Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №15
Исследовательский проект по теме:
Сплав по пути железных караванов Демидовых
Исполнитель:
Красильников Аркадий,
Ученик 4 класса МАОУ СОШ №15
Руководитель проекта:
Николаева Светлана Евгеньевна
Учитель начальных классов МАОУ СОШ №15
п.Карпушиха
2024г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………1
Глава I. Теоретическая часть……………………………………………………
Географическое положение…………………………………………. 2
История реки Чусовая………………………………………………. 3
Главная транспортная артерия Урала………………………………. 4
Интересные факты и достопримечательности Чусовой…………… 5
Глава II. Практическая часть…………………………………………………….
2.1 Сплав по пути железных караванов Демидовых
Пристань Усть-Утка………………………………………………… 7
Памятник Демидову………………………………………………….
Урочище Кашка……………………………………………………. 8
Камень Дождевой…………………………………………………...
Камень Омутной…………………………………………………….
Камень Дыроватый………………………………………………….
Камень Олений……………………………………………………… 9
Заключение ……………………………………………………………………. 10
Список литературы……………………………………………………………….
Приложения……………………………………………………………………….
Введение
«Река Чусовая, вероятно, будет в непродолжительном времени служить одним из любимых мест для русских туристов, ученых, художников… Грядущий турист отдохнет в горах и лесах, художник найдет обильный материал для своих альбомов, ученый, без сомнения, встретит много интересного по части геологии, ботаники и этнографии в обширном смысле слова».
(Д. Н. Мамин-Сибиряк)
Я ежегодно участвую в летних сплавах по реке Чусовая. С раннего возраста родители меня брали с собой. Когда я подрос меня заинтересовали названия скал. Где берет свое начало река и куда впадает?
Цель: Изучить историческую значимость реки Чусовая
Задачи: Рассмотреть карту и построить водный маршрут.
Узнать о достопримечательностях по маршруту Усть-Утка –Еква
Представить фотоальбом для рассказа одноклассникам
Гипотеза: изучение значимости реки Чусовая, будет способствовать пониманию истории России
Река сыграла огромную роль в освоении Среднего Урала.
Географическое положение
Река Чусовая изящно протянулась по Среднему Уралу, словно расшитый серебряной нитью узор. На нее как на некую ось нанизаны многочисленные исторические вехи и события, связанные с освоением Урала. Сегодня она получила широкую известность благодаря своим уникальным природным ландшафтам с удивительными скальными образованиями, а также ввиду того, что это единственная река в мире, которая течёт сразу по двум частям света — Европе и Азии.
Река считается одной из самых крупных на Среднем Урале, она фактически пересекает его, протекая сразу по трём регионам: Челябинской, Свердловской области и Пермскому краю. Большая часть приходится на Свердловскую область (377 из 592 км).
Длина
592 км
Исток
Чусовая берёт начало в двух местах. Одна её часть вытекает из Большого Чусовского озера в Челябинской области (именно её официально принято считать истоком), другая — образуется из горных вод Уфалейского хребта (кряжа), расположенного в Южной части Среднего Урала.
Устье
Если с истоком реки всё несколько запутанно, то с определением устья никаких проблем не возникает. Впадает она в Чусовской залив Камского водохранилища, которое расположено недалеко от города Пермь. Именно поэтому Чусовая считается левым притоком Камы.
Крупные притоки
Сколько всего притоков Чусовой с точностью сказать невозможно. Некоторые из них со временем исчезают, но появляются другие. На сегодняшний день, ураловеды могут назвать только приблизительные цифры, а именно — 150–175. Однако самые крупные артерии, впадающие в реку, питают её своими водами многие десятилетия.
Сылва
Самый крупный приток Чусовой. Название образовалось от двух коми-пермяцких слов: «сыл» — талый и «ва» — вода. Берёт начало в Шалинском районе Свердловской области и мало чем уступает знаменитой водной артерии Среднего Урала, ведь её длина — 493 километра. Впадает в Чусовую недалеко от Перми, слева.
Усьва
Второй по протяжённости приток Чусовой, впадает в неё справа, недалеко от города Чусовой. Длина — 266 км. С коми-пермяцкого название переводится как «падающая вода» («усьны» — «падать» и «ва» — «вода»). Река знаменита своими «столбами», так местные жители называют причудливые образование скал по её берегам. Усьва достаточно известна далеко за пределами Пермского края благодаря своему удивительному береговому ландшафту и упоминанию в литературных произведениях.
Койва
Третий по величине приток Чусовой. Протяжённость — 180 км, впадает справа в 66 км от её устья — в черте п. Усть-Койва. В переводе с коми-пермяцкого название реки звучит как «брызжущая вода» («кой» — «брызги», «ва» — «вода»). Река славится живописными берегами и отличной рыбалкой.
Чусовая привлекала внимание людей на протяжении многих веков. Ее берега стали свидетелями значительных археологических открытий, обнаружив многочисленные стоянки древних людей, живших в период неолита и бронзового века. Но даже сегодня можно сказать, что знаменательные открытия в ее истории еще впереди, ведь множество ее участков остаются недостаточно изученными археологами.
История реки Чусовая.
Живая легенда русской истории — Чусовая — играла невероятно значимую роль в исследовании этих земель русскими. Еще в далеком 1396 году летописцы упомянули её под именем Чусва. Чусовую назвали коми-пермяки. «Чус» — быстрая и «ва» — вода, т.е. «чусва» — «быстрая вода».
Доподлинно не известно, когда на реке появились первые люди. Первое документальное упоминание Чусовой датируется 1396 годом (Новгородские летописи). Однако, в одной из пещер, коих множество в прибрежных скальных образованиях, учёные обнаружили человеческие останки возрастом около 10 тыс. лет.
В средневековье тут обитали различные народы: башкиры, манси и коми-пермяки. Они промышляли охотой, ловили рыбу.
Река сыграла огромную роль в освоении Среднего Урала. Именно по ней прошла знаменитая экспедиция Ермака, которая закончилась покорением Сибири. В XVIII веке Чусовая стала важной транспортной артерией, по которой уральский металл доставлялся не только в западные районы России, но и в государства Европы.
В середине XVI века (согласно официальной версии истории) Урал полностью перешёл под контроль государства Российского. Поворотной точкой считается взятие столицы Казанского царства войском Ивана IV (Грозного). Однако, новые территории еще предстояло освоить и интегрировать в единое пространство. Важнейшую роль в этом процессе сыграли помещики Строгановы, которые, в то время, были на хорошем счету у русского государя. Уже 25 марта 1568 года (спустя всего 12 лет после присоединения Урала) Якову Строгонову была пожалована царская грамота, которая отдавала во владения этой семьи весь бассейн реки Чусовой и позволяла: «варницы и дворы ставить по обе стороны Чусовые реки, по речкам и по озерам и до вершин…».
Этот период принято считать началом освоения Урала, в котором Чусовая сыграла наиважнейшую роль. Так, именно у Строгановых Ермак получал припасы и именно вверх по Чусовой двигался на своих стругах, чтобы затем попасть в ее приток Серебряную.
Впоследствии к освоению Урала присоединилась и другая влиятельная династия промышленников — а именно Демидовых. Им были отданы земели за Уралом и в верховьях Чусовой, а граница владений двух влиятельных династий проходила по реке Межевая Утка (что ясно из ее названия).
Главная транспортная артерия Урала
Практически все заводы Урала были основаны либо Демидовыми, либо Строгановыми, а на базе этих заводов возникали рабочие поселки, а затем — города, многие из которых стали крупными промышленными центрами и процветают по сей день. Река же стала главной транспортной артерией связывающей Урал и остальную часть России. Гунны, старая Русь и Строгановы, петровская Россия и Демидовы. А еще здесь проходила самая главная дорога России начала XVIII века – путь железных караванов. Пристань в Усть-Утке была построена в 1760-е – 1770-е годы и сразу стала крупнейшей частной пристанью на Чусовой. Рядом с руслом Межевой Утки была создана сухая гавань, в которой в межсезонье строили барки. Весной шлюз в сухую гавань открывали, и барки через «мокрую гавань» выходили в Чусовую. Для наполнения Межевой Утки водой в Висимо-Шайтанском и Висимо-Уткинском заводах накануне выхода барок открывали шлюзы в плотинах. До обустройства сухой гавани барки строили прямо на берегу, около кромки воды, и по весне их сталкивали в реку. Этот процесс был чрезвычайно трудоёмким. Часть полубарок загружали еще в Висимо-Уткинском заводе (там имелась небольшая пристань ниже заводской плотины) грузами весом до трех-четырех тысяч пудов (50-60 тонн) для провода по реке Межевой Утке. В Усть-Утке их догружали до 100-150 тонн, либо перегружали продукцию в более крупные барки грузоподъёмностью до 200 тонн. Таким образом, Висимо-Уткинский завод служил своеобразным логистическим центром, до которого вёл гужевой тракт из Нижнего Тагила (а позднее – и узкоколейная железная дорога). В сезон обычно отправлялось по 60-70 барок с металлом. Рекордным стал 1865 год – тогда от Усть-Уткинской пристани отправили 119 судов почти с 15 тысячами тонн продукции демидовских заводов. С середины XIX века в устье Чусовой барки встречали пароходы, на которые перегружался металл, а пустые барки с помощью бурлаков волокли обратно (до этого барки были «одноразовыми» - их сплавляли по Каме до Волги, а дальше по Волге и по Оке барки тянули против течения бурлаками или шли на вёслах). В пути до Москвы «Железные караваны» находились около трёх месяцев – с конца апреля до конца июля.
После строительства в 1878 году Уральской горнозаводской железной дороги, соединившей Пермь, Нижний Тагил и Екатеринбург, значение водного пути по Чусовой стало постепенно падать. В начале ХХ века отправка «железных караванов» от Усть-Уткинской пристани прекратилась. «Сухие» и «мокрые» гавани, а также шлюзы до нашего времени не сохранились, однако их очертания отлично видны на космоснимках или на фото с квадрокоптера. На месте бывших гаваней до сих пор можно встретить останки лиственничных брёвен и плах.
Интересные факты и достопримечательности Чусовой
Скалы-гребни
«Главную красоту чусовских берегов составляют скалы, которые с небольшими промежутками тянутся сплошным утесистым гребнем. Некоторые из них совершенно отвесно подымаются вверх сажен на шестьдесят, точно колоссальные стены какого-то гигантского средневекового города; иногда такая стена тянется по берегу на несколько верст…»
(Д. Мамин-Сибиряк «Бойцы»)
Сегодня, большинство из этих скал-камней охраняются государством и имеют статус природного памятника.
Самые опасные скалы вдоль берегов Чусовой получили название «бойцы» — этим они обязаны сплавщикам, которые вели баржи с металлом по реке, что считалось крайне сложным и рискованным предприятием. Удачно провести караван мог только опытный сплавщик, знающие характер реки. Иные же запросто разбивались о камни, так как река во прежние времена отличалась бурным нравом и имела множество крутых поворотов — так, только за 1877 г. здесь разбились 23 баржи. Есть также статистические данные, которые указывают на то, что вплоть до 10% всех судов преодолевало реку с серьезными повреждениями — а это довольно высокий процент. Впоследствии несколько скал бойцов были даже взорваны для того, чтобы сделать судоходство по реке более безопасным.
Интересно, также что в среде сплавщиков каждый «боец» имел собственное имя.
Место рождения Никиты Демидова
Родоначальником знаменитой династии промышленников, сыгравшей важнейшую роль в истории Урала и страны в целом, считается Никита Демидов. К 1718 году все пушки, якоря и железо для нужд российского флота изготавливались на заводах Демидовых, а в 1720 г. он был возведён в личное дворянство.
В 1779 году сам Демидов приказал выдолбить в камне Писанный двухметровый крест и поставить ещё один на противоположном берегу. На кресты нанесли надпись, которая гласит:
«1724 года сентября 8 дня на сём месте родился у статского действительного советника Акинфия Никитича Демидова, что тогда был дворянином, сын Никита — статской советник и кавалер Святого Станислава. Поставлен оной крест на сём месте по желанию его 1779 года мая 31 числа».
Интересно, что первый пароход, пущенный по Чусовой в 1841 г. носил название «Никита Демидов».
Самая глубокая подводная пещера страны
Расположена на правом берегу реки, недалеко от города Чусовой в озере Голубом. Её глубина — 88 м, а максимальная длина пока неизвестна. До 1981 года пещера была исследована всего на 56 метров, но в 2017 году, драйверу В. Фёдорову посчастливилось обнаружить новый пещерный грот, и, на сегодняшний день, длина пещеры по оценкам составляет — 600 метров.
Коуровская астрономическая обсерватория
Единственная обсерватория на Урале. Расположена на берегу Чусовой в посёлке Коуровка. Была открыта в 1965 для наблюдения за искусственными спутниками Земли. Функционирует в полном режиме. Для всех желающих проводятся групповые экскурсии. В 19 веке рассматривался проект Трансуральского водного пути, включающий строительство шлюзов на Чусовой, чтобы сделать ее судоходной и открыть доступ к другим рекам. В планы входило также строительство ГЭС. Однако проект так и не был реализован, что, в конечном счете, оказалось благоприятным, поскольку позволило сохранить красоту природы и возможность туристических сплавов.
На побережье Чусовой находились вогульские деревни (Заречная и Луговая), но со временем они обрели русскую культуру и сейчас остались лишь маленькими деревушками.
Камень Разбойник был опасен для сплавщиков, о него разбивалось очень много судов, а в 1877 году такая трагедия унесла жизни сотни человек. Для обеспечения безопасности сплавов участок скалы взорвали.
Пещера Скалолазов в огромном валуне Дыроватый — уникальное место, в котором найдены тысячи артефактов времен средневековья и даже наконечники стрел.
Камень Великан — наиболее высокая скала (почти 120 метров).
Здесь же расположены камень Писаный и крест из камня, которые были установлены тут в память о Н. Демидове.
Пещера Чудесница на реке Поныш — это самая живописная и длинная пещера с уникальными образованиями внутри.
Чтобы увидеть все это вживую пора сдвинуться с места!
Сплав по пути железных караванов Демидовых Усть-Утка –Еква.
Когда я отправился на свой первый сплав, я ещё не осознавал что это такое. Мои родители увлечены сплавами очень давно к этому приучают меня. С наступлением весны папа и мама обсуждают маршрут и реку по которой пойдут на сплав. А мне милее всего река Чусовая.
Пристань в Усть-Утке была построена в 1760-е – 1770-е годы и сразу стала крупнейшей частной пристанью на Чусовой. От этой пристани начинали свой путь «Железные караваны Демидовых». Рядом с руслом Межевой Утки была создана сухая гавань, в которой в межсезонье строили барки. Весной шлюз в сухую гавань открывали, и барки через «мокрую гавань» выходили в Чусовую. До сих пор современные сплавщики используют старую пристань для начала сплава. Рядом установлен памятник «Единению России». Возле этого памятника проходят многие праздники в том числе праздничное открытие начала сезона сплавов.
Поддавшись течению реки, вам встретится небольшой камень Харёнский, стоящий на правом берегу реки. Туристы прозвали его Зелёной шапочкой, которую он напоминает благодаря елово-пихтовому лесу наверху. В лесном массиве на камне Харёнки стоит небольшая церковь, но с реки её не видно. Деревня Харёнки возникла в 1760 году. На острове посреди Чусовой поставили большой бронзовый памятник Акинфию Демидову. Заводовладелец изображён как всадник на коне, держащий в руке карту и оглядывающий просторы. Правда, большинству туристов памятник напоминает скорее Петра I, чем Демидова. На высоком пьедестале памятника из серого гранита надпись: «Акинфию Демидову — благодарные потомки». За островом Харёнским, на левом берегу реки, скрывается небольшой камень Кривуша. Обычно туристы движутся по правой протоке, и этот камень даже не замечают. Однако в прошлом барки шли слева. Река после Харёнок становится глубже.
Урочище Кашка находится на левом берегу реки Чусовой. На языке манси «коша, каша» означало «длинный», «я» — «река», т.е. «длинная река». В 1722 году реку Кашку запрудили, построили пильную мельницу. Возникла Кашкинская пристань. Ежегодно отсюда отправлялось до 80 барок с железом. В 2014 году, в рамках проекта «Демидовский сплав», на левом берегу реки в черте бывшей деревни установили деревянную скульптуру, внешне напоминающую знаменитый Шигирский идол. Современные сплавщики спешат набрать воды из реки Кашка. Она чистая и очень холодная.
Главную красоту чусовских берегов составляют скалы, которые с небольшими промежутками тянутся сплошным утесистым гребнем.
Напротив бывшей деревни Кашки на правом берегу Чусовой возвышается камень Дождевой.Увлечённые прохождением Кашкинского перебора, не все туристы обращают на него внимание. Между тем, место интересное и значимое. В камне есть небольшая пещера, образовавшаяся по вертикальной трещине. У входа в пещеру найдено захоронение. Это был шаман и женщина его помощница или жена. Возраст находки 6,5 тысяч лет Реконструкцию и некоторые предметы с этого захоронения можно увидеть в Музее истории и археологии Урала в Екатеринбурге.
Ниже по течению начинаются самые красивые скалы на этом участке реки Чусовой.
Омутной - Это один из самых известных и красивых камней реки Чусовой. Он стоит на правом берегу реки. Словно упираясь в скалы, Чусовая делает поворот на 180 градусов. Своё название камень получил по расположенному тут омуту. Во времена сплавов железных караванов было не до красот. Этим камнем начинался один из опасных для барок участков. На Омутном устанавливали заплыви для смягчения удара в случае столкновения. По свидетельству инженера Владимира Лохтина, в прошлом перед Омутным около берега выступали острые каменные рёбра, о которые иногда повреждались барки. В 1878 году они были взорваны. На камень можно подняться по тропе, начинающейся от реки и уходящей вверх по крутому склону. Высота камня достигает 70 метров. Сверху открывается красивейший вид на реку Чусовую и её окрестности. Напротив камня весь летний сезон действует постоянный палаточный лагерь. Десятки палаток аккуратненько выстроены в несколько рядов. На Омутном и напротив него почти всегда многолюдно и шумно от обилия туристов.
Камень Дыроватый стоит на левом берегу на излучине реки, вытянувшись примерно на километр. Чусовая плавно поворачивает направо, и из-за поворота показываются всё новые и новые скальные выходы. Высота скал достигает 80 метров. Именно здесь находится пещера Туристов с длиной ходов 80 метров. С реки её не видно. Ниже по течению Чусовой показывается основной скальный массив высотой 60 метров. Почти в центре темнеет пещера Скалолазов. Как выяснили учёные, это место было межплеменным святилищем на протяжении долгих 10 тысяч лет. С древними каменными наконечниками стрел соседствовала свинцовая картечь времен средневековья. Всего найдено более 25 тысяч артефактов! Часть находок с камня Дыроватого (около 7 тысяч наконечников стрел) хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Святилище Дыроватого камня не имеет аналогов в России. Его относят к святилищам с культом промысловой магии. Дыроватый камень — геологический и археологический памятник природы.
Следующий камень — Олений — стоит на правом берегу Чусовой. Отвесные скалы, сложенные светлыми известняками, взметнулись на 70 метров вверх. По распространенной легенде, в давние времена с вершины камня сбросился олень, загнанный сюда охотниками. От этого и произошло название камня. В 2011 году на вершине камня установили каменный крест в память о цесаревиче Алексее Романове. В 2016 году на камне случился сильный пожар. Из-за неосторожности туристов огонь уничтожил ценные участки редкой растительности и столетние деревья. Печальное зрелище! Между тем, камень Олений — геологический и ботанический памятник природы.
И вот после нескольких километров вниз по реке нас встречает Ёква. Деревушка, о которой писал в своих очерках Мамин-Сибиряк, называя её Иоквой. «Маленькие деревнюшки вроде Иоквы… издали представляются кучкой домиков, которые разбрелись по берегу без всякого плана и порядка». И совершенно уникальный вид на Чусовую, где прибрежные невысокие останцы напоминают людей-хранителей здешних мест.
После строительства в 1878 году Уральской горнозаводской железной дороги, соединившей Пермь, Нижний Тагил и Екатеринбург, значение водного пути по Чусовой стало постепенно падать. В начале ХХ века отправка «железных караванов» от Усть-Уткинской пристани прекратилась.
Путь сплавщиков продолжается, до Кына(Пермский край), но я там еще не был. В планах конечно есть побывать там. Фото из архива родителей я видел, и очень хочу изучить достопримечательности на пути железного каравана и далее.
Заключение
Изучая исторически значимую роль реки Чусовая, я узнал, как доставлялось железо из Сибири в Москву. Узнал биографию рода Демидовых и Строгоновых и какую роль они сыграли в походе Ермака. Этот проект помог мне в изучении истории России в рамках предмета окружающий мир.
"Тот, кто не знает прошлого, не знает ни настоящего, ни будущего, ни самого себя", — сказал французский мыслитель Вольтер еще в начале восемнадцатого века. Его современник и наш соотечественник Михаил Ломоносов отметил, чуть перепев француза, "Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего".
Когда-то, очень давно, природа сделала человечеству бесценный подарок — создала Чусовую. Многие века река служила ему верой и правдой: радовала взор, помогала в нелёгких делах по добыче и перевозке полезных ископаемых. Сегодня все мы должны понимать, что наш долг — сохранить это чудо и жемчужину Урала для потомков. Начало этому уже положено — в 2004 году был создан природный парк «Река Чусовая», проводились активные работы, в том числе с участием волонтеров, по очистке русла и берегов от мусора.
Природа Урала очень красива и сохранить ее это наше общее дело!
Список литературы
https://uraloved.ru/ust-utka?ysclid=ltyonp3aem806867252
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%81%D1%82%D1%8C-%D0%A3%D1%82%D0%BA%D0%B0
https://welcometoural.ru/what-to-do/attractions/demidovskaya-pristan?ysclid=ltyopfw0r143704739
https://rekachusovaya.ru/publikacii/demidovskaya-pristan/
https://derevni-sela.ru/proj/archives/besedy-ob-istorii-ust-utki-ch-1-pristan/