МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. ТАКТАГУЛОВО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БАКАЛИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Исследовательская работа ПО ТЕМЕ:
«ЗЕМЛЯКИ – ВЕТЕРАНЫ»
Выполнила : ученица
4 класса
МОБУ СОШ
С. Тактагулово
Раянова гульназ азатовна
Учитель: ахунова Р. Р.
2014
Содержание
Введение ………………………………………………………3
1. Теоретическая часть
1.1. Уходят ветераны, но память остается………………..……5
1.2. Всегда молодой ветеран……………………..……..….… .8
2. Практическая часть ……………………………………… 10
Заключение……………………………………………………13
Литература………………………………………………… 14
Приложение 1. ………………………………………………15
Приложение 2. ……………………………………………….16
Введение.
Война... Как много говориҭ это слово. Война - страдание матерей, сотни погибших солдат, сотни сирот и семей без отцов, жуҭкие воспоминания людей. Да и нам, не видевшим войны, не до смеха. Огромную роль, в обеспечении выдающейся победы нашей страны над фашисткой Германией, сыграл боевой подвиг и трудовой героизм нашего народа, благодаря которому мир избавился от смертельной опасности. Война унесла жизни миллионов людей, погубила миллионы талантов, разрушила человеческие судьбы.
В настоящие время молодежь мало знает об истории своей страны. Но ведь свидетелей событий Великой Отечественной войны с каждым днем становится все меньше и меньше, и если не записать и не сохранить их воспоминания, то мы можем потерять невосстановимые материалы о войне, они просто исчезнут вместе с людьми, не оставив своего следа в истории.
Актуальность исследования
Я живу в небольшом и красивом селе Тактагулово. Люблю своё село, ведь здесь я родилась, живу, учусь, здесь работают мои родители. Мне кажется очень важным, когда каждый человек должен знать историю своей страны, своего народа, своего села.
У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, которые потрясли планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах
Наша страна в 2015 году отмечает знаменательное событие – 70 лет Великой Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Эта война - один из самых трагических периодов нашей страны. Для нас, школьников XXI века это - далёкое прошлое, а для людей, её переживших - годы тяжелых испытаний.
Я посчитала нужным заняться исследованием темы войны. Убеждена в том, что тема Великой Отечественной войны будет всегда актуальна, потому что нельзя не интересоваться своим прошлым, нельзя не уважать военных и трудовых подвигов, и ветеранами нельзя не гордиться! Готовясь к празднованию этой даты, я решила провести исследование о земляках- ветеранах, отстоявших нашу Родину в Великой Отечественной войне, их вкладе в дело победы.
Моя учительница предложила попытаться самой найти ответы на интересующие меня вопросы. Расспрашивая родителей, бабушку и дедушку, дядю я узнала, что многие жители нашего села и родственники в годы войны встали на защиту своей Родины. Судьбы их очень интересные, но разные. Свою работу я посвятила землякам – ветеранам.
Цели и задачи исследования.
Объект исследования.
Объектом нашего исследования являются собранные материалы о земляках - ветеранах Великой Отечественной войны.
Предмет исследования.
Предметом исследования следует считать военные пути, пройденные нашими земляками- ветеранами.
Цели работы
- собрать материал о земляках- ветеранах, отстоявших нашу Родину в Великой Отечественной войне;
- понять и прочувствовать подвиг Советского народа в годы Великой Отечественной войны.
- углубление и расширение своих знаний о Великой Отечественной войне;
Задачи:
1. Изучить материалы о земляках- ветеранах.
2. Взять интервью у Мансурова Шайнура Мансуровича.
3. Изучить знания учащихся начальных классов о Великой Отечественной войне и об их предках.
4. Создать папку «70 - лет победе в ВОВ»
Гипотеза : если изучить историю в годы Великой Отечественной войны, можно показать сверстникам, как проявлялась любовь к Родине, стойкость в испытаниях в те далекие военные годы, лучшие качества человека: патриотизм, чувство долга, ответственность, самоотверженность, то это поможет нам расширить знания о подвиге нашего народа, гордиться своей страной.
Территориальные рамки исследования определяются границами сельсовета села Тактагулово.
Методы исследования.
В исследовании был использован метод опроса, анкетный опрос и интервью, источниковедческий анализ. Проводилась работа с материалами из школьной музейной комнаты МОБУ ООШ с. Тактагулово.
Обзор литературы.
Тема моей исследовательской работы очень узкая, она касается только некоторых земляков – ветеранов нашего села. Поэтому обобщено информации относительно немного. В своей работе я использовала воспоминания ветеранов и их близких, материалы накопленные в школьной музейной комнате МОБУ СОШ с. Тактагулово, вспоминания дяди Мансурова Шайнура Мансуровича, материалы предоставленные мне администрацией Тактагуловского сельского совета.
Уходят ветераны, но память остается.
Для нашей Родины всегда будет святым день 9 МАЯ и всегда люди мысленно будут возвращаться к маю 1945 года. В те весенние дни был закончен великий путь отмеченный многими жертвами. Четыре долгих года, 1418 дней шла на нашей земле самая кропотливая и страшная война в истории человечества. Не было у нас семьи, которую не коснулась война. Из 306 сыновей, которых отправил Тактагуловский сельсовет (из д. Кандалакбашево, Гурдебашево, Тактагулово) вернулись только 145 человек, останки 161 земляков лежат по всей Европе и земному шару. Хочу вас познакомить с некоторыми из них.
Гильмутдинов Кашбетдин Гильмутдинович
Родился в 1910 году в селе Тактагулово. В июле 1941 года уходит на войну. До декабря месяца проходит учение в городе Чите. В начале 1942 года начал воевать под Харьковом, в 120 миномётном отделении был командиром орудия и наводчиком. В июне - ноябре 1942 году сражался на Сталинградском фронте. Был ранен 1943 году, 2 месяца лежал в госпитале города Сызрань. Потом отправляют на операцию в Свердловск. После выздоровления учился на танкиста. С танком дошёл до Германии, был в Австрии, Венгрии. Через Румынию приезжают в союз. В сентябре 1945 года был демобилизован. 1997 году умер.
Награды: медаль « За Отвагу», « За победу над Германией », « За битву в Сталинград», «25 лет победы в ВОВ 1941- 1945 гг.», «50 лет победы в ВОВ 1941- 1945 гг.», «70 лет ВООРУЖЁННЫХ СИЛ», орден «Отечественной войны II степени.
Ахметьянов Тимерьян Гилемьянович
Родился 1918 года 28 октября в селе Тактагулово. В 1941 году 15 июля призвали на войну. До 1942 года учили боевым искусствам. В январе 1942 года отправили в Ленинград, в марте был ранен. Месяц лечился на полевом госпитале, потом отправили в военный госпиталь города Ивановска. После этого долечится отправили в Башкирию на Аксаковскую больницу. В июне 1942 года на костылях приехал в родное село. В 1943 году обратно отправили воевать в Ленинград. Там он был до марта 1944 года. Из армии пришёл только 1948 году. До пенсии работал в родном селе конюхом. 1950 году женился, воспитали троих детей. Умер 2004 году.
Бадретдинов Гайнетдин Ахьяртдинович
Родился в 1919 году 25 мая в селе Тактагулово. До войны работает в городе на заводе. В 1939 году призвали в армию. Служил на Дальнем Востоке в городе Хабаровске. Перед демобилизацией началась ВОВ. Учится в полководской школе, получает звание офицера. 1943 году стал членом КПСС. Учил новобранцев. 1945 году началась Японская война, сражался против японцев. Участвовал в освобождении городов Харбинь, Муллин. В 1946 году вернулся в родное село. Работал машинистом в амбаре. Был награждён медалями « Победа над Японией», «За боевые заслуги». Умер 1999 году.
Даянов Мубаряк Нурлыгаянович
Родился в 1924 году в крестьянской семье. Начальное образование получил в родном селе Тактагулово, продолжил обучение в 7- летней школе в деревне Тупеево Илишевского района. После учёбы стал работать в колхозе «Большевик». В 1942 году ушёл на войну. Воевал на 1 Белорусском фронте. Несколько раз был ранен. 1945 году пришлось вернуться в родное село. Стал работать бухгалтером в колхозе. Умер 2001 году.
Награды: орден «Великой Отечественной войны», медали: « За Отвагу»,
« За Победу над Германией в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.», «20 лет победы в ВОВ», «30 лет победы в ВОВ».
Гареев Миркасим Аглямович
Родился в крестьянской семье 1926 году 15 февраля. В 1943 году 10 ноября отправили на войну. До 1945 года воевал на Дальнем Востоке. Сражался против японцев. До 1948 года служил в Кореи, в конце года их часть отправили в Порт – Артур. Участвует в освобождении Китая. 1950 году 8 августа вернулся в село. Работал плотником, его трудовой стаж 49 лет. Награды: орден « Отечественной войны II степени», медали: « За победу над Японией», «25 лет победы в ВОВ», «30 лет победы в ВОВ», «медаль Жукова», «50 лет победы в ВОВ», « 60 лет Вооружённых сил СССР». Гареев Миркасим был активистом, участвовал в воспитании молодёжи и был им примером. Умер 2003 году.
Всегда молодой ветеран История жизни моего дяди Мансурова Шайнура Мансуровича (единственный ветеран оставшийся в живых )
Мой дядя Мансуров Шайнур Мансурович родился в 1921 году в крестьянской семье. Начальное образование получил в Тактагуловской начальной школе. В деревне Урмят Илишевского района окончил 7 классов. Трудовую деятельность начал в деревне Килькабызово. Работал секретарём в сельсовете.
В 1940 году призвали в армию. Служил в железнодорожном бронепоезде. Когда началась ВОВ отправили на фронт в Смоленск. Несколько раз был ранен.
В 1943 году приезжает в родное село. Назначили военруком в Тактагуловскую среднюю школу. По совместительству работает в колхозе «Большевик» председателем ревкома. В феврале 1946 года выбрали секретарём в Такткагуловский сельсовет. С 1953 по 1978 год работает председателем сельского совета. С его усилиями Тактагулоский сельсовет несколько раз был победителем в Социалистических соревнованиях в районе и по республике. За это мой дядя был награждён званием « Победитель социалистического соревнования 1976-77 гг.» До пенсии работал ( 1982 года) секретарём в сельсовете.
Шайнур Мансурович единственный ветеран оставшийся в живых. Ему 93 года, живёт с дочерью и зятем. Мой дядя всегда бодрый, весёлый интересуется жизнью села. Я с дедушкой хожу к нему в гости. Он мне рассказывает свои воспоминания о войне. Каждый год мы поздравляем его с праздником 9 Мая. Я гожусь с ним, потому что он единственный родственник, который участвовал в разгроме фашистов.
Награды: Медаль «За доблестный труд в ВОВ 1941-1945 гг.», ордена «Орден Отечественной войны II степени», «Знак почёта».
На примере дяди я поняла, что человек, который однажды пережил тяжёлые испытания, будет всю жизнь черпать силы в этой победе. Ведь на войне мой дядя не щадил себя и в любой момент мог отдать свою жизнь, за освобождение России да и всего мира от фашизма. Нужно с глубоким уважением относится к ветеранам, ко всем тем людям, что воевали за освобождение России от фашизма.
Чем дальше отодвигаются последние залпы Великой Отечественной войны, тем ближе, дороже, роднее для нас, живущих, они, люди сурового испытания, славные солдаты войны. Они прошли трудными дорогами, видели смерть, потери родных и близких, но шли вперёд, потому что знали: надо выстоять, надо во что бы то ни стало победить! Они сумели всему миру доказать, что значит дружба, что может сделать советский человек, если речь идёт о защите Отечества!
Мы – наследники великой Победы славим и будем славить тех, кто храбро сражался, приблизив час нашей победы, прославляем оставшихся в живых, сумевших победить врага. Герои не умирают, их слава бессмертна, их имена навечно занесены в память народную.
Я горжусь своей страной, я горжусь теми людьми, которые всеми силами боролись за процветание нашей нации. Мы каждый год ходим на парад Победы, возлагаем цветы к памятникам павшим советским героям. Отдаём дань памяти тем, кто погиб за наше светлое будущее. Спасибо вам ветераны!
Практическая часть Мои исследования. Проводя исследование я изучила историю земляков – ветеранов, своего дяди узнала много нового и неизвестного мне до сих пор, что придало мне гордости за свою семью, за свой народ . Провела анкетирование среди учащихся начальных классов, в котором приняли участие 21 человек.
Были заданы вопросы:
1. Важно ли изучать историю своей семьи?
2. В вашей семье есть родственники, которые были участниками Великой Отечественной войны?
3.Смотрите ли вы фильмы, читаете книги о Великой Отечественной войне?
4.Поступаете ли вы так, чтобы вами гордилась семья?
1. Важно ли изучать историю своей семьи? Вопрос 1: да- 15 чел. (71,5%) нет- 4 чел. (19 %) не знаю- 2 чел.( 9,5 %)
2. В вашей семье есть родственники, которые были участниками Великой Отечественной войны? Вопрос 2: да- 18 чел. (85 %) нет- 1 чел. (5 %) не знаю - 2 чел.( 10 %)
3.Смотрите ли вы фильмы, читаете книги о Великой Отечественной войне? Вопрос 3: да- 21 чел.(100%)
4.Поступаете ли вы так, чтобы вами гордилась семья? Вопрос 4: да- 21 чел. (100%)
Результаты исследования показали, что большинство учащихся знают и интересуются историей жизни своих предков, которые прославляли их семью, защищая Родину. Знания их получены из бесед с родственниками, из прочитанных книг, просмотров кинофильмов.
Заключение.
Великая Отечественная война – самое трагическое событие 20 века, повлиявшее на все стороны жизни человечества. Я изучила судьбу только нескольких земляков ветеранов. И могу сделать вывод о том, что все, кто мог, пошли воевать с фашизмом, встали на защиту своей Родины. Нужно внимательнее относиться к своим гражданам, и ценить их при жизни. А память о людях, живущих рядом, всегда будет отзываться добрым словом в сердцах живых за их дела, подвиги, мужество и терпение. То было тяжелое для нашей Родины время.
Путь к победе был тяжелым и долгим. Она досталась ценой огромных жертв и материальных потерь. Во имя победы погибло 20 миллионов наших соотечественников. Советский народ проявил героизм на фронте и в тылу.
Наше поколение о войне знает в основном из уроков окружающего мира, литературного чтения, музыки. Все меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны. Мы с уважением относимся к этим людям, к их прошлому и настоящему, преклоняемся перед ними. Нам есть чему у них поучиться.
В результате своей работы я пришла к следующим выводам:
Мир не должен забывать ужасы войны, разруху, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступлением перед будущим, мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве прошедших ее людей.
Я поняла, что последствия войны живут в семьях и их преданиях, в памяти наших отцов, матерей, они переходят к детям и внукам, они в воспоминаниях их. Война живет в памяти всего народа .
Используемая литература.
- Материалы собранные из школьного музея: Книга Памяти и стенды посвященные ветеранам.
- Материалы собранные в сельской библиотеке ( папки посвященные 65 лет Великой Победе»
- Фотографии из семейных архивов.
- Книга «Память» 1988г.
- Сборники рассказов А.Митяева «Письмо с фронта», «Подвиг солдата».
- Сборник рассказов А. Печерской «Дети – герой Великой Отечественной войны».