МБОУ Ольшанская ОШ
Рассмотрено на заседании педсовета школы Протокол №____ от «____»_____20__г | Согласовано Зам директора по УВР ____________ Шуйкина Л.П. «___»__________20____ г | Утверждаю Директор школы _________ Акулина Г.В. «___»__________20____ г |
Исследовательский кружок
«Следопыты»
Составила: учитель истории и обществознания
Капырина Юлия Михайловна
первая квалификационная категория
с. Ольша
2017
Пояснительная записка
«Историческое значение каждого
человека измеряется его заслугами Родине, а
человеческое достоинство — силою его
патриотизма».
Н.Г. Чернышевский
Рабочая программа кружка предназначена для учащихся 8 класса. Программа является образовательной, имеет исследовательскую, краеведческую направленность. Программа призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины» для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу.
Программа является актуальной, так как изменения последних лет в социально- экономической жизни страны и в общественном сознании, вынуждают общество опираться на то, что устоялось, не искажено временем, то есть искать опору в историко - краеведческих знаниях, в лучших традициях прошлого, в своей природе.
Программа адаптирована к условиям образовательного процесса общеобразовательной школы, в которой проводится работа по изучению истории малой Родины, собран историко - краеведческий материал (документы, воспоминания, предметы материальной культуры, книги), создан школьный музейный уголок.
Задачи программы:
изучать прошлое и настоящее, обычаи, традиции и духовную культуру народов, проживающих на Смоленщине
воспитывать патриотизм у учащихся через краеведческие знания о селе и районе
формировать уважение к сохранению семейных ценностей и традиций
активизировать поисковую деятельность учащихся
прививать устойчивый интерес к исследовательской и поисковой работе в ходе изучения родного края
продолжить поисковую работу с целью нахождения экспонатов для школьного историко - краеведческого музейного уголка
формировать у школьников навыки информационной культуры. Использование Интернета и информационных технологий в изучение краеведения
пополнять фонды школьного уголка работами учащихся по краеведению
Программа включает следующие основные направления учебной деятельности: историческое, духовное краеведение, краеведение в области литературы и искусства.
Формы проведения занятий:
Планируемые результаты освоения программы исследовательского кружка:
Ученик научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.
Ученик получит возможность научиться:
выделять объект исследования;
разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности,
работать в группе;
работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой,
пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями;
планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты своей деятельности в различных видах;
работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.
Методы организации деятельности.
* поисковая работа
* метод разъяснения патриотического и гражданского долга на примерах героических подвигов
* метод личного примера педагогов по отношению к Родине и ее ценностям
* использование краеведческого материала в ходе уроков для формирования уважения и гордости за свою малую Родину
* организация экскурсий и встреч с почетными жителями
* вооружение учащихся основами знаний о родном крае
* организация проектной работы
* приглашение воинов, выпускников школы для участия в Уроке Мужества «Мы верим в тебя, Солдат!» с целью формирования у молодежи готовности к защите Отечества и службе в Российской Армии.
Режим занятий.
Содержание программы кружка «Следопыты».
№ п/п | Тема занятия | Содержание |
1-2 | Введение в исследовательскую деятельность | Основные понятия. Этапы работы в процессе исследования. Оформление работы. |
3-6. | "Природа - наш общий дом" | Животные вокруг нас. Какие растения мы встретили на лугу и водоёме. Фотовыставка. Марафон по страницам Красной книги. |
7-8. | Мой край на карте Родины. | Смоленск - частица России. Флаг, герб, гимн. Работа с географической картой Смоленской области. Моя малая родина - Ольша. Ольша на карте России и Смоленска. |
9- 14. | Город, в котором я живу. | Усадьбы Смоленска. Виртуальная экскурсия по городу "История города в названиях улиц". Использование презентационного материала. Архитектурные памятники Смоленска. Особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры родного города Люди, прославившие мой город Экскурсия в школьный краеведческий уголок. |
17-24. | Мой край родной – моя Ольша. | Сквозь столетия. Знакомство с историей возникновения родного края. Улицы села. Ольша - сокровищница культурно-исторических памятников Памятники архитектуры моего края Обелиск – память о тех, кто защищал нашу Родину. История церкви. Топонимика моего края. Духонины. |
25- 28. | Наша школа. | Знакомство с историей школы Школьный архив. Судьбы выпускников. Ими гордится моя школа. Сбор материала о выпускниках своей школы. Традиции моей школы |
29-31. | Культура и быт родного края | Изучение народных обрядов, обычаев, традиций, праздников Ольши. Одежда народов родного края, народные костюмы, головные уборы и украшения. Устное народное творчество народов, проживающих в Смоленске (сказки, пословицы, поговорки) |
32-33. | Известные люди Родного края. | Писатели и поэты родного края. Они защищали Родину. |
34-39. | Оформление исследовательской работы (6 часов). | Работа с литературой и источниками. Выдвижение целей, гипотезы. Подготовка выступлния. |
40. | Итоговое занятие. Защита исследовательских работ. |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия | Дата |
План | Факт |
Что такое исследовательская деятельность. (2 часа) |
1-2 | Введение в исследовательскую деятельность | | |
"Природа - наш общий дом" (4 часа) |
3. | Животный мир и реки Смоленска. | | |
4. | Животный мир и реки села Ольша. | | |
5. | Растительный мир Смоленска. | | |
6. | Растительный мир села Ольша. | | |
Мой край на карте Родины (2 часа) |
7. | Смоленск - частица России. Флаг, герб, гимн. Работа с географической картой Смоленской области. | | |
8. | Моя малая родина - Ольша. Ольша на карте России и Смоленска. |
Город, в котором я живу (5 часов) |
9. | Усадьбы Смоленска. | | |
10. | Виртуальная экскурсия по городу "История города в названиях улиц". Использование презентационного материала. | | |
11. | Архитектурные памятники Смоленска. | | |
12. | Особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры родного города | | |
13. | Люди, прославившие мой город | | |
14. | Экскурсия в школьный краеведческий уголок. | | |
Мой край родной – моя Ольша. (8 часов) |
17. | Сквозь столетия. Знакомство с историей возникновения родного края. | | |
18. | Улицы села. | | |
19. | Ольша - сокровищница культурно-исторических памятников | | |
20. | Памятники архитектуры моего края | | |
21. | Обелиск – память о тех, кто защищал нашу Родину. | | |
22. | История церкви. | | |
23. | Топонимика моего края | | |
24. | Духонины. | | |
Наша школа ( 4 часа ) |
25. | Знакомство с историей школы | | |
26. | Школьный архив. Судьбы выпускников. | | |
27. | Ими гордится моя школа. Сбор материала о выпускниках своей школы. | | |
28. | Традиции моей школы | | |
Культура и быт родного края (5 часов) |
29. | Изучение народных обрядов, обычаев, традиций, праздников Ольши. | | |
30. | Одежда народов родного края, народные костюмы, головные уборы и украшения. | | |
31. | Устное народное творчество народов, проживающих в Смоленске (сказки, пословицы, поговорки) | | |
Известные люди Родного края (2 часа) |
32. | Писатели и поэты родного края. | | |
33. | Они защищали Родину. | | |
Оформление исследовательской работы (6 часов). |
34. | Экскурсия в библиотеку «Работа с картотекой по отбору литературы по теме исследовательской работы» | | |
35. | Основы научного исследования. Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы. | | |
36. | Оформление страниц исследовательской работы в соответствии с требованиями. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения. | | |
37. | Наглядный материал в исследовательской работе. Эстетическое оформление работы. | | |
38. | Подготовка текста защиты проекта. | | |
39. | Защита проекта. Выступление. | | |
.40. | Итоговое занятие |
Способы проверки результатов освоения программы.
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:
выставки творческих работ учащихся, фотовыставки;
мини – конференции по защите исследовательских проектов;
школьная научно – практическая конференция;
Список используемой литературы для учителя:
Дереклеева, Н. И. Научно – исследовательская работа в школе / Н. И. Дереклеева. – М.: Вербум – М, 2001. – 48с.
Леонтович, А. В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности? / А. В. Леонтович// Завуч. – 2001.-№ 1. – С 105-107.
Леонтович, А. В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А. В. Леонтович // Завуч. – 2001. - № 1. – С. 102-105.
Масленникова, А. В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся» / А. В. Масленникова // Практика административной работы в школе. – 2004. - № 5. – С. 51-60.
Список используемой литературы для учеников
Беляев И.Н. Память огненных лет. Смоленск 2000
Иванов Ю.Г. страницы истории Смоленщины. Смоленск 2007-12-16
Вырщиков А.Н. Нравственно – патриотическое воспитание м.1990
Демина Л.М. По законам красоты. М.2000
Лутовинов В.И. О патриотическом воспитании молодёжи. 1994 №34