МБОУ Шахунская СОШ №1 им. Д.Комарова Загадки полушарий головного мозга
Исследовательская работа по психологии
Автор: Буркова Юлия
учащаяся 9б класса МБОУ Шахунская СОШ №1
Руководитель : педагог-психолог
Коноплева Т.В.
Цель исследования : выявить типы функционального доминирования полушарий головного мозга у учащихся 9б класса .
Задачи исследования:
- Проанализировать научно-популярную литературу о функциональной асимметрии полушарий головного мозга человека.
- Показать взаимосвязь профиля функциональной асимметрии с некоторыми индивидуальными особенностями человека.
- Познакомиться с существующими методиками определения функциональной асимметрии головного мозга у людей.
- Апробировать известные методики и тесты по выявлению асимметрии головного мозга у одноклассников.
- Использовать полученные знания в образовательном процессе .
Гипотеза: знание особенностей своего типа функционального доминирования полушарий головного мозга может помочь сформировать индивидуальный стиль учения, и, следовательно, быть стать более успешными в учебной и других видах деятельности.
Из истории
Поль Брока
« Мы говорим левым мозгом»
В 1981 году Нобелевский лауреат Роджер Сперри открыл, что каждое из полушарий является ведущим в реализации определенных психических функций
Поль Брока
Проблему взаимосвязи межполушарной асимметрии с разными сторонами психической деятельности рассматривали в своих работах такие отечественные ученые, как Б.Г. Ананьев, Е.Д. Хомская, Л.Я. Баллонов, В.Л. Деглин, Э.А. Костандов, Э.Г. Симерницкая, С.Р. Агеева, Н.Н. Брагина, Т.А. Доброхотова, Б.С. Котик, В.Ф. Богусловская. Из зарубежных авторов данным вопросом занимались W. Penfield, L. Roberts, R. Sperry, R. Sparks, J. Bogen, K. Patterson, M. Annet и другие
Функции правого и левого полушарий Функциональная асимметрия головного мозга (от греч. Asymmetria несоразмерность) — характеристика распределения психических функций между левым и правым полушариями мозга.
Виды асимметрии
Моторная
Сенсорная
Психическая
Совокупность признаков неравенства функций рук, ног, половины тела и лица в формировании общего двигательного поведения
Совокупность признаков функционального неравенства парных органов чувств и разных видов чувствительности на правой и левой половине тела
Неравенство больших полушарий мозга при осуществлении психической деятельности, которая включает эмоциональные проявления, восприятие, мышление, сознание, речевую и другие функции.
Моторная асимметрия Определение ведущей руки
1) Сомкните руки в «замок». Большой палец какой руки оказывается сверху, та рука и есть ведущая;
2) Тест на аплодирование : активна ведущая рука, совершающая ударные движения о ладонь не ведущей руки;
3) Какой рукой вы пишите?
4) Какой рукой вы бросаете
мяч в цель?
5) Поза «Наполеона»
или скрещивание рук (ведущей
считается рука, которая быстрее начинает движение и оказывается на предплечье);
6) Развязать узелки на веревочке (какой рукой вытягивает, та и ведущая);
7) Построить колодец из спичек;
Определение ведущей ноги
1 ) Закинуть ногу на ногу (нога сверху - ведущая);
2) Сделать шаг с места (ведущая нога первая);
3) Пнуть по мячу;
4) Постоять на одной ноге (более устойчивая - ведущая);
5) Встать на какую-либо поверхность (стульчик) (какая нога первая – та и ведущая).
Сенсорная асимметрия Определение ведущего глаза
1) Моргните одним глазом (закрывается обычно не ведущий глаз);
2) Каким глазом вы рассматриваете предметы в подзорную трубу?
3) Какой глаз вы закрываете при прицеливании?
4) Закрывая поочередно оба глаза, определите остроту зрения, рассматривая отдаленный мелкий предмет (буквы, рисунок). Ведущий глаз обладает большей остротой зрения;
5) Возьмите в руку карандаш, вертикально взяв его, вытяните руку и зафиксируйте его взором на определенной точке, отстоящей на 3 — 4 м. Попеременно закрывайте один и другой глаз. Beдущим считается глаз, при закрытии которого карандаш смещается в сторону.
Определение ведущего уха
слышите шепот?
2) Каким ухом вы лучше
слышите тиканье часов?
3) Каким ухом оборачиваетесь
при оклике?
4) Каким ухом вы
предпочитаете слушать,
когда говорите по телефону?
5) Представьте, что вы поймали сверчка и зажали его между обеими ладошками. К какому уху вы поднесете руки, чтобы послушать сверчка?
6
Определения психической асимметрии
Тест «Лица» Испытуемым предъявляется два зеркальных изображений лица с неопределенным эмоциональным содержанием образа. Задание: определить положение (левое или правое) «грустного» лица. Тест основан на восприятии правым полушарием. Поскольку первым при выборе реагирует ведущий глаз (например, левый) образная информация поступает в определенное полушарие (в данном случае в правое), где оценивается как отрицательная. Признание левого изображения «грустным» считается признаком доминирования правого полушария.
Определения психической асимметрии
Тест «Фигуры» состоит в предъявлении испытуемым изображений фигур: квадрата, прямоугольника, треугольника, круга и зигзага. С вероятностью 85% этот психогеометрический тест выявляет типологию характера испытуемых и, в частности, особенности интеллектуальной деятельности и эмоциональной сферы, что связано с доминированием правого или левого полушария.
Вербальный тест (тест Павлова И.П. )
- Данный тест показывает, какой тип мышления доминирует у данного человека: логическое, за которое отвечает левое полушарие или образное, за которое отвечает правое полушарие. Испытуемым предлагается разделить на группы по любому признаку перечень из девяти слов, предъявляемых в следующем порядке: рыба, перья, бегать, собака, чешуя, летать, шерсть, плавать, птица . При доминировании логического мышления слова разделялись по принципу: покровы - животные - действия или глаголы - существительные. При доминировании образного мышления слова разделялись по принадлежности к животному: собака, шерсть, бегать; рыба, чешуя, плавать; птица, перья, летать.
Результаты исследования
Повторяет фактическую информацию
Анализирует от части к целому
Любит смотреть фильм после чтения книги
Переживает реальность после чтения
Необходимы ясные письменные инструкции
Испытывает дискомфорт с незавершенными творческими инструкциями
Любит информацию в письменной форме
Видит символы
Любит проверять работу
ПРАВОПОЛУШАРНЫЙ ОБУЧАЮЩИЙСЯ
ЛЕВОПОЛУШАРНЫЙ ОБУЧАЮЩИЙСЯ
Не любит проверять работу
Использует интуицию
Любит смотреть фильм до чтения книги
Любит информацию в виде графиков, карт, демонстраций
Отвечает на личностные отношения, а не авторитарные
Анализирует от целого к части
Любит самостоятельный выбор
Переживает реальность до чтения
Отвлекаемость, способность, к само развлечению
Видит конкретные объекты и рискует отставать в чтении
Рекомендации правополушарным обучающимся
Рабочая полусфера - левая
Светлая доска - темный мел
Условия необходимые
для успешной учебной деятельности:
- связь информации с реальностью, практика
- творческие задания
- эксперименты
- музыкальный фон
- речевые и музыкальные ритмы
- работа в группах
- схемы, таблицы, карточки
- ролевые игры, инсценировка
Рекомендации левополушарным обучающимся
Рабочая полусфера - правая
Темная доска - светлый мел
Условия необходимые для успешной учебной деятельности:
- детали
- абстрактно-линейный стиль изложения информации
- тишина на уроке
- работа в одиночку
- многократное повторение
- задание на поиск ошибок, задание в символах
Как можно развить способности полушарий?
- Самый простой способ - увеличение объема работы, на которой ориентировано полушарие. Например, для развития логики необходимо решать математические задачи, отгадывать кроссворды, а для развития воображения посещать художественную галерею и т.п.
- Максимально задействовать сторону тела, контролируемую полушарием: для развития правого полушария необходимо работать левой частью тела, а для проработки левого полушарий - с правой. Например, вы можете рисовать, прыгать на одной ноге, жонглировать одной рукой .
Прочитайте не текст, а цвет, которым написано Правое полушарие мозга распознает цвета, левое - читает
Функциональная асимметрия головного мозга свойственна только человеку, предпосылки к ее становлению передаются генетически, но сама она, окончательно формируется лишь в социальном общении. В зависимости от конкретных условий может сложиться относительное доминирование лево- или правополушарного мышления, что во многом определяет психологические особенности субъекта.
Выбор профессии с учетом межполушарной асимметрии
Выводы:
- В раннем детстве доминирует правое полушарие и образное мышление, развитие левого полушария и словесно- логического мышления зависит от воспитания и обучения
- Обучение в школе направлено на развитие логического мышления, а, значит на доминирование левого полушария.
- Сдвиг межполушарной асимметрии в сторону «левополушарной» стратегии мышления начинается с овладения письменностью
- С возрастом возникает необходимость разностороннего развития личности, когда активация логического (левополушарного) мышления уравновешивается стимуляцией образного мышления и наоборот
- Ключ к истинному творчеству лежит в равновесии между двумя полушариями, а не в доминировании одного над другим
Источники
- Безруких М. В. Леворукий ребёнок в школе и дома. – Екатеринбург.: ЛИТУР, 2001.-478с.
- Блум Ф., Лейзерсон А. Мозговой разум и поведение.- Москва.: Мир, 1988.-240с.
- Галеева Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках биологии.- Москва.: Мир, 2006.-162с.
- Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии мозга. – М.: Медицина, 1988. – 240 с.
- Сиротюк А. Л. Обучение детей с учётом психофизиологии.- М.: Наука, 2001.-180с.
- Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг.- Москва.: Мир, 1983.-152с.
- Интернет- ресурсы
Спасибо за внимание!