СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговый тест по теме «Основы учения об эволюции». 11 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итоговый тест по теме "Основы учения об эволюции" предназначен для контроля усвоения знаний в соответствии с требованиями по уровню подготовки учащихся 11 класса по данной теме.

Просмотр содержимого документа
«Итоговый тест по теме «Основы учения об эволюции». 11 класс»

Итоговый тест по теме «Основы учения об эволюции»

I вариант

Часть 1. Выберите один правильный вариант ответа из 4-х предложенных.

1. Многообразие видов живых организмов является результатом:

1)активного мутационного процесса           2)эволюции

3)межвидовой борьбы                             4)комбинативной изменчивости


2. Какое из утверждений точно отражает биологический смысл возникновения адаптации:

1)выживают и размножаются наиболее сильные особи

2)выживают и размножаются наиболее приспособленные особи

3)выживают самые плодовитые виды

4)выживают и процветают самые высокоорганизованные виды


3. Географический критерий вида заключается в том, что особи, принадлежащие к одному виду:  1)похожи друг на друга по внешнему строению 

2)ведут сходный образ жизни в близких условиях среды

3)обитают на общей территории

4)схожи по физиологическим особенностям жизнедеятельности


4. Морфологический критерий вида заключается в том, что особи, принадлежащие к одному виду:

1)похожи друг на друга по своему внешнему строению

2)ведут сходный образ жизни в близких условиях среды

3)обитают на общей территории

4)схожи по физиологическим особенностям жизнедеятельности


5. Интенсивность размножения и ограниченность ресурсов для жизни организмов является причиной: 1) естественного отбора;   2) дрейфа генов;

3) формирования приспособленности;       4) борьбы за существование



6. Наиболее напряженной формой борьбы за существование является борьба:  

1)с неблагоприятными условиями среды  2)с паразитами

3)межвидовая             4)внутривидовая


7. Процесс, в результате которого выживают и оставляют после себя потомство преимущественно особи с полезными в данных условиях наследственными изменениями, называют:

1)естественным отбором                 2)модификационной изменчивостью

3)наследственной изменчивостью    4)комбинативной изменчивостью


8. Результатом действия естественного отбора не является:

1)приспособленность организмов к среде обитания;

2)многообразие органического мира;

3)борьба за существование;

4)совершенствование организации живых существ.


9. Микроэволюция — это:

1)происходящие в популяциях эволюционные процессы, приводящие к появлению новых видов  2)незначительные эволюционные изменения, не приводящие к видообразованию

3)эволюция сообществ организмов   

4)эволюция микроорганизмов


10. Дивергенцией называется:

1)расхождение признаков в эволюционном процессе;

2)схождение признаков в эволюционном процессе;

3)взаимопроникновение ареалов двух видов;

4)происхождение нового вида от скрещивания двух или более видов.

11. Примером конвергентной эволюции являются:

1)акула и дельфин    3) волк и собака

2)кошка и тигр         4) ящерица и крокодил


12. Крупные систематические группы в процессе эволюции возникают, как правило, путем: 1)ароморфоза;  2)идиоадаптации  3)общей дегенерации;              4)направленной эволюции.


13. Гомологичные органы:

1)сходны по функциям и различны по происхождению

2)различны по функциям, но имеют общее происхождение

3)сходны и по функциям, и по происхождению

4)различны и по функциям, и по происхождению


14. Аналогичными органами являются:

1)жабры рака и жабры рыбы;               2)лапа собаки и крыло птицы;

3)листья березы и иголки кактуса;       4)все перечисленные пары.


15. Дегенерацией считается:

1)приспособленность бактерий к жизни в горячих источниках

2)менее развитый мозжечок земноводных по сравнению с птицами

3)утрата органов чувств у паразитических червей

4)утрата ящерицей хвоста


16. Ароморфозом, способствовавшим выходу позвоночных животных сушу, было появление:  1)многоклеточности    2)двухкамерного сердца 3)легочного дыхания   4)теплокровности


17. К идиоадаптации следует отнести:

1)многоклеточность; 2)четырехкамерное сердце млекопитающих;

3)игольчатые листья растений пустынь;  4)все перечисленные эволюционные приспособления.


18. Дегенерация: 

1)всегда приводит к вымиранию вида

2)никогда не приводит к биологическому прогрессу

3)может приводить к биологическому прогрессу 

4)ведет к усложнению общей организации


19. Примером ароморфоза является:

1)уплощение тела у донных рыб;   

2)покровительственная окраска;

3)отсутствие кишечника у паразитических червей;

4)возникновение полового процесса.


20. Увеличение численности серой крысы является примером:

1)ароморфоза                                   2)идиоадаптации

3)биологического прогресса       4)биологического регресса


Часть 2.

21. Выберите три примера идиоадаптаций.

A)Появление ловчих органов у насекомоядных растений

Б)Появление окраски тигра или зебры

B)Возникновение легочного дыхания у земноводных

Г)Возникновение пятипалых конечностей у животных

Д)Способность моллюсков выпускать облако чернильной жидкости

Е)Возникновение полиплоидных форм картофеля


22. Установите последовательность возникновения ароморфозов в животном мире в процессе эволюции:

A)Специализация тканей и органов;

Б) Появление многоклеточности;

B)Внутриутробное развитие зародыша;

Г) Двусторонняя симметрия тела;

Д) Внутреннее оплодотворение;  

Е) Теплокровность.


23. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми от­бо­ра и его ви­да­ми — (1) Есте­ствен­ный либо (2) Ис­кус­ствен­ный:

А) Со­хра­ня­ет осо­бей с по­лез­ны­ми в дан­ных усло­ви­ях среды из­ме­не­ни­я­ми.

Б) При­во­дит к со­зда­нию новых пород жи­вот­ных и сор­тов рас­те­ний.

В) Спо­соб­ству­ет со­зда­нию ор­га­низ­мов с нуж­ны­ми че­ло­ве­ку на­след­ствен­ны­ми из­ме­не­ни­я­ми.

Г) Про­яв­ля­ет­ся внут­ри по­пу­ля­ции и между по­пу­ля­ци­я­ми од­но­го вида в при­ро­де.

Д) Дей­ству­ет в при­ро­де мил­ли­о­ны лет.

Е) При­во­дит к об­ра­зо­ва­нию новых видов и фор­ми­ро­ва­нию при­спо­соб­лен­но­сти к среде.

Ж) Про­во­дит­ся че­ло­ве­ком.

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

A

Б

В

Г

Д

Е

Ж

 

 

 

 

 

 

 


24. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и ви­да­ми до­ка­за­тельств эво­лю­ции — (1) го­мо­ло­гич­ные ор­га­ны либо (2) ана­ло­гич­ные ор­га­ны:

А) усы та­ра­ка­на и рыбы сома

Б) чешуя яще­ри­цы и перо птицы

В) глаза ось­ми­но­га и со­ба­ки

Г) зубы акулы и кошки

Д) нос обе­зья­ны и хобот слона

Е) когти кошки и ногти обе­зья­ны

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 




25. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ром и типом до­ка­за­тельств эво­лю­ции жи­вот­но­го мира, ко­то­рый он ил­лю­стри­ру­ет.

ПРИ­МЕР

 

ТИП ДО­КА­ЗА­ТЕЛЬСТВ

A) фи­ло­ге­не­ти­че­ский ряд ло­ша­ди

Б) на­ли­чие коп­чи­ка в ске­ле­те че­ло­ве­ка

B) перо птицы и чешуя яще­ри­цы

Г) от­пе­чат­ки ар­хео­пте­рик­са

Д) мно­го­сос­ко­вость у че­ло­ве­ка

 

1) срав­ни­тель­но-ана­то­ми­че­ские

2) па­ле­он­то­ло­ги­че­ские


За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

A

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 


Часть 3. Составьте сравнительную таблицу:



Биологический прогресс

Биологический регресс

Численность



Ареал



Приспособленность



Результат

















































Итоговый тест по теме «Основы учения об эволюции»

II вариант

Часть 1. Выберите один правильный вариант ответа из 4-х предложенных.


1. Историческое развитие организмов называется:

1)онтогенез   2)гаметогенез          3) овогенез            4) филогенез


2. Экологический критерий вида заключается в том, что особи, принадлежащие к одному виду:

1)имеют сходное строение      3)обитают на общей территории

2)ведут сходный образ жизни в близких условиях среды

4)схожи по физиологическим особенностям жизнедеятельности


3. Физиологический критерий вида заключается в том, что особи, принадлежащие к одному виду:

1)похожи друг на друга по своему внешнему строению

2)ведут сходный образ жизни в близких условиях среды

3)обитают на общей территории

4)схожи по физиологическим особенностям жизнедеятельности


4. Термин «адаптация» означает:

1)способность к возбуждению 2)приспособленность  3)развитие

4)самовоспроизведение


5. Способность живых существ производить большое количество потомков и ограниченность мест обитания и жизненных ресурсов являются непосредственными причинами:

1)наследственной изменчивости;         2)борьбы за существование;

3)вымирания;                                         4)видообразования.


6. Естественный отбор, действующий в неизменных условиях среды, называется:

1)искусственным  2)дизруптивным 3)движущим   4)стабилизирующим


7. Пример внутривидовой борьбы за существование:

1) соперничество самцов из-за самки  4) поедание птицами плодов и семян

2) «борьба с засухой» растений пустыни 3) сражение хищника с жертвой


8. Многообразие пород собак является результатом:

1)естественного отбора                        2)искусственного отбора

3)мутационного процесса               4)модификационной изменчивости


9. Приспособленность помогает организму выжить только в тех условиях существования, в которых она сформировалась, поэтому приспособленность организмов называют:

1)неполной 2) частичной 3)временной 4)относительной


10. Движущим фактором эволюции является:

1)мутационный процесс                         2)дрейф генов

3)естественный отбор                            4)изоляция популяций


11. Происходящие в популяциях эволюционные процессы, приводящие к появлению новых видов, называются:

1)микроэволюцией           2)макроэволюцией

3)межвидовой борьбой    4)внутривидовой борьбой


12. Возникновение в процессе эволюции сходных признаков у организмов разных систематических групп, обитающих в одинаковых условиях среды, называется:

1)градацией;      2)дивергенцией;       3)конвергенцией;      4)регенерацией.



13. Аналогичными называются органы:

1)выполняющие несколько разных функций;

2)имеющие одинаковый план строения;

3)выполняющие одинаковые функции;

4)имеющие общее эволюционное происхождение.


14. Гомологичными органами являются:

1)лапа кошки и нога мухи;                       2)глаз человека и глаз паука;

3)чешуя рептилий и перья птиц;             4)крыло бабочки и крыло птицы.


15. Примером идиоадаптации является:

1)разнообразная окраска яиц у птиц

2)возникновение пятипалой конечности у земноводных

3) отсутствие кровеносной системы у аскарид

4) появление второго круга кровообращения


16. Утрата зрения у животных, обитающих под землей, является примером:

1)ароморфоза    2)идиоадаптации 3)дегенерации 4)биологического регресса


17. Примером ароморфоза является:

1)возникновение полового размножения у кишечнополостных

2)превращение пятипалой конечности в ласты у кита

3)возникновение жала у пчел

4)исчезновение пищеварительной системы у некоторых паразитических червей


18. Приспособление животных к паразитическому образу жизни связано с упрощениями строения тела, что является примером:

1)ароморфоза    2)идиоадаптации 3)дегенерации    4)биологического регресса    

19. Расширение ареала домовой мыши является примером:

1)идиоадаптации                                 2)биологического прогресса

3)ароморфоза                                     4)биологического регресса


20. Сокращение численности и ареала уссурийского тигра является примером: 

1)биологического регресса       2)дегенерации

3) биологического прогресса              4)ароморфоза


Часть 2.

21. К ароморфозам относятся следующие явления:

А)развитие корнеплода у моркови

Б)возникновение процесса дыхания

В)возникновение плода у цветковых растений

Г)способность к смене окраски у хамелеона

Д)возникновение кровеносной системы 6)слабое развитие обоняния у птиц


22. Установите последовательность действия движущих сил эволюции в популяции растений, начиная с мутационного процесса.

А) борьба за существование

Б) размножение особей с полезными изменениями

В) появление в популяции разнообразных наследственных изменений

Г) преимущественное сохранение особей с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями

Д) закрепление приспособленности к среде обитания





23Со­по­ставь­те форму есте­ствен­но­го от­бо­ра и ее ха­рак­те­ри­сти­ки.

 

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА

 

ФОРМЫ ЕСТЕ­СТВЕН­НО­ГО ОТ­БО­РА

А) дей­ству­ет про­тив осо­бей с край­ни­ми зна­че­ни­я­ми при­зна­ков

Б) при­во­дит к суже­нию нормы ре­ак­ции

В) обыч­но дей­ству­ет в по­сто­ян­ных усло­ви­ях

Г) про­ис­хо­дит при осво­е­нии новых ме­сто­оби­та­ний

Д) из­ме­ня­ет сред­ние зна­че­ния при­зна­ка в по­пу­ля­ции

Е) может при­во­дить к по­яв­ле­нию новых видов

 

1) Дви­жу­щий

2) Ста­би­ли­зи­ру­ю­щий

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 



24. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ром и мор­фо­фи­зио­ло­ги­че­ской осо­бен­но­стью, ко­то­рой со­от­вет­ству­ет дан­ный при­мер.

 

ПРИ­МЕР

 

ОСО­БЕН­НОСТЬ

А) пред­пле­чье ля­гуш­ки и ку­ри­цы

Б) ноги мыши и кры­лья ле­ту­чей мыши

В) кры­лья во­ро­бья и кры­лья са­ран­чи

Г) плав­ник кита и плав­ник рака

Д) ро­ю­щие ко­неч­но­сти крота и мед­вед­ки

Е) во­ло­сы че­ло­ве­ка и шерсть со­ба­ки

 

1) го­мо­ло­гич­ные ор­га­ны

2) ана­ло­гич­ные ор­га­ны

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

A

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 


25. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ром и типом до­ка­за­тельств эво­лю­ции, к ко­то­ро­му этот при­мер от­но­сят.

 

ПРИ­МЕР

 

ТИП ДО­КА­ЗА­ТЕЛЬСТВ

A) пе­ре­ход­ные формы

Б) го­мо­ло­гич­ные ор­га­ны

B) ру­ди­мен­ты

Г) еди­ный план стро­е­ния ор­га­нов

Д) ока­ме­не­ло­сти

Е) ата­виз­мы

 

1) па­ле­он­то­ло­ги­че­ские

2) срав­ни­тель­но-ана­то­ми­че­ские

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 



Часть 3. Составьте сравнительную таблицу:


Биологический прогресс

Биологический регресс

Численность



Ареал



Приспособленность



Результат