1. Введение
2. Славянское войско
3. Клятвенное слово славян
4. Куликовская битва – высочайшее мужество
княжеских дружин
5. Первые своды законов о военной службе
6. Русское воинство и Православная Церковь
7. Петр Великий создатель регулярной русской армии
8. Советская армия- победитель в войне 1941-1945 гг
9. Заключение
Преподаватель ОБЖ
Ковалев Александр Прокофьевич
СОШ № 2
г. Моздок
Воинская традиция наших предков не менее древняя и славная, чем у самураев. Не только спартанцы останавливали персов, с не меньшим Героизмом делали то же и наши предки.…
Здесь, на наших землях были многократно затуплены и сломаны мечи татаро-монгол и тевтонов, поляков и шведов, турок и татар, немцев и австрийцев, французов и англичан, итальянцев и румын, японцев и арабов.
История не знает ни одного нашего стратегического поражения. Проигранные битвы у нас были, как и отступления - но не один завоеватель не был рад, придя на нашу землю. Щит наших князей висел на воротах столицы Восточно-Римской Империи, наши казаки с набегами доходили до Персии…
Слава воинов Славян гремела во все века над Азией и Европой. И именно нам и та, и другая обязаны своим существованием. Ибо множество раз спасали мы Азию от Европы и Европу от Азии.
Со времен общинно-родового строя перед решающими сражениями или походами, на вечевых сходах или военных советах коллективно принимались решения, которые затем неукоснительно выполнялись всеми воинами.
Трусость в бою или сдача в плен традиционно считались в русской армии величайшим позором не только для самого воина, но и для его близких и родных. Выражение "по отцу и сыну честь" точно характеризовало отношения, сложившиеся на Руси.
. Понятие о чести воина являлось фундаментом дисциплины. Издревле отличительной чертой русского воинства стало высоко развитое чувство товарищества, готовности пожертвовать жизнью "за други своя".
Важное место в традициях русского воинства отводилось клятвенному слову. Перед выступлением в поход, перед решающим боем воины давали клятву на оружии, перед Перуном или другими языческими богами, а после принятия христианства - целовали крест.
С древнейших времен человек был вынужден защищать себя и свою семью. Поэтому со временем люди стали объединяться в общины, тогда возникла необходимость создать войско в целях обороны.
Славянское войско состояло в основном из пехоты, вооруженной копьями, дротиками и щитами. Обычно славяне старались не сражаться на открытых полях, а прятались в засадах, неожиданно нападая на застигнутого врасплох врага
Существовало еще и «отборное войско» славян, это наиболее боеспособная часть основного войска. Разрушение племенной системы способствовало возникновению дружины.
Дружинники были мощной военной силой. Они были сгруппированы возле князя и помогали ему поддерживать порядок внутри страны, а также всегда были готовы к бою. Многие из них были советниками князя. Русская рать была известна на весь мир.
Иногда воевали даже женщины.
С 12 века развивается конница. Кроме того, к этому времени уже существует неплохой флот, состоящий из ладей. Примерно в это же время русское войско начинает трансформироваться.
На место дружины приходит княжеский двор – прообраз постоянного войска. Бояре-землевладельцы создают феодальное ополчение . Уже к концу 15 века от феодального ополчения переходят к постоянной общерусской армии, в основе которой стоит дворянская поместная конница. Главами конниц были воеводы.
Исторически сложилось, что до XV века русское войско состояло из двух основных частей: профессионального ядра, которое составляла княжеская дружина, и ополчения.
Дружинники были связаны клятвой на верность князю, но в мирное время могли открыто покинуть дружину и перейти к другому князю или "удалиться на покой". Но с момента выступления в поход вступало в силу правило, что каждый, покинувший дружину, - изменник и перебежчик.
Он становился изгоем или карался смертью
В бою дружинники бились упорно и ожесточенно, стояли до конца, предпочитая смерть позору. "Меча изломавшие, и руками начаша битися", - писал о них летописец.
Для ополченцев, набранных из простого народа на период боевых действий, военная служба была временным явлением. Они значительно уступали дружинникам в боевой подготовке, но традиционно отличались высокой стойкостью и самоотверженностью, так как защищали родную землю и шли в бой за правое дело.
Ярким примером высочайшего мужества, самоотверженности, дисциплины и выдержки княжеских дружин и ополченцев стала Куликовская битва.
На Куликовом поле первым принял на себя сокрушающий удар наемной генуэзской пехоты и конницы Мамая передовой полк, состоящий почти исключительно из ополченцев. "Пешая русская рать, - донесли до нас летописи, - аки древеса сломишаяся и аки сено посечено лежаху". Полк погиб почти весь, но с места не сошел, выполнив свой долг до конца.
Шли века, изменялось оружие, способы ведения боя и принципы комплектования войск, но неизменными оставались традиции ревностного служения Отечеству.
Уже к концу XV века формируется Великое казачество. Казаки составляли лучшую часть армии. Первоначально они обороняли рубежи Руси.
В конце 15 – начале 16 века появилась система воинского набора на временную службу. Командование все еще осуществляли великокняжеские воеводы.
Вскоре появляется стрелецкое войско – многочисленная пехота из числа городских и сельских жителей. В 30-х годах 17 века появились так называемые полки нового строя, которые состояли из пехоты, наемных конных полков, гусар (легковооруженных всадников), а также драгунских войск, которые были конными, но могли действовать и в пешем бою.
В средние века в русском государстве начинают вырабатываться нормативно-правовые документы, определяющие права и обязанности военнослужащих, требования к воинской дисциплине.
В 1571 году при Иване Грозном был утвержден "Боярский приговор о станичной и сторожевой службе". В нем не только были определены основные задачи сторожевой службы на границах русского государства, порядок ее несения, но и установлены меры наказания за недобросовестное исполнение служебных обязанностей.
Вопросы организации службы ставились очень жестко: "А стояти сторожем на сторожах с коня не слезая... А станов им не делати, а огни класть не в одном месте..., а в коем месте кто полднивал, и в том месте не ночевать, а кто где ночевал, и в том месте не полднивать!"
С первых годов введения христианства на Руси российское воинство и Русская Православная Церковь (РПЦ) всегда были рядом.
Церковь, провозгласив защиту Отечества священным делом каждого верующего, строила монастыри-крепости, способные выдержать длительную осаду, направляла в войска своих пастырей, укрепляла армию духовно. В годины тяжелых испытаний в ряды воинов становились священнослужители.
Среди святых, традиционно почитаемых русской Церковью, выдающиеся полководцы князья Александр Невский, Дмитрий Донской, Довмонт Псковский, Андрей Боголюбский, Михаил и Всеволод Черниговские и другие.
На Куликовом поле, ставшем священным для всех россиян, первым принял на себя удар врага, как сообщает предание, монах-воин Пересвет. Церковь всеми известными ей способами поддерживала и поощряла воинские подвиги при защите родной земли.
Стараниями православной Церкви русское воинство стало называться ХРИСТОЛЮБИВЫМ, чем подчеркивался тот главный источник, из которого оно веками черпало свои нравственные силы.
Отношение Церкви к войне и к воинскому служению вообще прошло сложный путь развития: от отрицания самой возможности военной службы для христианина в I—III вв. по Р.Х. до провозглашения защиты Отечества священным делом каждого верующего.
В концептуальном виде христианское учение о войне и воинском служении сложилось в Средние века, когда возникла «убежденность, что война должна вестись по определенным правилам, что и сражающийся человек не должен терять своего нравственного облика, забывая, что его противник — такой же человек, как и он сам».
РПЦ, обратившись к христианскому учению о войне и воинском служении, традиционно выделяла из него следующие основные положения:
— войны являются злом, но злом неизбежным, они сопровождали всю историю человечества после грехопадения и будут сопровождать ее и дальше;
— насилие допустимо, если оно направлено на пресечение зла, а потому действующая власть обязана силой устранять зло из жизни общества;
— убийство врага на войне не противоречит учению Христа и является последней мерой в борьбе со злом;
— воинское служение является особым духовно-нравственным подвигом во имя ближнего, сопряженным с готовностью «положить жизнь за друзей своих».
В конце 17 века Боярская дума начинает образование военно-морского флота, строительством которого в дальнейшем активно занимался Петр I. В 1699 году Петр решил собрать первый рекрутский набор и начать обучение новобранцев. Петр создал «потешные» полки, куда набирали и по добровольному и по принудительному принципам.
Они стали прообразом русской армии после петровских времен. Параллельно существовало старое русское войско, комплектуемое на добровольной основе за деньги и состоящее из стрельцов и иноземных солдатских полков.
На заре петровских военных преобразований в русской армии вводится военная присяга, сохранившаяся до наших дней, а также появляются различные уставы и инструкции, регламентирующие армейскую жизнь. 18 век прославился на весь мир как «золотой век» русского оружия, а военное искусство достигло зенита.
Первой пробой сил петровской 34-тысячной армии была осада в 1700 году шведской крепости Нарвы. Русская армия потерпела поражение.
В первой половине 19 века русская армия не претерпела существенных изменений. В конце 19 века под руководством Милютина были произведены военные реформы.
Прежде всего, было решено создать военные округа с отдельными командующими. Также были упразднены рекрутские наборы и объявлена всесословная воинская повинность, так как защита престола и Отечества являлись священной обязанностью каждого подданного. Срок воинской службы составлял 6 лет и 9 в запасе.
Армейская и флотская служба для всех служилых людей — рядовых и офицеров являлась пожизненной. Тогда русская армия состояла из пехоты, кавалерии и артиллерии.
В начале 20 века срок солдатской службы сокращается до 3 лет. В августе-декабре 1914 года состоялась всеобщая мобилизация, к середине 1917 года людские ресурсы страны были истощены. Развал Вооруженных сил Российской Империи был спровоцирован неудачами в войне, февральской буржуазной революцией и деятельностью большевиков.
После событий октября 1917 года начинается гражданская война, в которой царская армия потерпела окончательный крах. Ее преемницей стала рабоче-крестьянская красная армия, основными принципами которой являлись классовость и наличие военных комиссаров помимо командного состава.
Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. стала величайшей проверкой способности Вооруженных Сил СССР отстоять независимость страны.
В этот период отечественная полководческая школа выдвинула ряд талантливых военачальников (Г. К. Жуков, К. К. Рокоссовский, Н. Ф. Ватутин, А. М. Василевский, И. С. Конев и др.), искусно осуществлявших военные операции, которые привели к разгрому стойкого и хорошо вооруженного противника.
Победа в этой войне еще раз продемонстрировала всему человечеству неисчерпаемые возможности советского народа и его Вооруженных Сил при защите своего Отечества.
" Ибо нет больше той Любви, ежели кто положит жизнь свою за други своя" - говорит принесший не мир, а меч Христос, забытый в пластмассовом мире. А значит, место Героев - на Небесах. Сегодня оттуда они смотрят на нас - своих наследников. И каждый раз, когда вместо того, чтобы проявить Героизм (на войне, в драке, в политике, в быту) Славянин поступает не так, как велит голос предков, омрачается их взор.
Они тоже хотят восхищаться. Восхищаться теми, ради кого они шли на Подвиги. И также захотят восхищаться нами наши Потомки. Иначе их никогда не будет в мире Микки Мауса.
У СЛАВЯНСКИХ ГВАРДЕЙЦЕВ есть одна задача - быть достойными восхищения . Восхищения соратников, восхищения женщин, восхищения Предков, восхищения Потомков. Нам предстоит явить современникам такую способность к Героизму, перед которой они замрут в восхищение.
Домашнее задание § 13 стр.63-69