СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский кружок "Следопыты"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа исследовательского кружка "Следопыты".

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский кружок "Следопыты"»



МБОУ Ольшанская ОШ





Рассмотрено

на заседании педсовета

школы

Протокол №____ от «____»_____20__г

Согласовано

Зам директора по УВР

____________ Шуйкина Л.П.

«___»__________20____ г


Утверждаю

Директор школы

_________ Акулина Г.В.

«___»__________20____ г







Исследовательский кружок

«Следопыты»








Составила: учитель истории и обществознания

Капырина Юлия Михайловна

первая квалификационная категория












с. Ольша

2017


Пояснительная записка



«Историческое значение каждого

человека измеряется его заслугами Родине, а

человеческое достоинство — силою его

патриотизма».

Н.Г. Чернышевский


Рабочая программа кружка предназначена для учащихся 8 класса. Программа является образовательной, имеет исследовательскую, краеведческую направленность. Программа призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины» для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу.

Программа является актуальной, так как изменения последних лет в социально- экономической жизни страны и в общественном сознании, вынуждают общество опираться на то, что устоялось, не искажено временем, то есть искать опору в историко - краеведческих знаниях, в лучших традициях прошлого, в своей природе.

Программа адаптирована к условиям образовательного процесса общеобразовательной школы, в которой проводится работа по изучению истории малой Родины, собран историко - краеведческий материал (документы, воспоминания, предметы материальной культуры, книги), создан школьный музейный уголок.


Задачи программы:

  • изучать прошлое и настоящее, обычаи, традиции и духовную культуру народов, проживающих на Смоленщине

  • воспитывать патриотизм у учащихся через краеведческие знания о селе и районе

  • формировать уважение к сохранению семейных ценностей и традиций

  • активизировать поисковую деятельность учащихся

  • прививать устойчивый интерес к исследовательской и поисковой работе в  ходе изучения родного края

  • продолжить поисковую работу с целью нахождения экспонатов для школьного историко - краеведческого музейного уголка

  • формировать у школьников навыки информационной культуры. Использование Интернета и информационных технологий в изучение краеведения

  • пополнять фонды школьного уголка работами учащихся по краеведению

Программа включает следующие основные направления учебной деятельности: историческое, духовное краеведение, краеведение в области литературы и искусства.



Формы проведения занятий:

  • Экскурсии

  • Работа с архивными данными, получение информации через архивы

  • Конференции

  • Уроки

  • Работа с документами

  • Исследовательская деятельность




Планируемые результаты освоения программы исследовательского кружка:

Ученик научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.



Ученик получит возможность научиться:

    • выделять объект исследования;

    • разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;

    • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

    • анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности,

    • работать в группе;

    • работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой,

    • пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями;

    • планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты своей деятельности в различных видах;

    • работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.


Методы организации деятельности.

* поисковая работа

* метод разъяснения патриотического и гражданского долга на примерах героических подвигов

* метод личного примера педагогов по отношению к Родине и ее ценностям

* использование краеведческого материала в ходе уроков для формирования уважения и гордости за свою малую Родину

* организация экскурсий и встреч с почетными жителями

* вооружение учащихся основами знаний о родном крае

* организация проектной работы

* приглашение воинов, выпускников школы для участия в Уроке Мужества «Мы верим в тебя, Солдат!» с целью формирования у молодежи готовности к защите Отечества и службе в Российской Армии.



Режим занятий.

  • Количество часов в неделю – 1 час.


Содержание программы кружка «Следопыты».


п/п

Тема занятия

Содержание

1-2

Введение в исследовательскую деятельность

Основные понятия. Этапы работы в процессе исследования. Оформление работы.


3-6.

"Природа - наш общий дом"

Животные вокруг нас. Какие растения мы встретили на лугу и водоёме. Фотовыставка. Марафон по страницам Красной книги.

7-8.

Мой край на карте Родины.

Смоленск - частица России. Флаг, герб, гимн. Работа с географической картой Смоленской области.

Моя малая родина - Ольша. Ольша на карте России и Смоленска.


9- 14.

Город, в котором я живу.

Усадьбы Смоленска.

Виртуальная экскурсия по городу "История города в названиях улиц". Использование презентационного материала.

Архитектурные памятники Смоленска.

Особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры родного города

Люди, прославившие мой город

Экскурсия в школьный краеведческий уголок.

17-24.

Мой край родной – моя Ольша.

Сквозь столетия. Знакомство с историей возникновения родного края.

Улицы села.

Ольша - сокровищница культурно-исторических памятников

Памятники архитектуры моего края

Обелиск – память о тех, кто защищал нашу Родину. История церкви. Топонимика моего края. Духонины.

25- 28.

Наша школа.

Знакомство с историей школы

Школьный архив. Судьбы выпускников.

Ими гордится моя школа. Сбор материала о выпускниках своей школы.

Традиции моей школы

29-31.

Культура и быт родного края

Изучение народных обрядов, обычаев, традиций, праздников Ольши.

Одежда народов родного края, народные костюмы, головные уборы и украшения.

Устное народное творчество народов, проживающих в Смоленске (сказки, пословицы, поговорки)

32-33.

Известные люди Родного края.


Писатели и поэты родного края.

Они защищали Родину.

34-39.

Оформление исследовательской работы (6 часов).

Работа с литературой и источниками. Выдвижение целей, гипотезы. Подготовка выступлния.

40.

Итоговое занятие. Защита исследовательских работ.





































КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема занятия

Дата

План

Факт

Что такое исследовательская деятельность. (2 часа)

1-2

Введение в исследовательскую деятельность



"Природа - наш общий дом" (4 часа)

3.

Животный мир и реки Смоленска.


4.

Животный мир и реки села Ольша.



5.

Растительный мир Смоленска.



6.

Растительный мир села Ольша.



Мой край на карте Родины (2 часа)

7.

Смоленск - частица России. Флаг, герб, гимн. Работа с географической картой Смоленской области.



8.

Моя малая родина - Ольша. Ольша на карте России и Смоленска.

Город, в котором я живу (5 часов)

9.

Усадьбы Смоленска.


10.

Виртуальная экскурсия по городу "История города в названиях улиц". Использование презентационного материала.



11.

Архитектурные памятники Смоленска.



12.

Особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры родного города



13.

Люди, прославившие мой город



14.

Экскурсия в школьный краеведческий уголок.



Мой край родной – моя Ольша. (8 часов)

17.

Сквозь столетия. Знакомство с историей возникновения родного края.



18.

Улицы села.



19.

Ольша - сокровищница культурно-исторических памятников



20.

Памятники архитектуры моего края



21.

Обелиск – память о тех, кто защищал нашу Родину.



22.

История церкви.



23.

Топонимика моего края



24.

Духонины.



Наша школа ( 4 часа )

25.

Знакомство с историей школы



26.

Школьный архив. Судьбы выпускников.



27.

Ими гордится моя школа. Сбор материала о выпускниках своей школы.



28.

Традиции моей школы



Культура и быт родного края (5 часов)

29.

Изучение народных обрядов, обычаев, традиций, праздников Ольши.



30.

Одежда народов родного края, народные костюмы, головные уборы и украшения.



31.

Устное народное творчество народов, проживающих в Смоленске (сказки, пословицы, поговорки)



Известные люди Родного края (2 часа)

32.

Писатели и поэты родного края.



33.

Они защищали Родину.



Оформление исследовательской работы (6 часов).

34.

Экскурсия в библиотеку «Работа с картотекой по отбору литературы по теме исследовательской работы»



35.

Основы научного исследования. Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы.



36.

Оформление страниц исследовательской работы в соответствии с требованиями. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения.




37.

Наглядный материал в исследовательской работе. Эстетическое оформление работы.



38.


Подготовка текста защиты проекта.




39.

Защита проекта. Выступление.



.40.

Итоговое занятие























Способы проверки результатов освоения программы.

В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:

  • выставки творческих работ учащихся, фотовыставки;

  • мини – конференции по защите исследовательских проектов;

  • школьная научно – практическая конференция;



Список используемой литературы для учителя:

  1. Дереклеева, Н. И. Научно – исследовательская работа в школе / Н. И. Дереклеева. – М.: Вербум – М, 2001. – 48с.

  2. Леонтович, А. В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности? / А. В. Леонтович// Завуч. – 2001.-№ 1. – С 105-107.

  3. Леонтович, А. В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А. В. Леонтович // Завуч. – 2001. - № 1. – С. 102-105.

  4. Масленникова, А. В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся» / А. В. Масленникова // Практика административной работы в школе. – 2004. - № 5. – С. 51-60.



Список используемой литературы для учеников

  1.  Беляев И.Н. Память огненных лет. Смоленск 2000

  2. Иванов Ю.Г. страницы истории Смоленщины. Смоленск 2007-12-16

  3. Вырщиков А.Н. Нравственно – патриотическое воспитание м.1990

  4. Демина Л.М. По законам красоты. М.2000

  5. Лутовинов В.И. О патриотическом воспитании молодёжи. 1994 №34