Кафедра методологии обучения и воспитания Института психологии и образования КФУ МКУ «Отдел образования Исполнительного комитета Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»
III зональная научно-практическая конференция школьников «Поиск»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«В МИРЕ НЕЗНАКОМЫХ СЛОВ»
Выполнила:
Рахматуллина Адиля,
ученица 2 б класса
МБОО «Лицей №2 г.Буинска РТ»
Руководитель :
Залялова Гузялия Зигангировна,
учитель начальных классов первой
квалификационной категории
2015 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ВВЕДЕНИЕ ____________________________________________________________ стр. 3
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. НЕЗНАКОМЫЕ СЛОВА В ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ _____________ стр.
2. ПОЯСНЕНИЕ И ИЛЛЮСТРАЦИИ К НЕЗНАКОМЫМ И НЕПОНЯТНЫМ СЛОВАМ _________________________________________________________________________ стр.
3. ПРОВЕДЕНИЕ И ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ АНКЕТИРОВАНИЯ __________ стр.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ________________________________________________________ стр.
IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ _____________________________ стр.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (Пояснение и иллюстрации к незнакомым и непонятным словам)________________________________________________________стр.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (Результаты анкетирования учащихся 5-10 классов)_____ стр.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ( Cловарь непонятных слов )____________________________ стр.
ВВЕДЕНИЕ
Без знания прошлого нет настоящего.
Еще в сентябре, открыв учебник по литературному чтению, мы стали знакомиться с произведениями устного народного творчества. При этом оказалось, что многое из того, что мы читаем, не всегда понятно, потому что довольно часто встречаются незнакомые слова. Объяснение некоторых из них мы находили в учебнике. Но, как оказалось, не всегда эти объяснения дают полное представление о слове. А к некоторым словам там вообще нет объяснения. Часто мы читали новые произведения с карандашом в руках. А потом выясняли значение новых слов у нашей учительницы. Иногда она сама отвечала на наши вопросы. Но чаще предлагала обратиться к Толковому словарю. И вот мы решили составить свой маленький Толковый словарик. А еще нам стало интересно, только ли мы знаем так мало слов, которые встречаются в книгах?
Объектом исследования является: художественные произведения из учебника по литературному чтению для 2 класса.
Предметом исследования является: слова, которые редко употребляются в современном русском языке, незнакомые слова.
Цель данной работы: найти объяснение и иллюстрации к незнакомым и непонятным словам.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
выбрать из учебника по литературному чтению все слова, значение которых незнакомо и непонятно;
найти пояснение и иллюстрации к непонятным и незнакомым словам,
которые обозначают предметы или какие-то события;
НЕЗНАКОМЫЕ СЛОВА В ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
Чтобы правильно понять текст многих произведений (в том числе и входящих в постоянный круг нашего чтения), необходимо знать значения не только современных , но и устаревших слов, употребляющихся сейчас в других значениях новых слов, с которыми мы еще не встречались.
Мы стали читать книги, в которых рассказывается про старые слова и узнали, что в русском языке есть два вида устаревших слов – архаизмы и историзмы.
Архаизмами называются устаревшие для современного русского языка слова, вместо которых употребляются новые. Например, учительница нам говорила, что выражение «устная речь» произошло от слово «уста», что сейчас обозначает рот человека, губы.
Историзмы – это слова, вышедшие из употребления, потому что исчезли из жизни предметы и явления, которые они обозначали. Например, конка - городская железная дорога с конной тягой, существовавшая до появления трамваев. А зачем они вообще нужны - историзмы? Зачем о них помнить? Зачем создавать словари? Историзмы имеют особенное значение. Они передают дух прошлого времени и описывают понятия, у которых просто-напросто нет синонимов. Без знания значения историзмов невозможно понять исторические события. Историзмы помогают наиболее точно описать быт и исторические события того времени, о котором идет речь. Без толкового словаря иногда очень сложно читать художественные произведения, относящиеся к прошлому времени.
ПОЯСНЕНИЕ И ИЛЛЮСТРАЦИИ К НЕЗНАКОМЫМ И НЕПОНЯТНЫМ СЛОВАМ
Чтобы точно понимать значение каждого слова, мы читали литературные произведения в учебнике по Литературному чтению, выписывали оттуда непонятные слова. Толкование некоторых было дано в учебнике, но не всегда такое толкование давало полное представление о значении слов.
Мы обратились к справочной литературе – «Толковому словарю русского языка», созданного С. И. Ожеговым и «Толковому словарю живого великорусского языка» В.И.Даля. Мы стали вести специальную тетрадь, в которую записывали слова, значение которых нам было непонятно, и выписывали из словарей их значения. Но и этого, порой было недостаточно. Тогда мы вспомнили пословицу «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» и решили к некоторым словам найти рисунки. В этом нам помогли родители. Они нашли в Интернете соответствующие иллюстрации (Приложение 1). Теперь понять значение некоторых слов и выражений нам помогают не только пояснения, но и картинки. Все найденные слова мы расположили в алфавитном порядке, и у нас получился небольшой словарик незнакомых слов (Приложение 3).
ПРОВЕДЕНИЕ И ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ АНКЕТИРОВАНИЯ
В ходе нашей работы мы заинтересовались, только ли мы сталкиваемся с незнакомыми и непонятными словами? Мы обратились к учащимся старших классов с тремя вопросами:
1. Часто ли Вы встречаете в литературных произведениях непонятные слова?
2. Считаете ли вы необходимым знать значения устаревших слов?
3. Чем вы пользуетесь, если вам непонятно значение какого-либо слова?
На первый вопрос «да» ответили 49% учащихся. При этом мы заметили, что в 8-10 классах таких учащихся значительно больше, чем среди 5-6 классов. Значит, эта проблема есть не только у нас.
На второй вопрос ответили утвердительно 67% учащихся. Значит, большинству учащихся интересно знакомиться с теми словами, значение которых они не понимают.
На третий вопрос 11% учащихся ответили, что значение непонятного слова спросят у учителя, 70% – посмотрят в словаре, 4% – спросят у родителей, 36% – найдут в Интернете.
Результаты анкетирования подтверждают нашу гипотезу о том, что в художественной и научно-популярной литературе часто встречаются слова, значение которых непонятно. Но с этой проблемой чаще сталкиваются ученики младших классов. С этими же вопросами мы обратились и к взрослым – учителям, родителям. Оказывается, и им в жизни и книгах иногда приходится встречать незнакомые слова. И они тоже пользуются разными источниками информации, чтобы узнать значение этих слов.
Работая над нашей темой, мы поняли, что у каждого слова – своя жизнь, своя судьба. Слова, как и люди, рождаются, живут и уходят из жизни, устаревают. Слова связаны с жизнью. Меняется жизнь – меняются и слова. Многие слова ушли из языка. Но некоторые устаревшие слова продолжают жить в языке наряду с новыми, заменившими их.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Считаем, что цель данной работы была достигнута. Задачи, которые мы поставили в начале выполнения работы, были решены. Мы выписали все незнакомые и непонятные слова, нашли их толкование, подходящие иллюстрации и, где это было необходимо, даже музыкальные фрагменты. На основе проведенных исследований можно сделать выводы:
незнакомые и непонятные слова встречаются людям в течение всей их жизни;
для того, чтобы узнать значение незнакомых слов, можно пользоваться различными источниками информации;
Наша работа помогла нам узнать значение непонятных слов, а значит и лучше понять и окружающий нас мир, и то, что происходило в прошлом. Наша учительница часто нам говорит: «Если вы не знаете прошлое, вам будет трудно построить ваше будущее. Вы допустите гораздо больше ошибок». Мы хотим, чтобы в нашем будущем жизнь была очень хорошей. Поэтому будем читать разные умные книги, в том числе и о прошлом. А понять их помогает знание слов, которые раньше были нам непонятны.
Мы создали ещё и красочный «Толковый словарь незнакомых слов», воспользоваться которым смогут и те ребята, которые придут во 2 класс после нас. А мы продолжим эту работу и в 3 классе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Н.А.Чуракова "Литературное чтение" 2 класс.Учебник в 2-х частях. Изд. "Академкнига/учебник" 2012 .
Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка». Москва, «Русский язык». 2005 г.
4. Ожегов С. И. и Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка»
Москва. РАН. 2001г.
5. http://muzofon.com/
6. http://newslab.ru/blog/30128
7. http://ru.wikipedia.org/wiki/
8. https://www.google.by/search?q
Приложение 1
Пояснение и иллюстрации к незнакомым и непонятным словам


Приложение 2
Результаты анкетирования учащихся 5-10 классов
![]()
![]()
Обработка результатов анкетирования

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
СЛОВАРЬ НЕПОНЯТНЫХ СЛОВ
2 класс. 1 часть
Байковая- мягкая ворсистая хлопчатобумажная ткань.(стр. 34)
Благоговея- понятие, определяющее глубокое уважение, к Богу, как в помыслах, так и поступках. (стр. 147)
Ви́тязь — древнерусский воин, богатырь.(стр.9)
Домовничать-оставаться для присмотра за домом во время отсутствия хозяев, старших членов семьи; вести домашнее хозяйство в отсутствие хозяйки.(стр.23)
Душегрейка-1) а) Теплая кофта без рукавов - обычно на вате, меху - как часть старинного женского русского костюма. б) разг. Теплый жилет. 2) разг. Стеганая ватная куртка; телогрейка.(стр.16)
Закады́чный- о друге, приятеле, о дружеских, приятельских отношениях, близкий, задушевный.(стр.37)
Каюта — помещение на судне или корабле, оборудованное для проживания людей, а также различных служебных целей.(стр.163)
Лавка — Лавка — небольшой магазин, названный от лавки, на которой торговцы (лавочники) раскладывали свой товар (стр. 90)
Лукомо́рье — морской залив, бухта, изгиб морского берега. В фольклоре восточных славян — заповедное место на краю мира.(стр.8)
Маковка - 1. на макушке ( на маковке кичка - старинный головной убор женщины, который полностью скрывал волосы. ) 2. Плод мака, его семенная коробочка. (стр.16)
На посылках 1) Для выполнения мелких услуг, несложных поручений. 2) В полном подчинении, в готовности исполнить любое, малейшее желание; на побегушках.(стр.23)
Опрометью - в сочетании с глаголами, означающими быстрое движение поспешно, стремительно. (стр. 106)
Сгинет- пропасть, исчезнуть.(стр. 52)
Тесовые. Тес - тонкие доски из древесины хвойных пород, получаемые продольной распиловкой бревен. (стр .15)
Ухо востро - быть осторожным, не слишком доверчивым (стр. 33)
Фургон — тип закрытого автомобильного кузова, предназначенный для перевозки грузов, людей или иного оборудования.(стр.139)
Цикады -большей частью крупные насекомые, водящиеся во всех частях света, по преимуществу в жарких странах.(стр.102)
Шапить- щеголять напоказ, франтить(стр.126)
2 часть
Багряный- насыщенно красный цвет, цвет крови.(стр.48)
Бор- большой, густой хвойный лес.(стр. 54)
Бульвар- широкая аллея(стр. 79)
Глубины- расстояние по вертикали сверху вниз, от поверхности до дна или от наружного края до конца углубления.(стр.35)
Чехарда́ — игра, участники которой поочерёдно прыгают через своих партнёров, стоящих в согнутом положении.(стр. 11)
Жужелица- хищное насекомое из семейства жуков, при самозащите выпускающее из заднего прохода едкую вонючую жидкость.(стр.59)
Иссине- зеленое- сочетание сине зеленого цвета. с оранжевым цветом (стр.18)
Кайма-полоса по краю ткани, отличающаяся от нее цветом, узором.(стр.15)
Кирка- орудие, состоящее из ручки с насаженной на нее, в перпендикулярном к ней направлении, железной полосой. (стр.132)
Кафта́н — верхняя, преимущественно мужская одежда.(стр. 122)
Корявый — 1. Искривленный, узловатый, нескладный. Корявое дерево. Корявый огурец. 2. Неровный, шероховатый.(стр.21)
Лоза- ива, ивушка (стр136)
Маляр- рабочий, специалист, занимающийся окраской зданий и прочих предметов интерьера. (стр. 142)
Монтёр-сварщик, установщик машин, механизмов (стр.141)
Нивах- в поле ( стр.51)
Нудить- принуждать( стр 120)
Объекти́в — оптическая система, являющаяся частью оптического прибора, обращённая к объекту наблюдения или съёмки и формирующая его действительное или мнимое изображение.(стр.10)
Пластинки- аналоговый носитель звуковой информации — диск, на одной или на обеих сторонах которого тем или иным методом нанесена непрерывная спиральная канавка (дорожка).(стр.23)
Покойный- умерший человек или другое определение спокойный.(стр.16)
Про́мысел — занятие, с целью получения выгоды(стр.123)
Разлетайка- верхняя одежда (плащ, накидка) с расходящимися, разлетающимися полами, краями. (стр.122)
Рачительный- старательный, заботливый, разумно бережливый (стр.122)
Ро́ба — разновидность грубой рабочей одежды свободного покроя, не сковывающая движений во время работы.(стр.9)
Салатовый- светло-зеленый цвет(стр.70)
Сень: то, что покрывает, укрывает кого- что- нибудь, покров.(стр.51)
Сумерки-время после захода Солнца или до восхода, когда светятся освещенные им высокие слои атмосферы, а само Солнце находится еще за горизонтом.(стр.48)
Сухопутный- относящийся к действиям на суше, к движению по суше. (стр.41)
Уклейка - красивая, чрезвычайно живая и проворная рыбка - знакома если не все, то во всяком случае большинству рыболовов.(стр.59)
Ухаб- выбоина, неровность на дороге(стр. 130)
Феноменальный - выдающийся по своим свойствам, качествам, силе проявления ; редкий, необычный.(стр,161)
Фукнуть, фукну- дунуть, сдуть; дунув, погасить (стр.123)
Хлопочет-занимается чем-нибудь с усердием, работает, суетится.(стр. 120)
Щеголиха-модница (стр.122) Энтузиа́зм — положительно окрашенная эмоция, состояние воодушевления, а также, под влиянием этого настроения, желание и совершение активных действий по достижению определённых целей.(стр 164)