МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БАРАБИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №7«РАДУГА»
«ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
С ДЕТЬМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
«Куклы из
бабушкиного сундука»
автор
ПЕТРАКЕЕВА СВЕТЛАНА ЛЕОНИДОВНА,
ВОСПИТАТЕЛЬ ВКК
г. БАРАБИНСК
2019г.
Аннотация проекта:
Тип проекта: познавательно – творческий.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели группы, родители.
Инновация (причины обращения к данной теме): в различных программах обучения и воспитания дошкольного патриотического образования очень мало внимания уделено данной проблеме – какие были куклы наших бабушек и прабабушек, их возникновение и изготовление.
Новизна: родители, проявляют большой интерес и принимают активное участие в нашем общем деле.
Социальная значимость проекта: приобщение к истокам Сибирской культуры через образ обрядовой куклы.
Продолжительность проекта: краткосрочный (01 февраля -14 февраля)
Дальнейшее развитие проекта: создание мини-музея «Откройте бабушкин сундук, и вы увидите, что тут».
Предполагаемые результаты:
В результате проведения данного проекта дети познакомятся с русскими народными игрушками; узнают историю и технологию изготовления различных традиционных тряпичных кукол, а также узнают о традициях Барабинского района.
Перспективы проекта: приобщение к истокам русской народной культуры через образ традиционной обрядовой куклы, изучение значения кукол в русских обрядовых традициях.
Актуальность проекта:
Посмотрев, в какие куклы играют дети, мы сделали вывод о том, что современный ребёнок ориентирован на игрушки из западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной народной кукле. Поэтому учитывая значимость куклы, как игрушки для ребёнка, необходимо знакомить дошкольников с народной куклой, что поможет приобщать их в дальнейшем к культуре Барабинского района, России.
В стародавние времена кукла сопровождала человека на протяжении всей жизни: встречала новорожденного в колыбели, помогала в тяжёлые времена, принимала на себя болезни, оберегала от злых сил. Игры с куклами поощрялись взрослыми, ведь с их помощью ребенок познавал себя и мир, учился вести хозяйство, обретал образ семьи.
Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю Барабинского народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свой родной город. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной куклой понять не трудно. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память, развивается мелкая моторика, формируются усидчивость, целеустремлённость, способность доводить начатое дело до конца – все эти качества и навыки пригодятся ребёнку для успешной учёбы в школе.
Почему мы выбрали куклу, как средство приобщение детей к родной культуре?
Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребёнку. Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции. Изготавливая её, ребёнок узнаёт историю своего народа. Кукла не рождается сама, её создаёт человек, а самые талантливые творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают её закономерности. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых.
Занятия с детьми народной куклой помогают просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, его истории.
Проблема: в какие куклы играли наши бабушки в Барабинском районе?
Кукла занимает особое место в воспитании ребенка. Как-то в беседе с детьми, мы стали выяснять – почему детям нравится играть с куклами. В какие куклы нравится играть больше? А знают ли ребята, в какие куклы играли их бабушки? Какие были куклы в Барабинском районе? Оказалось, что дети не задумывались до нашей беседы над этим вопросом.
А так как кукла – одна из интереснейших страниц в истории культуры любого народа, мы решили уделить этому вопросу большое внимание.
Отсюда и возникла проблема: в какие куклы играли наши бабушки?
И в самом деле, во что же играли наши предки? Есть ли в современном мире место рукотворным куклам и другим подобным игрушкам? Ведь работа над куклой, это тот же магический ритуал, который требует много сил, энергии и знаний народных традиций. С давних времен кукол делали из травы, веточек, лоскутов. Они символизировали то тайное, волшебное, что есть в человеческой душе. А наша задача заинтересовать, научить детей изготавливать национальные традиционные куклы своими руками. Пусть дети делают её сами, вкладывая в неё всю свою душу, старания, любовь. И тогда она будет им поистине дорога и любима.
Сформулировали основную цель проекта: ознакомление дошкольников с русской народной куклой, её происхождением и способами изготовления.
Определили задачи проекта:
Образовательные:
- Познакомить с историей возникновения кукол в Барабинском районе.
- Познакомить с технологией выполнения куклы-оберега; научить изготавливать их своими руками.
Развивающие:
- Развивать творческие способности и коммуникативные навыки: воображение, художественный вкус, моторику рук (пеленание, игры с куклами).
- Развивать познавательные способности в процессе практической деятельности;
- Обогащать словарный запас, знакомя с новыми словами и их значениями: кукла-оберег, рукодельница, фартук, сорочка, тесьма и т.д.
Воспитательные:
- Формировать художественно-эстетическое воспитание.
- Воспитывать интерес к народной кукле, бережное отношение к культуре города Барабинска, уважения к национальным традициям.
- Прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества.
Виды детской деятельности:
1.Познавательно-творческое развитие
2.Социально - коммуникативное развитие
3.Музыкальное развитие
4.Продуктивная деятельность
5.Двигательная деятельность
6.Игровая деятельность
Проект реализуется по двум направлениям:
-совместная деятельность с детьми;
-взаимодействие с родителями.
Технология проекта и реализация плана осуществляется поэтапно.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный;
2. Основной;
3. Заключительный.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
─ У детей сформированы знания о русской народной кукле, материалах, необходимых для её изготовления.
─У детей выработан интерес к изучению исторического прошлого Барабинского народа, народных традиций, к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества.
- Приобрели навыки работы с тканью и бросовым материалом при изготовлении кукол - оберегов;
Для педагогов:
1. Усвоение алгоритма создания проекта: постановка цели, поиск различных средств достижения цели, анализ полученных результатов.
2. Создание достаточных условий для организации деятельности в группе по формированию знаний о русском народном творчестве (тряпичной кукле).
Для родителей:
- Раскрыли творческие способности родителей. Вовлекли пассивных родителей в продуктивную деятельность.
- Пополнили знания о роли куклы в развитии и воспитании ребёнка дошкольника;
- Повысили свою грамотность в подборе игрушек для своих детей.
Этапы осуществления проекта:
1. Подготовительный
Задачи для педагогов:
- создать условия для решения задач нравственно – патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста;
- формировать у детей предпосылки познавательно - творческой деятельности, интеллектуальной инициативы.
Задачи для детей:
- позитивно настроиться на познавательно-творческую деятельность;
- учиться находить способы решения проблемы с помощью взрослого.
Мероприятия.
1.Выбор темы
Тема «выросла» из окружающей обстановки. Мотивацией была беседа с детьми о куклах с целью выявления значения куклы в жизни ребёнка.
2. Выявление отношения родителей к игрушкам детей, к организации работы по приобщению детей к культурным ценностям нашего народа:
- анкетирование и собеседование.
3. Совместное планирование работы
Практический выход 1 этапа
- Проанализирована и подобрана литература и материал по теме. (Приложение 1)
- С помощью анкетирование выявлено отношение родителей к теме. Распределено «Домашнее задание» - изготовление народной тряпичной куклы (Приложение 2)
- Составлен перспективный план работы.
Перспективный план работы с детьми по теме: «Куклы из бабушкиного сундука» (Приложение 3)
Виды деятельности | Содержание деятельности с детьми | Время проведения |
Познавательно-речевое развитие | Интерактивные беседы: "Моя любимая кукла", Просмотр презентации «Игрушки из прошлого» | 1неделя |
Просмотр презентации "Откуда пришла кукла? " Беседа на тему "Как появились куклы" – познакомить детей с историей появления народной куклы и тремя основными группами кукол (обереги, игровые, обрядовые). | 1 неделя |
Беседа с детьми «Знакомство с тряпичной куклой - оберегом». Показ слайдов | 1 неделя |
Чтение и заучивание стихотворений, потешек, загадок о кукле. | 1 неделя |
Социально- коммуникативное развитие | Чтение русской народной сказки “Василиса Прекрасная” в обработке А.Н. Афанасьева. «Крупеничка», «Десятиручка», Сказка "Куколка - оберег" | 1, 2 неделя |
Составление описательных рассказов на тему: «Куколка – красавица». | 1 неделя |
Упражнения на развитие языка жестов, мимики, пантомимики: "Расскажи про свою куклу", | 2 неделя |
Рассматривание книг, иллюстраций, фотографий с народными куклами – «Путешествие в страну кукол». | 2неделя |
Игры детей с народными тряпичными куклами | 2неделя |
Музыкальное развитие | Прослушивание колыбельных песен и русских народных мелодий. Пение песни «Колыбельная». | 1,2 неделя |
Продуктивная деятельность | Раскрашивание шаблонов народных кукол. | 1 неделя |
Художественное творчество (рисование) “Кукла моей мечты”. |
Исследование куклы. Знакомство с тканью, нитками, лентой, тесьмой и другими материалами, их свойствами – рвутся, мнутся; видами – шерстяная, ситцевая. |
Изготовление детьми куклы - оберега “Пеленашка” по схеме. Изготовление детьми куклы- оберега Десятиручка Акция «Подарок маме» (кукла - оберег «Ангелочек», сделанная детьми) | 2 неделя, |
Двигательная деятельность | Подвижные игры: "Гуси - лебеди", "Горелки", «Куклы – неваляшки». Русские народные подвижные игры «Карусель», «Золотые ворота», | 1, 2неделя |
Игровая деятельность | Дидактические игры «Найди отличия», «Что из чего». | 1неделя |
Игры - релаксации: "Гусли - самогуды", Игры на мышечное напряжение и расслабление «Цветочек», «Веревочки» | 1,2 неделя |
Игры: "Из какой сказки кукла?", "Изобрази настроение куклы". | 2 неделя |
Речевые игры: "Назови ласково", «Что сначала, что потом?», " Скажи наоборот", "Закончи предложение", "Узнай по описанию" | 1, 2неделя |
Сюжетно – ролевые игры «Пеленание куклы», «Семья», «Мастерская кукол», | 1, 2неделя |
Взаимодействие с родителями | Консультация для родителей « Народная кукла как средство приобщения к народной культуре», «Народные игрушки в жизни дошкольников» Консультация для родителей «Куклы из бабушкиного сундучка», «Изготовление традиционной тряпичной куклы» Анкетирование родителей "Как мы играем с ребёнком" | Подготовительный этап проекта 1неделя |
Оформление фотовыставки "Я мастерю куклу" Оформление мини-музея «Русская народная кукла - оберег» | 2 неделя |
2. Основной (информационно – ориентированный).
Познавательно- творческий проект, который мы организовали в нашей средней группе, назвали «Куклы из бабушкиного сундука», он был рассчитан примерно на две недели. Прежде всего, было проведено родительское собрание, где была озвучена тема проекта и мы объяснили родителям для чего мы выбираем такие темы для работы с детьми. Также было проведено анкетирование родителей, откуда родители поняли, что сами мало знают о игрушках Барабинского района. Родители согласились, что нужно уделять особое внимание приобщению детей к истокам русской народной культуры. После проведения такого собрания-беседы, многие родители с удовольствием приняли участие в проекте.
Одновременно мы провели беседу с детьми о куклах, мы пришли к выводу, что ребята, в основном девочки, играют в куклы типа "Барби" и "Винкс". На вопросы «Что такое кукла?», «В какие игры ты играешь с куклами?» дети ничего определенного не отвечали. Ответы были все однотипные. А вопрос «Знаешь ли ты в какие игрушки играли наши бабушки?» вообще затруднялись ответить.
Нам захотелось рассказать детям - какие куклы, существовали раньше и что они значили для наших предков? Я предложила послушать русскую народную сказку о Василисе Прекрасной, где на протяжении всей сказки куколка неоднократно выручала девушку из беды. Объяснила детям, что с древних времен на Руси куклы считались сильными магическими инструментами, способными приносить удачу, оберегать от зла и исполнять желания. Предложила на подготовительном этапе расспросить своих бабушек, в какие куклы они играли, и рассказать о тряпичных куклах.
Чтобы ответить на все волнующие вопросы мы использовали модель трех вопросов: что мы знаем о кукле? что мы хотим узнать? как мы это узнаем? Мы записали все наши вопросы и ответы. Таким образом, мы заинтересовали детей данной темой и решили узнать о куклах как можно больше.
Модель трех вопросов
Что мы знаем про куклы? | Что мы хотим узнать? | Как мы узнаем? |
-Куклы бывают пластмассовые. - Куклы бывают резиновые. - Куклы бывают глиняные. - С куклами можно играть: кормить, лечить, одевать, раздевать, гулять, встречать праздники. - С куклами можно разговаривать, делиться секретами. | Во что играли наши бабушки? Что означали куклы? Почему кукла была безликой? Что нужно для изготовления народной куклы? Как самим сделать тряпичную куклу? Можно ли играть с такими куклами. | Попрошу взрослых рассказать, как появилась кукла? - Можно прочитать стихи, рассказы о куклах. - Можно посмотреть кукольные спектакли. - Можно сходить в музей. - Можно поиграть в театр. - Можно самим сделать кукол. |
В наши дни куклы – это либо детские игрушки, либо сувениры. Но так было не всегда. Для первичного ознакомления детей подготовили и показали фото-слайд о народных куклах. Рассказали, что куклы бывают разные. Кукол отличает друг от друга не только их назначение, но и то какой способ был выбран для того чтобы ее изготовить. На подготовительном этапе предложили детям раскрасить шаблоны кукол, нарисовать их, срисовывая с картинок. Познакомили детей с разными видами ткани, тесьмой, кружевами. Большое внимание уделяли художественному слову: чтение сказок, разучивание песенок, потешек, отгадыванию загадок; потому что изучение русской народной культуры неразрывно связано с фольклором.
С самого начала важно было создать коллектив не только из детей и педагогов, но и привлечь даже самых пассивных родителей и объединить всех общей, совместной работой. Работа проводилась в тесном взаимодействии с семьями воспитанников, организовали анкетирование родителей «Русская народная кукла» целью выявления уровня их представлений и знаний о русских народных куклах.
Родителей заинтересовала предложенная тема проекта «Куколки из сундучка». Семьи воспитанников живо откликнулись на идею собрать как можно больше материала о старинных русских народных куклах. Эта работа оказалась очень интересной, которая объединяла, сплачивала детей и родителей вокруг одной идеи. Чем больше родители и дети узнавали об истории кукол, тем сильнее было желание научиться вместе с детьми этому ремеслу. Тут же и родилось предложение создать в группе мини - музей русской народной куклы. Но где взять экспонаты? Решили создавать их своими руками. Решено было дома родителям совместно с детьми изготовить любую народную куклу и представить её для нашего мини-музея, дополняя фотоотчетом. Ну, это домашнее задание, а в группе работа по изучению народной куклы продолжалась.
Разносторонняя работа с детьми дала возможность глубже изучить тряпичную куклу. Дети узнали, что у разных кукол разное назначение: игровые, обереговые, обрядовые. Свою работу в данном проекте мы направили на обереговые куклы. Дети очень радовались и удивлялись знакомству с необычными куклами и очень быстро запоминали их имена: Ангелочек, День и ночь, Куватка, Колокольчик, Бессонница. Утешительница, Берегиня, Зернушка, Пеленашка, Десятиручка, Желанница и другие. Все тряпичные куклы выглядели нестандартными, особенными, неповторимыми. На этом началась самая интересная работа – изготовление кукол. Нами было принято решение сделать несколько видов тряпичных кукол в детском саду вместе с воспитателями, а также дома с родителями.
Первую из куколок, которую мастерили в группе – это Пеленашка. А поводом послужило чтение детям русской народной сказки «Терёшечка». С удовольствием и знанием дела выбирали лоскутки и мастерили кукол из цветных тряпочек. Дети очень радовались, когда у них всё получалось. Конечно, без трудностей не обошлось! (Приложение 4)
В детском саду мы вместе сделали: Крупеничку и Ангелочка на подарок.
Алена вместе с мамой и сестрой дома смастерила кукол: Крупеничку, Желанницу и Бессонницу.
Полина с мамой решили тоже сделать Крупеничку.
Светлана Петровна принесла из дома куклу Желанницу, которых сделали вместе с Викой. Дарья Викторовна вместе с Камиллой принесла куклу Шептунью.
Самыми оригинальными мы признали куклу Даши, так как у её куклы Колокольчик было красивое разноцветное платье и колокольчик, а также Полинина кукла Крупеничка, которая была очень приятной на ощупь.
Конечно, большую часть кукол выполнили родители с детьми дома. Приходя в садик с такой куколкой, ребёнок рассказывал про куколку: название, краткую историю и её изготовление.
Таким образом, мы сделали много различных тряпичных кукол, и у нас появилась возможность создать мини-музей «Откройте бабушкин сундук и вы узнаете, что тут».
Наша работа проходила ярко и разнообразно, объединила детей и родителей. Дети выучили народные потешки, колыбельные, познакомились со сказками. И самое главное, мы познакомились с традициями народной культуры и оказалось, что это очень увлекательно, интересно и познавательно.
Главными помощниками в работе стали приобретённые книги: «Кукольный сундучок» и «Куколки из сундучка». Эти книги оказались действительно волшебными! Они научили нас не только мастерить, но и видеть за их неприхотливым обликом целый мир, полный чудес и творческих поисков.
Родители выразили благодарность за то, что мы привлекли их к интересной, нужной, необходимой работе с детьми по духовно-нравственному воспитанию. В ходе проекта не только дети, но и родители получили много полезной информации по данной теме.
3 этап. Заключительный.
В ходе нашего проекта гипотеза подтвердилась, поставленная цель и задачи были достигнуты. Мы выяснили, что в бабушкином сундучке хранились тряпичные куклы, как один из древнейших видов декоративно - прикладного искусства, украшающий и оберегающий быт людей. Изучили историю традиционной русской народной куклы и ее виды, освоили технологию выполнения тряпичной куклы, изготовили образцы кукол и картотеку мастер-классов различных видов тряпичных кукол, создали мини-музей «Откройте бабушкин сундук и вы узнаете, что тут». Мы не сомневаемся, что наш проект способствовал развитию интереса к культуре и традициям русского народа среди наших ровесников и в будущем этот интерес будет только расти.
Приложение 1
Литература:
1."Традиционная тряпичная кукла" Н.В. Шайдурова, Санкт-Петербург, 2011 г.
2. «Вместе с куклой я расту. Познавательно-игровые занятия с детьми 2-7 лет» О.Р.Меремьянина. Волгоград, 2013 г.
3. Евдокимова Е.С. "Технология проектирования в ДОУ". - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 64 с.;
4. Куклы наших бабушек: [Для дошк. возраста] / Итта Рюмина; [Худож. Г. Дмитриева]. - М.: Малыш, 1989. - [14] с.: цв. ил.; 28 см.
5. Морозова Е. "Кукла как образ человека" Д/ВП 1-2009;
6. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. - «Паритет», 2012г.
7. Лыкова И.А. Куколки из сундучка. Любимые игрушки своими руками. ООО Издательский дом «Цветной мир» г. Волгоград 2009 г.
8. Берестенова Е.В., Догаева Н.В. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. ООО «Печатная слобода» - Москва 2013 г.
Приложение 2
Консультация для родителей «Куклы наших бабушек»
Домашнее задание:
Совместное изготовление тряпичных кукол.