Оглавление
Введение 3
Теоретическая основа исследования 5
1. О сквернословии. Разные названия, одна суть 5
2. История возникновения сквернословия 5
3. Специфика использования мата 7
4. Возрастной диапазон использования нецензурных выражений 8
5. Причины и факторы употребления нецензурных слов
подростками и молодежью 8
6. Влияние сквернословия на организм человека 9
Школьники и сквернословие. Исследование 11
Заключение 13
Литература 14
Приложения
Введение
Нет музыки слаще, чем ангельские голоса ребятишек, если не особенно вслушиваться в произносимые ими слова. Логан Пирсолл Смит
Утро. Дети спешат на уроки. Среди группы подростков идёт очень оживлённая беседа: ребята активно жестикулируют, перебивают друг друга, стараются перекричать… Чего только здесь не услышишь из уст молодежи! Среди красиво описанных историй есть выражения, которые трудно назвать «цензурными». И совершенно не важно, что рядом идут малыши-первоклассники, что в нескольких шага спешит на работу учитель…
«Сегодня матерное слово проникло практически во все сферы жизни человека. Нецензурные слова перестали быть непечатными в буквальном смысле: мало кого удивляет, когда герои современных литературных произведений и кинофильмов не стесняют себя в «крепких словцах»… Мат грозит стать чуть не альтернативной нормальному литературному русскому языку. Гнилые слова становятся нормой в языке. Сквернословие употребляется даже в семьях и между взрослыми, и в разговоре родителей с маленькими детьми.
Грязно ругаясь сами, взрослые заражают этим пороком и своих детей, калечат их юные души, пробуждают в них греховные страсти. Разве дети будут слушаться и уважать таких родителей! Не удивительно, что сегодня ругань из детских уст все чаще слышится на улице, в школе и дома»1.
В Интернете на разных форумах ведутся споры о том, вреден мат или нет, нужно его использовать или не нужно… Как аргумент к использованию нецензурных слов и выражений приводят примеры произведений известных поэтов и писателей с использованием такой лексики. Находятся даже те, кто утверждает, что если уничтожить мат, то уничтожится и красота, самобытность русского слова. (Приложение 1)
Данная проблема является одной из самых актуальных, потому что использовать ненормативную лексику стали не только взрослые, но и дети. Причём это настолько вошло в привычку, что, зачастую, они и сами не замечают, когда говорят их. Мне стало интересно, откуда же появились бранные слова в речи людей, каково и истинное значение и, особенно, какие последствия вызывает использование таких слов в организме и психике человека.
В начале работы над этой проблемой мной была выдвинута гипотеза: ненормативная лексика появляется в речи детей и подростков в результате подражания взрослым и наносит психический и физический вред не только человеку, который говорит на этом языке, но и тому, кто слушает.
Подготовка нашего исследования началась с конкретизации, уточнения проблемы. Почему распространено сквернословие? Почему его употребляет молодёжь? Каково от этого окружающим? Так ли оно безвредно?
Цель: выявить причины появления сквернословия, его пагубного воздействия на физическое и психическое здоровье человека.
Задачи:
исследовать историю возникновения сквернословия;
показать основные причины появления в речи нецензурных слов;
выяснить отношение к сквернословию учащихся и проанализировать причины употребления бранных слов;
воспитывать отрицательное отношение к порокам человечества, культуру общения, уважение к окружающим и побуждать к нравственному самосовершенствованию.
Объект исследования – употребление бранных слов и нецензурной лексики в устной речи учащихся Государственного учреждения образования «Лошницкая средняя школа Борисовского района».
Предмет исследования – причины и последствия использования бранных слов в речи.
Исходя из заданной проблемы, были выбраны следующие методы исследования:
Метод выборки материала;
Метод опроса;
Метод анкетирования;
Описательный метод;
Классификационный метод.
Теоретическая основа исследования 1. О сквернословии. Разные названия, одна суть
Сквернословие — это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью.2 У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, мат, нецензурная лексика, лексика «телесного низа» и т. д. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна». В словаре В. Даля сказано: «Скверна — мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное».
В современных изданиях по культуре речи используется такое понятие, как обсце́нная ле́ксика (от лат. obscenus — «непристойный, распутный, безнравственный», непечатная брань, нецензурные выражения, ненормативная лексика, сквернословие, срамословие) — сегмент бранной лексики различных языков, включающий вульгарные, грубые и грубейшие (похабные, непристойные) бранные выражения, часто выражающие спонтанную речевую реакцию на неожиданную (обычно неприятную) ситуацию.3
У этого термина существуют и другие названия.
Русский мат (ма́терный язык, матерная ру́гань, матерщи́на, устаревшее лая матерна) — в русском и близких к нему языках — бранные слова и выражения, употребление которых не допускается общественной моралью, предназначенные преимущественно для оскорбления адресата или отрицательных оценок людей и явлений.4
О том, что эти слова являются грязными, безнравственными и нецензурными, говорили как народные пословицы и поговорки, так и Библия, священнослужители, поэты и писатели. (Приложение 2)
2. История возникновения сквернословия
Если же посмотреть на историю происхождения и значения самого слова “мат” в изначальном варианте, то оно означает “крик” громкий голос в значении звукоподражательном. А подражание было звукам животных – “ма” и “мя” – в брачный период. В древней Руси считалось неприличным уподобляться скоту и орать благим матом о том, что принадлежало к сфере интимных отношений.
Вокруг русского мата сложился целый ряд мифов. Самый устойчивый из них - представление о том, что наиболее циничные ругательства появились в период татаро-монгольского ига и привнесены в русский язык именно ордынцами. Это неверно: корни большинства нецензурных слов имеют общеславянское или даже индоевропейское происхождение.
Второй миф, в чем-то противоположный первому, - убеждение в особом пристрастии к мату именно русских. Те, кто полагает, что на Руси матерились, особенно в деревнях, чуть ли не во все времена, глубоко заблуждаются и не знают собственной истории. Как раз в прежние времена люди куда более ясно отдавали себе отчет в том, что сквернословие – тяжкий грех перед Богом и перед другими людьми.
В глубокой древности наши предки не могли обойтись без соответствующей лексики в ритуальных действиях, даже в свадебных обрядах. На русских свадьбах пели так называемые корильные песни, в которых содержались ритуальные оскорбления жениха (чтобы не пришлось избраннице корить его в будущей жизни), часто, на наш современный взгляд, непристойные. Брань применялась и в народной медицине. Например, лечение лихорадки сопровождалось ругательством. Для защиты от тифа исполнялся обряд с «грязным» словом. Сквернословили и при выращивании урожая, например, пшеницы. Но при посеве редиса не выражались, чтобы тот не вырос горьким.
Бранные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны именно с половой сферой. Таким образом, мат является языком общения с демонами. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие.
Не случайно ранее бытовали поверья, что:
Бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами.
Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище.
Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться.
Будешь материться на берегу реки или озера – оскорбится водяной.5
Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым. Позднее, сквернословящего человека подвергали публичной порке. При Петре I была выпущена книга "Юности Честное Зеркало", где писалось, что приличное поведение людей может быть признано лишь с полным воздержанием бранной ругани. Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению (своду законов Русского царства, принятому Земским собором в 1649 году и действовавший почти 200 лет, до 1832 года) за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание – вплоть до смертной казни. На рынках и по улицам ходили переодетые чиновники со стрельцами, хватали ругателей и тут же, на месте преступления, при народе, для всеобщего назидания наказывали их розгами.
Мне стало интересно, где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оказывается, что оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение “поле брани”. Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое – это поле матерной ругани. Раньше матерную брань называли еще «солдатскими словами», потому что сквернословие было большей частью распространено в солдатской среде.
Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.
Проведя анализ материалов по сквернословию, я пришла к выводу, что изначально все так называемые бранные слова не несли такого смысла, как сегодня. (Приложение 3).
3. Специфика использования мата
"Присоединяюсь к психологам в том, что специфика использования мата зависит от возраста, пола, социальной среды и ситуации, — говорит филолог Оксана Темная. — Например, у дошкольников он — следствие слепого копирования речевого поведения взрослых. Использование запретных слов в речи подростков чаще всего обусловлено желанием продемонстрировать свою взрослость, опытность, а позднее — и сексуальную зрелость ".
Специалисты считают, что в наше время мат используется для:
повышения эмоциональности речи;
снятия психологического напряжения (эмоциональная разрядка). Кстати, существует точка зрения, согласно которой именно это и является основной причиной существования мата. Причем чем сильнее табу, тем большую эмоциональную разрядку приносит нарушение запрета;
снятия болевого шока;
оскорбления, унижения адресата речи;
демонстрации агрессии;
демонстрации отсутствия страха;
демонстрации раскованности, независимости говорящего;
демонстрации пренебрежительного отношения к системе запретов;
демонстрации принадлежности говорящего к «своим».
Основная среда формирования привычного сквернословия - семья, основная причина - культурный вакуум, царящий в ней. Поэтому сквернословие так устойчиво: ребенок, который ежедневно слышит, как его родители "ласкают" друг друга забористым словом, почти наверное вырастет "матерноговорящим" и передаст эту привычку своим детям…
В американских семьях существует очень интересный обычай. Когда дети приносят с улицы бранные слова и спрашивают об их значении, то родители, как правило, разъясняют все честно, но потом в обязательном порядке ребенка заставляют вымыть рот с мылом, ведь мерзкие слова пачкают и сознание, и душу, и слух, и произносящий их рот.
Употребление мата формирует зависимость.
Первая стадия, когда человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд;
Вторая, когда человек впервые употребляет скверное слово за компанию;
Третья стадия - человек привыкает к этому слову, не стыдно употреблять его, не может изъясняться без мата, забывает другие слова.
4. Возрастной диапазон использования нецензурных выражений
По свидетельству американского педагога и психолога А. Фромма, многие дети рано или поздно начинают произносить бранные слова, поскольку им свойственно быстро впитывать все новое и неизведанное. Между тем дурной пример подают сами взрослые. Если нецензурные выражения появились в речи младшего школьника, то велика вероятность, что он просто не понимает негативного смысла произносимого, тем не менее прекрасно чувствует их эмоциональный заряд и произносит в ситуации повышенного эмоционального напряжения. Если ребенок после сообщения взрослого о недопустимости использования данных слов продолжает сквернословить, значит, он пытается с их помощью удовлетворить какую-то свою потребность, привлекает к себе внимание.
В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие — это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам. Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, — оружие неуверенных в себе людей. Кроме того, старшеклассники стараются бранными словами задеть родителей, педагогов, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них.
5. Причины и факторы употребления нецензурных слов подростками и молодежью
Каковы же причины и факторы употребления нецензурных слов подростками и молодежью?
Врагом воспитания культурных членов общества являются телевидение, видео и компьютерные технологии. Поголовное увлечение просмотром телевизионных программ и компьютерными играми значительно затрудняет физическое и творческое развитие детей и подростков. Оказывается, что даже нейтральные по содержанию телепередачи и игры могут спровоцировать вызывающее поведение и агрессию.
Дети и подростки, регулярно и подолгу сидящие у телевизора и за компьютером, во-первых, и в реальной жизни склонны к мгновенному получению впечатлений без приложения усилий («нажатием кнопки» в буквальном смысле слова), что стимулирует подверженность вредным привычкам, в том числе сквернословию; во-вторых, у них плохо развита речь, а разрастающиеся пробелы в словарном запасе и пустоты в духовной жизни со временем заполняются «материалом» из окружающей действительности
Ориентировка на внешний блеск, «упаковку» в виде дорогой и модной одежды, стремление к «красивой» жизни, пустое проведение молодежью свободного времени, «тусовки», в ходе которых проявляются «стадные» инстинкты, в том числе специфический сленг – все это тоже причины и факторы сквернословия .
Так же большое влияние оказывают и биологические факторы:
гормональные изменения в организме, проявляющиеся в повышенной возбудимости, эмоциональной неустойчивости, провоцирующих трудности во взаимоотношениях;
половое созревание, вызывающее желание найти признание у противоположного пола и иногда приводящее к использованию аморальных способов поведения;
несоответствие биологических данных социальному статусу подростка или юноши, при котором физиологически он является взрослым, а его социальные и психологические возможности ограничены (отсутствует жизненный опыт, не сложилось мировоззрение, не сформированы защитные механизмы).
Таким образом, нетрудно заметить, что большая часть перечисленных причин и факторов юношеского сквернословия относится к сфере ответственности общества, взрослых.
6. Влияние сквернословия на организм человека
«Известно, что врачи узнают, здоров человек или болен, осматривая язык. Можно сказать, что и наши слова служат верным признаком здоровья или болезни нашей души» - говорил Святитель Тихон Задонский. Сквернословие приносит нежелательные последствия, хотя об этом мало кто сегодня задумывается.
Группа ученых под руководством доктора биологических наук И. Б. Белявского семнадцать лет занималась проблемой сквернословия, и они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит. В течение ряда лет они вели наблюдение за двумя группами. Первая из них состояла из людей, в разговоре не обходившихся без матерщины, вторая - принципиально не использующих в обиходе «крепких» словечек. Человеческие слова могут быть представлены в виде электромагнитных колебаний, которые прямо влияют на свойства и структуру молекул ДНК, отвечающих за наследственность.6 Если человек изо дня в день использует бранные слова, в молекулах ДНК начинает вырабатываться «отрицательная программа» и они существенно видоизменяются. Ученые утверждают: «грязное» слово вызывает мутагенный эффект, аналогичный радиационному облучению. И вот что показали многолетние наблюдения. У «матерщинников» очень быстро появлялись возрастные изменения на клеточном уровне и различные хронические заболевания. Во второй группе, наоборот, общее состояние организма было на 5, 10, а порой и 15 лет моложе их официального возраста.
Употребление матерных слов ведет к гормональным нарушениям. Особенно это заметно у женщин. Косметологи замечают, что клиентки, которые не могут жить без мата, больше остальных страдают от повышенной волосатости конечностей. Голос таких женщин со временем становится все ниже. Другими словами, если женщина матерится, в ее организме происходит гормональный дисбаланс.
У мужчин со временем развивается импотенция, бесплодие и урологические болезни различного характера.
Более того, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и кто вынужден слушать ругательства. В основе сквернословия лежат такие проявления души, как ненависть, гнев, зависть и т.д. Если сквернословишь, то превращаешь свой мир в мир, наполненный злобой, ненавистью, завистью и подобными проявлениями души. Мат, обидные, колючие замечания глубоко ранят человека.
Вспомните, когда вас самих обругали – грубо, грязно (не важно по поводу или без повода), начинает сильно колотиться сердце, кровь приливает к лицу, настроение портится. В конце концов, обида приводит к стрессам. Стресс – к нервным расстройствам, а последние – к совершенно конкретным болезням: экземам, язве желудка, раку, инфаркту и инсульту. В медицине известен термин «синдром Туретта». Человек теряет дар речи, но сохраняет способность сквернословить.7
А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. «Вдумайтесь в факты! В тех странах, в национальных языках которых отсутствуют ругательства, указывающие на детородные органы, не обнаружены заболевания Дауна и ДЦП, в то время как у нас (в странах СНГ) эти заболевания существуют. За 20 последних лет число детей с отставанием в умственном и физическом развитии выросло в 10 раз, более 80% новорожденных больны, здоров лишь каждый 10 выпускник школы, увеличилось количество девушек, имеющих хронические заболевания. А это будущие матери, носители генофонда нации. Стремительно растет количество алкоголиков, безумцев, самоубийц. Народонаселение сокращается с каждым годом».8
Особенно опасно сквернословие для детей. Их интеллектуальное развитие зависит главным образом от того языка, на котором разговаривают окружающие их взрослые. Если ребёнок слышит только речь, состоящую из двух-трёх десятков слов и выражений (в основном неприличных), то ни о каком душевном и умственном развитии этого ребёнка не может быть и речи. Достигнуть впоследствии каких-либо положительных жизненных успехов ему будет стоить огромных усилий…
Возможно, вы не знали, но нецензурная брань является административным правонарушением, за которое предусмотрена ответственность по ст. 17.1 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь, и квалифицируется как мелкое хулиганство и влечёт наложение штрафа в размере от 2 до 30 базовых величин или административный арест.
Школьники и сквернословие. Исследование
Я провела опрос (Приложение 4) на тему сквернословия и бранных слов среди учащихся 6-11 классов. Всего было опрошено 100 мальчиков и девочек. Учащимся было предложено ответить на вопрос, знают ли они, что такое сквернословие и если знают, то каким синонимом могут заменит это понятие. Результаты показали, что 66% опрошенных знают, что это такое, а 34% не знают. (Приложение 5, диаграмма 1). Среди синонимов, которыми учащиеся заменяли слово сквернословие, были названы такие, как нецензурные слова, плохие слова. Но большинство учащихся заменили слово сквернословие словом мат. (Приложение 5, диаграмма 2).
Далее я предложила учащимся ответить на вопросы анкеты (Приложение 6). В анкетировании приняло участие 79 учащихся 5-11 классов. Обработав ответы школьников (Приложение 7), я получила следующие результаты:
Не все участники опроса признают, что используют нецензурную лексику в своих словах. (Приложение 7, диаграмма 2)
Учащиеся используют в речи бранные слова часто даже не замечая этого. Но есть и учащиеся (в основном девочки), которые не матерятся. (Приложение 7, диаграмма 3)
Многие ругаются просто по привычке, не придавая брани свойственного ей смыслового значения, другие – в порыве минутного гнева и нашедшей ярости. (Приложение 7, диаграмма 4)
Бранные слова стали обыденной речью, и их употребляют для связки слов и считают использование бранных слов в своей речи нормальным явлением, не чувствуют стыда. Некоторые учащиеся настолько привыкли к использованию бранных слов в речи, что не стесняются употреблять их и в разговоре со взрослыми. (Приложение 7, диаграмма 5)
Практически все опрашиваемые отметили, что не слышат нецензурной брани у себя в семье. (Приложение 7, диаграмма 6)
Наиболее часто учащиеся слышат мат в речи своих друзей и одноклассников, от взрослых на улице. (Приложение 7, диаграмма 7)
Большинство учащихся не знают о негативном влиянии сквернословия на человека и не считают его отрицательным явлением. (Приложение 7, диаграмма 9, 10)
Большинство учащихся употребляют нецензурные слова, даже не задумываясь об уместности их употребления и не принимают меры борьбы с матерной руганью. (Приложение 7, диаграмма 11)
Не смотря на то, что нецензурные слова сегодня используются достаточно активно школьниками, но не все хотят, чтобы их будущие дети их использовали. ХОТЯ!!! 7 опрашиваемых хотят, чтобы и дети употребляли их в речи (Приложение 7, диаграмма 12)
На вопрос о том, что нужно сделать для того, чтобы люди в общем и опрашиваемые в частности не использовали нецензурных слов (Приложение 7, диаграмма 13, 14), большинство ответили, что не знают. Многие предлагали ввести штрафы (Но это уже принято на государственном уровне!) и даже физическое наказание. Самым неожиданными были такие ответы, в которых говорилось, что уже ничего невозможно изменить и сами ребята называли своё поколение пропащим и упущенным.
Были и такие, которые считают, что не нужно избавляться от таких слов и использовали их в ответах на вопросы анкеты. Возможно, учащиеся старались бранными словами задеть и шокировать и подтвердить собственную независимость. Но результат получается обратный: пытаясь самоутвердиться таким образом, человек на самом деле вызывает недоброжелательное и пренебрежительное отношение к себе. Я думаю, что уж если и использовать такие слова, то нужно знать где, когда и с кем их допустимо произносить, а где – нет.
Заключение
Явление сквернословия, как никакое другое, характеризует нравственную деградацию общества, в котором обесценивается главное — любовь, красота и добро. Печальной тенденцией последнего времени становится употребление нецензурных выражений безо всякой причины, «для связки слов». Эту ситуацию эксперты называют «бранной эпидемией», «вирусом сквернословия».
Таким образом, на основе изучения теории и проведении опроса и анкетирования, наша гипотеза подтвердилась:
отношение к бранным словам у опрошенных учащихся нашей школы очень разное. Ненормативную лексику они употребляют, чтобы казаться «крутыми» и продемонстрировать свою взрослость. Многие никаких чувств при этом не испытывают, лишь иногда легкое чувство стыда. Эти дети не обращают внимания на то, когда другие выражаются в их присутствии;
учащиеся используют сквернословие как специфический код-принадлежность к миру взрослых, подражая той манере речи, что очень часто встречают на улице, в семье;
использование в речи бранных слов не проходит бесследно, и они не такие безопасные, как может показаться на первый взгляд: их влияние на здоровье и психику человека настолько велико, что постепенно может привести к физической смерти того, кто не следит за чистотой своей речи;
ответы юношей старшего звена не существенно отличаются от ответов девушек. Например когда юноши произносят матерные выражения, они не испытывают при этом никаких чувств, но не всем девушкам в это время стыдно. Девушкам не кажется, что их не уважают, когда ругаются матом в их присутствии. А юношам все равно, ругается девушка или нет.
Нет, и не может быть каких-то универсальных рецептов излечения от сквернословия. Ясно одно: пока сохраняется вредная иллюзия, будто мата избегают лишь очкарики и «ботаники», а сильные, серьезные, деловитые люди не должны стесняться «называть вещи своими именами», — до той поры мы будем без стеснения крепко выражаться.
У того, кто сквернословит, есть 2 пути: первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения. И, второй путь – путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты.
3 февраля отмечается Всемирный День борьбы с ненормативной лексикой.
От всей души желаем вам быть по-настоящему прекрасными людьми. Пусть все в вас будет прекрасно: и мысли, и слова, и поступки! Спросите свою Совесть сами, кем вы хотите быть: Homo культурный, мыслящий ...или Homo пещерный!
Практическая значимость. Данная работа может быть использована на уроках русского языка, классных часах с целью убеждения учащихся в отрицательном воздействии нецензурной лексики на жизнь и здоровье человека.
Литература
1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 12-ти томах. Том 11. – М., 2002.
2. Клавис К. Детское сквернословие: чем оно вызвано и как с ним бороться // Первое сентября. — 2007. — № 9.
3. Пословицы и поговорки русского народа / Сост. В. И. Даль. — М., 2006.
Интернет-ресурсы:
4. Вирус сквернословия. Классный час для старшеклассников http://www. liveinternet. ru/users/alfijushka/post67412745
5. Зачем люди матерятся http://russian7.ru/post/skvernoslovie-pochemu-my-vyrazhaemsya
6. Поле брани: научное осмысление феномена русского мата http://theoryandpractice.ru/posts/12078-russkiy-mat
7. Лекция о сквернословии. http://oodvrs. ru/article/art. php? id_article=206
8. О сквернословии http://www.skvernoslovie.narod.ru/staty/lekcia.
9. Сидоров В. Как бороться со сквернословием, или Здесь русский мат, здесь Русью пахнет… http://shkolazhizni.ru
10. Сквернословие // Centre Magik. http://www. magik. ru/s68.asp
11. Сквернословие и здоровье http://gubkincrb.belzdrav.ru
12. Сквернословие - позор или национальная гордость? http://oriflamma-zp. narod. ru/lec_philo_004
13. Хитрые сети http://www.skvernoslovie.narod.ru/staty/hitrie_sety
Приложение 1
Из форумов о мате (орфография и пунктуация авторов сохранена):
…Бороться надо с матершинниками, и лучше всего образованием (люди с высшим образованием матерятся меньше - это уж точно)
…по большей части (мне кажется) это способ самовыражения у молодёжи лет 16-18 ,почему-то в этом возрасте кажется, что если ты будешь материться, то все будут обращать внимание (глупость, конечно) но никто не думает о том, что внимание то уделят, но негативное, и радости ты от этого не получишь. И мало кто знает, что на самом деле эти слова означают: когда-то учительница в школе подняла такую тему и рассказала, что они обозначают - честно я в шоке была (жалко, сейчас не помню, но если кого-то интересует можно поискать)
…мат для молодёжи только слова-сорняки, служащие для связки слов (типа, блин и т.д., только для уха неприятнее)), а о их смысле большинство и не задумывалось.
…Я сужу по себе (стыдно вспомнить) и по своим одноклассникам (если б вы слышали как я материлась), предложение иногда разбавляла нормальными словами почему-то казалось что так круто общаться между, собой не знаю как сейчас но тогда я специально продумывала предложение чтоб матов побольше было (кошмар конечно и сейчас так стыдно)
…физическими мерами не советую, но суровый взгляд и неодобрительное покачивание головой у меня срабатывает =)
…Самое удивительное что у них это не проходит, стоит лоб лет так 25 и кроет матом так что уши в трубочку заворачиваются - и это не единицы, а в основном. Раньше на это внимание обращали а теперь всем всё равно.
…Честно говоря, конечно, режет слух, глаз, но это ИХ дело и их жизнь. У меня получается всю эту инфу фильтровать. В первую очередь, о себе надо думать, когда так говорят другие - меньше будет как-то мешать.
Тоже могу сматюгаться и не вижу ничего плохого, другой разговор, но это или с подружками или с близкими друзьями.
…Самое важное как к этому относиться, но воспитывать надо с детства.. И виной матюгальства не подростки, а их родители, имхо.
…По-моему, человек, достигший совершеннолетия, должен отвечать за свои поступки, слова. Я понимаю, что человек славянской национальности не может без мата, но он должен хотя бы выбирать время и место. Вот, например мой дядька, живущий в глухой деревне, хоть и алкаш и дебошир, но никогда не матерится при детях (ну хотя б старается) вот у него принцип такой.
…Причем же мат и хамство? ИМХО, это два, совершенно разных, явления
А как называть человека который стоит, матерится при ребёнке и в ответ на адекватное замечание начинает матерится еще больше и вдобавок в мою сторону
https://otvet.mail.ru/question/31545496
Все русские поэты ругались матом... Есенин, Пушкин. Уничтожив мат, уничтожим русскую культуру?
Анериа
Дело не в мате как таковом, а в том, что кроме матных слов наши великие писатели имели такой словарный запас! Огого! ! А современные люди не могут двух слов связать простых. Мат не надо уничтожать. Но надо, чтобы он не взаимоисключал у некоторых личностей все другие слова.
K1nG
русский язык без мата - как суп без хлеба!
HitmaN™
Мне кажеться что да! Мат это часть нашей жизни! :D
Nahual '
мат уничтожить сложнее, чем саму Россию=) Этого не может быть
Николай Лашин
проще инглиш в землю зарыть чем мат.... русский впитывает слова со страшной силой.. . со временем в русском языке будут все необходимые слова для общения хоть с инопланитянами...
SweetLight
да ктож его уничтожит.. . люди из разных слоёв общества друг друга понимать перестанут без него.. . это язык межклассового общения. . как вещь в быту пригодно-полезную его не искоренишь
Елена Калинина
У нас скорее культуру уничтожат, чем от мата откажутся.
Василий Иванович
Все великие поэты ругались матом. Уничтожив мат, уничтожим русскую культуру. Софизм какой то. Если вы сейчас уничтожите все треугольные предметы и нарисованные треугольники то понятие триугольность останется в любом случае.
тётя Тоня Молоток
мат неуничтожим...
Марго Королева
мат это часть языка, я за легализацию мата, но мне неприятны люди которые употребляют его не поделу через слово.
Сергей
Конечно. Мат был всегда-есть и будет, как подростковый и профессиональный сленг-это неотъемлемая часть нашей культуры. Только не нужно матом и сленгом, феней подменять настоящий русский язык-это уже бескультурье. Надо знать где и с кем матом говорить. А Пушкин был нонконформистом Есенин же-хулиганская натура и они немного бравировали этим-что им гениям, простительно.
павел васильев
Не ругались, а баловались ( это нынешние из помойного бачка и плевательницы классиков вылезли ...)
Андрей Дмитриев
Если для человека Рэмбо и РембО - родные братья, то ему только и остаётся матом разговаривать. Просто эта часть языка должна употребляться во время и по месту.
Observer Henius
Вообще-то нет. Вот уничтожьте эти строки и некоторые еще - ничего в культуре не изменится. Бпольшинство этих строк и не знают. Но конечно такое табуирование 5 слов и их производных - феномен руского языка. Мало кто знает, но эти же слова гораздо более свободно употребляются сербами, например запросто с экрана ТВ. Проблема в другом - бля через слово и прочее употребление как связок и фона, при том что слова остаются общепризнано ограниченно употребимыми. При этом самые "продвинутые" апелируют к классикам. Кстати, Вы может удивитесь, но на зоне где за слова отвечают, от мата отучают довольно быстро.
Приложение 2
Библейская, святоотеческая и народная мудрость
о сквернословии и бранных словах
Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе (Библия).
Никакая нечистота да не именуется в вас (Библия).
Сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам (Библия).
А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших (Библия).
В собеседованиях не должно быть никакой грубости, ибо умных людей обыкновенно украшают скромность и целомудрие (Преподобный Антоний Великий).
Нет ничего разорительнее многословия и зловреднее невоздержанного языка, и ничто так сильно не расстраивает и не истребляет богатство душевное (Преподобный Филофей Синайский).
Бойся Вышнего, не говори лишнего (пословица).
Долг языка — говорить добро (пословица).
Слово слову рознь. Словом Бог мир создал, словом Иуда Господа продал (пословица).
Язык мой — враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет (пословица).
Парень ражий, а язык-то вражий (пословица).
Не в том сила, чтоб города брать, а в том сила, чтоб с языком совладать (пословица).
Все беды человека от его языка (пословица).
Мерзость сквернословца — на голову его (пословица).
К сквернословцу всякая порча липнет (пословица).
«Если человек матерным словом ругается тогда: у Пристола Господня Матирь Божия данный его молитвенный Покров от человека того отнимает и Сама отступает
а) проклятию подвергает. С таким человеком не подобает ни ясти ни’пити, аще не оставит, браниться матерно.
б) Бог попускает беды, напасти и многие болезни». Из Поучения Свт. Иоана Златоустого «о матернем слове»
МУДРЫЕ МЫСЛИ О РЕЧИ И ЯЗЫКЕ
Речь — это показатель ума (Сенека).
У короткого ума — длинный язык (Аристофан).
Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Евангелие).
Когда язык ничем не стесняется, все бывают стеснены (Ж.-Ж. Руссо).
Именно языку надлежит одновременно и устанавливать пределы, и преступать их (Ж. Делез).
Язык не может быть плохим или хорошим... Ведь язык — это только зеркало. То самое зеркало, на которое глупо пенять (С. Довлатов).
Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нем можно судить и по языку, которым он выражается (Дж. Свифт).
Язык — самое опасное оружие: рана от меча легче залечивается, чем от слова (П. К. де ла Барка).
С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека - это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом. В. Даль
Лучше извергать гнилость изо рта, нежели сквернословие... (святитель Иоанн Златоуст)
Берегите чистоту языка, как святыню! (И.С.Тургенев)
Каков человек, такова его и речь (Сократ)
Законодатель должен удалять из государства сквернословие, потому что из привычки сквернословить развивается и склонность к совершению дурных поступков. (Аристотель)
Заговори, чтобы я увидел тебя (Сократ)
Злой язык — признак злого сердца. (Публий Сир)
Злоречивый язык выдает безрассудного. (Плутарх)
Говорящий плохое — всегда в убытке. (Григорий Богослов)
Злословие - бессмертная дочь самолюбия и праздности. (Вольтер)
Только случай мешает человеку злоречивому стать злодеем. (Квинтилиан М.Ф.)
Чем кто более заслуживает презрения и насмешки, тем наглее его язык. (Сенека)
Злоба, как и любовь, не химическое вещество, а органическое, как дрожжи — закваска. Крошечная доля заквашивает все. (Толстой Л. Н.)
Против злословия клеветника нет лекарства. (Аристофан)
Дабы унять злословие, не обращай на него внимания. (Грасиан-и-Моралес)
Злословие в мужчине всегда постыдно... Мужчина, чтобы очернить другого, должен обладать женской мудростью.(Шеридан Р.)
Стрелы пронзают плоть, а злые слова — душу. (Грасиан-и-Моралес)
Злой человек похож на уголь: если не жжет, то чернит тебя. (Анахарсис)
У меня от хамства нет защиты.
И на этот раз оно сильней.
Звонкие хрусталики разбиты — .
Позывные доброты моей.
Только слышно, как в душе играет
На старинной скрипочке печаль,
И слова для мести выбирает,
Что забыты были невзначай.
Ну, а хамство руки потирает,
Все ему пока что сходит с рук.
Сколько мир от этого теряет?!
Только нам сплотиться недосуг.
У меня от хамства нет защиты.
Как обидно, что в душе моей
Звонкие хрусталики разбиты,
А ведь я берег их для людей.
А. Дементьев
О скверном и святом
Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать.
Есть в мире самое простое
И самое возвышенное – Мать!
Так почему ж большое слово это,
Пусть не сегодня, а давным-давно,
Но в первый раз ведь было кем-то, где-то
В кощунственную брань обращено.
Тот пращур был и тёмный, и дурной,
И вряд ли даже ведал, что творил,
Когда однажды взял и пригвоздил
Родное слово к брани площадной.
И ведь пошло же, не осело пылью,
А поднялось, как тёмная река.
Нашлись другие. Взяли подхватили
И понесли сквозь годы и века…
Пусть иногда кому-то очень хочется
Хлестнуть врага словами, как бичом,
И резкость на язык не только просится,
А в гневе и частенько произносится,
Но только мать тут всё-таки при чём?
Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.
И всё же трудно попросту понять,
Что слово “мат” идёт от слова “мать”,
Сквернейшее – от самого святого!
Неужто вправду за свою любовь,
За то, что родила нас и растила,
Мать лучшего уже не заслужила,
Чем этот шлейф из непристойных слов?!
Ну как позволить, чтобы год за годом
Так оскорблялось пламя их сердец?!
И сквернословам всяческого рода
Пора сказать сурово наконец:
Бранитесь или ссорьтесь как хотите,
Но не теряйте звания людей.
Не трогайте, не смейте, не грязните
Ни имени, ни чести матерей!
Э.Асадов
«Сколько остроумия, злости и душевной нечистоты потрачено, чтобы придумать эти гадкие слова и фразы, имеющие целью оскорбить и осквернить человека во всем, что ему свято, дорого и любо».
Антон Павлович Чехов
Язык народа и богат, и точен,
Но есть, увы, и бранные слова,
Они растут, как сорная трава,
У плохо перепаханных обочин.
Н. Рыленков
Слова – дрова. Нас греет речь.
Нас мыслей обжигает пламя.
Душа пытливая, как печь,
Всё время топится) словами.
И сырость слов,
И сырость дров
Один и тот же грех имеют:
Трещат, дымят, но мало греют
И душу в непогодь, и кров.
Слова бывают и скверны,
И дым от них такого рода,
Как будто у живой души.
Забиты сажей дымоходы.
В.Федоров
Приложение 3
Этимология некоторых бранных слов
Слово скотина произошло от «скат» - богатство, сокровище, каковым первоначально считались исключительно домашние животные, а спустя века – люди…
Негодяй – это не бранное слово, а «рекрут, не пригодный к воинской службе».
Поганец. Слово пришло из благородной латыни и означает «селянин, деревенский житель».
Идиот. Слово пришло на Русь из Византии вместе с христианством. Так стали называть любого некрещёного. Но язычники в долгу не остались, назвали христианина кретином.
Кретин. Если бы мы перенеслись где-то веков на пять-шесть назад в горный район французских Альп и обратились к тамошним жителям: «Привет, кретины!», никто бы вас в пропасть за это не скинул.А чего обижаться - на местном диалекте слово cretin вполне благопристойное и переводится как… «христианин» (от искаженного франц. chretien).
Лох, лохи — жаргонное название наивного, простодушного человека. К лохам относят людей, которые поддались на какое-нибудь мошенничество. Слово происходит из диалекта поморов, которые называли так лососей, прошедших нерест и оставшихся в реках на зимовку. Затем офени стали называть лохами обычных крестьян (противопоставляя их себе как менее образованных), слово упоминается в словаре Даля, и только в конце XIX века слово перешло в воровской жаргон. К концу XX века слово стало общерусским и обросло такой роднёй, как лошок, лошара, лохушка, лохотрон и проч.
«В семье не без урода». Неправильное толкование: В любой семье или компании есть один дурак обязательно. Уродом называли первого ребёнка. Урод – стоящий у рода, под защитой. Семьёй называлась пара только после рождения первенца. «Урода» – это на некоторых славянских языках означает «красота». Первый всегда был самый красивый. Т.е. пословица звучать будет: «Семье не быть без первого ребёнка».
Стерва. Так крестьяне на Руси называли палую скотину, трупы животных, мертвечину
Мымра. Коми-пермяцкое слово и переводится оно как угрюмый. Попав в русскую речь, оно стало означать прежде всего необщительного домоседа (в словаре Даля так и написано: мымрить - безвылазно сидеть дома). Постепенно мымрой стали называть и просто нелюдимого, скучного, серого и угрюмого человека.
Зараза. Девушки бывают разные. Возможно, и на слово "зараза" не все обижаются, но комплиментом его уж точно не назовешь. И тем не менее, изначально это был все-таки комплимент. В первой половине XVIII века светские ухажеры постоянно "обзывали" прекрасных дам "заразами", а поэты даже фиксировали это в стихах. А всё потому, что слово "заразить" изначально имело не только медицински-инфекционный смысл, но и было синонимом "сразить". В Новгородской Первой летописи, под 1117 годом стоит запись: "Единъ от дьякъ зараженъ былъ отъ грома". В общем, заразило так, что и поболеть не успел… Так слово "зараза" стало обозначать женские прелести, которыми те сражали (заражали) мужчин.
Болван. Исконное значение – обрубок бревна, чурбан, истукан или даже статуя. «Болванами» на Руси называли каменных или деревянных языческих идолов, а также сам исходный материал или заготовку - будь то камень, или дерево (ср. чешское balvan - «глыба» или сербохорватское «балван» - «бревно, брус»). Считают, что само слово пришло в славянские языки из тюркского. Современное значение – глупый, недалёкий человек.
Подонок. Еще одно слово, которое изначально существовало исключительно во множественном числе. Иначе и быть не могло, так как "подонками" называли остатки жидкости, остававшейся на дне вместе с осадком. А так как по трактирам и кабакам частенько шлялся всякий сброд, допивающий мутные остатки алкоголя за другими посетителями, то вскоре слово "подонки" перешло на них. Возможно также, что немалую роль сыграло здесь и выражение "подонки общества", то есть, люди опустившиеся, находящиеся "на дне".
Шаромыжник. 1812 год… Ранее непобедимая наполеоновская армия, измученная холодами и партизанами, отступала из России. Бравые завоеватели Европы превратились в замерзших и голодных оборванцев. Теперь они не требовали, а смиренно просили у русских крестьян чего-нибудь перекусить, обращаясь к ним сher ami (любі друзі). Крестьяне, в иностранных языках не сильные, так и прозвали французских попрошаек — шаромыжники. Не последнюю роль в этих метаморфозах сыграли, видимо, и русские слова шарить и мыкать.
Шваль. Так как крестьяне не всегда могли обеспечить гуманитарную помощь бывшим оккупантам, те нередко включали в свой рацион конину, в том числе и павшую. По-французски лошадь — cheval (отсюда, кстати, и хорошо известное слово шевалье — рыцарь, всадник). Однако русские, не видевшие в поедании лошадей особого рыцарства, окрестили жалких французиков словечком шваль, в смысле отрепье.
Подлец. А вот это слово по происхождению польское и означало всего-навсего простой, незнатный человек. Так, известная пьеса А. Островского На всякого мудреца довольно простоты в польских театрах шла под названием Записки подлеца. Соответственно, к подлому люду относились все не шляхтичи.
Сволочь. Сволочати — по-древнерусски то же самое, что и сволакивать. Поэтому сволочью первоначально называли всяческий мусор, который сгребали в кучу. Это значение (среди прочих) сохранено и у Даля: Сволочь — все, что сволочено или сволоклось в одно место: бурьян, трава и коренья, сор, сволоченный бороною с пашни. Со временем этим словом стали определять ЛЮБУЮ толпу, собравшуюся в одном месте. И уж потом им стали именовать всяческий презренный люд — алкашей, воришек, бродяг и прочие асоциальные элементы.
Ублюдок. Слово гибрид, как известно, нерусское и в народный арсенал вошло довольно поздно. Гораздо позже, нежели сами гибриды - помеси разных видов животных. Вот и придумал народ для таких помесей словечки ублюдок и выродок. Слова надолго в животной сфере не задержались и начали использоваться в качестве унизительного наименования байстрюков и бастардов, то есть, помеси дворян с простолюдинами.
Наглец. Слова наглость, наглый довольно долго существовали в русском языке в значении внезапный, стремительный, взрывчатый, запальчивый. Бытовало в Древней Руси и понятие наглая смерть, то есть смерть не медленная, естественная, а внезапная, насильственная. В церковном произведении XI века Четьи Минеи есть такие строки: Мьчаша кони нагло, Реки потопят я нагло (нагло, то есть, быстро).
Пошляк. Пошлость — слово исконно русское, которое коренится в глаголе пошли. До XVII века оно употреблялось в более чем благопристойном значении и означало все привычное, традиционное, совершаемое по обычаю, то, что ПОШЛО исстари. Однако в конце XVII — начале XVIII веков начались Петровские реформы, прорубка окна в Европу и борьба со всеми древними пошлыми обычаями. Слово пошлый стало на глазах терять уважение и теперь всё больше значило - отсталый, постылый, некультурный, простоватый.
Мерзавец. Этимология мерзавца восходит к слову мерзлый. Холод даже для северных народов никаких приятных ассоциаций не вызывает, поэтому мерзавцем стали называть холодного, бесчувственного, равнодушного, черствого, бесчеловечного… в общем крайне (до дрожи!) неприятного субъекта. Слово мразь, кстати, родом оттуда же. Как и популярные ныне отморозки.
Чмо. Чмарить, чмырить, если верить Далю, изначально обозначало чахнуть, пребывать в нужде, прозябать. Постепенно этот глагол родил имя существительное, определяющее жалкого человека, находящегося в униженном угнетенном состоянии.
В тюремном мире, склонном ко всякого рода тайным шифрам, слово ЧМО стали рассматривать, как аббревиатуру определения Человек, Морально Опустившийся, что, впрочем, совершенно недалеко от изначального смысла.
Дебил – произошло от латинского слова debilis, что значит «слабый».
Дурак (дурень). Разные исследователи находят истоки этого слова в совершенно разных языках. Одни выводят его из тюркского корня «дур» (стоять) и считают, что «дураками» назывались языческие истуканы. Другие считают, что в основе его - литовское durti - «колоть», «жарить», «ударить», которое прошло следующую эволюцию - «ужаленный», «бешеный», «безумный», «глупый». Третьи же считают «дурака» исконно славянским словом, происходящим от глагола «дуть». Как бы то ни было, одно мы знаем точно - очень долгое время слово дурак обидным не было. Ну а в XVIII веке слово «дурак» становится нарицательным и обидным. Однако в народных сказках Иван-дурак - персонаж хотя и бестолковый, но в целом - симпатичный, добрый, бескорыстный. И везет ему не в пример больше, чем его расчетливым и практичным братьям.
Вывод: Русский язык велик и могуч – это мы помним с детских лет, но забываем другое: он ещё и живой. Слова приходят и уходят, меняют значения порой до неузнаваемости. Когда кто-то пытается оскорбить вас словом, просто пожалейте этого невежу или невежду в одном лице: не ведает он, что говорит!
Приложение 4
№ п/п | Знаешь и ты, что такое сквернословие? | Каким синонимом (другим словом) ты можешь заменить это слово? |
1 | | |
2 | | |
3 | | |
Приложение 5
Диаграмма 1
![]()
Диаграмма 2
![]()
Приложение 6
Анкета
Класс ______________
Данное анкетирование полностью анонимно, поэтому будем вам благодарны за честные и откровенные ответы на вопросы
1. Ваш пол?
а) Мужской
б) Женский
2. Используете ли Вы матерные слова в повседневной речи?
а) Да
б) Нет
в) Иногда
3. Как часто Вы употребляете нецензурную лексику?
а) Часто
б) Редко
в) Не употребляю
г) Не задумывался
4. В каких ситуациях чаще всего употребляете нецензурную лексику?
а) раздражение;
б) когда не хватает слов;
в) злость;
г) способ снять нервное напряжение;
д) способ привлечь к себе внимание;
е) способ скрыть свои слабости;
ж) беру пример со взрослых;
з) если это звучит с экранов телевидения, значит это нормально;
е) способ демонстрации принадлежности к «своим».
и) в любой ситуации
5. Используете ли Вы нецензурную лексику в разговоре с взрослыми?
а) Да
б) Нет
6. Слышите ли Вы скверные слова в своей семье?
а) Да
б) Редко
в) Нет
7. От кого чаще всего Вы слышите подобные слова?
а) От родителей
б) От друзей
в) От взрослых на улице
8. Когда слышите нецензурные слова, как Вы к этому относитесь?
а) Нормально
б) Мне все равно
в) Плохо
9. Знаете ли Вы, что мат разрушает организм человека?
а) Да
б) Нет
10. Согласны ли Вы с тем, что мат отрицательно влияет на человека?
а) Согласен
б) Не согласен
в) Сомневаюсь
11. Пытаетесь ли Вы искоренить из речи нецензурную лексику?
а) Пытаюсь
б) Не пытаюсь
12. Хотите ли Вы, чтобы Ваши будущие дети в своей речи использовали бранные слова?
а) Да
б) Нет
в) Не задумывался (лась)
13. Как Вы думаете, что нужно сделать, чтобы люди (дети) не употребляли бранных слов? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Что нужно сделать, чтобы Вы не употребляли эти слова? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за откровенность!
Приложение 7
Диаграмма 1
![]()
Диаграмма 2
![]()
Диаграмма 3
![]()
Диаграмма 4
![]()
Диаграмма 5
![]()
Диаграмма 6
![]()
Диаграмма 7
![]()
Диаграмма 8
![]()
Диаграмма 9
![]()
Диаграмма 10
![]()
Диаграмма 11
![]()
Диаграмма 12
![]()
Диаграмма 13
![]()
Диаграмма 14
![]()
1 http://www.skvernoslovie.narod.ru/staty/hitrie_sety.html
2 ttps://ru.wiktionary.org/wiki/сквернословие
3 https://ru.wikipedia.org/wiki/обсценная_лексика_в_русском_языке
4 https://ru.wikipedia.org/wiki/русский_мат
5 http://gubkincrb.belzdrav.ru
6 http://eparhia-amur.ru/publication/text/27926.html
7 http://russian7.ru/post/skvernoslovie-pochemu-my-vyrazhaemsya
8 http://eparhia-amur.ru/publication/text/27926.html
28