Исследовательский проект
«Влияние режима дня на младшего школьника для поддержания здоровья и работоспособности»
Здоровье сберегающее направление.
Введение
Режим дня – неотъемлемая часть здорового образа жизни. Режим дня должен включать строгое чередование труда и отдыха. Естественно, каждый сам выбирает себе тот или иной распорядок, наиболее удобный для него в зависимости от характера своей работы, бытовых условий, привычек и склонностей. Говоря о распорядке дня, не следует иметь в виду строгие графики с поминутно рассчитанным временем для каждого дела на каждый день, однако он может служить ориентиром для проведения будничных и выходных дней, что позволит более рационально распределить нагрузку на организм.
Проблемой исследования является повышение уровня работоспособности обучающихся, сохранение их здоровья через соблюдение распорядка дня.
Цель исследования: выяснить значение режима дня на младшего школьника для поддержания здоровья и работоспособности.
Объект исследования: обучающиеся начальных классов.
Предмет исследования: здоровье учащегося начальных классов.
Гипотеза: Если будет правильно организован распорядок дня учащегося в семье и школе, то пропуски уроков по болезни школьника снизятся, а также, следовательно, уровень работоспособности ребенка будет выше.
Задачи:
Узнать из литературы значимость соблюдения режима дня;
Выявить влияние режима дня на здоровье и работоспособность младших школьников в ходе анкетирования и наблюдения;
Проанализировать и обобщить результаты анкетирования, сделать выводы;
Предложить практические рекомендации по составлению режима дня учеников.
Методы научного познания:
Теоретические методы: теоретический анализ.
Эмпирические методы: анкетирование, наблюдение.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Значимость соблюдения режима дня младшими школьниками.
Режим – это установленный порядок чего-либо, распорядок жизни или занятий.
Режим дня детей — это порядок чередования различных видов деятельности и отдыха в течение суток.
Благодаря соблюдению режима дня повышается работоспособность организма, возрастает способность организма противостоять различным инфекциям, стабилизируется психическое и физическое развитие ребенка, режим дня дисциплинирует и предохраняет нервную систему от переутомления.
Следить за правильной организацией режима дня школьников должны сами родители, но и учитель не должен оставаться в стороне. В школе во время занятий и в группе продленного дня уроки, отдых, приём пищи, прогулка, выполнение домашних заданий, занятия в кружках регламентированы. Дома родителям необходимо вместе с ребенком составить и записать режим дня на будни и выходные дни и стараться придерживаться его.
Таким образом соблюдение режима дня укрепляет здоровье и создаёт все условия для достижения отличных результатов в учёбе.
Нужно отметить, что режим дня младшего школьника должен быть построен с учетом его возрастных и функциональных возможностей. Не следует забывать, что режим нужно соблюдать точно и неукоснительно, это поможет ребенку выработать определенный ритм в деятельности всех систем организма. Прием пищи в определенные часы обеспечит хороший аппетит и нормальное пищеварение. Соблюдение одного и того же времени отхода ко сну поможет быстрому засыпанию и хорошему ночному отдыху ребенка. Выполнение уроков в одни и те же часы способствует лучшему приготовлению домашних заданий. Нежелательны нарушения в установленном распорядке, это может привести к расстройству выработанного ритма в деятельности организма ребенка. И самое главное: чаще хвалите ребенка за малейший успех, это поддержит в нем уверенность в своих силах.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Выявление влияния режима дня на здоровье и работоспособность младших школьников.
Было проведено анкетирование и наблюдение обучающихся 3 класса МБОУ СОШ №197, с целью выявления влияния режима дня на здоровье и работоспособность младших школьников. Выяснилось, что большая часть обучающихся соблюдает режим дня и считает его соблюдение важным.
Вопросы анкетирования:
В котором часу ты встаешь утром? Во сколько ложишься спать?
____________________________________________
Выполняешь ли ты утром физическую зарядку?
Завтракаешь ли ты перед школой?
Долго ли ты выполняешь домашнее задание?
Гуляешь ли ты на улице, перед тем как выполнить домашнее задание?
Как часто ты стараешься спланировать свой день?
Считаешь ли ты важным соблюдение режима дня
Да.
Нет.
Практические рекомендации по составлению режима дня учеников.
Проанализировав анкеты и проведя наблюдения, я заметила следующую закономерность.
Те дети, которые учатся, не очень хорошо, спать ложатся очень поздно, продолжительность сна – менее 10 часов, следовательно, по утрам тяжело встают, на уроки приходят сонными, опаздывают.
Есть и такие ребята, которые прогулки на свежем воздухе заменяют просмотром телепередач или компьютерными играми. Отсюда и проблемы с успеваемостью – переутомление, головные боли, ослабленное зрение, кислородное голодание.
Вследствие этого были разработаны памятки с примерным режимом дня для обучающихся (Приложение 1) и памятки с советами для родителей (Приложение 2), которые позволят улучить здоровье и работоспособность детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, все проведённые исследования позволили сделать вывод, что младшим школьникам важно соблюдать распорядок дня. В режиме дня школьника должно быть все точно распределено: продолжительность учебных занятий в школе и дома, прогулки, регулярность питания, сон, чередование труда и отдыха. И это не случайное требование. Когда человек соблюдает правильный режим, у него вырабатываются условные рефлексы и каждая предыдущая деятельность становится сигналом последующей. Это помогает организму легко и быстро переключаться с одного состояния на другое.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
«Значение режима дня для детей младшего школьного возраста» URL: https://spravochnick.ru/medicina/znachenie_rezhima_dnya_detey_mladshego_shkolnogo_vozrasta/ (дата обращения 16.10.22)
«Как составить режим дня и расписание для школьника» URL: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/kak-sostavit-rezhim-dnya-dlya-shkolnika (дата обращения 19.10.22)
«Режим дня школьника начальных классов» URL: https://mamamozhetvse.ru/rezhim-dnya-shkolnika-nachalnyx-klassov.html (дата обращения 19.10.22)
Приложение 1
Приложение 2
Отход ко сну детям младшего школьного возраста рекомендуется организовать не позднее 21:00.