Исследовательская работа
ВЛИЯНИЕ ЦВЕТА ПОВЕРХНОСТИ НА СКОРОСТЬ ТАЯНИЯ СНЕГА.
Яковлева Диана, МБОУ «Яншихово-Челлинская СОШ» Красноармейского района ЧР, 8 класс.
Научный руководитель: Александрова Валентина Валериановна, учитель физики и математики МБОУ «Яншихово-Челлинская СОШ» Красноармейского района ЧР.
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность темы.
Природно - климатические условия значительной части территории России характеризуются большим количеством осадков в зимний период. Из – за сильного снегопада на дорогах образуются пробки. С появлением гололёда увеличивается риск получения серьёзных травм и возможность попасть в дорожно – транспортные происшествия. Поэтому одной из важнейших задач является уборка снега в зимний период.
Цель исследования:
Установить зависимость таяния снега от цвета поверхности.
Задачи исследования:
Провести наблюдения за снежным покровом.
Объяснить наблюдаемые явления.
Обобщить материал, полученный в результате эксперимента.
Объект исследования: Школьный участок МБОУ «Яншихово-Челлинская СОШ» Крсноармейского района ЧР.
Предмет исследования: Заледеневшая поверхность школьного участка МБОУ «Яншихово-Челлинская СОШ» Красноармейского района ЧР.
Приборы и материалы: Цветные мелки, пластилин, линейка.
Методы: эксперимент, наблюдение, сравнение, анализ, обобщение.
Гипотеза: Лучше всех поглощает свет чёрный цвет, хуже всех - белый цвет.
Дата проведения эксперимента: 11 марта 2015 года.
Практическое значение исследовательской работы.
Пополнит дидактический материал по физике, тат как снег не изучается как агрегатное состояние в школьном курсе;
Даёт возможность изобретать вещества, которые помогают ускорить процесс таяния льда, в результате которого передвижение становится комфортным и безопасным.
Поможет бороться с самой главной проблемой всех российских зим, с плохим состоянием дорог.
Этапы исследования:
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
«Нигде влияние снежного покрова так не велико, как в России, так как нигде нет равнины настолько обширной, отдаленной от морей и покрытой снегом зимой», – писал около 100 лет назад в своей замечательной книге «Климаты земного шара» А.И. Воейков. Конечно, пушистые хлопья, валящиеся с неба – это здорово, но самое опасное, когда снежный покров спрессовывается и наслаивается. На поверхности образуется ледяная корка, бороться с которой довольно сложно. Уборочная техника не справляется, дворники в городах– тем более, ведь не хватит никаких сил разрубить и очистить улицы от наслоений большой глубины. Я задумалась, нельзя ли ускорить процесс таяния снега, используя различные цвета. И я решила установить зависимость таяния снега от цвета поверхности.
Для проведения эксперимента решила использовать два вида материала: цветные мелки и пластилин. Мелки я взяла красного, белого, жёлтого, зелёного и синего цветов (5 цветов). Пластилин - чёрного, жёлтого, белого, зелёного, красного и синего цветов (6 цветов). Цветные мелки я накрошила на мелкий порошок, а из пластилина изготовила кружочки диаметром 3,5 см.
Местом для проведения данного эксперимента я выбрала заледеневшую поверхность школьного участка МБОУ «Яншихово-Челлинская СОШ» Красноармйсого района ЧР, куда хорошо падают солнечные лучи. (Поверхность снежного покрова осматривалась на определение внешнего вида снега).
На выбранную поверхность насыпала порошки разных цветов, также уложила в ряд кружочки из пластилина. Решила пронаблюдать за глубиной погружения цветных кружочков в снег. Зафиксировал время – 8.41 ч. и оставила на время.

Время 9.32 ч. Закончился первый урок. На экспериментальном участке заметных изменений нет.

Март – это особый месяц, когда весна только вступает в свои права. Снег нежится в лучах мартовского солнца, весело смеется – и незаметно тает. От теплых солнечных лучей снег под пластилиновыми кружочками начал незаметно таять. Время - 10.25 ч.

Примерно через час в 11.20 ч. под каждым пластилином снег немного растаял, а где порошки – только под синим и зелёным, и немного под красным.

12.15 ч. Пластилиновые кружочки ушли на большую глубину. Снег растаял ещё и под жёлтым порошком, а под белым порошком никаких изменений.

13.05 ч. Снег растаял и под белым порошком. Но для правильного и окончательного результата я решил подождать ещё час.

14.05 ч. И порошки, и кружочки из пластилина ушли в снег на определённую глубину. Теперь можно измерить глубину погружения данных материалов. Хорошо рассмотрев слои снега, измерил линейкой их глубину.


Результаты эксперимента.
Пластилин | Глубина погружения, см. | Порошок | Глубина погружения, см. |
Чёрный | 7,6 | Красный | 4,7 |
Жёлтый | 4,8 | Белый | 1,9 |
Белый | 3,6 | Жёлтый | 3,9 |
Зелёный | 6,3 | Зелёный | 5,2 |
Красный | 5,9 | Синий | 5,7 |
Синий | 6,9 | | |
Свои наблюдения я отразила в диаграммах «Глубина погружения цветных мелков» и «Глубина погружения пластилиновых шариков».

Глубина погружения пластилиновых шариков, см.

Интенсивность поглощения солнечного излучения зависит от цвета поверхности. Чёрные поверхности поглощают почти всё излучение, а белые поглощают слабо.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Результаты эксперимента: Лучше всех поглощает свет чёрный цвет, за ним идёт синий, затем – зелёный, красный, жёлтый, хуже всех - белый цвет.
Цель работы достигнута решением поставленных задач, что позволяет сделать вывод.
Вывод: Тёмные поверхности поглощают лучше, чем светлые поверхности.
ЛИТЕРАТУРА
1.Котляков В.М. Мир снега и льда. М.: Наука. -1994.
2. http://www.msuee.ru/html2/med_gidr/l3_4.html - Физические свойства снега и снежного покрова.
3. Савельев И. В. Курс физики. Учебное пособие в 3 т. Т. 3 М.: Наука. 1998.
4.Детлаф А.А., Яворский Б.М. Курс физики. – М.: Высшая школа, 2001.
5. Трофимова Т.И. Курс физики. – М.: Высшая школа, 1998.
Приложение.





8