СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский ученический проект "Память сильнее времени"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа девятиклассниц "Память сильнее времени"  - это рассказ о жизни и судьбе ветеранов Великой Отечественной войны, узниках фашистских лагерей.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский ученический проект "Память сильнее времени"»

Муниципальный этап

Всероссийского конкурса исследовательских проектов «Без срока давности»

среди 8-11 классов образовательных организаций



ПАМЯТЬ СИЛЬНЕЕ ВРЕМЕНИ.



Авторы

Кошелева Алёна Геннадьевна,

Шохина Василиса Владимировна

обучающиеся 9б класса

муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения –

средней общеобразовательной школы №2

города Аркадака Саратовской области


Руководитель

Визнер Наталья Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ – СОШ№2 города Аркадака

Саратовской области






г. Аркадак 2025

СОДЕРЖАНИЕ




  1. Введение.


  1. Постановка темы исследования. ……………………….…………………………….......стр. 3

  2. Цель и задачи………………………………………….………………….…....………...…стр.3

  3. Методы исследования…………………………………………...……….………………..стр.4



  1. Основная часть.

Глава 1. Теоретическая часть.

1.1 Трагедия плена………………………………………………………………..….……….….стр.5-6

1.2 Наши земляки - узники фашистских концлагерей….……….……………….……….……..стр.7

1.3 Антошкин П. К. - малолетних узник фашистских застенков …………..…………..…........стр.8

1.4 Захарова К. М.- узник Бухенвальда…………………….…………...……………...….….стр.9-10

1.5 В мирное время…………………………………………………………………................….стр.11



Глава 2. Практическая часть.


2.1 Методика проведения исследования………………………………….…..…………….... стр.11

2.2 Результаты исследования……………………………………………...…………………….стр.11




  1. Заключение…………………………………………………………………….…...……..стр.12

  2. Список литературных источников ……..................................................………….…...стр.13


  1. Приложения………………..……………………….…………………………………......стр.14


















I.Введение.

22 июня 1941 года назад началась Великая Отечественная война. Она стала огромной бедой не только для нашего народа. Весь мир оказался перед угрозой фашизма. Эта война навсегда оставила след в памяти всех людей. Многие дети остались без отцов, жены - без мужей, матери - без сыновей и дочерей. Вот страшная картина того времени: разрушенные города, сожженные дотла сёла, миллионы погибших людей - на фронте, на оккупированной территории, в плену.

Целью исследования является поиск наших земляков, побывавших в плену. Раскрытие трудностей, мучений моральных и физических, которые узники испытали в концлагерях Германии в годы Великой Отечественной войны.

Актуальность. События той войны все более отдаляются во времени. Однако мы не перестаем задумываться над ее происхождением, итогами и уроками, которые извлекло все человечество. Казалось бы, приговоры прозвучали, выводы сделаны, многонациональный советский народ невероятной, кровавой ценой одержал победу. И как же обидно, что сегодня вновь звучат профашистские голоса, пытающиеся осквернить память наших дедов, унизить достоинство наших ветеранов. Тема нашего исследования - трагедия фашистского плена.

Основная проблема. В наше время особенно необходимо привлекать внимание к изучению истории наших предков, помнить об их подвигах в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Если будет жива память о них, то мы сможем передать следующему поколению их биографии жизни. Мы считаем, что это будет способствовать воспитанию патриотизма у подрастающего поколения.

Цель работы. Посредством изучения статей и сайтов на интернет ресурсах, а также мемуарах, мы хотим узнать об истории жизни наших ветеранов – земляков: Антошкина П. К., Захарова К. М..

Задачи для достижения поставленной цели

1. Изучить источники личного происхождения через статьи, сайты, мемуары.

2. Узнать историю жизни ветеранов Великой Отечественной войны.

3.Сформулировать вывод о проделанной работе.

Объект исследования. Объектом нашего исследования является проект «Память сильнее времени».

Изучаемый вопрос (гипотеза): Мы считаем, что события Великой Отечественной войны, тема плена и защиты своего Отечества стали неотъемлемой частью жизни ветеранов-земляков.

Практическая значимость: Возможность применения исследовательской работы для повышения образовательного уровня учащихся, для углубленного изучения истории России, своего края.

Методы исследования:

‐сбор и сравнительный анализ литературы об аркадакцах;

-беседа с родственниками ветеранов;

-изучение экспонатов, архивных и фондовых материалов Аркадакского музея краеведения;

‐поиск материалов в Интернете: официальные сайты «Бессмертный полк», «Память народа»;

‐систематизация собранного материала;

‐анкетирование учеников, сравнение и сопоставление анкетных данных;

‐обобщение собранной информации;

-создание презентации «Память сильнее времени».























Основная часть.

Глава 1. Теоретическая часть.

    1. Трагедия плена

Люди мира, на минуту встаньте!

Слышите! Слышите!

Гремит со всех сторон!

Это раздается в Бухенвальде

Колокольный звон!

Трагедия плена… Когда мы были в Аркадакском музее краеведения, то слышали рассказ о наших земляках – узниках фашистских застенков. Именно эта тема заинтересовала нас. Целью нашей работы является поиск земляков – аркадакцев, бывших узников концлагерей.

Пленные бывают в любых войнах – больших и малых, справедливых и несправедливых, захватнических и освободительных.

В ходе боевых действий 1941 года в немецко-фашистский плен попало 3 млн. 400 тыс. бойцов и командиров Красной Армии.

Долгое время сведения о военнопленных не предавались огласке. Не всегда в истории нашей страны с должным пониманием относились к факту плена. Тяжелое положение на фронте в 1941 году, когда (чего греха таить–среди пленных были и дезертиры) Сталин издает знаменитый приказ «Ни шагу назад!», который четко определил позиции по отношению к пленным.

Показателен в этом вопросе эпизод пленения сына вождя – Якова Джугашвилли.

Немцы предложили обмен Якова на фельдмаршала Паулюса, взятого Красной Армией в плен. «Я солдата на фельдмаршала не меняю!» - был ответ Сталина.

Пленных могли расстрелять или отправить на принудительные работы. Многие, кто попадал в лагерь, умирали от голода, побоев фашистских палачей, непосильного труда, холода или от эпидемий. За малейшую провинность человека могли направить из лагеря в концлагерь СС, где он терял статус военнопленного и становился пожизненным политическим заключённым. Концлагерь СС – это место смертей, где узников морили, расстреливали, травили газом, сжигали и проводили медицинские эксперименты.







































1.2 Наши земляки – узники фашистских концлагерей.

Трагическая доля плена коснулась и наших земляков. Среди узников фашистских застенков Дахау, Освенцим, Бухенвальд и других были пленные воины, женщины, старики, дети…

Жестокий лик войны дополняют судьбы малолетних узников фашистских концлагерей. Архив Аркадакского музея краеведения хранит воспоминания одного из них.





















1.3 Антошкин П. К. – малолетних узник фашистских застенков.

Пётр Константинович Антошкин, житель села Росташи. Его судьба была слишком трагична для человека, попавшего в плен в 10 лет. Петр Константинович вспоминает: «Моя участь оказалась наиболее жестокой.













Я перенес один из самых бесчеловечных опытов и стал инвалидом на всю жизнь… Побывал во многих лагерях на территории Германии, а потом меня определили работать в пекарню. От постоянного голода, недосыпания и побоев я заболел. Голова раскалывалась от боли. Я сообщил старшему об этом. Тогда пришел врач и дал мне несколько таблеток. Все объяснил: как и когда принимать. Я выполнял все старательно. Но вскоре почувствовал, что у меня резко упало зрение. Ничего не мог понять, а зрение все ухудшалось, и вскоре я ослеп совсем. Наверное, врач знал, когда должно подействовать его «лекарство», и пришел осмотреть меня, а затем отправил меня к специалистам в Берлин. Я задохнулся от гнева и ненависти, когда услышал ликование врачей – палачей. Среди них я узнал по голосу моего «спасителя». Петр Константинович вопреки всему остался жив. Но до последних дней его зрение не восстановилось…







1.4 Захарова К. М.- узник Бухенвальда.

Если невероятные муки плена для Петра Константиновича закончились с освобождением, то участь другого моего земляка, Захарова Константина Михайловича, была иной…

1944 год стал роковым в жизни боевого летчика К.М. Захарова. Для него предстояло перенести нечто худшее для советского человека, нежели смерть-плен.

В одном из полётов самолёт Захарова наряду со штурмовкой проводить аэросъёмку, поэтому ему приходило иногда отставать от товарищей. Но в один из таких вылетов он был внезапно окружен двумя вражескими самолетами. Был принят бой, и самолет загорелся. Летчик был вынужден покинуть машину. С высоты 25 метров он катапультировался, но приземление оказалось неудачным. Снижения не было. Сразу удар о землю. В результате – множественные травм. Обгорели лицо и руки. Сколько пролежал без сознания – неизвестно. В районе приземления советского летчика немцы устроили прочесывание территории с собаками и обнаружили раненого бойца. Его посадили в машину и повезли во Львовскую тюрьму. Через несколько дней русская артиллерия приближалась к этой тюрьме, и все узники надеялись на скорое освобождение. Но надежде не суждено было осуществиться. Пленных посадили в поезд и повезли в неизвестном направлении. Вскоре все они встали перед воротами, с печально известной надписью: «Каждому своё - Бухенвальд».

Дрожь охватывает, спазмы сжимают горло, когда слышишь о зверствах, которые учиняли там фашисты. «Меня угнетало то, что я, комсомолец, оказался в плену»,- вспоминает земляк. Вокруг лагеря много вышек, ряды колючей проволоки. Темный сырой барак, набитый людьми, похожими на тени: тонкие руки, огромные глаза, наполненные

страданием.

За стенами немецкая ругань, лай овчарок, душераздирающие крики жертв палачей. Эти ужасные картины не стереть из памяти никогда. Константин Михайлович прибыл в лагерь в период массового уничтожения заключенных. Чувствуя близкое приближение советских войск, фашисты торопились уничтожить следы своих преступлений: сжечь и расстрелять всех узников в лагере. Несмотря на нечеловеческие условия, в лагере появилась группа офицеров, которая смогла установить связь с подпольем.

Однажды, стало известно, что на это утро намечено уничтожить пленных барака, в котором находился Константин Михайлович. Офицеры приняли решение устроить побег. В сливной яме за пищеблоком им пришлось спрятаться. Только великая любовь к жизни, свободе помогла им не выдать себя, не закричать от отвращения, стоя целые сутки по горло в помоях. К счастью, в это утро 11 апреля 1945 года в Бухенвальд вошли американские танки. Трудно передать радость узников, выдержавших все ужасы фашистского ада, а вот испытания радостью, как вспоминает наш герой, не выдерживали, умирали.

Как и многие другие узники, Константин Михайлович был направлен на долгую унизительную фильтрационную государственную проверку. И только после полного подтверждения был уволен в запас.

Вернувшись в Аркадак, пришел работать в родную школу.















1.5 В мирное время.

Что символично в судьбах этих двух людей?! Оба они после неимоверных жизненных испытаний стали работать в школе, преподавая историю. В свои уроки они вкладывали всю свою любовь к Родине, жизни, свободе.


Глава 2. Практическая часть.

2.1 Методика проведения исследования.

Исследование проводилось в МБОУ-СОШ №2 г. Аркадака. В опросе приняли участие 20 школьников 9 класса.

Исследование мы проводили в несколько этапов:

  • Разработали анкеты для учащихся.

  • Сделали выводы на основе анкетирования.

2.2. Результаты исследования.

Большая половина опрошенных знает историю своей страны, своей малой родины. Ребята гордятся своими предками – участниками Великой Отечественной войны, знают о 14 героях – земляках аркадакцах, о великих сражениях того страшного, но героического времени, принимают участие в различных патриотических акциях: «Бессмертный полк», «Окна победы», «Свеча памяти», «Читаем о войне и о Победе» и др.


(см. приложение, стр.14)






III.Заключение

Все дальше уходим мы от дней Великой Отечественной войны. Не только исчезают с лица земли окопы и траншеи, но все меньше остается на свете людей, вынесших на своих плечах все тяготы войны, видевших войну собственными глазами. Но никогда не умолкнет голос памяти, не забудутся имена участников Второй мировой, их бессмертные подвиги во имя сегодняшнего мира.
Патриотами Родины, края не рождаются - ими становятся. Великую нравственную силу поколений, так полно проявившуюся в годы военных испытаний, нужно множить, развивать и в наши дни среди подрастающего поколения, молодежи.

Нам хотелось бы, чтобы наши сверстники тоже интересовались своими земляками, берегли  память о них.  Ведь это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память – наше богатство, она сильнее времени.

Памяти этих людей посвящены выставки в школьных музеях города и краеведческом музее города Аркадака. К сожалению, имена и судьбы не всех жертв гитлеровской агрессии нам еще известы. Многие имена становятся известны лишь после рассекречивания немецких архивов. Но эта работа продолжается. Не должно быть без вести пропавших солдат. Имя каждого должно быть записано в Книге Памяти страны, как героически отдававшего свой долг родине.

В мае 2025 года мы отметили 80 лет Великой Победы. Никто не забыт, ничто не забыто!

Салют и слава годовщине навеки памятного дня,

Салют победе над фашизмом у стен Московского Кремля,

Салют её большим и малым творцам, что шли путём одним –

Её бойцам и генералам, героям павшим и живым!

IV. Список литературных источников.



  1. Архивный и фондовый материал Аркадакского музея краеведения:

(Личные архивы и воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны: П.К. Антошкина и К.М. Захарова).


  1. Кумицкая Т. М. Уроки мужества.- М.: «ЭКО», 2010


  1. Подборка местной газеты «Сельская новь».


  1. Хмельнова О. А. «Сердцем вспомним своим…». 300-летию Аркадака посвящается,- Саратов: «Амирит», 2021





































V. Приложение



12