История становления балльной системы оценок
На всех этапах развития школы при усилении демократических начал ее организации на первое место выдвигался вопрос поиска эффективных путей реализации оценочной функции педагога. Чтобы правильно строить процесс обучения соразмерно развитию предлагать задания различной трудности, необходимо знать уровень развития того или иного ребенка, вовремя проводить коррекцию заданий, отслеживать динамику роста творческих способностей. Для этого нужна хорошо налаженная система контроля и оценивания, разнообразная по форме и содержанию, не отнимающая много времени, включающая все виды контроля, отдавая приоритет самоконтролю.
(Слайд 2) Контроль — процедура получения информации о деятельности и ее результатах, то есть процедура, обеспечивающая обратную связь.
Оценка — это процесс соотношения реальных результатов и планируемых целей, а отметка - знаковое выражение этого процесса.
(Слайд 3) Функции отметки:
контролирующая - на каком уровне усвоен материал;
констатирующая - занимается ученик по этому предмету или нет;
уведомляющая - какой балл получил ученик за изученный материал;
карательная - все нормально в учебе или пора принимать меры;
регулирующая - подталкивает ученика к саморегуляции познавательной деятельности.
(Слайд 4) В истории педагогики можно найти множество примеров педагогического поиска оптимальной системы оценивания. Оценочная балльная система возникла в немецких схоластических школах как способ усилить влияние общественности на ребенка. В XVI-XVII веках в иезуитских школах появилась система оценивания баллами. Все ученики разделялись по разрядам: лучший, средний, худший. Цель такого оценивания - вместо телесных наказаний за плохие успехи ввести поощрения за хорошие успехи. Легко войдя в школьную практику разных стран и принимая различные формы, отметки быстро приобрели социальную значимость, став инструментом давления на учащихся. Это был шаг в сторону реализации гуманистических идей воспитания.
(Слайд 5) В истории российского просвещения существовала трехразрядная система оценок. Высший разряд обозначал очень хорошие успехи “учения изрядного, надежного, честного, хорошего, похвального”. Средний разряд обозначал успехи “учения посредственного, мерного, нехудого”. Низший разряд характеризует успехи ниже среднего “учения слабого, подлого, прехудого, безнадежного”.
(Слайд 6) В начале XIX в. в лицеях применялось два вида оценок: оценки за испытания (экзамены, зачеты, практические задания) и за поведение. Существовали три формы этих оценок: словесные характеристики, письменные отзывы и балльные отметки. В письменных отзывах описывались достижения за общенаучные навыки, прилежание, нравственные качества.
(Слайд 7) В разное время в России применялись 3-, 5-, 8-, 10-, 12-балльные системы оценки знаний. Из них прижилась 5-балльная система, которая в 1837 году была официально установлена государством: “1” - слабые успехи, “2” - посредственные, “3” - достаточные, “4” - хорошие, “5” - отличные. К 1917 г. эта система официально существовала во всех типах учебных заведений России: в гимназиях, реальных училищах, духовных семинариях, земских и церковно-приходских школах и т.д. В течение XX века оценка “1” постепенно вышла из употребления, в результате 5-балльная система трансформировалась в 4-балльную.
(Слайд 8) В мае 1918 г было принято решение Наркомпроса РСФСР «Об отмене отметок». Широко практиковались выставки работ учащихся, отражающие результаты их учебной деятельности. Перевод из младшей группы в старшую проводили на основании отзыва педагогического совета школы об успехах учащихся. Практиковалась также коллективная аттестация учебной группой своих товарищей. Такой «коллективный» подход к оценке знаний не позволял оценить результаты учебной деятельности каждого ученика, у многих учащихся пропадал стимул к учебной деятельности, поскольку оценивались средние показатели по классу. С 1944 г. во всех школах страны снова перешли на количественную пятибалльную систему отметок.
(Слайд 9) В 1990-е гг. в различных учебных заведениях стали апробироваться новые подходы к оцениванию познавательной деятельности школьников. Они заключались в переходе с пятибалльной на многобалльную систему (от 100 до 1000), известную как модульно-рейтинговая. Как показал опыт применения такой системы оценивания, она вызывает интерес у школьников, стимулирует их активность, самоопределение и развитие самооценки. Однако, в результате набранные учениками сотни и тысячи баллов переводились в традиционную пятибалльную шкалу.
(Слайд 10) Одной из новых форм оценивания являлась сдача старшеклассниками в конце полугодия всего освоенного материала и получение «зачета» или «незачета», то есть бинарная система оценивания. Преимущество данного подхода в его аналогичности вузовской системе обучения. Однако недостатком являлось то, что ученики тщетно пытались в течение зачетной недели овладеть непосильным для них объемом материала.
(Слайд 11) В конце 90-х гг. в некоторых образовательных учреждениях нашей страны стали применяться субъект-субъектные подходы к оцениванию знаний. Эти подходы включают непрерывную оценку и самооценку посредством интеграции качественной и количественной ее составляющих, перевода внешней субъективной оценки во внутреннюю объективную самооценку и формирование способности обучаемого к непрерывной самооценке в процессе непрерывного самообразования.
Такая система получила название учебное «портфолио». Суть ее заключается в том, что организуется накопление, отбор и анализ образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности ученика, а также соответствующих информационных материалов из внешних источников (от учителей, одноклассников, родителей). На основе этого проводится всесторонняя количественная и качественная оценка уровня обученности данного ученика и дальнейшая коррекция процесса обучения. При этом делается акцент на то, что ученик знает, умеет, а не на то, чего он не знает и чего не умеет.
В настоящее время в условиях введения новых образовательных стандартов наметилась тенденция объединения педагогической и психологической оценки. Результатом образования является система знаний, умений, навыков и освоенных компетенций. Оценить компетенции обучающихся можно путём сочетания строго-формализованного и малоформализованного методов психологической оценки.
(Слайд 12) Список литературы:
Казакова И. А. Система оценивания знаний в историческом аспекте // Высшее образование в России. 2011. №6.
Носс И. Н. Качественные и количественные методы исследований в психологии : учеб. для бакалавриата и магистратуры : учеб. для студентов вузов. / И. Н. Носс ; Моск. гос. обл. ун-т. - М. : Юрайт, 2014. - 361, [2] с.
Пыльнев Ю. В. Русская школьная отметка : история и современность / Ю. В. Пыльнев, В. В. Васильев. – Воронеж : Издательско-полиграфический центр ВГПУ, 2016. – 92 с.
Скибицкий Э. Г., Шкабура О. В. Контроль и оценка качества обучения как компонент информатической системы педагогического процесса // Сибирский педагогический журнал. 2006. №4.