СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский, педагогический проект "Формирование познавательной активности школьников".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обновляем в классе предметно-развивающую среу, определяем познавательные интересы у школьников. задания с творческим характером.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский, педагогический проект "Формирование познавательной активности школьников".»

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Фокинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для учащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»



Утверждаю директор: _________________ /Зюрин А.А.















Учитель: Ефремова Галина Алексеевна















2015 -2016 уч.год





Пояснительная записка.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Возраст почемучек – самый замечательный возраст для детей. Малыши активно познают мир, открывают для себя новые истины. Исследователи отмечают, что каждому ребёнку присуща познавательная активность, но её мера и направленность неодинакова. Выделить и охарактеризовать познавательную активность ребенка, значит, определить уровень её развития.

Одним из принципов ФГОС является «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности» [1]

Нет нужды доказывать, что ребёнок, играя, учится, и что в игре за несколько минут он усвоит столько, что иным способом не выучит и за час. Детям нравится, когда взрослые принимают участие в их играх. Когда они чувствуют себя равными со взрослыми. Их поведение становится более серьёзным и осмысленным. Игровые ситуации раскрепощают ребёнка; позволяют ему почувствовать себя личностью, мнение и жизненная позиция которой интересны окружающим; дают ему уверенность в том, что его проблемы и переживания достойны внимания и обсуждения; развивают в нём наблюдательность ко всему происходящему.

Дети, научившись с помощью игры задумываться над своими ежедневными нуждами и анализировать их, став взрослыми, смогут решать самые серьёзные и глубокие вопросы жизни.

Игровые ситуации дети воспринимают более естественно, чем серьёзные обсуждения. Игры помогают детям расслабиться, раскрепоститься и почувствовать себя комфортно. Эти факторы очень важны для формирования стойкого познавательного интереса.

Немаловажную роль в формировании познавательной активности играют опыты и эксперименты. Чувство удивления вызывают следующие элементы занимательности: новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям. 

Эти особенности являются сильнейшими побудителями познавательного интереса. Сравнивая, исследуя и экспериментируя у детей, появляются не только познавательный интерес и активность, но проявляются познавательные действия, которые впоследствии переходят в учебную деятельность.

Развитие познавательной активности не подчиняется строгим законам тренировки. Основу ее развития составляют акты познавательной активности со стороны другого человека (учителя, воспитателя, сверстника). Именно поэтому наиболее значимыми ситуациями в возникновении познавательной активности являются ситуации общения, игры, учения, экспериментирования.

Для того чтобы период «почемучек» не угас, а перешел на новый уровень и задуман этот проект. Но процесс формирования познавательной активности долгий и неравномерный, т.к. у детей разные способности и интересы. Построение работы над проектом строится на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Проектные материалы

Технологическая карта проекта

Содержание проекта

Комментарии (пояснения)

1.Название проекта

«Формирование познавательной активности школьников»

2. Тип проекта

Педагогический, исследовательский, творческий.

3. Участники

7 детей учащихся МБОУ «Фокинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат», родители, учитель.

4. Масштаб проекта

9 месяцев (сентябрь 2015 – май 2016г)

5. Цель проекта

Формирование познавательной активности у детей 9б класса

6. Задачи

  1. Обновить в классе предметно-развивающую среду, определить её значение для развития познавательных интересов.

  2. Создать серию развивающих и дидактических игр.

  3. Использовать в работе задания творческого характера.

  4. Широко использовать в работе такие методы обучения как опыт и эксперимент.

  5. Привлечь родителей к организации учебно- воспитательной деятельности с детьми.

7. Этапы реализации проекта

I этап – организационный (сентябрь 2015)

II этап – основной(октябрь - апрель)

III этап – заключительный (май 2016)

8. Ожидаемый результат

  1. Обновили развивающую среду класса;

  2. Приобрели и создали развивающие игры;

  3. Использовали в работе задания творческого характера: моделирование и проектирование;

  4. Использовали в работе опыты и эксперименты;

  5. Родители принимали активное участие в учебно-воспитательной деятельности .

9. Оценка выполнения проекта

Методы оценки выполнения проекта:

- игровой: дидактические игры и упражнения, сюжетно-ролевые игры, творческие и конструктивные игры;

- практический: моделирование , выполнение творческих заданий, проведение опытов и экспериментов, создание коллажей, альбомов.

- словесный: выступление по «мини-проекту», отгадывание загадок, словесные игры.

10. Трансляция проекта

-на методическом совете;

-на родительском собрании;

-на сайте школы









ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

I этап – организационный: сентябрь 2015

Мероприятия

Срок проведения

ответственный

  1. Подбор и анализ методической литературы по теме проекта

Сентябрь 2015

учитель

  1. Мониторинг по образовательной области «Познавательное развитие» детей класса

Сентябрь 2015

учитель

  1. Разработка перспективного плана, конспектов совместной деятельности и т.д.

Сентябрь 2015

учитель

  1. Выступление на МО

Сентябрь 2015


учитель

II этап – основной (реализационный): октябрь2015 – апрель 2016

Срок проведения

Мероприятия

Ответственные

Октябрь

- консультация «Организация учебно-познавательной деятельности детей в домашних условиях

- папка передвижка «Игры на кухне»

- поделки из макарон

- создание персонажей для настольного театра из различных материалов

- оформление стенда «Профессия моей мамы»,

мини проекты «Домашние животные и птицы»

- Консультация «Выполняем творческие задания»

учитель






Родители, дети



учитель

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

- Творческий проект «Неизвестное об известном»

- Наблюдения, исследование свойств воды, снега

- Опыты с водой и снегом

- Оформление прогулочной площадки снежными горками и фигурами, украшение участка цветными льдинками

- Оформление альбома «Книга имен группы»

- Изготовление книжек малышек о транспорте

- Создание коллажей

- изготовление украшений и оформление класса к Новому году

- выставка поделок «Новогодняя мастерская»

учитель,

Родители,

Дети



Март

Краткосрочный проект «Кто трудится в школе?»

- изготовление фотоальбома  «Профессии»

- изготовление календаря дат профессиональных праздников

- создание альбома пословиц, поговорок, стихотворений о труде

- оформление выставки «Сотрудники школы глазами детей

учитель,

Родители

Апрель

Краткосрочный проект «Чудо пуговка» 

- Подготовка презентации «История возникновения пуговицы».

- Мини музей «Пуговица».

- Выставка поделок детей из пуговиц.

учитель,

Родители

III этап – заключительный: май 2016

Мероприятия

Срок проведения

ответственный

  1. Фото – газета «Как у нас все получилось»

2 неделя мая

учитель, дети

  1. Мониторинг по образовательной области «Познавательное развитие» детей класса 

3 неделя мая

учитель

  1. Анкетирование родителей

2 неделя мая

учитель

  1. Презентация результатов проекта в рамках итогового педсовета, на родительском собрании, размещение на сайте школы.

май

учитель

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды

Продукт деятельности

Сроки

Ответственный

1. Создание картотеки опытов и экспериментов с водой и снегом

январь

учитель, дети

2. Изготовление коллажей по темам недели (выборочно)

в течении года

учитель, воспитатели, дети

3. Оформление альбома о проведённых опытах

май

учитель, дети

4.Изготовление книжек малышек о транспорте

ноябрь

родители, учитель, дети

5. Создать серию дидактических игр: «Лабиринты», «Найди пару», «Найди отличия», «Из каких я фигур», «Круг, овал, квадрат», «От большого к маленькому», «Танграм», «Четвёртый лишний» и др.

в течении года

учитель, дети

6.Пополнение атрибутов для сюжетно ролевых игр

в течении года

учитель, дети, родители

7. Оформление фотоальбома «Профессии»

март

учитель, дети

8. Пополнение уголка для экпериментирования

в течении года

учитель, дети

9. Мини – музей «Пуговица»

апрель

учитель, дети, родители

10. Создание альбома пословиц, поговорок, стихотворений о труде

март

учитель, дети

11. Создание персонажей для настольного театра из различных материалов

ноябрь

учитель, дети

12. Создание картотеки творческих заданий

в течении года

учитель, дети

Перспектива проекта

Перспективы дальнейшего развития проекта - продолжить работу по этой теме на следующий год.

Продолжать выполнять творческие задания.

В экспериментальной деятельности использовать микроскоп. Опыты проводить со светом и тенью, воздухом и магнитами.

Совместно с детьми и родителями создать различные коллекции.

Вывод

Развитие познавательной активности у детей школьного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются  и детская любознательность, и пытливость ума, и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.

В настоящее время в нашей стране идет становление новой системы школьного образования. Роль современного учителя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде - педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательной деятельности школьник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Список литературы.


  1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для школьников. М., 2005.

  2. Нищева Н. В. Опытно-экспериментальная деятельность в ОУ. СПб, ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013

  3. Нищева Н. В. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности школьника. Опыты, эксперименты, игры. СПб, ООО "Издательство Детство-Пресс», 2013

  4. Нищева Н. В. Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в школе. СПб, ООО "Издательство Детство-Пресс», 2013

  5. Бондаренко Т. М. экологические занятия для детей. Практическое пособие для руководителей и методистов . Т. Ц. Учитель. Воронеж, 2002

  6. Ковинько Л. В. «Секреты природы – это интересно!», Линка-Пресс, М. 2004

  7. Тугушева Г. П. Экспериментальная деятельность детей . Методическое пособие. СПб, Издательство «Детство-Пресс», 2013

Приложение № 1

Творческие задания:

  • "Совместный рисунок",

  • "Придумай сказку",

  • "Придумай название»,

  • "Ласковые шаги" (делая шаг, говорим своему товарищу ласковое слово),

  • «Волшебный стул» (сидящему на волшебном стуле, все говорят комплименты),

  • «Мой смешной портрет»,

  • «Угадай, кто я?» (элементы пантомимы),

  • «Жизнь вещей» (сочиняем истории о вещах),

  • «Сочиняем небылицы» (о сказочных персонажах),

  • «Самый страшный страх» (рисуем его и избавляемся) 

  • «Нарисуй фантастическое животное и придумай ему название»

  • «Старая сказка на новый лад» (придумать другой конец сказки)

  • «Что было бы, если…»