СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект «Проблема нравственного выбора в романе Джоан Роулинг «Гарри Поттер и Кубок огня»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель  исследования: проанализировать, как раскрывается проблема нравственного выбора в романе Д. Роулинг «Гарри Поттер и Кубок Огня»

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект «Проблема нравственного выбора в романе Джоан Роулинг «Гарри Поттер и Кубок огня»»

Министерство образования и молодежной политики

Свердловской области

Управление образования Администрации Артинского городского округа

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Артинского городского округа «Артинская средняя общеобразовательная школа №6»






Проблема нравственного выбора героя в романе Джоан Роулинг «Гарри Поттер и Кубок огня»


исследовательский проект






Исполнитель: Путилов Артемий Сергеевич,

обучающийся 7 «б» класса,

Руководитель: Андреевских Татьяна Викторовна,

учитель русского языка и литературы, ВКК.





Арти

2023


Оглавление


Введение

3

Основная часть

5

  1. Понятие нравственного выбора в литературе

5

  1. Особенности цикла книг Д. Роулинг о Гарри Поттере

7

  1. Проблема нравственного выбора героя в романе Д. Роулинг «Гарри Поттер и Кубок огня»

7

Практическая часть

10

1. Результаты диагностики

10

Заключение

14

Список литературы

15

Приложения

16






Введение


Мы живем в 21 веке. Это сложный, но, безусловно, и интересный период. За последние десятилетия произошли значительные изменения в истории, в образе жизни человечества. Исторически доказано, что в эпоху перемен понимание чести, гордости, достоинства особенно важно для формирования молодого поколения. Перед человеком всегда в личной ли жизни, общественной ли стоит проблема выбора между добром и злом, или между добром и равнодушием. Причем нужно сделать этот выбор в какой-то затруднительной жизненной ситуации, когда сделать этот выбор не так-то просто, но именно от него зависит, что будет с ним в экстремальных ситуациях. Сейчас очень важно, насколько люди понимают значимость нравственных ценностей, морали в жизни, настолько и чувствуют себя ответственным за свои поступки, поэтому данная проблема, безусловно, актуальна. Именно поэтому меня она и заинтересовала.

Где же искать ответы? Конечно, в художественной литературе. Ситуация выбора является едва ли не самой распространённой в литературе разных стран и эпох. Тяжкий выбор Гамлета. Мучительные колебания Катерины Кабановой на берегу Волги. Выбор Евгения Онегина перед дуэлью с Ленским… Решение подобных ситуаций вслед за героями произведений даёт богатый материал для размышлений и выработки собственной нравственной позиции.

Объектом нашего исследования стал роман Д. Роулинг «Гарри Поттер и Кубок Огня», а предметом - нравственный выбор главного героя в различных жизненных ситуациях.

Цель нашего исследования: проанализировать, как раскрывается проблема нравственного выбора в романе Д. Роулинг «Гарри Поттер и Кубок Огня»

Исходя из цели, сформулированы следующие задачи:

  1. Познакомиться с содержанием романа;

  2. Изучить проблему нравственного выбора в литературе;

  3. Выявить проблему нравственного выбора Гарри Поттера в романе Джоан Роулинг «Гарри Поттер и Кубок Огня»;

  4. Практическим путем выяснить, сталкиваются ли мои сверстники с нравственным выбором в жизни и какие решения они принимают в той или иной ситуации.

Приступая к исследованию, мы выдвинули гипотезу: герой романа, Гарри Поттер попадает в такие ситуации, когда ему нужно совершить нравственный выбор; в этих ситуациях он поступает как положительный герой.

Для эффективной работы мы будем применять следующие методы исследования: работа с текстом художественного произведения, поиск и обработка информации, найденной в сети Интернет, анкетирование, обобщение.

Теоретическая значимость исследовательской работы заключается в том, что я изучил проблему нравственного выбора как в целом в литературе, так и на примере конкретного героя художественного произведения, поэтому в дальнейшем я смогу анализировать на уроках произведения, связанные с данной проблемой. Практическая значимость в том, что результаты исследования могут быть использованы обучающимися и педагогами на уроках литературы или при подготовке к экзамену.

Этапы работы над проектом:

Этапы работы

Задачи

Срок выполнения

Выбор темы исследования

1.Выбрать проблему, представляющую научный, общественный и личный интерес.

2.Определить предмет и объект исследования.

3.Сформулировать название работы.

4.Сформулировать цель, задачи и гипотезу исследования

5.Выбрать методы исследования.

6.Составить план исследования.

Сентябрь - октябрь

Изучение литературы

1.Составить список источников по теме.

2.Изучить и законспектировать выбранную литературу, материалы сети Интернет.

3.Дать определения теоретическим понятиям по проблеме исследования.

4.Написать черновой вариант теоретической части работы, согласовать его с руководителем.

5.Исправить и отредактировать теоретическую часть после проверки.

ноябрь-декабрь

Исследование выбранной проблемы

1.Собрать необходимые данные для проведения исследования.

2.Подготовить материалы (инструментарий) необходимые для исследования.

3.Провести исследование.

4.Обобщить результаты исследования, сделать выводы.

5. Написать практическую часть работы, согласовать её с руководителем.

5.Исправить и отредактировать практическую часть после проверки.

январь - февраль

Работа над заключением

1.Оценить полученные результаты, сделать выводы.

2.Создать связный текст заключительной части.

3.Отредактировать его после проверки руководителем.

февраль - март

Оформление приложений

1.Оформить приложения.

2.Определить их очередность в работе.

март

Работа над введением

1.Дать анализ актуальности проведенного исследования.

2.Указать теоретическую и практическую значимость работы.

3.Создать связный текст вступительной части.

4.Отредактировать его после проверки руководителем.

март

Оформление чистовика

1.Оформить чистовик работы в соответствии с существующими требованиями.

апрель-май

Подготовка презентации проекта

1.Выбрать форму презентации работы.

2.Подготовить защитное слово.

май




Основная часть


  1. Проблема нравственного выбора в литературе


Нравственность – это свод правил поведения, который отвечает на вопрос: что хорошо, а что плохо; что добро, а что зло. В основу этих правил входят ценности, которые данный человек считает важными и необходимыми. Например, жизнь человека, счастье, семья, любовь, друзья и другие. В зависимости от того, какие ценности выбирает человек для себя, определяется какими будут его поступки – нравственными или безнравственными. Значит нравственность – это самостоятельный выбор человека.

Нравственный выбор – это осознанно принятое человеком решение, это ответ на вопрос "Как поступить?": пройти мимо или помочь, обмануть или сказать правду, поддаться искушению или устоять. Делая нравственный выбор, человек руководствуется совестью, моралью, собственными представлениями о жизни. Проблема выбора относится к вечным темам, которые всегда волнуют людей.

Вечные темы – это традиционные, неисчерпаемые проблемы, всегда актуальные в любом обществе, которые можно по-разному интерпретировать в разные времена. К ряду вечных проблем относятся противостояние добра и зла, света и тьмы, конфликт разума и чувства (или долга и чувства), вопрос смысла жизни человека и многие другие. В один ряд с этими вопросами можно поставить и проблему выбора.

Проблема выбора возникает перед нами ежедневно. Она является неотъемлемой частью нашего существования. Каждый человек на протяжении своей жизни делает огромное количество различных выборов. Часть из них он делает, даже не осознавая этого. Другие же решения оказываются настолько тяжелыми, что порой человек не может поступить правильно.

Литература отразила и тот, и другой тип выбора, однако именно второй часто становится двигателем сюжета, основой конфликта, отражённого в произведении. Многие литературные герои стоят перед выбором. Они выбирают между разумом и чувством, честью и бесчестием, местью и великодушием, состраданием и равнодушием. Герои, оказавшись в тяжелой ситуации, выбирают между тем, что правильно, и тем, что легко. Нравственный выбор – это необходимость принять ту или иную позицию в конкретной жизненной ситуации.

Проблема нравственных исканий человека корнями уходит в фольклор. Она связана с такими понятиями как: честь, совесть, достоинство, патриотизм, доблесть, честность, милосердие и т.д. Еще с давних времен все эти качества ценились человеком, они помогали ему в сложных жизненных ситуациях с выбором. Нам известны такие пословицы как: «В ком честь, в том и правда», «Без корня и травинка не растет», «Человек без Родины – соловей без песни», «Береги честь смолоду, а платье снову». Интереснейшими источниками, на которые опирается современная литература, являются сказки, былины, рассказы, повести и т.д. Писатели часто создают на страницах своих произведений условия, которые позволяют им понаблюдать за действиями персонажа и продемонстрировать читателям последствия правильно и неправильно сделанного выбора. Иными словами, проблему нравственного выбора можно найти на страницах практически любого литературного произведения, нужно только вглядеться.


  1. Особенности цикла книг Д. Роулинг о Гарри Поттере


Джоан Роулинг родилась 31 июля 1965 года в Британии. Известная писательница, сценаристка. Кинопродюсер. Наибольшая популярность пришла к ней после написания серии романов о Гарри Поттере. Роулинг работала научной сотрудницей и секретарем – переводчиком. Во время поездки на поезде в 1990 году Джоан Роулинг пришла в голову идея написать роман о мальчике – волшебнике. Книги о Гарри Поттере получили несколько наград и были проданы в количестве более 500 миллионов экземпляров. Роман состоит из семи книг: «Гарри Поттер и философский камень», «Гарри Поттер и Тайная комната», «Гарри Поттер и узник Азкабана», «Гарри Поттер и Кубок Огня», «Гарри Поттер и орден Феникса», «Гарри Поттер и принц – полукровка», «Гарри Поттер и дары смерти». Книга «Гарри Поттер и Кубок Огня» является четвертой книгой о Гарри Поттере и была опубликована 8 июля 2000 года. Это одна из самых напряженных и драматичных книг. В ней впервые описана смерть персонажа.


  1. Проблема нравственного выбора героя в романе Д. Роулинг «Гарри Поттер и Кубок огня»


Проанализировав текст романа, я выявил несколько ситуаций, когда главный герой Гарри попадает в ситуацию нравственного выбора. Что же он выбирает? Какие моральные качества проявляет?

Трусость или смелость? На мой взгляд, первая ситуация выбора произошла, когда Гарри Поттер против своей воли попадает на Турнир Трех Волшебников. В Хогвартс прибыли ученики школ Шармбатон и Дурмстранг. Директор объявил, что желающие участвовать в Турнире должны написать своё имя на бумаге и опустить её в специальный Кубок огня. Кубок сам выбирал участников Турнира. Чтобы ученики младше семнадцати лет не смогли участвовать, вокруг Кубка начертили запретную линию. Когда обитатели Хогвартса собрались в Большом зале, чтобы узнать имена трёх чемпионов, Кубок огня по непонятным никому причинам вдруг выбросил ещё одно имя – имя Гарри Поттера. Это было абсолютно против правил: во-первых, участников всегда было три, во-вторых, ученики младше семнадцати не могли участвовать. Гарри вынужден сделать непростой выбор: с риском для жизни стать участником Турнира Трех Волшебников или отказаться от участия и стать трусом в глазах остальных учеников. Причем даже согласие на участие делало Гарри обманщиком в глазах ребят: так как его имя в Кубке могло появиться только обманом. Несмотря на то что герою очень страшно, и он не понимает, что же произошло, Гарри решил участвовать в турнире. Этим решением он показал свою смелость, ведь не каждый пойдет без подготовки бороться против участников, которые старше и опытнее тебя.

Справедливость или победа любой ценой? Вторая ситуация, где герой совершает выбор – помощь сопернику, Седрику Диггори. По стечению обстоятельств Гарри узнает, что драконы— это первое испытание на Турнире и что все, кроме Седрика, об этом знают. На арене страшный дракон охраняет яйцо с подсказкой для второго испытания, задача участника - добыть это яйцо. И вновь Гарри приходиться сделать выбор: либо рассказать Седрику о драконах и соревноваться в равных условиях, либо скрыть это от него и повысить свои шансы на победу. Герой решает рассказать все Седрику, помочь другу, чтобы все были в равных условиях.

Сострадание или победа? Третья ситуация выбора – это третье испытание на Турнире. Нежно было спасти одного друга, помещенного на дне очень глубокого и кишащего опасными тварями озера. Гарри съел жаборосли, преодолевая все опасности, нашёл под водой нужное место и увидел, что к каменной статуе привязаны четыре человека: Рон, Гермиона, подруга Седрика и сестра Флёр. Гарри освободил Рона, Седрик забрал свою подругу, а потом и Крам приплыл за Гермионой, но Флёр нигде не было, и её сестру никто не спасал. Перед Гарри встал выбор: спасти только Рона и стать победителем второго испытания или спасти бедную девушку, проявив сострадание и благородство, но проиграть. Поттер опять делает правильный, на мой взгляд, выбор, спасая Рона и сестру Флер Делакур.

Дружба или победа? Еще одна ситуация, где Гарри должен был выбирать. Для третьего задания перед стадионом высадили высокую живую изгородь, представляющую лабиринт. По свистку Гарри и Седрик первыми устремились в лабиринт. С помощью палочки Поттер продвигался внутрь лабиринта, избегая всяческих препятствий. Вскоре Гарри увидел Кубок, но тут же на тропинку выскочил Седрик. Они наперегонки побежали к Кубку. Дигорри был быстрее, но, когда он почти добежал, на него напал монстр. Гарри мог воспользоваться ситуацией, взять Кубок и стать победителем, но подросток выбирает другой путь: отгоняет заклинанием монстра и предлагает Седрику вместе взять Кубок. Оказавшись перед очередным выбором (либо спасти Седрика и отдать ему заслуженную победу, либо оставить друга в беде и стать победителем в Турнире Трех Волшебников), Гарри выбирает дружбу и решает спасти Седрика.

Таким образом, можно сделать вывод, что герой романа Д. Роулинг Гарри Поттер, оказываясь в ситуациях нравственного выбора поступает правильно с точки зрения морали и человечности. Выбор героя не всегда лёгкий, но всегда верный. Он осознанно проявляет смелость, справедливость, сострадание, а дружбу ставит превыше всего. Эти поступки позволяют нам назвать его положительным героем.




Практическая часть


  1. Результаты диагностики


Нами было проведено исследование по изучению нравственного выбора подростков с использованием следующих диагностик: диагностика нравственной самооценки (Л.Н. Колмогорцева), диагностика отношения к жизненным ценностям (НИИ возрастной психологии) и диагностика нравственной мотивации (Л.Н. Колмогорцева) (Приложение 1). В исследовании участвовало 25 человек, учащихся 7 классов (12-14 лет).

С помощью методики диагностики нравственной самооценки выявлено, что у 14 % участников диагностики высокий уровень нравственной самооценки, средний уровень – у 67%, ниже среднего уровень – 19%, низкий уровень – 0%.

На основании полученных данных была построена диаграмма:

Рисунок 1


Известно, что система ценностей подростков отличается от системы ценностей взрослого человека. Жизненные ценности формируют наше поведение, наши отношения, решения. Каждый человек должен для себя определить, а что же для него является ценным в этой жизни?

Методика диагностики отношений к жизненным ценностям показала следующие результаты: у 19% опрошенных высокий уровень отношения к жизненным ценностям, средний уровень – 62%, ниже среднего уровень – 9%, низкий уровень – 10%.

На основании полученных данных была построена диаграмма.

Рисунок 2


Исходя из результата исследования, наиболее значимыми ценностями для учащихся 7 классов являются: быть человеком, которого любят; важно здоровье родителей; иметь верного друга; уметь сочувствовать и помогать другим людям; иметь доброе сердце.

Наименее важными для подростков являются: иметь возможность многими командовать; иметь много денег; иметь самый современный компьютер; иметь много слуг и ими распоряжаться; иметь то, что у других никогда не будет.

С помощью методики диагностика нравственной мотивации выявлено, что у 14% диагностируемых высокий уровень нравственной мотивации, средний уровень – 57%, низкий уровень – 29%.

На основании полученных данных была построена диаграмма:



Рисунок 3


Таким образом, полученные результаты исследования уровня нравственного развития подростков показали преобладание среднего уровня: нравственной самооценки (67%), отношения к жизненным ценностям (62%), нравственной мотивации (57%).

Стоит заметить, что у большинства учащихся уровень нравственной мотивации средний (57%) или низкий (29%). Такие показатели свидетельствуют о том, что для подростков с низким уровнем нравственной мотивации характерно негативное отношение к соответствующим нравственным качествам, – чувство долга, ответственность за свои поступки, забота об окружающих. Скорее всего, они затруднятся быстро, не раздумывая сделать нравственный выбор, оказавшись в сложной жизненной ситуации, большинству понадобится время.

Примерно равное количество учащихся имеют высокий уровень, 14% нравственной самооценки, 19% отношения к жизненным ценностям, 14% уровень нравственной мотивации. Возможно, это связано с тем, что подростки знают, что значат такие моральные понятия, как добро, зло, совесть, долг и т.д., но относительно себя их не очень-то хотят применять. Они считают, что все им всё должны и обязаны, а они никому ничего. Это их должны любить, уважать, относиться к ним справедливо.

Подводя итог, стоит отметить, что нравственность подростка - это единство его сознания, моральных качеств, навыков и привычек поведения, связанных с реальным соблюдением норм, правил и требований морали.

Уровень нравственного развития включает в себя следующие моменты: способность справляться с ежедневными трудностями и серьезными кризисами; предвидение хода действия и реакций на поступки окружающих; преодоление препятствий, активизируя разнообразные стратегии поведения; развитие социальных навыков и расширение знаний об основах безопасной жизнедеятельности.

Одним из способов развития собственных нравственных качеств, способности к нравственному выбору является чтение хороших книг, где герои поступают правильно, совершают нравственный выбор тем самым давая нам пример для подражания.



Заключение


Проблема нравственного выбора подростков в наше время очень важна, так как от молодого поколения зависит, каким будет через несколько лет общество.

Приступая к исследованию, мы поставили цель: проанализировать, как раскрывается проблема нравственного выбора в романе Д. Роулинг «Гарри Поттер и Кубок Огня», и выдвинули гипотезу: герой романа, Гарри Поттер попадает в такие ситуации, когда ему нужно совершить нравственный выбор; в этих ситуациях он поступает как положительный герой. Для начала мы проанализировали, что такое нравственный выбор, как он раскрывается в литературе, а потом изучили роман Д. Роулинг «Гарри Поттер и Кубок Огня».

Проведенный анализ позволил нам сделать вывод, что герой романа Гарри Поттер, оказываясь в ситуациях нравственного выбора поступает правильно с точки зрения морали и человечности. Выбор героя не всегда лёгкий, но всегда верный. Он осознанно проявляет смелость, справедливость, сострадание, а дружбу ставит превыше всего. Эти поступки позволяют нам назвать его положительным героем. Таким образом, можно сделать вывод, что цель достигнута, выдвинутая гипотеза подтверждена.

Мы решили углубить исследование и посмотреть, какие нравственные установки имеются у современных подростков. Во всех трех проведенных диагностиках преобладает средний уровень нравственной позиции. На наш взгляд, это может быть связано с тем, что подростки знают, что значат такие моральные понятия, как добро, зло, совесть, долг, но относятся к этим качествам как к внешним по отношении к себе, т.е. относительно себя не хотят их применять. Пока преобладает такая позиция, что все обязаны именно им.

Проведенное исследование имеет большую практическую значимость. Полученные навыки в дальнейшем позволят мне глубже анализировать художественные произведения, давать оценку героям, ну и конечно же помогут в собственном нравственном выборе, если я перед таковым окажусь.






Список литературы


  1. Джоан Роулинг «Гарри Поттер и Кубок Огня» ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС» 2002 г.

  2. Галинская И. Л. «Исторические и литературные источники романов о Гарри Поттере» Издательство «ИНИОН РАН», 2007 г.

  3. Коган, И.М. Психология нравственного воспитания // Слово. Образовательный портал: Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru

  4. http://www.io.nios.ru/articles2/51/6/diagnostika-urovnya-nravstvennogo-razvitiya-podrostkov Сайт Потаповой Розы Юрьевны, педагога-психолога



Приложение 1


Диагностика нравственной самооценки (Л.Н. Колмогорцева)

Инструкция.

В таблице 10 высказываний. Внимательно прочитайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ним согласны (насколько оно про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ответ в 4 балла; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3 балла; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2 балла; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1 балл. Обведите тот балл, на который вы оценили прочитанное высказывание».



полностью

согласен

больше согласен, чем не согласен

немножко согласен

совсем не согласен

1

Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми

4

3

2

1

2

Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду

4

3

2

1

3

Я считаю, что можно быть несдержанным с некоторыми взрослыми

4

3

2

1

4

Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку

4

3

2

1

5

Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей

4

3

2

1

6

Я думаю, что можно выругаться на несправедливое замечание в мой адрес

4

3

2

1

7

Если кого – то в классе дразнят, то я его тоже дразню

4

3

2

1

8

Мне приятно доставлять людям радость

4

3

2

1

9

Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки

4

3

2

1

10

Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы

4

3

2


Обработка результатов:

Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом: ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла - 2 единицы, в 2 балла - 3 единицы, в 1 балл - 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла - это 4 единицы, 3 балла - 3 единицы и т. д.

Интерпретация результатов:

От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.

От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже

среднего.

От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.



Приложение 2


Диагностика отношения к жизненным ценностям (НИИ возрастной психологии)

Инструкция.

Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5-ть. Обведите те, которые бы вы выбрали.


Список желаний:

  1. Быть человеком, которого любят

  2. Иметь много денег

  3. Иметь самый современный компьютер

  4. Иметь верного друга

  5. Мне важно здоровье родителей

  6. Иметь возможность многими командовать

  7. Иметь много слуг и ими распоряжаться

  8. Иметь доброе сердце

  9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям

  10. Иметь то, чего у других никогда не будет


Интерпретация:

  • Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.

  • Пять положительных ответов - высокий уровень.

  • 4-е, 3-и - средний уровень.

  • 2-а - ниже среднего уровня.

  • 0-1 - низкий уровень.




Приложение 3

Диагностика нравственной мотивации (Л.Н. Колмогорцева)

Инструкция.

Прочитайте вопросы. Выберите один подходящий, на ваш взгляд, ответ.


Вопросы:

  1. Если кто-то плачет, то я…

А) Пытаюсь ему помочь.

Б) Думаю о том, что могло произойти.

В) Не обращаю внимания.

  1. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7 и говорит, что у него нет такой игры.

А) Я скажу ему, чтобы он не приставал.

Б) Отвечу, что не могу ему помочь.

В) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.

Г) Пообещаю, что он может прийти с другом и поиграть.

  1. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.

А) Я не обращу внимания.

Б) Скажу, что он размазня.

В) Объясню, что нет ничего страшного.

Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.

  1. Ваш одноклассник на вас обиделся. Как вы отреагируете?

А) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.

Б) Обижусь в ответ.

В) Докажу ему, что он не прав.



Обработка результатов:

Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.

Далее подсчитываем сумму положительных ответов, данных учеником.

  • 4 бала - высокий уровень

  • 2, 3 бала - средний уровень

  • 0, 1 бал - низкий уровень