СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект победителя муниципального этапа конкурса "Права человека глазами ребенка."

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект»


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Дашковская средняя общеобразовательная школа»

полное название образовательной организации (учреждения)

142253, Российская Федерация, Московская область, городской округ Серпухов, п. Большевик, ул. Ленина, строение 40/1

http://www.dashkovsk-serp.edusite.ru/ 8(4967)12-83-95. Факс:  8(4967)12-83-96.

почтовый адрес, адрес сайта, телефон, факс

Маланин Валерий Дмитриевич

ФИО (полностью) директора образовательной организации (учреждения)









Фото конкурсанта


Медведева Виктория Дмитриевна, 9в класс
ФИО (полностью) конкурсанта, класс






Тема работы: «Соблюдение прав человека как результат культурно-нравственного развития и правовой грамотности».


Руководитель: Сорокина Марина Викторовна,

учитель истории и обществознания








2021 год




Оглавление

Введение 2

Глава I Зависимость соблюдения прав человека от духовно-нравственного развития и правовой грамотности 4

1.1. Развитие концепции прав человека. 4

1.2. Духовно-нравственное развитие – основа признания и соблюдения прав человека. 5

1.3. Государственная политика в области культурно-нравственного развития школьников. 7

1.4. Правовая грамотность и правомерное поведение 8

Глава II. Практическое исследование проблемы. 9

2.1. Изучение уровня правовой грамотности среди моих сверстников. 9

2.2. Анализ полученных в ходе исследования результатов. 9

2.3. Мои предложения для формирования стимулов к правомерному поведению. 10

Заключение 11

Источники и литература 12




Введение

Тема моей работы - «Соблюдение прав человека как результат культурно-нравственного развития и правовой грамотности». Эта тема была выбрана мной неслучайно. Статья 17 Конституции РФ гласит:

«1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц».

Но, как показывает история, не всегда государство признавало равенство граждан и наличие у них прав и свобод, и даже признавая их, не всегда соблюдало. В XXI веке в большинстве стран мира сформировалось правовое государство, в котором права человека не только декларируются, но и неукоснительно соблюдаются. Страх наказания не является решающим стимулом к соблюдению законодательства. А что является? Почему общество пришло к мысли о незыблемости прав человека, равенстве всех перед законом и необходимости его соблюдать? В своей работе я хочу исследовать связь культурно – нравственного развития, правовой грамотности с соблюдением прав человека.

Дж. Локк придавал воспитанию и обучению огромное значение: “Из всех людей, с которыми мы встречаемся, девять десятых становятся тем, что они есть – добрыми или злыми, полезными или нет – благодаря воспитанию. Оно-то и создает огромную разницу между людьми”. Культурно- нравственное воспитание — один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей.

Актуальность исследования:

Вопрос духовно-нравственного развития детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась тревожная ситуация в вопросе культурно-нравственного развития молодого поколения, имеющая своим следствием правонарушения со стороны несовершеннолетних.

Характерными причинами данной ситуации, на мой взгляд, явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно- досуговой работы с детьми и молодежью в домах культуры; резкое снижение физической подготовки молодежи и т.д. Все это происходит на фоне массовой, направленной на детей пропаганды жестокости и насилия, агрессивной рекламы девиантного поведения в популярных среди молодежи приложениях и социальных сетях. Невысокий уровень правовых знаний подростков и желание красивой жизни «как у блогеров» приводит к росту количества правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.

Своей работой я хочу показать связь соблюдения прав человека с уровнем культурно-нравственного развития человека. Право на жизнь – ключевое право, на мой взгляд, но многие с легкостью покушаются на него, т.к. имеют культурно – нравственную неразвитость.

Мое исследование может быть полезно при проведении тематических классных часов, на уроках обществознания как материал, побуждающий к размышлению, дискуссии.

Цель исследовательской работы:

  • показать связь духовно- нравственного развития и правовой грамотности с правомерным поведением.

Для достижения этой цели, я поставила перед собой следующие задачи:

  • Изучить литературу и источники, содержащие информацию о развитии концепции прав человека, духовно-нравственном развитии, формировании правовой грамотности.

  • Выяснить уровень правовых знаний моих сверстников путем опроса.

  • Проанализировать полученные в ходе анкетирования данные.

  • Разработать свои предложения по повышению уровня правового сознания школьников.

  • Пробудить интерес и уважение к правам человека среди своих сверстников.

Методы исследования:

  • Изучение литературы и других источников информации (сбор информации по теме исследования из сети Интернет).

  • Анализ текста (процесс получения информации через интерпретацию текста и формулирование своих выводов).

  • Опрос школьников (массовый сбор материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают ответы на вопросы письменно).

  • Обобщение материала (Результаты опроса представлены текстом и в форме диаграмм, показывающих, сколько процентов среди опрошенных выбрали тот или иной вариант ответа. Делаются обобщающие выводы по результатам исследования).


Глава I Зависимость соблюдения прав человека от духовно-нравственного развития и правовой грамотности
    1. Развитие концепции прав человека.

Базовый вопрос теории прав человека заключается в определении того, кто именно обладает правами человека и, следовательно, чьи права должны защищаться? С одной стороны, далеко не всегда все индивиды мыслились в качестве носителей прав человека. Целым группам по расовому, гендерному, возрастному и иным признакам отказывалось в правах человека. С другой стороны, развитие общества приводит сегодня к вопросу о том, кто является таким носителем. Так, обсуждаются вопросы, могут ли обладать правами еще нерожденные дети или же роботы.

До XVII века в общественной мысли и философии вопрос о всеобщем равенстве и правах человека, как незыблемых, присущих каждому от рождения даже не рассматривался. Аристотель подчеркивал, что человек, прежде всего, – это существо общественное, или политическое. По своей сути он стремится к объединению с себе подобными. Государство первично по отношению к гражданину, в то время как теория прав человека устанавливает приоритет прав человека в отношениях между индивидом и государством, человеком и властью: права человека ограничивают правительства и монархов.

Рождение концепции прав человека происходит в эпоху Просвещения. Среди внесших существенный вклад в развитие философских идей можно отметить Локка, Гоббса, Руссо, Монтескье, Канта и др. Именно в XVII– XVIII вв. утверждается автономность отдельной личности, а не только больших общностей – рода или нации, обосновывается необходимость защиты ее свободы и неприкосновенности, формируется концепция естественного права. Права человека мыслятся как имеющие естественную природу: ими люди обладают уже по факту своего рождения. Поскольку не государство дает человеку права, оно не может их и забрать: права человека имеют неотчуждаемый характер. Теперь человек, который ранее был подчиненным государству, зависимым от монарха или иной власти, становится автономной личностью. Более того – отдельный человек получает гарантии защиты в случае нарушения его прав, а задачи защиты и обеспечения прав человека должно выполнять само государство. Утверждение и закрепление философской идеи естественного права можно увидеть в законах, принятых в странах Европы и в Америке в XVIII веке. Декларация независимости, принятая единогласно тринадцатью Соединенными Штатами Америки в 1776 г., буквально в самом начале (второй абзац) прямо указывает на данный фундаментальный принцип: «Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью». Французская Декларация прав человека и гражданина, принятая в 1798 г., в преамбуле называет права человека естественными, неотчуждаемыми и священными, полагая, что единственными причинами общественных бедствий является пренебрежение к ним. Французская Декларация прав человека и гражданина 1793 г. продолжает подчеркивать естественную природу прав человека: «Правительством установлено, чтобы обеспечить человеку пользование его естественными правами» и «Все люди равны по природе и перед законом». И никаких исключений в этих и подобных документах относительно отдельных групп, кто правами не должен обладать, не делается.

Новый этап в развитии концепции прав человека, повлекший значительное увеличение как числа прав, так и их носителей, начинается с середины XX в. После окончания Второй мировой войны, чудовищные события и последствия которой потрясли человечество, вопрос об обеспечении прав человека выходит за границы отдельных государств и начинает рассматриваться на международном уровне. Одним из первых шагов в данном направлении становится создание в 1945 г. Организации Объединенных Наций. Устав ООН закрепляет общие принципы обеспечения мира и безопасности, соблюдения прав человека. Затем появляется основной документ – Всеобщая декларация прав человека. В итоге ценности Просвещения принимаются практически во всем мире: теперь «все» в документах – это буквально все и каждый.

    1. Духовно-нравственное развитие – основа признания и соблюдения прав человека.

Французские просветители признавали решающую роль воспитания и образования в становлении личности и социальном прогрессе общества. Вот почему, например, Дени Дидро (1713-1784) утверждал, что если предоставить сыну расти так, «как растет трава», то, «когда этот маленький дикарь вырастет…, к ребячьей глупости прибавятся буйные страсти 30-летнего мужчины». Французское Просвещение дало миру “Энциклопедию” – свод знаний эпохи, имевший просветительский, педагогический смысл. В сущности, этот огромный труд предназначался для воспитания в духе новых идеалов целого поколения. У читающей Франции оказались на руках книги просветителей. Это имело большое значение для грядущих социальных изменений. Выросшие на идеалах Просвещения поколения людей не захотели мириться с несправедливостью, начали бороться за признание государством своих прав и свобод. Изучая мировую историю, мы видим, насколько правы были философы в своих рассуждениях. Всеобщее образование, культурно-нравственное развитие, как приоритетная государственная задача, дали свои плоды. В XXI веке нам трудно представить, что еще совсем недавно люди делились на «благородных» и «подлых». Миллионам было отказано в правах, и для общества такая ситуация являлась нормой. Таким образом, развитие правового государства и гражданского общества неразрывно связаны с культурно-нравственным развитием.

Я считаю, что современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности.

Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям. Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечность. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:

– патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;

– гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;

– социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

– человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество;

– наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

– семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

– природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

Без этих ценностей невозможна нормальная жизнь в обществе. Именно они поддерживают современный уклад жизни и нравственные отношения между людьми. На этих ценностях строится личность.


    1. Государственная политика в области культурно-нравственного развития школьников.

Формирование культурно-нравственных ценностей у подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной системы образования. Это сложный, многоплановый и многоаспектный процесс.

В статье 26 Всеобщей декларации прав человека установлено, что «Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами…».

Если же попытаться сформулировать тот идеал, который необходимо достичь в процессе воспитания, то его можно представить следующим образом. 

1. Личность в нескольких направлениях ее развития. Прежде всего, здоровый человек. Далее – труженик, человек, умеющий все делать сам. Далее – эстетически и интеллектуально развитый человек. Духовно и нравственно развитый человек. Поскольку человек всегда живет в социальном пространстве, то необходимо осмыслить его роль и в контексте его будущего социального положения. 

2. Семьянин. Ребенок должен быть хорошим сыном и дочерью, внуком и внучкой, братом и сестрой и т.д. Это необходимо, чтобы затем создать и свою прочную семью. 

3. Коллективист. Ученик живет в коллективе. Прежде всего, классном, потом школьном, потом он входит в мир взрослых людей. Он везде должен уметь работать в коллективе, находить общий язык и т.п. 

4. Гражданин России. Россия – многонациональное государство. Содружество всех наций образует единый российский народ. И только это единство и может обеспечить процветание страны в целом и каждого человека в отдельности. 

5. Гражданин мира. Человек – всегда часть человечества. С каждым днем этот абстрактный тезис наполняется все большим смыслом и реальным содержанием, так как каждый человек, так или иначе, но все теснее входит в общение с человечеством.

Таким образом, государство через деятельность общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования стремится поддержать усилия родителей по духовно-нравственному развитию детей, также найти эффективные способы согласовать воспитание в семье и воспитание в школе.


    1. Правовая грамотность и правомерное поведение

Для начала нужно определить, что включает в себя правовая грамотность.

Правовая грамотность включает в себя: знание законов РФ; знание основных принципов, на которых строится политическая система страны; осведомлённость гражданина о своих правах и обязанностях; осведомлённость гражданина о современной политической ситуации в стране и мире; сформированность у гражданина понятия ответственности перед законом, перед обществом за свои поступки. Человек, обладающий высоким уровнем правовой грамотности, является гарантией успеха в решении задач дальнейшего совершенствования развития как правового государства, так и гражданского общества в России. Повышение правовой грамотности даёт возможность организовывать и вести бизнес добиваться успешной карьеры, разрешать конфликтные ситуации, правильно пользоваться правами потребителя, законными способами отстаивать свои права, обращаться за помощью в органы государственной власти и местного самоуправления.

Причиной правовой безграмотности является низкий уровень общей культуры и недоверие к правовым средствам разрешения жизненных ситуаций.

Рассмотрим, к чему может привести правовая безграмотность. Правовая безграмотность может привести к неполучению льгот, компенсаций, субсидий; дискриминации в сфере трудовых отношений; семейному насилию; нарушению прав потребителей; мошенничеству различных лиц; привлечению к ответственности за правонарушения, совершённые по незнанию; коррупции чиновников.

Высокий уровень нравственного развития, правовая грамотность, наоборот, способствуют такому поведению человека, которое носит сознательно волевой характер, выражается в осознанной мотивации правомерных поступков для достижения поставленных целей.

Правомерное поведение – это основная разновидность поведения, соответствующего правовым нормам. Оно характеризуется как общественно необходимое, желательное и допустимое, гарантированное и охраняемое государством. Ведущий себя культурно (активно) человек предпочитает лично ознакомиться с нормативным правовым актом (законом, указом, уставом и т. п.), выбрать нужные юридические средства и возможности и действовать сообразно правовым требованиям, считая их социально значимыми. Следовательно, не всякого человека, знающего и понимающего юридические нормы, можно считать правокультурным человеком. Таковым является только тот, у кого знание юридических правил сочетается с потребностью соблюдения их предписаний, кто следует им в своей деятельности. И здесь нам на помощь приходит духовно-нравственное воспитание. Молодой человек, усвоивший основные нравственные ценности, описанные выше, знающий основы права, уважающий права других людей, сделает правомерное поведение частью своего мировоззрения. Таким образом, правомерное поведение — это сложное социальное явление, которое определяется существующими правовыми отношениями и социальной средой. Но этого недостаточно: человек должен действовать сознательно, понимать свои юридические права и обязанности, усвоить юридические нормы и вести себя в соответствии с ними.

Глава II. Практическое исследование проблемы.

2.1. Изучение уровня правовой грамотности среди моих сверстников.

В ходе работы над темой мне стало интересно, а что мои друзья и одноклассники знают о правах человека и гражданина, источниках и способах защиты нарушенных прав. Поэтому я составила анкету (приложение 1) и провела опрос среди своих сверстников (приложение 2). В анкете ребятам надо было ответить на следующие вопросы:

  1. Что такое права человека?

  2. В каких нормативных документах можно посмотреть гарантированные нам права?

  3. Как называются международные документы о правах человека, правах ребенка?

  4. Какие права человека и гражданина вы знаете?

  5. Какие права ребенка Вам известны?

  6. Перечислите известные Вам обязанности гражданина.

  7. Какие нравственные ценности Вы считаете наиболее важными и почему?

  8. Что такое правомерное поведение? Считаете ли Вы свое поведение правомерным и почему?

2.2. Анализ полученных в ходе исследования результатов.

Всего в моем опросе приняли участие 58 учащихся 8-х классов.

Результаты опроса (приложение 3) показали, что:

12 человек из 58 опрошенных смогли ответить на все вопросы анкеты, аргументировав свое мнение примерами из жизни.

17 человек из 58 опрошенных знают, что такое права человека, могут назвать самые главные права человека, права ребенка, Конституцию РФ как источник прав, обязанности, нравственные ценности, имеют сформированное представление о том, что такое правомерное поведение, но затрудняются назвать документы, закрепляющие права человека и гражданина;

24 человека из 58 опрошенных могут назвать самые главные права человека, права ребенка, базовые человеческие ценности, называют 2-3 обязанности, что такое правомерное поведение, но затрудняются ответить на остальные вопросы и объяснить свой выбор.

5 человек из 58 смогли только перечислить несколько прав человека и основные права ребенка.

Ребят, которые не смогли ответить ни на один вопрос анкеты, среди опрошенных нет. И это радует.

Среди нравственных ценностей, которые учащиеся считают наиболее важными, самыми популярными ответами были: справедливость, честность, добро, любовь, патриотизм, уважение к людям. Несколько человек назвали еще гуманизм, один – гражданственность. Свой выбор сверстники объясняли тем, что наличие данных ценностей в обществе позволяет жить в мире и согласии.

На основе полученных данных можно сделать следующие выводы: ребят, которые знают, что такое права человека, права ребенка и в каких документах они провозглашаются больше тех, кто не знает, и это хорошо. Значит многие ребята интересуются правами человека, понимают необходимость их соблюдения для блага каждого человека. Огорчает то, что тех, кто не знает тоже достаточно большое количество. Чтобы повысить уровень правовой грамотности своих сверстников, я разработала памятку (приложение 4) и разместила ее в классных уголках. В ближайшем будущем я планирую организовать тематическое занятие по правам человека, в ходе которого будет составлен коллаж. Формирование правой грамотности – сложный многоуровневый процесс с привлечением семьи, школы и общественности.

2.3. Мои предложения для формирования стимулов к правомерному поведению.

Во-первых, я считаю, что одним из существенных недостатков абстрактной формулировки целей и задач правового воспитания является недостаток конкретики, в результате чего задача обучения не переводится на уровень, понятный не только учителю, но и ученику. А без этого не может быть полноценного воспитания, так как ученик, который не знает, хотя бы в самом общем виде, цель своего обучения не может быть субъектом учебной деятельности. Правовое воспитание должно быть ориентировано на какой-либо идеал. Чаще всего, ребенок сам выбирает его, но это, опять же, зависит от того, что внесли в его обучение и какой подали пример. Ведь, обычно, ребенок старается быть похожем на своих близких.

Во- вторых, нравственное и правовое воспитание ребенка должно касаться его не только несколько часов в день, а постоянно. Для создания таких условий, необходимо, чтобы развитием школьника занималась не только школа, но и семья, то есть, необходимо их полное взаимодействие. Для этого также необходимо привлечение других учреждений общественного образования.

В-третьих, нужно проводить больше школьных и внешкольных мероприятий. Дети должны общаться, узнавать новое, обучаться. Это поможет им развиваться и не быть социофобами. Ведь, сейчас, много детей отстранились от общества и не умеют общаться.

В-четвертых, нужно уменьшить время пользования гаджетами в школе или запретить их. Это мешает современной молодежи знакомиться, общаться. Ведь, живое общение не сравнить с перепиской. Школьники должны смотреть друг другу в глаза, а не в гаджеты.

И, наконец, свобода выбора для детей. Дети должны понимать, что любой выбор сказывается на последующих событиях, приводит к результату, положительному или отрицательному. Только от самого человека зависит, какое он примет решение или какой сделает выбор. Нельзя навязывать детям собственные решения, потому что таким образом можно вызвать лишь протест в ответ.

Заключение

Проведя свое исследование, я для себя убедилась в том, что соблюдение прав человека напрямую зависит от уровня культурно-нравственного развития общества, а высокий культурный уровень влечет за собой правомерное поведение. Мотивом такого поведения становится не страх наказание, а внутреннее убеждение в полезности и необходимости соблюдения прав не только для собственного блага, ни и для развития и процветания всего общества. Я считаю, что каждый человек должен быть грамотным в правовой сфере своего государства, чтобы знать, как правильно вести себя. Мы, школьники получаем такие знания на уроках и классных часах. К нам приходят в школу на беседы пожарные, сотрудники различных подразделений МВД, участковые, психологи, судьи, которые объясняют, какие случаются ситуации в жизни и учат нас быть грамотными. Также родители дома рассказывают, что может произойти при неправильном поведении.

Нигилизм у молодежи может привести к уничтожению и отстранению каких-либо культурных и общественных ценностей, к распаду общества. У людей появляется вопрос «Зачем мне жить в обществе? Ведь я могу жить для себя», но человек – биосоциальное существо, и такая жизнь для него невозможна.

Источники и литература
  1. Декларация прав ребенка

  2. Конвенция ООН о правах ребенка 

  3. Конституция РФ 

  4. Декларация прав человека и гражданина 1789 г.

  5. Декларация прав человека и гражданина 1793 г.

  6. Петручак Л. А. Правовая культура как детерминанта современного российского общества. — М., 2012.

  7. Право. 10 класс: учебник / Л. Н. Боголюбов, Е. А. Лукашева, А. И. Матвеев и др. — М., 2013. — § 17.

Интернет – ресурсы

http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml(ООН)

http://www.constitution.ru (Конституция РФ)

https://minjust.ru/ru/press/news/statya-po-pravam-rebenka (Минюст РФ)

http://www.consultant.ru (СПС «КонсультантПлюс)

http://journals.tsu.ru/uploads/import/1738/files/44_033.pdf

https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/realizaciya_prava_i_yuridicheskaya_otvetstvennost/pravomernoe_povedenie/

http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/fgos/kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-lichnosti-grazhdanina-rossii.html

https://ru.wikipedia.org/wiki

https://www.portal-slovo.ru/pedagogy/44377.php

Приложение 1

Анкета

  1. Что такое права человека?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В каких нормативных документах можно посмотреть гарантированные нам права?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как называются международные документы о правах человека, правах ребенка?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие права человека и гражданина вы знаете?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие права ребенка Вам известны?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Перечислите известные Вам обязанности гражданина.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие нравственные ценности Вы считаете наиболее важными и почему?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что такое правомерное поведение? Считаете ли Вы свое поведение правомерным и почему?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Приложение 2









Приложение 3





  1. Что такое права человека?

  2. В каких нормативных документах можно посмотреть гарантированные нам права?

  3. Как называются международные документы о правах человека, правах ребенка?

  4. Какие права человека и гражданина вы знаете?

  5. Какие права ребенка Вам известны?

  6. Перечислите известные Вам обязанности гражданина.

  7. Какие нравственные ценности Вы считаете наиболее важными и почему?

  8. Что такое правомерное поведение? Считаете ли Вы свое поведение правомерным и почему?








Приложение 4




22