| Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края |
| «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
Исследовательский проект на тему:
«Имидж современного педагога»
| Руководитель:Великановская Л.А Выполнила: студентка группы Ш-21 Камбулова Анастасия |
г. Ейск. 2023г.
Оглавление
Теоретическая часть. Содержание понятия «имидж»
1.1. Содержание профессионального имиджа учителя. Основные компоненты имиджа
1.2. Структура профессионального имиджа педагога
1.3. Функциональная роль имиджа педагога
Практическая часть. Анкета
Заключение
Список используемых источников
Введение: В связи с быстрым развитием экономических и социальных отношений в нашей стране изменяются требования к личности профессионала. Профессия педагог – особенная. Педагоги – это те люди, которые всегда на виду, рядом с ними всегда находятся родители, дети, коллеги.
Для педагогов чья деятельность реализуется главным образом в общении с людьми, проблема имиджа имеет особо важное значение. Но в учительской сфере далеко не все озабочены тем, какое впечатление они производят на окружающих. Учителя слишком занижают значение своего имиджа. А ведь имидж - своеобразный инструмент, помогающий выстраивать отношения с окружающими, тем более 85% людей строят свое первое впечатление на основе внешних данных собеседника.
Цель: определить составляющие имиджа современного педагога, влияние имиджа педагога на его профессиональную деятельность.
Задачи:
- определить значение понятия «имидж»;
- выделить структурные компоненты имиджа современного педагога;
-определить функциональную роль имиджа педагога;
Объект исследования - имидж учителя.
Предмет исследования - имидж учителя с точки зрения учащихся группы
Метод: анализирование литературы.
Теоретическая часть. Содержание понятия «имидж»
Каждый человек имеет свой статусный образ. Имидж – образ, система внешних характеристик человека, которая создает или подчеркивает неповторимое своеобразие личности. И всегда отражает индивидуальность, являясь ее внешней, обращенной на других людей, стороной.
Элементы имиджа приобретают значение символов данной личности, их значимость не ограничивается лишь отражением внешности. А становится неотъемлемой частью характера и индивидуальности человека, формирует отношение к нему других людей.
Педагог — профессия публичная, так как учитель всегда находится в центре внимания. Как бы ни был профессионален, опытен и успешен учитель, он просто обязан постоянно самосовершенствоваться, формируя таким образом, свой имидж. На сегодняшний день имидж учителя важен не только для его учеников, как личный пример успешного человека, которого они постоянно видят перед собой, но и для самого преподавателя, для моральной, психологической удовлетворенности своей профессиональной деятельностью.
Имидж педагога - эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими.
Внешний облик помогает человеку привлечь к себе внимание, создать положительный настрой на себя, показаться не только симпатичным человеком, но и прекрасным учителем. Учитель всем своим внешним обликом должен располагать к себе учащихся и взрослых. В манере одеваться проявляется одно из главных правил: красиво выглядеть – значит проявлять уважение к окружающим людям. Это означает, что требования, предъявляемые к внешнему виду человека, помогают педагогу улучшить свой профессиональный имидж.
Основной стиль учителя — это классика. Этот стиль символизирует следующие качества: уверенность в себе и самообладание, решительность и психологическая гибкость, а также авторитет. Эти качества являются для учителя профессионально необходимыми. Классический стиль — это стиль, одобренный временем, но с включением модных элементов. Например, одежда классического стиля имеет четкие, а порой и строгие формы, но не остаются без внимания модные пропорции и нюансы покроя, используются ткани новых фактур и актуальных цветовых оттенков.
Однако стоит не забывать, что одежда учителя несет еще большую психологическую нагрузку. Во-первых, аккуратно, чисто и со вкусом одетый учитель воспитывает эти же качества в учениках. Во-вторых, одежда учителя может отвлекать внимание во время урока, подрывая процесс обучения.
Но не только визуальная привлекательность, но и вербальное поведение является основой персонификации. Учитель может донести информацию не только словом, но и интонацией, темпом речи, паузой и т. д.
Невербальное поведение — это проявление культуры (как личной, так и национальной). Внимательный взгляд, доброжелательная улыбка, приветливые жесты действуют располагающе. иным, приблизить к естественному общению.
Внутреннее соответствие образа профессии - ведущая из составляющих педагогического имиджа. Здесь подразумевается внутреннее принятие педагогом ценностей, выработка личностных качеств, соответствующих профессии учителя. Этому будут способствовать:
;
желание меняться и постоянно самосовершенствоваться.
достаточная самооценка, уверенность в себе;
социальная и личная ответственность
Внутренняя составляющая — это внутренний мир человека, представление об его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом. Профессионально значимыми считаются три группы качеств личности педагога:
1) качества, которые позволяют понимать внутренний мир учащихся, сопереживать ему;
2) качества, которые обеспечивают владение собой;
3) качества, способствующие активному воздействию на ученика.
При этом не стоит забывать и о влиянии на имидж педагога среды, которую он создает для взаимодействия с учениками – кабинет преподавателя предметника. Это пространство несет собой мощное психологическое воздействие на учеников. Оно может полностью выдать все положительные и отрицательные стороны личности педагога. Показать его ответственность, современность или же хаотичность.
1.1. Содержание профессионального имиджа учителя. Основные компоненты имиджа
Каждая профессия требует набора способностей, проявления чувств и мыслей. Чем продолжительнее занимается человек какой-либо деятельностью, тем больше проявляется на нём профессиональный отпечаток.
Педагог - особенная профессия. Учителя всегда на виду, рядом с ними ученики, коллеги, родители.
Без интереса к личности учителя нет интереса к предмету. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан совершенствовать свои личностные качества, создавая таким образом свой имидж.
Имидж педагога - эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании.
Имидж педагога - система умений, позволяющих использовать: голос, пластику, мимику, риторику, лексику, костюм. Это умение создать образ личностного «Я». Его образ надолго, а нередко на всю жизнь остаётся в памяти учеников как вечный пример для подражания. То есть имидж учителя проявляется в такой форме, которая может содержать следующие компоненты:
- индивидуальные характеристики;
-личностные;
- особенности общения (коммуникативные характеристики);
- поведенческие.
В литературе мы встретили такую точку зрения: в структуре имиджа профессионала (учителя), существуют внешний, процессуальный и внутренний компоненты.
1.2. Структура профессионального имиджа педагога
Структура профессионального имиджа педагога включает в себя внешний и внутренний компонент, а также процессуальную деятельность.
Внешний компонент отражает внешние проявления педагога в своей профессиональной деятельности: стиль речи, мимика, жестикуляция, стиль в одежде, манеры поведения, походка, внешний вид.
Внутренний компонент связан с внутренним миром педагога, его идеологией, ценностными ориентирами деятельности, интересами и потребностями. Они выступают, как бы, косвенными компонентами имиджа педагога и опосредованно воздействуют на его профессиональный облик.
Процессуальная деятельность выражает профессионализм педагога, его навыки профессионального общения и взаимодействия. Сюда входит выразительность речи педагога, его эмоциональное богатство и навыки его эффективного практичного применения.
Таким образом, имидж современного педагога состоит из следующих компонентов:
1.Стиль одежды. Педагоги могут использовать в своей одежде классический или романтический стиль. Они подчеркивают деловой характер их профессиональной деятельность, а также женственность (актуально для педагогов женского пола). Стиль одежды формирует в глазах учащихся определенного педагога: классический стиль говорит о требовательности и строгости учителя, его честности и справедливости ориентации на полноценное и всестороннее развитие учащихся. Романтичность в одежде делает педагога доброжелательным и спокойным, учащиеся представляют его, как человека, умеющего пойти на уступки, оказать помощь и поддержку, понять и простить. Стиль одежды должен сочетаться с опрятностью и элегантностью педагога, отражать его серьезность и значимость, вызвать уважение и доверие учащихся.
2.Мимика. Она служит отражением характера педагога и помогает ему показать учащимся свою значимость и силу. Педагог может одни взглядом заставить класс замолчать, а визуальный контакт при объяснении новой темы способствует лучшему усвоению учебного материала.
3.Голос. Он является важным компонентом для построения системы взаимодействия с учащимися. Голос должен быть властным и завораживающим, чтобы привлечь учащихся к занятиям и показать свою роль на них.
4.Культура общения. Она отражает навыки педагога в построении положительных коммуникативных связей с разными возрастными категориями учащихся. Для развития культуры общения необходимо расширять свой словарный запас, работать над интонацией, использовать образную речь, выразительные средства языка, основывать свою речь на нормах речевого этикета. Важно, постоянно знакомиться с новыми литературными жанрами, научными педагогическими публикациями, читать хорошую литературу, общаться с интеллектуально развитыми, интересными людьми, непрерывно саморазвиваться и самосовершенствоваться в профессиональной сфере деятельности.
5.Арома-имидж. Часто, дети запоминают учителя по запаху, который он источает. Это может быть запах духов, свежести классного помещения, особого запаха классной комнаты. Свежесть - является очень привлекательным и манящим запахом. Его можно создать, посредством использования эфирных масел: апельсин, лимон, лаванда, пихта.
6.Наличие деловых качеств. Педагог должен обладать профессиональной и социальной компетентностью, быть пунктуальным, контролировать свои эмоциональные проявления, соблюдать вежливость в общении с окружающими людьми, не использовать ненормативную и жаргонную лексику.
1.3. Функциональная роль имиджа педагога
Имидж современного педагога связан с выполнением им следующих функций:
Профессиональная функция – отражает обеспечение качественного и целенаправленного учебно-воспитательного процесса, достижение целей и задач образования. Они касаются отношений с детьми и их родителями, с коллегами и с администрацией школы, отделов образования, с представителями общественности и с разными другими, помимо школы, воспитательными учреждениями. Если вести дальнейшее изложение вопроса по такому пути, то трудно будет «объять необъятное» и прийти к каким-либо определенным выводам.
Социальная функция – отражает передачу педагогом, посредством его имиджа значимости и силы своей профессии, престижности педагогической деятельности.
Нравственная функция – отражает развитие личности учащегося путем демонстрации своего личного примера, нравственно ориентированного поведения, наличия ценностных установок, бережного отношения к природе, заботе о близких, уважения к чужому труду и чужому мнению.
Визуальная функция – отражает положительное восприятия себя другими людьми, за счет выбора правильной одежды, аккуратности и опрятности, ухода за собой.
2. Практическая часть. Анкета
1. Современный учитель - кто он?
2. Как должен выглядеть современный учитель?
2.1 Прическа:
А) Косы Б) Стильная укладка В) Не имеет значения
2.2 Цветовая гамма одежды:
А) Коричневый Б) Черный/серый В) Белый
3. Какие предметы
необходимы для проведения урока современному
учителю?
А) Ноутбук Б) Телефон В) Флешка Г) Проектор Д) Интерактивная доска
4. Особенности учителей, которые затрудняют общение со студентами:
А) Непонимание, неспособность поставить себя на место другого Б) Громкая, «сухая» речь В) Строгость
Г) Несправедливое отношение к учащимся
Д) Стремление делать поспешные выводы
Е) Отсутствие чувства юмора
Заключение
Подводя итог, хотелось бы сказать, имидж определяется тем, насколько хорошо вы можете войти в необходимый образ, погрузиться в свою профессиональную роль. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом, собственный имидж, ведь учитель – это не профессия, это образ.
Список используемой литературы
https://infourok.ru/issledovatelskiy-proekt-imidzh-sovremennogo-uchitelya-glazami-shkolnikov-1111007.html
https://studfile.net/preview/2238755/page:74/
https://multiurok.ru/files/vliianie-imidzha-sovremennogo-uchitelia-na-effekti.html
Бондаревская, Е.В. Диагностическая программа изучения педагогической культуры учителя [Текст] / Е.В.Бондаревская, Т.Ф.Белоусова. – Ростов н/Д.: РГПУ, 1999. - 18 с.
https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/proiektformirovaniieimidzhasovriemiennoghopiedaghogha