеству аварцев. Работая над программой туристско-краеведческого движения «Отечество», мы решили остановиться на акции «Судьбы Дагестана» по направлению «Уходящие села». По-другому и быть не могло, так как перед нами проходит, исчезает бесследно целое селение Кахиб – Бакдаб. Мы решили мысленно пройти путь от старых времен до наших дней по старинным аулам Дагестана Кахиб, Гоор, и Корода, где целые селения заброшены и находятся на грани исчезновения.

В этой работе мы хотим рассказать о времени возникновения этих любопытных селений и привести отдельные увлекательные исторические справки, связанные с их развитием.



Кахиб-Бакдаб – возникновение и развитие

Кахиб-Бакдаб, живописные фотографии которого помещены почти во всех работах, посвященных истории материальной культуры Дагестана, представляет собой уникальный ансамбль, удачно сочетающий в себе природный ландшафт с архитектурой.

«Дома воздвигнуты на крутом склоне скалистого горного отрога таким образом, что крыша нижерасположенного образуют дворы выше расположенных. На самой вершине всех этих ступенчатых строений господствуют дома с тремя многоэтажными башнями, чуть ниже мечеть – башня и боевая башня. Все башни имеют бойницы на верхних этажах и проходы на первых этажах. Между этажами связь осуществлялась через приставные лестницы. В пределах старой части селения, расположенного на противоположном склоне имеется место, именуемое «Кавудухъ» (воротами), где, видимо, проходили оборонительные стены селения. Весь ансамбль селения связан единым замыслом обеспечения безопасности и трудовой деятельности населения, характеризует сложный социальный организм сельской общины».

Старый Кахиб-Бакдаб построен на двух крутых склонах горы Жалах и имеет три квартала: Ракуритль, Бакдаб, Кульзатл. При постройке села учтены три основных фактора: близость воды, хорошее обогревание солнца и естественная защищенность села.

Начало села построено на гребне холма на двух огромных скальных утесах, как будто каждый дом, комната занесены туда извне и сложены один над другим. Село построено на таком крутом подъеме, что дома составляют узор лестничных ступенек. Пять сторожевых сигнальных башен вдоль холма указывают на то, что село было построено с целью, защищаться от набегов.

Старый Кахиб имел свою тайну. «От одного ряда домов и сараев до другого вела потайная дорога, с наружи она была не заметна. Только в двух местах на окраине холма и у родника идущие потайной дорогой попадались на божий свет. Это способствовало внезапно с одного места исчезать и неожиданно с другого конца нанести удар по пришельцам.

К сожалению, эта дорога не сохранена, у нас крыши домов и сараев разрушились, но в селении Корода такая дорога еще сохранилась. С нижней стороны села были непроходимые скалы, с верхней стороны нанести урон враги тоже не могли, так как улицы села были крытые и враги не видели кахибцев, чтобы в них стрелять».

Здесь сохранились до сих пор две башни XVI века и башня мечеть, две другие башни разрушились. В верхней части села стоит наиболее сохранившаяся боевая башня. Эта башня высотой 25м имела, видимо, 7 этажей, сообщающихся между собой при помощи люков и лестниц. Размеры башни у основания 4.6х4.6, а толщина стен -1.15м сложена она из бутового камня на известковом растворе. Арочный вход в нее находился на высоте 2м, в случае опасности люди поднимались по приставной деревянной лестнице, втаскивали ее за собой, запирали окованную железом дверь, башня была готова встретить врага градом пуль и стрел из прикрытия, камнями и кипятком с верней площадки. Башня имеет 14 окон разных размеров.

На окраине села, на краю утеса стоит еще одна боевая башня, размерами поменьше – у основания 6м, высота 14м, башня к верху суживается.

Интересна в археологическом и в архитектурном плане и мечеть старого Кахиба. Ее южный портал имеет высоту 15 метров. Есть основание полагать, что для мечети используется помещение, где раньше была церковь. В Аравии было обычным явлением вторичность или даже третичность использования культовых сооружений. На стенах много петроглифов. Интересен рисунок на одном из сохранившихся стен: два оленя своими рогами поддерживают шар.

Гора Джалах на котором находится Бакдаб-Ракуритль имеет высоту 2000м. она без растительности и непроходима. И на самом деле, в село Бакдаб враги ни разу не смогли войти. На вершине горы Джалах имеется равнина, где находится хутор «Шуладолъухъ»(в переводе «укрепление»). Это название говорит , что ее строили для защиты села как крепость.



Гоор –аул многих башен.

Гоор –аул многих башен. По характеру возникновения и развития, а так же по особенностям строений к Кахибу , близко соседнее селение Гоор. Само селение ныне покинуто и перемещено чуть ниже по склону. Это покинутое селение имеет значительные размеры и представляет собой архитектурный ансамбль с системой улиц, прямоугольно-ступенчатой планировкой жилых, хозяйственных и культовых сооружений. Оно сформировано вокруг ядра средневекового укрепленного поселения. В пределах этого ядра селения близко друг от друга расположены три башни, чуть подальше – еще одна. Все они связаны с приткнувшимися к ним жилыми и хозяйственными строениями. Отдельные башни имеют по пять и более этажей, с бойницами. На уровне первых этажей все они имеют проходы во внутрь. Этажи были соединены между собой приставными лестницами. От оборонительного комплекса селения. Сохранились ворота, выходящие в сторону обрыва, на юг и отдельные части оборонительных стен, окружавших древние строения.

Всего башен четыре. Башни сложены из необработанного бутового камня и имеют четырехугольную форму, слегка суживаются кверху. Башни имеют 4-7 этажей и непосредственно примыкают к дому главы владетельной фамилии. Интересно, что в стенах башен, среди обыкновенных камней большею частью неправильной формы, местами выделены четырехугольные каменные плиты с разным орнаментом, иногда с изображением лошадей , охотничьих сцен.

По сведениям, полученным от местных информаторов, башни были тухумные. Село основали три брата Гази, Сурхет и Марзи. Соответственно и тухумы, образовавшие от них, получили названия Газилал, Марзилал и Сурхетилал.

Высота самой высокой башни – 25м.делилась, судя по амбразурам на стене, на этажи. Она принадлежала тухуму Сурхетилал. Все башни были жилыми. Они состояли из трех или четырех помещений, расположенных друг над другом. На первом этаже – хлев, жилые верхние помещения и последний этаж служили для оборонительных целей.

Вторая башня принадлежала тухуму Сурхетилал (между ними была вечная кровная месть). Высота башни 20 м. ширина у основания около 6м.

Третья башня принадлежала тухуму Газилал. Башня имела 4 этажа, при высоте около 15м, башня стоит на самом краю пропасти. Она служила для защиты единственной дороги со стороны Гидатлинского общества.

Возраст первой башни, как определил академик архитектуры Г.Я.Мовчан, 400 лет (XVI-XVIIвв) остальных 250-300 лет.

Кроме этих высоких родовых башен, в ауле были обнаружены низкие, подворотные башни, защищавшие входы, группы жилых помещений.

По преданиям, Гоор четырежды выстраивался заново в разных местах. Дважды его разрушили гидатлинцы. В третий раз аул построили в сильно укрепленном недоступном месте, с четырех сторон воздвигли башни с бойницами, соединенные между собой подземными переходами. «Действительно, в окрестностях Гоор можно видеть остатки разрушенных селений. Под современным селением также имеются культурные слои, остатки строений и материалы VIII-XIIIвв. Более того, на окраине селения Гоор находится могильник с каменными ящиками. В одном из разрушенном склепе был найден наконечник копья VIII-Xвв, близкие по характеру памятники найдены на окраине селения Кахиб. В обнажениях культурного слоя, толщиной 0.2-0.3м, найдены обломки керамики, пластовая глазчатая бусина и осколок кремня гробницах найдены обломки керамики, бронзовая подвеска и витой бронзовый браслет VIII-Xвв. К этому же времени относятся найденные здесь обломки каменного креста и камень с рельефным орнаментом. Более того в окрестностях селения Кахиб была найдена статуэтка обнаженного человека с поднятыми в молитвенной позе руками VIII-IXвв. Эти материалы позволяют отнести начало формирования селений Кахиб и Гоор к VIII-Xвв.»



Корода – старинное селение.


Корода – старинное селение XIV-XVвв. В теплый апрельский день мы выехали на экскурсию. По берегу Аварского Койсу, по скалистым склонам мы доехали до Карадахского моста. Здесь еще сохранился мост XIX столетия. На правом берегу – руины крепости. Вот как описывают Карадахский мост в записках «Из путешествия по Дагестану» Н.И.Воронов: «пункт этот весьма важен. Здесь узел дорог, ведущих от Темир-Хан-Шуры в горы. Само укрепление новенькое, маленькое для двух рот и принадлежит к разряду мостовых укреплений».

Корода – старинное селение, образование которого по характеру древнейшей части можно отнести к XIV-XVвв. Именно в этот период хуторская система мелких поселений заменяется более крупной: несколько селений сселяются в одно место. Местоположение селение выбрано весьма удачно с точки зрения обороны. Оно занимает водораздел с отвесными обрывистыми склонами между двумя речками.

По рассказу учителя истории Хваджаева Х.М строительство мечети относится к XVIIIвв, имя строителя неизвестно.

В селение Корода можно проследить две основные части – древнюю, занимающую крутой гребень между речками более позднюю. Древнюю часть со стороны наиболее удобной для нападения защищала стена, которая не сохранилась. Между древней и более поздней части построена мечеть, которую специалисты датируют XVIIIвв. Развитие более поздней части селения начинается именно с этой мечети.

Мечеть с минаретом расположена над въездом в с.Корода на высоком скальном образовании, укреплением с северной стороны подпорными стенками в плане собой прямоугольник, к которому с северо-западного угла примыкает минарет. Главный вход в мечеть на южном фасаде, второстепенный – на северном. Оба входа большой интерес как производство монументального – прикладного искусства (резьба по камню прекрасного качества) с южной стороны примыкает небольшой объем «каменная ванна», переназначавшийся для омовения.

Кладка стен высокого качества из тесаных камней, большое количество камней с арабскими надписями, рисунками. Цоколь мечети и минарета сложен из колотого камня.

В самом селении башен не сохранилось. Место, где расположена сторожевая башня, называется «Къурданаха», перед входом в башню на стесанной грани валуна ямка. По легенде это след от удара копытом коня богатыря аварских сказаний.

По рассказам старожилов башня оберегала перекресток троп, ведущих к селению, в ней также укрывались от кровной мести.

Башня в плане – прямоугольник с внутренними размерами 2.5х2.4м, высота башни -8м. стены толщиной 40 см – кладка из колотого камня правильной формы на земляном растворе. Вход в башню через дверной проем 70х115 см. высота этажа около 3м. в первом этаже со всех 4 сторон на уровне 1.8м от пола видны амбразуры, сужающиеся от 40см до 20см к наружной стороне. Окон нет. Во втором этаже 4 окна на все 4 стороны, обрамленные крупными камнями боковыми вертикальным, а сверху треугольными с арочным вырезом, здесь же 6 амбразуок, широких изнутри, а на фасад приходящих едва заметными треугольными глазками.

С Карадахского моста мы быстро доехали до с.Датуна. При разработке маршрута было планировано посещение датунского храма. В 2 км от Датуна, на левом берегу реки Аварское Койсу, недалеко от автомобильной дороги стоит христианская церковь, единственная относительно хорошо сохранившаяся на территории Аварии.

Церковь представляет собой небольшой храм – базилику прямоугольного плана. В церковь ведут трехметровые, узкие арочные дверные проемы. Помещение освещается щелевидными окнами. Кладка стен – на известковом растворе, ширина стен 0.85 м. Размеры церкви 7.4х3.9м.

Храм построен в Х!в, формы и конструкции церкви совершенно чужды местной архитектуре или редки в нем. Участие грузинских мастеров в сооружении датунского храма, несомненно».



Заключение


Согласно местной исторической хронике «Гидатлинским адатом», составленным в конце XV-начале XVI века, Кахиб и соседнее село Гоор были тесно связаны с Гидатлинским обществом по происхождению и истории развития. Адаты называют именем Шамхала – легендарного владетеля древнего Гидатля. Он имел шестерых сыновей , которых женил, когда те подросли, разделил между ними по жеребьевке все свои владения. Сыновья, у которых мать была жива, благодаря хитрости матери, получили лучшие земли, а именно: земли Урада достались первому сыну, на плохие земли выпал жребий тем сыновьям, мать которых умерла. Первый сын получил земли Хотода, другой – земли Кахиба. Сохранились предания о том, что в Горе первоначально обители не один человек, а три брата – сыновья гидатлинского Шамхала –Гази, Мирза и Сурхай, от которых произошли современные тухумы.

По рассказам учителя в этой местности было расположено 13селений, которые около855 г, в связи с нашествием арабов объединились в одном – Короду, что кому-нибудь покорялась. Это вольное общество. В соседнем селении Куяда изготавливались оружие, здесь обрабатывалась кожа, было высоко развито искусство ткачества. Между селами велась оживленная торговля. Корода славилась учеными-арабистами, именно в этой мечети учился Шамиль, здесь был избран имамом Дагестана Гамзатбек в 1832 г.

«Архитектура –поэма народа в камне – исчезает без следа во всем мире. Умирает великое прошлое художественного творчества. Пройдет еще немного времени, и последние следы этого мира исчезнут бесследно. Исчезнут уроки величия и красоты.»

Таким образом имеющиеся в нашем распоряжении в материале указывают на VIII-Xвв, как на время формирования селений Кахиб, Гоор и Корода.

Все приведенные исторические материалы должны мобилизовать нас к собиранию исторических источников, ценить памятники истории и культуры. Башни представляют несомненный интерес как редкий образец оборонительного зодчества XVI-XVIIвв.

Наше путешествие в древние Корода, Гоор, Кахиб –Бакдаб и Датуна было коротким и не исчерпало ,что можно было увидеть и услышать в этих селениях.







































  1. Введение


  1. Предисловие.


  1. Кахиб-Бакдаб – возникновение и развитие.


  1. Гоор – аул многих башен.


  1. Корода – старинное селение 14-15 вв.


  1. Заключение









  1. П.М.Дебиров «Ученые записки»

  2. Г.Я.Мовчан «Старый аварский дом в горах Дагестана».

  3. Давудов Омар Малаевич.

  4. Кавказские горцы.Репринт.Тифлис 1870 год

  5. Сулеманов Мухтар – учитель КТНД с. Кахиб.

  6. Магомедова Нафисат,85 летняя старожилка с.Кахиб.

  7. Журнал: «Къах!иб» «Тарихалъул т!амчал».

  8. Г.Ф.Чурсин «Авары».

  9. Р.М.Магомедов «История Дагестана».

  10. Атаев М.М «Авария»