СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Италия и Германия в средние века

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Италия и Германия в средние века»

4


Поурочное планирование по Истории для 6-х классов
МБОУ СОШ №23 г Симферополь
Класс:
6-А Класс
учитель СейтмеметовА.Р
Дата:21.02.2025

Предмет: История

Тема урока: Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в

XII- XV веках.

Цели урока: создать условия для формирования представлений о причинах раздробленности Германии и Италии; познакомить с понятиями коммуна, курфюрст, тирания, городская республика, гвельфы, гибеллины.

Тип урока: освоение новых знаний

Планируемые образовательные результаты:

  1. Предметные: перечисляют причины феодальной раздробленности Германии, находят путём анализа и обобщения объективные связи между историческими фактами, характеризуют события, происходившие в Германии в XII –XV вв., раскрывают смысл, значение исторических понятий булла, тирания, гвельфы, гибеллины, соотносят термины и описания исторических событий.

  2. Метапредметные:

а) познавательные: структурируют знания, используют ориентиры, выделенные учителем в новом материале, строят логические рассуждения, разбивают материал на смысловые части, составляют конспект;

б) регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей, проявляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения;

в) коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, формируют и аргументируют своё мнение в коммуникации;

г) личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карта «Реконкиста на Пиренейском полуострове», презентация «Политическая раздробленность в Италии».

Ход урока

  1. Организационный момент. Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

  2. Актуализация знаний.

Беседа по пройденному материалу:

-Что такое Реконкиста?

-Какие слои населения Пиренейского полуострова участвовали в Реконкисте?

С какой целью они делали?

-Какие Христианские государства возникли на Пиренейском полуострове?

-Чем кортесы Испании отличались от других известных вам органов сословной монархии?



  1. Постановка учебных задач. Беседа:

Сообщает тему урока, учитель предлагает сформулировать учебные задачи, учащиеся формулируют учебные задачи.

  1. Изучение нового материала. Рассказ учителя:

  1. Рассказывает о причинах феодальной раздробленности Германии (см. Приложение 1).

  2. Работа с учебником ( п.2, с. 192). Предлагает прочитать п.2 и ответить на вопросы:

-Что усиливало власть германских князей? (С XII века началось наступление германцев на славян. Этими походами руководили не императоры, а отдельные князья, что расширяло их владения. Эти завоевания усиливали власть князей.)

-Приведите примеры завоеваний немецких князей. (Герцог Саксонии и Баварии Генрих Лев из рода Вельфов захватил земли славян у Балтийского побережья и основал город Любек. Ещё один князь –Альбрехт Медведь _захватил славянскик земли по среднему течению Эльбы. На землях славянского города Бранибор он основал княжество Бранденбург. Позднее на его территории возник город Берлин.)

3. Рассказ учителя. Знакомит учащихся с текстом (см. Приложение 2).

Обращает внимание на юридическое оформление феодальной

раздробленности в средневековой Европе.

  1. Презентация «Политическая раздробленность в Италии». Комментирует информацию презентации, останавливаясь на наиболее существенных моментах (см. Приложение 3).

  1. Первичное осмысление и закрепление знаний. Работа по карточкам.

Учитель раздаёт карточки всем учащимся и просит вставить пропущенные слова (см. Приложение 4).

  1. Итоги урока. Рефлексия. Обобщающая беседа. Закончите предложения:

  • На уроке я работал …

  • Своей работой на уроке я …

  • Урок мне показался …

  • За урок я …

  • Моё настроение …

  • Материал урока мне был …

  1. Домашнее задание. Параграф 23; записи в тетрадях изучить. Информационный проект « Путешествие по памятным местам средневековых государств Европы» (с. 199) ( можно привлечь взрослых).



Приложение 1

Феодальная раздробленность в Средние века существовала не только во Франции, Англии и на Пиренейском полуострове. Её переживала и Германия, однако, в отличие от перечисленных государств, преодолеть её она смогла лишь гораздо позже. Тому способствовал ряд причин. Как и повсеместно в Европе, в Германии с XI века начинается заметный рост хозяйства, увеличивается количество городов, расширяется торговля. Все эти факторы, как вы помните, способствовали процессу централизации власти и объединению государств под эгидою короля. Здесь же существовало несколько отличий, которые и стали препятствием в дальнейшем объединении страны. Дело в том, что отличие от изученных нами государств в Германии расширялись не внутренние торговые связи, а внешние, что напрямую отразилось на настроениях городского населения –оно меньше стремилось к созданию единого государства, чем горожане, к примеру, Франции. Да и мелкие и средние феодалы здесь не обладали достаточной силой, чтобы оказывать заметную поддержку центральной власти. Поэтому в Германии образовалось множество небольших централизованных княжеств, независимых друг от друга.



Приложение 2

Императорская власть в Священной Римской империи постепенно утрачивала свою силу. В XII –XIII веках семь наиболее крупных феодальных сеньоров (в Германии они назывались курфюрстами) присвоили себе право императора.

В период правления Карла IV из династии Люксембургов феодальная раздробленность была юридически закреплена изданием в 1356 году так называемой Золотой буллы. (Булла –грамота, содержащая закон императора или послание папы) Этот документ подтверждал сложившийся порядок избрания императора. В коллегию выборщиков входило семь курфюрстов: трое церковных и четверо светских. Выборы должны были проходить во Франкфурте –на –Майне, а избрание проводилось большинством голосов. Булла закрепила не только старые привилегии князей, но и новые. К ним относились:

-право вершить суд;

-право чеканить собственную монету;

-право взимать таможенные пошлины и прочие налоги;

-право вести «законно объявленные войны» (в то время как союзы городов категорически запрещались!).

Таким образом, Золотая булла окончательно закрепила в Германии феодальную раздробленность.



Приложение 3

Италия, подобно Германии, осталась политически раздробленным государством. Однако она обладало одной отличительной особенностью –на сравнительно небольшой территории насчитывалось огромное количество городов. Поэтому можно назвать страной городов и городской культуры.

Многие богатые города Италии добились прав коммуны.

Коммуна –городская община, добившаяся самоуправления. Управлялось городским советом и выборным правителем города.

Постепенно коммуны становятся республиканскими городами-государствами. Их появление не уничтожает феодальную структуру отношений, сложившуюся в обществе. Просто город заменяет собой феодальных сеньоров. Он освобождал крестьян от личной зависимости, держал на своей территории вассалов, укреплял корпоративный цеховой строй и даже вел войны с другими городами-коммунами.

Характерной чертой политической жизни средневековой Италии было противостояние двух политических групп, которые образовались во времена противостояния пап с императорами –гвельфов и гибеллинов.

Гвельфы –сторонники папы, их социальной опорой были торговцы и ремесленники.

Гибеллины –сторонники императора, были представлены в основном дворянами.

К XV веку города-государства Италии утрачивают свой республиканский строй. Вместо него чаще всего устанавливалась такая форма правления как тирания.

Тирания -форма государственной власти, основанная на единоличном правлении.

Одним из самых могущественных тиранов во Флоренции стал Лоренцо Великолепный из семейства Медичи (1468 -1492). Он фактически обладал властью суверенного монарха: выбирал внешнюю политику, распоряжался городской казной, занимался назначением чиновников. Однако помимо этого он покровительствовал ученым, художникам и писателям. При власти Медичи были снижены налоги с горожан, велось активное строительство, порой раздавались деньги беднякам.







Приложение 4

Карточка

Священная Римская империя была крупнейшим политическим образованием, которое, впрочем, так и не смогло преодолеть ________________________. Она представляла собой множество небольших и абсолютно независимых друг от друга централизованных ____________.

Император Священной Римской империи по условиям _______________, принятой в 1356 г., избирался семи курфюрстами путём большинства голосов. Он располагал лишь своими владениями и войском. В империи не было единого законодательства, общей казны и войска.

Италия оставалась раздробленной. Её основной особенностью было большое количество _______________. Многие города стали ___________, поддерживали ремесленники и торговцы, вторых -_________________ . К XV в. во многих итальянских городах власть приобретает тиранические черты. Наиболее известными тиранами во Флоренции были правители из рода ____________________ .



Слова для заполнения пропусков: феодальная раздробленность; княжества; Золотая булла; города; коммуны; гвельфы и гибеллины; дворяне; Медичи.