МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9»
Исследовательская работа
Тема:
Как сохранить зубы здоровыми?
выполнил:
Карепов Леонид
ученик 2«А» класса
руководитель работы
Маркелова Юлия Николаевна
г.Минусинск, 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………..………. 3
Основная часть……………………………………………………… 5
Как устроены зубы и зачем они нужны?
От чего могут заболеть зубы?
Анкетирование на тему ухода за зубами
Интервью со стоматологом
Исследовательский эксперимент о влиянии зубной пасты на
прочность зубов
Заключение ………………………………………………………..11
IV.Использованная литература………………………………………...12
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы.
В этом учебном году меня вдруг стала мучить зубная боль. Пришлось идти к врачу. А лечить зубы не совсем приятная и безболезненная процедура. После посещения стоматолога, я выяснил, что причиной послужило то, что я не совсем правильно ухаживал за зубами и не проходил их регулярный осмотр.
У меня появились вопросы. А как правильно ухаживать за своими зубами? А много ли школьников сталкивается с похожими проблемами? И как можно предупредить болезни зубов?
Нередко одной из причин пропусков уроков является то, что у детей болят зубы, но они не желают идти к стоматологу. Многие мои сверстники не знают правил ухода за зубами, да и зачем нужно чистить зубы, с какой целью применяется зубная паста, точного ответа тоже не могут дать. Поэтому я решил изучить информацию о функциях зубов и уходе за ними и разработать рекомендации по сохранению здоровья зубов.
Цель: выяснить необходимые условия ухода за зубами для того, чтобы они были всегда здоровыми.
Объект: зубы
Предмет: условия сохранения здоровья зубов
Гипотеза: Сохранение здоровья зубов зависит от ухода за ними.
Задачи:
найти информацию о том, как устроены зубы;
узнать, по каким причинам возникают заболевания зубов;
провести интервью со стоматологом;
провести анкетирование ребят класса на тему ухода за зубами;
провести эксперимент;
обработать и проанализировать результаты;
сделать выводы и разработать рекомендации по сохранению здоровья зубов.
Методы исследования
II.Основная часть
1.Как устроены зубы и зачем они нужны?
Зубы самые твёрдые части нашего организма. У новорожденных детей зубов нет. Только к 2-3 годам у ребенка вырастают первые 20 зубов. Их называют молочными, потому что после 6 лет их сменяют постоянные: 16 на верхней челюсти и 16 на нижней. Если человек потеряет постоянный зуб, то новый уже не вырастет никогда.
Зубы бывают разных видов: клыки, резцы, коренные и все зубы выполняют свои функции: резцы – откусывают, режут пищу, коренные пережевывают, а клыки помогают грызть твердую пищу.
Зубы человеку необходимы для откусывания, размельчения и пережёвывания пищи. Здоровые зубы украшают лицо, так же мы используем их, когда произносим многие звуки (например “д”, “з”, “л”, “с”, “т”). Поэтому очень важно беречь и вовремя лечить зубы.
Зуб — это живой орган, который состоит из трех основных частей - коронка, шейка, корень. Коронка – часть зуба, которая видна в полости рта. Корни -уходят в десну и прочно закрепляют зуб в челюсти. Шейка – часть зуба, которая располагается между коронкой и корнем. Она прикрыта десной. Любой зуб покрыт тонким слоем эмали, которая является главным защитником зуба. Эмаль состоит из кальция. Под эмалью находится дентин – вещество, похожее на кость, но более твердое. Под слоем эмали и дентина находится сердцевина зуба – пульпа – мягкая ткань, которая содержит нервы и кровеносные сосуды. Благодаря нервам зуб чувствует тепло и холод. Через кровеносные сосуды в зуб поступают кислород, питательные вещества, витамины, необходимые для роста и сохранения зуба.
Та часть, которую мы не видим, находится в десне и называется она - корень. Он закрепляет зубы, чтобы они не шатались и не выпадали. Через корень проходит нерв. Корень зуба снаружи покрыт специальным защитным веществом - цементом.
Основание зуба поддерживается десной – слизистой, очень плотной и толстой оболочкой, снабженной кровеносными сосудами и нервами.
2.От чего могут заболеть зубы?
Одной из самых распространенных причин возникновения болезней зубов является плохая гигиена полости рта. После еды на поверхности зуба или же между зубами остается пища. Она приклеивается к десне, постепенно превращаясь в "зубной налет". Зубной налёт - липкая тонкая плёнка, располагающаяся на поверхности зуба и содержащая огромное количество бактерий. Особенно интенсивно этот процесс происходит при употреблении сладкой, мягкой, липкой и вязкой пищи. С течением времени - 18-28 часов налёт становится твёрдым, бактерии на нём размножаются, а при повторном поступлении сахара образуется кислота, которая разрушает эмаль зуба. Кислота разрушает эмаль, проникает сквозь дентин и добирается до пульпы. Нерв на это реагирует, и зуб начинает болеть. Так начинается кариес.
Процесс образования твёрдого зубного налёта длится в среднем 20 часов, поэтому удаляя налёт с поверхности зуба 2 раза в день - 1 раз в 12 часов, можно значительно снизить вероятность возникновения кариеса. В наше время ухаживать за полостью рта можно разными способами: при помощи зубной пасты и щетки, зубочистки, зубной нити и ополаскивателей.
Существует большое разнообразие зубных паст, которые по своим свойствам делятся на детские, профилактические, лечебные, отбеливающие, пасты для чувствительных зубов.
Надо оберегать от заболевания не только постоянные зубы, но и легко подвергающие порче молочные зубы, так как наличие больного молочного зуба вредно отражается и на постоянных зубах. В младшем школьном возрасте как раз идёт замена молочных зубов на постоянные, поэтому за зубами необходимо ухаживать особенно тщательно. Сохранение зубов является одним из важных условий сохранения здоровья всего организма в целом. Плохо разжёванная пища плохо усваивается, нарушает нормальную деятельность органов пищеварения, нередко приводит к заболеваниям желудка и кишечника. Болезнетворные микробы, гнездящиеся в больном, разрушающемся зубе, могут быть причиной различных заболеваний. Если не лечить молочные зубы, то можно потерять не только их, но и постоянные, так как их зачатки находятся под молочными зубами и очень чувствительны к любой инфекции Важнейшим средством сохранения зубов являются: полноценное питание, правильный уход.
3. Анкетирование на тему ухода за зубами
Я решил провести анкетирование среди ребят своего 2а класса и выяснить насколько хорошо они умеют заботиться о зубах.
В исследовании приняли участие ученики 2 «А» класса СОШ №9 города Минусинска.
Учащимся второго класса был предложен тест на тему: «Что ты знаешь об уходе за зубами?»
Для составления вопросов теста я использовал собственный опыт, результаты общения со стоматологом и литературу. Все присутствовавшие ребята в классе согласились принять участие в опросе. Каждый ученик получил бланк с вопросами и отвечал лично. Результаты тестирования приведены ниже.
Таблица № 1
№ | Вопрос | Часто | Иногда | Никогда |
1 | Как часто мучает Вас зубная боль? | 10% | 70% | 20% |
2 | Как часто Вы кушаете фрукты? | 55% | 40% | 5% |
3 | Кушаете ли Вы сырые овощи? | 20% | 40% | 40% |
4 | Часто ли Вы употребляете конфеты, мороженое и другие сладости? | 20% | 80% | 0% |
5 | Сколько раз в день Вы чистите зубы? | 2 раза в день | 1 раз в день | 10% |
65% | 25% |
6 | Сколько раз в год Вы ходите к стоматологу? | 2 раза в год | 2 раза в год | 1 раз в год | 20% |
15% | 35% | 30% |
Из результатовпервого вопроса видно, что зубная боль никогда не мучает только 10% детей, в то время как у остальных 90% зубы болят часто или иногда.Из второго вопроса ясно, что мои сверстники регулярно употребляют в пищу свежие фрукты.А вот сырые овощи часто кушают только 20%второклассников.И 40% детей вообще не включают в свой рацион эти продукты. Четвертый вопрос доказывает, что дети 8 - 9 лет любят и кушают сладкое и пока, наверное, не готовы от него отказываться, даже ради здоровья зубов.
Вопрос пятый подтвердил, что большинство детей (65%) знают сколько раз в день нужно чистить зубы. 25% детей забывают ухаживать за своими зубами.А вот 10% одноклассников, оказалось, не чистят зубы совсем.Из последнего вопроса видно, что основная часть детей второго класса своевременно обращаются к стоматологу (30% и 35%). 20% сверстников вообще не ходят в стоматологический кабинет. Есть и дети, которые посещают врача чаще, возможно, именно по причине лечения зубов (15%).
4. Интервью со стоматологом
Изучив литературу я сходил в стоматологию к и поговорил со стоматологом, которая ответила на мои вопросы.
1. Стоит ли регулярно посещать стоматолога, если зубы не болят?
Да, обязательно два раза в год. При этом вы будете абсолютно спокойны за состояние своих зубов, десен и слизистой оболочки рта. Ведь начальные этапы практически всех заболеваний на зубах начинаются абсолютно незаметно для человека. Начавшаяся боль говорит уже о запущенном случае болезни и иногда может закончиться удалением зуба.
2.Сколько раз в день и как правильно чистить зубы?
Чистить зубы необходимо не менее двух раз в день и при этом данная процедура должна занимать не менее трех минут. В утреннее время чистку зубов надо проводить не до завтрака, а после него, а вечером после ужина, перед сном. Желательно также пользоваться ополаскивателем для полости рта, ведь большинство вредоносных бактерий живут не на зубах, а на щеках и языке.
3. Какие продукты полезны для зубов?
Молочные продукты они содержат кальций, который является строительным материалом для зубов. Полезны также рыба и морепродукты. Еще в рационе должно присутствовать достаточное количество овощей и фруктов некислых сортов, которые являются отличным источником витаминов и минералов. Кроме того, употребление их в сыром виде стимулирует кровообращение в ротовой полости, очищает и массажирует десны, укрепляет зубную эмаль.
5.Исследовательский эксперимент о влиянии зубной пасты на прочность зубов
Изучив литературу и поговорив со специалистами в этом вопросе, я решил убедится в защитных свойствах зубной пасты, я провел опыт, взяв за основу скорлупу куриного яйца, потому что ее состав очень похож на состав зубной эмали.
Мне потребовались:2 куриных яйца, 9 % уксус, две стеклянные чашки и зубная паста.
Порядок выполнения: Сначала мы приготовили 9% раствор уксусной кислоты, разлили его по чашкам. На одно яйцо нанесли зубную пасту. Затем на дно каждой чашки положили сырое яйцо.
Результат: в одной чашке скорлупа яйца стала мягкой (не обработанной зубной пастой), а в другой чашке, скорлупа яйца,на которое была нанесена зубная паста, стала тоньше, но осталась твердой на ощупь.
Итак, зубная паста сохраняет зубы!
Ш.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведя свое исследование и узнав много нового, важного и интересного о зубах, я пришел к выводу:
Сохранение здоровья зубов зависит от правильного ухода за ними.
Гипотеза подтвердилась!
Я предлагаю рекомендации для сохранения зубов
Нужно удалять остатки пищи, которые задерживаются между зубами. И в этом нам помогает зубная щетка. Щетина ее «выметает» остатки пищи, а зубная паста или зубной порошок очищают зубы и рот от микробов. После этого зубы снова становятся белыми, блестящими, гладкими. У каждого человека должна быть своя личная зубная щетка. Щетку следует менять раз в 2-3 месяца и смазывать мылом после каждой чистки. Чистить зубы следует утром и вечером не менее 3 минут, вычищая зубы со всех сторон, а после каждого приема пищи нужно обязательно полоскать рот «средством для полоскания рта».
Как минимум 2 раза в год следует посещать стоматолога для профилактического осмотра.
Употреблять в пищу полезные продукты для зубов: молочные, содержащие кальций, рыбу и морепродукты. Еще в рационе должно присутствовать достаточное количество овощей и фруктов некислых сортов.
Нежелательно чередовать горячую и холодную пищу – от этого зубная эмаль может потрескаться.
Необходимо снизить потребление продуктов, способствующих развитию кариеса. Это - сладости, продукты, которые прилипают к зубам (например, ириски, бананы, чипсы), газированные напитки.
Твердая пища, такая как лед, попкорн, леденцы и орехи может легко повредить ваши зубы.
На основании всего вышесказанного мне бы хотелось рекомендовать проводить классные часы по нашей теме в начальной школе, чтобы напоминать школьникам о необходимости ухода за зубами.
Я думаю организовать выпуск информационной газеты о здоровье зубов и разместить её в школе. А еще я хочу выступить и перед остальными ребятами нашей школы потому, что предотвратить болезнь зубов гораздо легче, чем вылечить.
Использованная литература
Детская энциклопедия «Что? Зачем? Почему?» Е.О.Хомич, М.Н.Якушева – Минск: Харверст 2008 – 320стр.
Энциклопедия для детей. Человек. //Аванта – 2001. – Том 18. – С. 131 - 134.
Данные с сайта Стоматологической ассоциации России:
http://www.e-stomatology.ru/star/info/
http://www.maam.ru/ (актуальность)
http://www.net-bolezniam.ru/ (причины болезней зубов)
http://stomastoma.ru/(заболевания молочных зубов)
http://www.medkrug.ru/ (лечение зубов)
http://rebenok.com.ua/ (правила ухода за зубами).